Рабочая программа с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования По "Художественно- эстетическому развитию" "Музыка"
рабочая программа по музыке

Татьяна Павловна Кузьмина

Содержание рабочей программы:

Раздел

Стр

1

Пояснительная записка

4

 1.1

Цели и задачи реализации рабочей программы

4

1.2

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей  2-3лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

5

 

 а) краткое описание контингента воспитанников с учетом возраста, состояния здоровья и других необходимых показателей (есть ли в группах одаренные дети???)

 

 

б) особенности семей воспитанников (информация, необходимая для организации психолого-педагогического сопровождения семей, вовлечения их непосредственно в образовательную деятельность и организации коррекционной работы)

 

1.3

Характеристика особенностей музыкального развития детей с ОВЗ

11

1.4

Планируемые результаты освоения рабочей программы

12

1.5

Педагогическая диагностика

16

2

Содержание (проектирование) образовательного процесса

17

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» в виде перспективного комплексно-тематического плана на год

17

2.2

Интеграция с другими образовательными областями

18

2.3

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов и т.д.).

19

2.4

Модель организации образовательного процесса

20

2.5

План взаимодействия с родителями воспитанников

22

2.6

Модель взаимодействия со специалистами ДОУ

24

3

Организация образовательного процесса.

28

3.1

Материально-техническое обеспечение программы

28

3.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами  обучения и воспитания

29

3.3

Расписание непрерывной образовательной деятельности (НОД) на неделю

30

3.4

Циклограмма образовательной деятельности вне НОД на неделю

31

3.5

План традиционных событий, праздников, мероприятий

32

3.6

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

33

3.7

Приложения к программе

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

 

Настоящая Рабочая программа (деле – Программа) разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Программа построена на основе:

  - основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детский сад «Берёзка»;

- комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования - "От рождения до школы",Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд.,испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368с. Используются парциальные программы:

  «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина;

  «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева.

 Программа определяет основные  направления,  условия  и  средства  развития   ребенка  в  музыкальной  деятельности,  как  одного  из  видов  продуктивной  деятельности  детей  дошкольного  возраста и детей с ОВЗ,  их  ознакомления  с  миром  музыкального  искусства  в  условиях  детского  сада и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

  1. Цель и задачи основной образовательной программы

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяется на основе ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, приоритетного направления с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель рабочей программы: формирование общей культуры детей и создание условий для развития музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театральной деятельности.

Задачи:

-формирование основ музыкальной культуры дошкольников и детей с ОВЗ;

-формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

 

-развитие речи детей;

-обеспечение эмоционально – психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;

-приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально – творческую деятельность (русский народный фольклор, классическая музыка, детская современная музыка и т.д);

-развитие внутренних психологических процессов: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах музыкальной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke.docx376.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\ПК\Pictures\2019-08-30\001.jpg

Содержание рабочей программы:

Раздел

Стр

1

  1. Пояснительная записка

4

 1.1

Цели и задачи реализации рабочей программы

4

1.2

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей  2-3лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

5

 а) краткое описание контингента воспитанников с учетом возраста, состояния здоровья и других необходимых показателей (есть ли в группах одаренные дети???)

б) особенности семей воспитанников (информация, необходимая для организации психолого-педагогического сопровождения семей, вовлечения их непосредственно в образовательную деятельность и организации коррекционной работы)

1.3

Характеристика особенностей музыкального развития детей с ОВЗ

11

1.4

Планируемые результаты освоения рабочей программы

12

1.5

Педагогическая диагностика

16

2

Содержание (проектирование) образовательного процесса

17

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» в виде перспективного комплексно-тематического плана на год

17

2.2

Интеграция с другими образовательными областями

18

2.3

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов и т.д.).

19

2.4

Модель организации образовательного процесса

20

2.5

План взаимодействия с родителями воспитанников

22

2.6

Модель взаимодействия со специалистами ДОУ

24

3

Организация образовательного процесса.

28

3.1

Материально-техническое обеспечение программы

28

3.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами  обучения и воспитания

29

3.3

Расписание непрерывной образовательной деятельности (НОД) на неделю

30

3.4

Циклограмма образовательной деятельности вне НОД на неделю

31

3.5

План традиционных событий, праздников, мероприятий

32

3.6

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

33

3.7

Приложения к программе

36

 

  1. Пояснительная записка

 

Настоящая Рабочая программа (деле – Программа) разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Программа построена на основе:

  - основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детский сад «Берёзка»;

- комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования - "От рождения до школы",Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд.,испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368с. Используются парциальные программы:

  «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина;

  «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева.

 Программа определяет основные  направления,  условия  и  средства  развития   ребенка  в  музыкальной  деятельности,  как  одного  из  видов  продуктивной  деятельности  детей  дошкольного  возраста и детей с ОВЗ,  их  ознакомления  с  миром  музыкального  искусства  в  условиях  детского  сада и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

  1. Цель и задачи основной образовательной программы

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяется на основе ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, приоритетного направления с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель рабочей программы: формирование общей культуры детей и создание условий для развития музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театральной деятельности.

Задачи:

-формирование основ музыкальной культуры дошкольников и детей с ОВЗ;

-формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

-развитие речи детей;

-обеспечение эмоционально – психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;

-приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально – творческую деятельность (русский народный фольклор, классическая музыка, детская современная музыка и т.д);

-развитие внутренних психологических процессов: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах музыкальной деятельности.

