Функции воспитателя на музыкальном занятии
консультация по музыке

Ярчеева Нина Миньевна

Успех музыкальной учебно-воспитательной деятельности в детском саду зависит от совместной работы воспитателя и музыкального руководителя, это создает благоприятные условия для воспитания гармонически развитой личности.

Роль музыкального руководителя в музыкальном развитии дошкольников заключается в том, чтобы музыка и песня активно вошли в жизнь детей, звучали не только на праздниках и развлечениях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, быту, при проведении режимных моментов, на других занятиях.

Музыкальный руководитель (при участии воспитателя) проводит музыкальные занятия, праздники, развлечения.

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Ведущая роль на музыкальных занятиях всё же принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он имеет специальное музыкальное образование и может донести до детей особенности музыкальных произведений.  Но это ни в коем случае не  снижает активности воспитателя.

Что требуется от воспитателя?

v  Приглашая детей на музыкальные занятия, обратить внимание на их внешний вид, чтобы дети были подтянутыми и опрятными, в удобной обуви.

v  Также необходимо эмоционально подготовить детей к встрече с музыкой, организовать детей, собрать их внимание, настроить на учебный процесс.

 

На самом музыкальном занятии: воспитатель принимает активное участие, а не является наблюдателем со сторон!

 

Ошибки, допускаемые воспитателем на музыкальном занятии:

§  Воспитатель сидит с безучастным видом (бывает и откровенно зевают!)

§  Воспитатель перебивает исполнение (даже громче музыкального руководителя).

§  Дают словесные указания наравне с музыкальным  руководителем (хотя двух центров внимания быть не может!).

§  Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала, отвечает на телефонные звонки).

 

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе:

§  В ранней группе и воспитатель и музыкальный руководитель должны быть очень активными, эмоциональными. Это период адаптации малышей к детскому саду, к новым людям, непривычному режиму. Музыка, игры-забавы отвлекают детей от переживаний, повышают их настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать вместе с другими малышами. Воспитатель - особенно близкий человек в садике для малыша в этот период, поэтому создаваемое им хорошее настроение, положительные эмоции являются важным условием для привлечения детей в детсад и помогает им привыкнуть к новым условиям. Самый лучший воспитатель для ребенка тот, кто духовно общается с ним. Поэтому воспитателю нужно стремиться, чтобы каждый малыш постоянно видел, чувствовал его отношение к музыке, его симпатию к музыкальным образом. Этим самым расширяются пути воздействия на ребенка.

§  В младшей группе дети поют вместе с воспитателем, который своим голосом не заглушает детского пения: сначала с музыкальным сопровождением, затем без него. На последующем этапе разучивания педагог проигрывает вступление, а дети вместе с воспитателем исполняют песню под музыку. Такое разучивание способствует быстрому усвоению произведения, подводит ребенка к выразительному пению. Педагоги (музыкальный руководитель, воспитатель) должны хорошо артикулировать, выразительно пропевать долгие звуки, правильно брать дыхание между фразами.

Воспитатель участвует во всех видах движения, активизируя тем самым малышей. Взрослый короткими замечаниями одобряет действия малышей, помогает тем, у кого что-то не получается. Позиция: взрослый показывает, дети помогают. При использовании игрового приема воспитатель берет на себя основную роль, действует игрушкой, привлекая внимание детей. В работе с детьми младшего возраста педагогу нужно проявлять особую доброту, терпение, доброжелательность, поскольку ребенок медленно усваивает задание. Важно, чтобы музыкальное занятие проходило весело и непринужденно.  

§  Дети средней группы самостоятельно могут следовать указаниям педагога, определяют характер музыки, умеют отвечать на вопросы. Очень важно воспитывать умение дослушивать музыку до конца, не прерывая ее исполнение вопросами. По-прежнему очень важен образец правильного звучания и выразительного исполнения песни. При разучивания песен воспитатель поет вместе с детьми, поэтому должен стараться чисто интонировать, выразительно исполнять. В играх с пением дети должны самостоятельно придумывать выразительные движения, по-своему, по-новому передавая характерные черты персонажам. Это послужит началом для развития творческих способностей детей. Игры с пением и хороводом следует проводить после того, как песня будет хорошо освоена детьми, поскольку в сочетании с движениями качество пения заметно снижается.

§  В старших группах роль воспитателя немного иная. Воспитатель помогает в разучивании песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто), он может спеть новую песню с фортепианным сопровождением. В работе над разучиванием музыкально-ритмических движений, игр, воспитатель действует по мере необходимости, показывая какое-либо движения, напоминая то или иное построение, или давая детям отдельные указание в пляске, игре. В ходе занятия воспитатель отмечает для себя, с кем из детей нужно поработать в свободное время индивидуально.

§  Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.

§  Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

§  Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия

 

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Таким образом, если профессионально подготовленный, внимательный, заинтересованный воспитатель не просто присутствует на занятии, а вкладывает всего себя, свою душу, он непременно добьется хороших результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Успех музыкальной учебно-воспитательной деятельности в детском саду зависит от совместной работы воспитателя и музыкального руководителя, это создает благоприятные условия для воспитания гармонически развитой личности.