  1. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей  развития детей  2-3лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет .

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

третьего года жизни .

На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Совершенствуется музыкальная память и мышление. Он помнит многие музыкальные произведения, узнаёт их. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.

Формируются музыкально – сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности.

В течении третьего года возрастает активность детей в музыкальной деятельности.

Малыш получает удовольствие от пения, подпевает концы фраз, поет несложные песенки. Большинство детей поет песню выразительно, напевно, но неточно передают ее мелодию.

Успешно проходят движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности. Любят танцевать под пение взрослых, а также под инструментальную музыку, без атрибутов и с ними. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Двигаться в хороводе им пока еще трудно.

Дети способны активно участвовать в музыкально – сюжетных играх. В этом возрасте дети готово к музыкально – творческим проявлениям как в пении. Так и в играх – драматизациях.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

четвертого года жизни .

На четвертом году жизни интенсивно формируются основы его личности. Ребенок с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом, с образами его любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением.

Продолжается становление музыкального  восприятия, Внимание ребенка делается все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное), до конца.

В этом возрасте у малыша уже достаточен объем музыкально – слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует об обогащении музыкальной памяти. Дети различают музыку первичных жанров  (песня, танец, марш), а также некоторые разновидности песни (колыбельная, плясовая).

Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: Дети без труда различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки. Осваивают музыкально - дидактические игры, упражнения. Но пока еще произвольность поведения только формируются, музыкальная деятельность имеет неустойчивый характер. Ребенок по - прежнему не может долго слушать музыку, и продолжительность ее звучания должна быть четко регламентирована.

Движения под музыку становятся более координированными. Проявляется умение менять движения в связи со сменой характера музыки. В свободных плясках, как правило, движения остаются однотипными, но выполняются с радостью.

Довольно слаба ориентировка в зале, продолжительность игры, танца небольшая.  Однако все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Этот вид музыкальной деятельности является для них одним из наиболее привлекательных. 

В этом возрасте ребенок с удовольствием пробует импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Он с любопытством обследует музыкальные инструменты. Однако возможности при общении к игре на детских музыкальных инструментах остаются по-прежнему небольшими: его слуховой опыт невелик и недостаточно координации движений руки

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

пятого года жизни и детей .

Одним из любимых видов музыкальной деятельности ребенка пятого года жизни по – прежнему остается слушание музыки (как вокальной, так и инструментальной). Определенный слуховой опыт позволяет дошкольнику активно проявлять себя в процессе слушания музыки.

Восприятию музыки продолжает помогать иллюстрации. Ребенок способен запоминать, узнавать называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшимся развитии музыкальной памяти. Однако необходимо помнить, что у ребенка еще продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось, поэтому музыка не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

Ребенок по-прежнему проявляет интерес к пению, любит петь вместе со сверстниками и взрослыми, а также самостоятельно.

Осознанно использует в пении средство выразительности: музыкальные (высота звука, динамические оттенки) и внемузыкальные (выразительная мимика).

Правильно пропевает мелодии отдельных, небольших фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки, соблюдает несложный ритмический рисунок. Певческий диапазон в пределах  РЕ – ЛЯ первой октавы. Голосовой аппарат ребенка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, дикция у многих детей остается нечеткой, но несмотря на это дошкольника можно успешно обучать пению.

Продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменятся внешне, становится более стройным, пропорционально сложенным, в области музыкально – ритмических движений у него появляются новые возможности: движения под музыку делаются более легким и ритмичными, удаются довольно сложные движения, качество исполнения движений повышается. Вместе с тем возможности детей этого возраста в музыкально – ритмической деятельности по - прежнему остаются сравнительно небольшими: легкость движений относительна, синхронность движений в паре, в подгруппе вызывает затруднения, выразительность движений не достаточна, длительность игры и пляски не продолжительна.

Однако все это не снижает интерес детей и их возможности в освоении музыкальных игр, танцев, хороводов.

Ребенок проявляет большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках. В этом возрасте дошкольники лучше, чем малыши разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других. К этому времени у детей улучшается координации движения руки, обогащается слуховой опыт, поэтому они уже способны воспроизводить на одной пластинке металлофона элементарные ритмические рисунки.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

шестого года жизни и детей.

Слушание музыки остается по – прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Они помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не  только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоционально – образное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки.

 Интенсивно продолжают развиваться музыкально – сенсорные способности. Ребята могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладо -высотный слух. Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать.

В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально – слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикции у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.

У детей формируется осанка, движения становятся более свободными, выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и управляемыми, слаженными и уверенными

Ребенок способен и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующие ритмичности и координированности исполнения.

Дети имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы на основе знакомых движений.

Однако возможности этих детей несколько ограничены: в движениях не хватает пластичности, полётности, выразительности, тем не мене данная возрастная ступень имеет самостоятельное значение в последовательном музыкально – ритмическом развитии каждого ребенка.

 У детей проявляется большое желание заниматься игрой на музыкальных инструментах, в элементарных импровизациях на металлофоне большего успеха дети достигают в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука.

При обучении игре на металлофоне дети легко справляются с игрой на двух пластинках, не соседствующих друг с другом, это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки.

В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля. Прежде всего ритмического, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте, металлофоне, и на других, доступных их возрасту и возможностям.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

седьмого года жизни.

Дети этого возраста приобретают более широкий кругозор , достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, обладают заметными возможностями, чтобы слушать довольно сложные музыкальные произведения. К этому времени у них имеется значительный объем музыкальных впечатлений, они знают некоторых композиторов, избирательно относятся к музыке, мотивируют свой выбор.

  Дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, осознавать характер музыки.

Ребенок  способен анализировать музыкальное произведение, сравнивать выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи.

 У дошкольников  достаточно развит психологический механизм восприятия музыки: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, память. Музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия, способность к творчеству.

Таким образом, у выпускников детского сада большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох.

В этом возрасте ребенок обладает  существенными возможностями для проявлении себя в пении, он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя голосовые связки не сформированы окончательно.

Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы ДО ( первой), ДО (второй). Большинство ребят имеют большой запас песен, выделяют любимые, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении песни.

Дети могут самостоятельно петь подолгу, однако это не всегда желательно.

Взрослым необходимо постоянно заботиться об охране детского голоса.

В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку – движения делаются легкими, изящными, пластичными.

В движении под музыку дети легко ориентируются в композиции  игры, в форме исполняемого танца, в характере музыки, а также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. К этому времени у ребят уже имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление.

 Ребенок инициативен и активен как в музыкально – игровом, так и  в танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумать новый танец ( в основном из знакомых движений), а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках.

В этом возрасте дети в совершенстве постигают игру на том инструменте, на котором они играют второй – третий год, они могут с удовольствием осваивать пьесы, где необходимо играть на пластинках, расположенных одна за другой.

Дети охотно участвуют в выступлении оркестра, с радостью импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в мелодию.

На 2019-2020 год детский сад «Берёзка» посещают 54 ребёнка.

Детей с патологией и отклонениями нет. В группах  23_  мальчика и _31___ девочка. Основной контингент группы – дети из полных семей. Уровень жизни детей – хороший. Дети любят слушать сказки, гулять, играть в игрушки, слушать и подпевать песенки.

Сведения о семьях воспитанников

Всего семей –    54 , из них:

Полная семья

40

Неполная семья

14

Многодетная семья

16

Проблемная семья

-

Семьи с опекуном

-

1.3.Характеристика особенностей музыкального развития детей с ОВЗ.

В ходе изучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития здорового ребенка прослеживаются у этих детей. К ним относятся: определенная последовательность стадии развития психики; наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи – в формировании высших психических процессов; ведущая роль обучения в психическом развитии (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский).

У дошкольников с нарушением речи наблюдается некоторое снижение процессов слухового восприятия и внимания к музыкальному звучанию; они медленнее устанавливают связь между движением  и изменением музыкального сигнала (часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки); у большинства детей не всегда наблюдаются адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений, что связанно с общим нарушением эмоционально -волевой сферы, слабостью развития познавательных процессов. Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с нарушением речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в дошкольном учреждении, дети с нарушением речи начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с нарушением речи создавать интонационно – выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника.

Таким образом, у дошкольников с нарушением речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию.

1.4Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В соответствии с основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детский сад «Берёзка» планируемые результаты освоение детьми ООП делятся на промежуточные и итоговые (сентябрь, май).

 

Планируемые итоговые результаты по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка»

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному развитию следует считать:

- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

- умение передавать выразительные музыкальные образы;

- восприимчивость и передача в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;

- сформированность двигательных навыков;

- умение передавать игровые образы4

- проявление активности, самостоятельности и творчества в различных видах музыкальной деятельности.

Ранний возраст от 2  до 3 лет

  • Слушает музыку и эмоционально реагирует на нее.
  • Внимательно слушает песню.
  • Подпевает слоги и слова.
  • Выполняет простые плясовые движения.
  • Начинает реагировать на начало и конец музыки.

Третий год жизни

  • Узнавать знакомые мелодии и различать высоту знаков.
  • Вместе с воспитателем подпевать музыкальные фразы.
  • Двигаться в соответствии с характером музыки.
  • Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши,

           поворачивать кисти рук.

  • Называть погремушки, бубен.

Младший возраст от 3 до 4 лет

  • Ребенок вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые  

          произведения.

  • Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные

          суждения и эмоциональные отклики на характер и настроение музыки.

  • В движении передает различный метроритм.
  • Активен в элементарном музицировании.
  • Владеет приемами игры в две ложки, на треугольнике, бубенцах,

           копытцах, доске.

  • Хорошо интонирует большинство звуков, пение протяжно.
  • Чисто интонирует заданную музыкальную фразу, может спеть знакомую

           песенку с музыкальным сопровождением.

Четвертый год жизни

  • Слушать музыкальное произведение до конца.
  • Узнавать знакомые песни.
  • Различать звуки по высоте (в пределах октавы).
  • Замечать изменения в звучании (тихо — громко).
  • Петь, не отставая и не опережая друг друга.
  • Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать по

           переменно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки,

           листочки, платочки и т. п.).

  • Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон,

          барабан)

Средний возраст от 4 лет до 5 лет

  • Ребенок понимает структуру музыкального произведения и может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.
  • Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.
  • Владеет элементарными вокальнохоровыми приемами в области сольмизации, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.
  • Ритмично музицирует и понимает изображения ритмослогов, слышит сильную долю в 2-, 3-дольном размере.
  • Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.
  • Узнавать песни по мелодии.
  •  Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
  •  Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
  •  Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
  •  Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
  • Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
  •  Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Старший дошкольный возраст от 5 лет до 7 лет

  • У ребенка развита культура слушательского восприятия.
  • Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями.
  • Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов.
  • Проявляет себя во всех видах музыкальном исполнительской деятельности, на праздниках.
  • Активен в театрализации, где включается в ритмоинтонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.
  • Проговаривает ритмизирован но стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.