Роль музыкального руководителя в музыкальном развитии дошкольников заключается в том, чтобы музыка и песня активно вошли в жизнь детей, звучали не только на праздниках и развлечениях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, быту, при проведении режимных моментов, на других занятиях.

Музыкальный руководитель (при участии воспитателя) проводит музыкальные занятия, праздники, развлечения.

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Ведущая роль на музыкальных занятиях всё же принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он имеет специальное музыкальное образование и может донести до детей особенности музыкальных произведений.  Но это ни в коем случае не  снижает активности воспитателя.

Что требуется от воспитателя?

  • Приглашая детей на музыкальные занятия, обратить внимание на их внешний вид, чтобы дети были подтянутыми и опрятными, в удобной обуви.
  • Также необходимо эмоционально подготовить детей к встрече с музыкой, организовать детей, собрать их внимание, настроить на учебный процесс.

На самом музыкальном занятии: воспитатель принимает активное участие, а не является наблюдателем со сторон!

Ошибки, допускаемые воспитателем на музыкальном занятии:

  • Воспитатель сидит с безучастным видом (бывает и откровенно зевают!)
  • Воспитатель перебивает исполнение (даже громче музыкального руководителя).
  • Дают словесные указания наравне с музыкальным  руководителем (хотя двух центров внимания быть не может!).
  • Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала, отвечает на телефонные звонки).

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе:

  • В ранней группе и воспитатель и музыкальный руководитель должны быть очень активными, эмоциональными. Это период адаптации малышей к детскому саду, к новым людям, непривычному режиму. Музыка, игры-забавы отвлекают детей от переживаний, повышают их настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать вместе с другими малышами. Воспитатель - особенно близкий человек в садике для малыша в этот период, поэтому создаваемое им хорошее настроение, положительные эмоции являются важным условием для привлечения детей в детсад и помогает им привыкнуть к новым условиям. Самый лучший воспитатель для ребенка тот, кто духовно общается с ним. Поэтому воспитателю нужно стремиться, чтобы каждый малыш постоянно видел, чувствовал его отношение к музыке, его симпатию к музыкальным образом. Этим самым расширяются пути воздействия на ребенка.
  • В младшей группе дети поют вместе с воспитателем, который своим голосом не заглушает детского пения: сначала с музыкальным сопровождением, затем без него. На последующем этапе разучивания педагог проигрывает вступление, а дети вместе с воспитателем исполняют песню под музыку. Такое разучивание способствует быстрому усвоению произведения, подводит ребенка к выразительному пению. Педагоги (музыкальный руководитель, воспитатель) должны хорошо артикулировать, выразительно пропевать долгие звуки, правильно брать дыхание между фразами.

Воспитатель участвует во всех видах движения, активизируя тем самым малышей. Взрослый короткими замечаниями одобряет действия малышей, помогает тем, у кого что-то не получается. Позиция: взрослый показывает, дети помогают. При использовании игрового приема воспитатель берет на себя основную роль, действует игрушкой, привлекая внимание детей. В работе с детьми младшего возраста педагогу нужно проявлять особую доброту, терпение, доброжелательность, поскольку ребенок медленно усваивает задание. Важно, чтобы музыкальное занятие проходило весело и непринужденно.  

  • Дети средней группы самостоятельно могут следовать указаниям педагога, определяют характер музыки, умеют отвечать на вопросы. Очень важно воспитывать умение дослушивать музыку до конца, не прерывая ее исполнение вопросами. По-прежнему очень важен образец правильного звучания и выразительного исполнения песни. При разучивания песен воспитатель поет вместе с детьми, поэтому должен стараться чисто интонировать, выразительно исполнять. В играх с пением дети должны самостоятельно придумывать выразительные движения, по-своему, по-новому передавая характерные черты персонажам. Это послужит началом для развития творческих способностей детей. Игры с пением и хороводом следует проводить после того, как песня будет хорошо освоена детьми, поскольку в сочетании с движениями качество пения заметно снижается.
  • В старших группах роль воспитателя немного иная. Воспитатель помогает в разучивании песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто), он может спеть новую песню с фортепианным сопровождением. В работе над разучиванием музыкально-ритмических движений, игр, воспитатель действует по мере необходимости, показывая какое-либо движения, напоминая то или иное построение, или давая детям отдельные указание в пляске, игре. В ходе занятия воспитатель отмечает для себя, с кем из детей нужно поработать в свободное время индивидуально.
  • Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
  • Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
  • Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Таким образом, если профессионально подготовленный, внимательный, заинтересованный воспитатель не просто присутствует на занятии, а вкладывает всего себя, свою душу, он непременно добьется хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Функции воспитателя и музыкального руководителя"

Даныый материал адресован воспитателям детских садов....

Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"

Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...

Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях".

Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях"....

Презентация к консультации для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях".

Презентация к консультации для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях"....

Функции воспитателя на физкультурном занятии

Информация для воспитателей ДОУ...