Шестой год жизни

  • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
  • Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
  • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
  •  Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
  •  Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
  • Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами

Седьмой год жизни

  • Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
  • Определять жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.
  • Определять общее настроение, характер музыкального произведения.
  • Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
  • Петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг.
  • Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
  • Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

 

1.5Педагогическая диагностика

Периодичность 2 раза в год сроки сентябрь, май

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Система мониторинга ДОУ включает в себя мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы).

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) основывается на анализе достижения детьми.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой:

- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении,

- анализ продуктов детской деятельности,

- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Данные о результатах мониторинга заносятся в карты ребенка (см. Приложение) с помощью уровней (высокий, средний, низкий). В итоге подсчитывается количество и выводится уровневый показатель.

Диагностика музыкальной деятельности

Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности:

  • Восприятие (слушание)
  • Пение
  • Музыкально-ритмические движения
  • Музыкальное творчество
  • Игра на детских музыкальных инструментах

  1. Содержание (проектирование) образовательного процесса

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка, представленным образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка»

(См. Приложения: Перспективно-тематическое планирование музыкальной деятельности в 1 и 2 младших группах, Календарно-тематическое планирование в средней, старшей и подготовительной к школе группах)

  1. Интеграция с другими образовательными областями

Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие»

*формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

* развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками;

* формирование основ собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

*расширение музыкального кругозора детей;

*сенсорное развитие;

*формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область

«Речевое развитие»

*развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;

*практическое овладение детьми нормами речи;

*обогащение «образного словаря»

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

*развитие детского творчества;

*приобщение к различным видам искусств;

*использование художественных произведений для обогащение содержания музыкальных примеров;

*закрепления результатов восприятия музыки;

*формирование интереса к этической стороне окружающей деятельности.

Образовательная область

«Физическое развитие»

*развитие физических качеств в ходе музыкально-ритмической деятельности;

*использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности;

*сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

*формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов и т.д.).

Виды музыкальной деятельности

Базовый компонент

Дополнительный компонент

Восприятие

Слушание музыки

Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных произведений.

Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки.

Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности.

Формирование музыкального вкуса.

Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Знакомство с композиторами и поэтами Новосибирской области.

Развитие речи по средством музыкальных произведений.

Исполнительство:

Пение

Формирование у детей певческих навыков и умений.

Обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента.

Развитие музыкального слуха.

Развитие певческого голоса. Укрепление и расширение диапазона.

Знакомить и закреплять знание о р.н. песнях и песнях сибирского края.

Музыкально – ритмические движения

Обучение здоровье – сберегающим технологиям.

Развитие музыкального восприятия, музыкально – ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений.

Обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок.

Обучение детей музыкально – ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски, упражнения.

Развитие художественно – творческих способностей.

Знакомство и закрепление знаний о р.н. хороводах, играх, танцах.

Закреплять умение выполнять движения и элементы народных танцев.

Развитие творческих способностей

Игра ни ДМИ

Совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка.

Развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.

Знакомство с ДМИ и обучение игре на них.

Развитие координации музыкального мышлений и двигательных функций организма

Знакомить и закреплять знания р.н. инструментах, их звучании и способах приемах игры на ДМИ.

Творчество

Развитие способности творческого воображения при восприятии музыки.

Способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего смысла.

Развитие способности к песенному, музыкально – игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

Знакомство и закрепление знаний о р.н. играх.

Знакомство с р.н. потешками, стихами, скороговорками, считалками.

  1. Модель организации образовательного процесса

Музыкально – образовательная деятельность

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Музыкально – ритмические упражнения.

Цель: настроить ребенка нам НОД и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах

Восприятие музыки (слушание)

Цель: обучение ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно – музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

Игра и пляска

Подпевание и пение.

Цель: развитие вокальных задатков ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а так же начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

Музыкально-дидактические игры.

Цель: знакомство с детскими музыкальными инструментами. Развитие памяти, воображения, музыкально – сенсорных способностей.

Включение музыки в образовательную деятельность

Формы восприятия музыки

НОД

Содержание деятельности педагога

Активная

  1. Познание
  2. Игровая
  3. Музыкально-художественная
  4. Двигательная
  5. Коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, ритм, темп и др.)

Пассивная

  1. Трудовая
  2. Познание
  3. Продуктивная
  4. Восприятие художественной литературы
  5. Коммуникативная

Педагог используем музыку, как фон к основной деятельности, музыка звучит не громко, как бы на втором плане

Основные принципы построение Программы

Принцип развивающего обучения, принцип культуросообразности, принцип преемственности ступеней образования, принцип гуманно – личностного отношения к ребенку

Формы организации

НОД (индивидуальные, фронтальные, тематические), развлечения, утренники

Формы работы с педагогическим коллективом

Индивидуальные консультации, семинары, открытые НОД, развлечения, памятки, письменные методические рекомендации, совместное планирование

Формы работы с родителями

Индивидуальные консультации, родительские собрания, папки – передвижки, развлечения

  1. Особенности взаимодействия с семьей

 

Основные формы взаимодействия с семьей:

  1. Знакомство с семьей: анкетирование семей.
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
  3. Образование родителей: организация «Родительского всеобуча» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки.
  4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

 

ПЛАН

работы с родителями на 2019-2020 учебный год

Месяц

Форма работы

Взаимодействие с родителями

Задачи

Примечание

Сентябрь

Консультация «Музыка как средство воспитания», встреча с родителями вновь прибывших детей.

Посещение занятий, развлечение для детей и родителей «День знаний», «День воспитателя»

воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье.

Индивидуальные беседы

Октябрь

Индивидуальные беседы «По результатам диагностики музыкального развития дошкольников на начало учебного года».

Индивидуальные беседы «По результатам диагностики музыкального развития дошкольников на начало учебного года». «Праздник осени»

Создать благоприятную творческую атмосферу.

Изготовление костюмов.

Ноябрь

беседы с родителями о склонностях, способностях, пожелания.

 

Развлечения ко Дню Матери:

«Мамин день» ср. гр.

«Мамы всякие нужны» ст гр.

Концерт «мамочке любимой», подг. гр.

Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал.

 

Участие родителей в подготовке и проведении развлечений.

Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал.

 

Участие родителей в подготовке и проведении развлечений.

Ответы на вопросы.

 

 

 

  

участие в играх и аттракционах.

 

Декабрь

Рекомендации по подготовке к зимним праздникам,

принимать активное участие в проведении праздников

«В гости ёлка к нам пришла» приглашение на утренники

Создать праздничную атмосферу и праздничное настроение детям.

Изготовление атрибутов, подарков сюрпризов.

 

отзывы родителей о проведённом празднике.

Январь

Родительское собрание «Давайте поговорим о музыке всерьёз».

 

 

 

Февраль

Консультация «Развитие творческой деятельности на основе русского фольклора»

Развлечение «День защитников Отечества».

Воспитание нравственно- патриотических чувств.

Отзывы пап о проведённом празднике.

Март

«День открытых дверей»

Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников

Стимулировать эмоциональное состояние детей посредством музыкальной деятельности.

Подбор детских песен.

Апрель

Принять участие в групповых родительских собраний по результатам работы за год во всех группах.

Провести день смеха «Хохотунчики»

 провести индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального развития дошкольников.

Обеспечить уровень

эмоциональной стабильности в пределах нормы.

Организовать фото и видеосъемки для оформления альбомов.

Май

Консультация «О домашней фонотеке»

Индивидуальные консультации с родителями детей, нуждающихся в коррекционно- профилактической поддержке.

Индивидуальные консультации с родителями детей, нуждающихся в коррекционно- профил. поддержке

Индивидуальные консультации с родителями детей, нуждающихся в коррекционно- профилактической поддержке.

  1. Особенности взаимодействия с воспитателями ДОУ.

 

 Музыкальному руководителю необходимо:

  • осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
  • знать свои профессиональные функции и познакомить с ними воспитателей;
  • проанализировать свою работу с воспитателями;
  • провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников;
  • планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
  • совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
  • проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
  • активно участвовать в методической работе ДОУ.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ (по Гогоберидзе А.Г.)

Воспитатель

Музыкальный руководитель

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника.

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе.

2. То же

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника.

5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника.

5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника.

6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.

7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры.

9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО.

10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка.

10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка.

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.

11. То же

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

  • разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
  • совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
  • совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
  • совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
  • совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников.

  1. Организация образовательного процесса

  1. Материально-техническое обеспечение программы

 В дошкольном учреждении созданы все условия для музыкального развития детей.

№п/п

Помещения группы

Оснащение

Группа раннего развития

Телевизор, DVD-проигрыватель

Младшая

Телевизор, DVD-проигрыватель

Средняя

Телевизор, DVD-проигрыватель,

Старшая и подготовительная

Телевизор, DVD-проигрыватель

Техническая оснащенность образовательного процесса

Компьютер-1; ноутбук-2; принтер цветной-1; принтер+сканер+ксерокс-1; музыкальный центр-1; синтезатор-1; DVD плеер-4; телевизор цветно-4.

  1. Обеспеченность методическими материалами и средствами  обучения и воспитания 

Перечень комплексных программ

Программы:

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «От рождения до школы»М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е.Вераксы

Перечень парциальных программ и технологий

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)

Программа по обучению игре на ДМИ «Оркестр в детском саду» (Л.Р.Меркулова)

Перечень пособий

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада).

«Музыка в детском саду»: планирование, тематические и комплексные занятия, сост. Н. Г. Барсукова, Волгоград: Учитель, 2011. – 191с.

 Т. М. Орлова. С. И. Бекина «Учите детей петь»: песни и упражнения для развития голоса у детей 3-  6 лет: книга для воспитателя и музыкального руководителя дет. Сада, Просвещение, 1987. 144с.

Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»: Сказки в музыке. Музыкальные инструменты. – М,: ТЦ Сфера, 2010. – 208с (5)

Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»: Песня, танец, марш. – М. : ТЦ Сфера. 2009. – 240с. (2).

Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»: Музыка оживотных и птицах. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. (3).

Журнал «Музыкальный руководитель»

Нотные сборники 

Учебно-наглядные материалы

  Портреты композиторов

  Изображение музыкальных предметов

  Дидактические игры

  Музыкальные инструменты

  Атрибуты к танцам

СD с различной музыкой и тд.

  1. Расписание непрерывной образовательной деятельности (НОД) на неделю

Понедельник

9.00-9.15- НОД в младшей группе

9.20-9.30- НОД в группе раннего развития

Вторник

9.00-9.20- НОД  в средней группе.

9.30-10.00- НОД в подготовительной группе.

Среда

9.00-9.10- НОД в группе раннего развития.

9.20-9.35-НОД в младшей группе

9.45-10.05-НОД в старшей группе

Четверг

9.00-9.20-НОД в средней группе

9.30-10.00-НОД в подготовительной группе

Пятница

9.00-9.20-НОД в старшей группе

  1. Циклограмма образовательной деятельности вне НОД на неделю

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

8.00-8.50-подбор движений к танцам, подбор песен и др.

8.50-9.00-подготовка к НОД в младшей группе.

9.00-9.15-занятия в младшей группе

9.15-9.20-подготовка к НОД в группе раннего развития.

9.20-9.30-занятия в группе раннего развития

9.30-10.30-индивидуальная работа с детьми

10.30-13.00-изготовление атрибутов, написание сценариев

13.00-15.00-обед

15.00-17.00-написание календарных планов

8.00-8.50-написание сценариев.

8.50-9.00-подготовка к НОД в средней группе.

9.00-9.20- НОД  в средней группе.

9.20-9.30-подготовка к НОД в подготовительной группе.

9.30-10.00- НОД в подготовительной группе.

10.00-11.00-индивидуальная работа с детьми

11.00-13.00-написание календарных планов

13.00-15.00-обед

15.00-17.00-работа с воспитателями

8.00-8.50-изготовление музыкально-дидактических игр.

8.50-9.00-подготовка к НОД в группе раннего развития.

9.00-9.10- НОД в группе раннего развития.

9.10-9.20-подготовка к НОД в младшей группе.

9.20-9.35-НОД в младшей группе

9.35-9.45-подготовка к НОД в старшей группе

9.45-10.05-НОД в старшей группе

10.05-11.00-написание планов

11.00-13.00-изгоотовление атрибутов к танцам

13.00-15.00-обед

15.00-17.00-индивидуальная работа с детьми

8.00-8.50-работа с родителями

8.50-9.00-подготовка к НОД в средней группе

9.00-9.20-НОД в средней группе

9.20-9.30-подготовка к НОД в подготовительной группе

9.30-10.00-НОД в подготовительной группе

10.00-11.00-индивидуальная работа с детьми.

11.00-13.00-написание сценариев.

13.00-15.00-обед

15.00-17.00-подготовка костюмов, написание планов.

8.00-8.50-подбор движений к индивидуальным танцам.

8.50-9.00-подготовка к НОД в старшей группе

9.00-9.20-НОД в старшей группе

9.20-10.00-работа по созданию музыкально-развивающейся среды

10.00-11.00-написание сценариев

11.00-13.00-подбор музыкального сопровождения для персонажей к праздникам и развлечениям

13.00-15.00-обед

15.00-15.15-подготовка к развлечению

15.15-15-45-развлечение.

16.00-17.00-работа с воспитателями

  1. План традиционных событий, праздников, мероприятий.

Месяц

Сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 младшая группа

Праздник Осени

Новый год

Старый Новый год

8 марта

Праздник Весны

2 младшая группа

Праздник осени

Новый год

Старый Новый год

23 февраля

Масленница

8 марта

Праздник Весны

Средняя

Досвиданье Лето?

Праздник осени

День Матери

Новый год

Старый Новый год

23 февраля

Масленница

8 марта

Праздник Весны

День победы

Старшая

«День знаний»

Праздник осени

День Матери

Новый год

Старый Новый год

23 февраля

Масленница

8 марта

Праздник Весны

День победы

Подготовительная

Праздник осени

День Матери

Новый год

Старый Новый год

23 февраля

Масленница

8 марта

Праздник Весны

День победы

Выпускной бал

  1. Особенности организации предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать в музыкальном центре, который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, бубнах, барабанах, треугольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими.

А также дети  могут «сочинить» и свои придуманные мелодии. 
Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры.

Дети могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с различными киндер - фигурками, куклами).
Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести, придумать, сфантазировать или сочинить.
В самостоятельную  деятельность  дети   часто  включают  музыкально-дидактические   игры,   которые   развивают  у   ребят   способность   к   восприятию,   различению   основных   свойств   музыкального звука: «Музыкальное лото», «Музыкальная лесенка», «Догадайся, кто поет»,  «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке», «Определи по ритму», «Музыкальный квадрат» и др.

В самостоятельной практике детей имеет место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует музыкальную аппаратуру, включает различные музыкальные композиции и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку, голоса природы.

В музыкальном центре имеются диски с разнообразной музыкой от классики до современных детских хитов: гр. «Барбарики», гр. «Улыбка и т.д., под которые дети весело проводят свои развлечения.                                                                                      
         Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной музыкальной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в музыкальном центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда и образовательная среда в дошкольном учреждении  является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Кабинет

Уголки, Центры

Оборудование и наименование

Цели

1 младшая группа

Уголок природы, сказки, игрушек, сухой бассейн.

Телевизор,DVD-проигрыватель

Разностороннее развития каждого ребенка.

Создать благоприятные условия для образование дошкольников.

2 младшая группа

Парикмахерская, кухня, уголок природы, уголок сказки, «Здравствуй я пришел!», уголок мелкой моторики, библиотека

Телевизор, DVD-проигрыватель

Средняя группа

Парикмахерская, кухня, магазин, уголок природы, библиотека, уголок математики, уголок мелкой моторики, уголок логопеда, патриотический уголок, зона уединения, зона театра, музыкальный уголок, уголок «здравствуй я пришел!», «Сад именинников», аптека, уголок физ.воспитания, конструирования, уголок ПДД, уголок рисования, уголок экспериментирования.

Телевизор, DVD-проигрыватель

Старшая группа

Подготовительная группа

Парикмахерская, кухня, магазин, уголок природы, библиотека, уголок математики, уголок мелкой моторики, уголок логопеда, патриотический уголок, зона уединения, зона театра, музыкальный уголок, уголок «здравствуй я пришел!», «Сад именинников», аптека, уголок физ.воспитания, конструирования, уголок ПДД, уголок рисования, уголок экспериментирования.

Телевизор, DVD-проигрыватель

Методический кабинет

Ноутбук, принтер цветной, музыкальный центр, синтезатор.

  1. Приложения к Программе

Примерные задания для диагностики музыкальной деятельности

I Младшая группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года (сентябрь)

Конец года

(май)

  1. Слушание  

1.1.Прослушать музыкальное произведение (песню)

3 балла – ребенок выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

1 балл  - равнодушен к звучащей музыке

«Медведь идет»

Е.Тиличеевой

«Белочка» М.Красева

  1. Пение

2.1.Подпевание знакомой песни в сопровождении

3 балла – подпевает, правильно интонируя 1,2 звука

2 балла – проговаривает слова песни в ритме

1 балл – не подпевает

«Петушок» р.н.п. обр. Красева

«Белые гуси» М.Красева

  1. Музыкально – ритмические движения

3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков)

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – беспорядочные хлопки

П/и «Ударим в ладошки»

П/и «Повторяй за мной»

3.1.Соответствие движений характеру музыки

3 балла – соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Ноги и ножки» В.Агафонниковой

«Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

II Младшая группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года (сентябрь)

Конец года

(май)

1.Слушание

1.1. Прослушать музыкальное произведение (песню), эмоционально отзываться на музыку

3 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

1 балл  - равнодушен к звучащей музыке

"Зайка" р.н.м. Обр. Александрова

"Котик заболел",

"Котик выздоровел"

Гречанинов

1.2. Узнавание знакомой песни

3 балла – по мелодии

2 балла – по словам

1 балл – не узнал

«Петушок» р.н.п. обр. М.Красева

«Зима прошла» Н. Метлова

2.Пение

2.1.Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – интонирует всю мелодию

2 балла – частично интонирует мелодию

1 балл – не интонирует

«Колыбельная зайчонка» Карасевой

«Солнышко» Гомоновой

3.Музыкально-ритмические движения

3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков)

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – беспорядочные хлопки

Д/и «Повторяй за мной»

Д/и «Три медведя»

3.2.Соответствие движений характеру музыки

3 балла – соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Медведи»

Е.Тиличеевой

«Марш» Э.Парлова

«Пляска с платочками» Т. Ломовой

«Бег» Т.Ломовой

3.3.Соответствие движений ритму музыки

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«Сапожки» р.н.м.

«Топающий шаг» Раухвергера

Низкий уровень 1 – 1,7              Средний уровень 1,8 – 2,4                      Высокий уровень 2,5 – 3

Средняя группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года (сентябрь)

Конец года

(май)

1. Слушание

1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки

3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом

2 балла – чувствует только общий характер, настроение

1 балл  - не чувствует характер музыки

П.И.Чайковский «Игра в лошадки» («Детский альбом»)

Чайковский «Подснежник»

1.2. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 балла – узнал самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не узнал

«Спи моя радость усни» В.А.Моцарт

«Солнышко» Е.Гомоновой

1.3. Наличие любимых произведений

3 балла – есть любимые мелодии

2 балла – одна любимая мелодия

1 балл нет любимых мелодий

2. Игра на детских музыкальных инструментах

2. детям предлагается подыграть на ударных инструментах

3 балла – правильно ощущает тонику

2 балла – 1,2 ошибки

1 балл – не ощущает

В.Майкапар «В садике»

Обр.Т.Потапенко «Кап-кап-кап»

3. Пение

3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление мелодии

«Листики» Гомоновой

«Веснянка» Е.Шаламоновой (М/п 3/2008)

3.2. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

2 балл – интонирует только общее направление мелодии

1 балл – не интонирует

«Курица» Тиличеевой

«Барабан» Тиличеевой

4. Музыкально-ритмические движения

4.1. Воспроизвести ритмический рисунок  попевки на ударных инструментах

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

«Василек» Р.н.п.

«Труба» Тиличеевой

4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

3 балла – соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Парная пляска» Т. Беренс

«Шаг с высоким подьемом ног и поскоки) Ломовой

4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«Поскачем» Т.Ломовой

«Побегаем, попрыгаем» Соснина

5. Музыкальное творчество

5.1. Выразительность движений в знакомом танце

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

«Пляска с листочками» Т.Беренс

«Полька» Штальбаум

5. 2. Импровизация

3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не справился

П/и «Воробушки и кошка»

П/и «Кошка и мышки»

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

Старшая группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года (сентябрь)

Конец года

(май)

1. Слушание

1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки

3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом

2 балла – чувствует только общий характер, настроение, высказывается с трудом

1 балл  - не чувствует характер музыки, не высказывается

П.И.Чайковский

«Болезнь куклы»

Г.Свиридов

«Парень с гармошкой»

1.2. Определить жанр музыкального произведения

3 балла –  самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не определил

Д/и «Музыкальный светофор»

Д/и «Три кита»

1.3. Выбрать из нескольких иллюстраций одну, подходящую к произведению

3 балла – выбрал правильно самостоятельно

2 балла – выбрал правильно с помощью

1 балл – выбрал не правильно

П.И.Чайковский

«Новая кукла»

П.И. Чайковский

балет «Лебединое озеро» «Танец лебедей»

2. Пение

2.1. Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление мелодии

«Дождик» А.Понамаревой

«Зима проходит» р.н.п.

(М/р 1/2008)

2.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella)

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова в ритме

«А воробьи чирикают» Т.Тряпицыной

(М/П №4 2008)

«Весна» И.Меньших (М/р2/2008)

2.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

2 балл – интонирует только общее направление мелодии

1 балл – не интонирует

«Смелый пилот» Тиличеевой

«Артистка» Кабалевский

3Музыкально-ритмические движения

3.1. Воспроизвести ритмический рисунок  мелодии в хлопках и  на ударных инструментах

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

Д/и «Веселые подружки»

Д/и «Передай ритм»»

3.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

3 балла – соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Шаг с высоким подьемом ног и поскоки» Т.Ломовой

«Потопаем-покружимся»

Т.Ломовой

3.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«На лошадке» В.Витлина

«Веснянка» (у.н.м)

4. Музыкальное творчество

4.1. Исполнение движений в свободной пляске

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

«Ах, вы сени» р.н.м.

«Во саду ли, в огороде» р.н.п.

4.2. Импровизация

3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не справился

П/и «Заинька, выходи»

П/и «Кошка и мышка»

5.Игра на детских музыкальных инструментах

Детям предлагается исполнить на ударных инструментах знакомую песенку

3балла- исполняет правильно, выразительно без помощи взрослого

2 балла – исполняет частично

1 балл – отказывается исполнять

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

Подготовительная  группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года (сентябрь)

Конец года

(май)

1. Слушание

1.1. Прослушать музыкальное произведение, сделать его анализ (характер, жанр, ритм, темп, динамика)

3 балла – ребенок проанализировал муз. произведение самостоятельно

2 балла – ребенок проанализировал муз. произведение с помощью взрослого

1 балл  - ребенок не смог дать характеристику произведению

П.И.Чайковский «Спящая красавица»

«Вальс»

П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Вальс цветов»

1.2. Из двух прозвучавших произведений выбрать одно, подходящее к картинке

3 балла –  выбрал правильно и обосновал свой выбор

2 балла – выбрал правильно, но не обосновал

1 балл – не смог выбрать правильно

Д.Кабалевский «Упрямый братишка», «Печальная история» (соч.27)

П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Марш», «Танец феи Драже»

1.3. Из нескольких прозвучавших произведений назвать близкие по жанру (форме, ритму)

3 балла – назвал самостоятельно

2 балла – назвал с помощью

1 балл – не назвал

Д/и «Удивительный светофор»

П/и «Три кита»

2. Пение

2.1. Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление мелодии

«Хоровод у калинушки» Ю.Михайленко

«Про меня и муравья» В.Степанова

2.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella)

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова в ритме

«Жаворонок» Еремеевой(М/р№5 2006)

«Упрямые утята» Е.Крылатова

2.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

2 балл – интонирует только общее направление мелодии

1 балл – не интонирует

«Как под наши ворота» р.н.п.

«Кузнец» Арсеевой

3. Чувство ритма

3.1. Воспроизвести ритмический рисунок  мелодии в хлопках и  на ударных инструментах

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

«В школу» муз.

Тиличеевой

«На зеленом лугу» р.н.м.

3.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

3 балла – соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Поскоки и пружинящий шаг» С.Затеплинского

«Полька» Т.Ломовой

3.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«Бег и подпрыгивание» И.Гуммеля

«Ускоряй и замедляй» Т.Ломовой

4. Музыкальное творчество

4.1. Исполнение движений в свободной пляске

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

«Я на камушке сижу» р.н.п.

«Как на тоненький ледок» р.н.п.

4.2. Импровизация

3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не справился

П/и “Пугало»

Т.Бокач

«Кадриль» (аудио),

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (группа раннего возраста 1,6-3 года).

Программа представлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевойна 2015-2016...

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Старшая группа "Яблонька"

Рабочая программа педагога  ДОУ с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Старшая группа "Яблонька"Воспитателей Хуснудиновой Ирины Викторовны...

Рабочая программа с учетом Федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования ( старшая группа, 5-6 лет).

Настоящая рабочая программа разработана для старшей группы детского сада на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ В СООТВЕТСТВИИ Ф...

Модифицированная программа с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования " Талантливые пальчики".

Модифицированная программа по художественному и ручному труду «Талантливые пальчики» разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на базе основной общеобразовательной...

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Вторая группа раннего возраста 2-3года) Составлена на основеосновной образовательнойпрограммы дошкольного образования«От рождения до

Рабочая программапедагога ДОУ с учетомФедерального государственного образовательного стандартадошкольного образования(Вторая группа раннего возраста 2-3года)Составлена на основеосновной образовательно...