Семинар - практикум для воспитателей "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"
консультация по музыке (старшая группа)

Мешалкина Любовь

Нужно относиться очень бережно к детскому голосу. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» Подготовила музыкальный руководитель Мешалкина Л.Ю. 2020

Слайд 2

Дошкольный возраст – это первая ступень в формировании певческих навыков и наиболее сложная. Это связанно с тем, что дети ещё не владеют своим голосом. Поэтому главной задачей педагога является не навредить голосу, а помочь ему развиться . Также детям необходимо предлагать воплотить свои эмоциональные впечатления от музыки в зарисовках . При ознакомлении детей с новой песней необходимо проводить беседу по содержанию музыкального произведения . Очень нравится детям выражать содержание песни через мимику, жесты, характерные движения . Они с помощью движений передают различные образы, например, образ падающей листвы, характеры и походку различных зверей .

Слайд 3

Огромное внимание должно уделяться чистоте интонирования, четкому произношению текста и певческому дыханию. При работе над песнями, сложными в интонационном или ритмическом отношении, обязательно используется специальные упражнения - распевки , прохлопывание ритмического рисунка. Работа над формированием и развитием певческих умений и навыков у детей дошкольного возраста, это стремление к тому, чтобы дети пели естественно, эмоционально, выразительно. С этой целью используются необходимые методы и приемы : знакомство с песней, беседа о содержании песни, характере ее исполнения, объяснение незнакомых слов.

Слайд 4

Активное использование образно-речевых игр, развивают мышление, речь, фантазию и творчество. Эти игры помогают детям по иному взглянуть на уже знакомые песни. Через совместную игру взрослого и ребенка, вопросы взрослого, творчество дети приходят к более выразительному, эмоциональному исполнению песни. Хорошо знакомая песня обретает новое дыхание, дети переносят в нее свое эмоциональное состояние, полученное в ходе игры.

Слайд 5

Специальные вокальные методы развития детского голоса сложны и разнообразны. Известные на сегодня методы и приемы вокального обучения являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов вокала и отличаются своей многочисленностью. Малоэффективным было бы такое обучение, которое основывалось на одном- единственном методе. Неоспоримо то, что вокальный педагог должен в совершенстве владеть разнообразными методами и приемами вокального обучения, и уметь применять их в соответствующих ситуациях. Методы вокальной педагогики отражают специфику певческой деятельности. К ним относятся: концентрический сравнительного анализа методы показа и подражания мысленного пропевания фонепедический .

Слайд 6

Концентрический метод основан на ряде положений: • плавное пение и без придыхания, чтобы обеспечить достаточно плотное смыкание голосовых складок, не допускающее нерациональной утечки воздуха; • непринужденность и свобода голосообразования (так как всякие мышечные зажимы свидетельствуют о нарушении координации в работе голосообразующего комплекса из – за форсировки и регистровой перегрузки); • умеренно открывать рот при пении с целью создания оптимальных акустических условий для работы источника звука • нельзя допускать усталости, так как она кроме порчи голоса ничего не приносит.

Слайд 7

Метод показа и подражания В певческой практике следует различать: метод подражания вокально-технический и метод подражания художественно- исполнительский . Используя эти методы, вокальный педагог должен умело владеть показом, используя различные регистры своего голоса. Но этими методами не следует увлекаться. Целесообразнее прийти к ним методом воздействия на эмоциональную сферу поющего, заставив его прочувствовать художественный образ, пережить его в результате восприятия и анализа музыки и текста.

Слайд 8

Метод сравнительного анализа Этот метод используется с первых занятий, когда поющий должен дать свои первые эстетические оценки певческому звуку. Сравнивая различные образцы звучания голоса, поющий учится понимать и дифференцированно воспринимать отдельные компоненты вокального исполнения, отличать правильное звукообразование от неправильного. Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным операциям у него активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус .

Слайд 9

Использование мысленного пропевания даже на первом этапе вокального обучения имеет смысл. В подобном случае этот метод выполняет роль активизации слухового внимания, направленного на восприятие и запоминание звукового эталона . Метод мысленного пропевания Метод мысленного или внутреннего пения один из основных в практической вокальной работе.

Слайд 10

Автором фонопедической методики развития голоса является Емельянов Виктор Вадимович (кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета). В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант, горловое пение и др. Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров . ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Слайд 11

В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ребёнку с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма.

Слайд 12

1.Слегка покусать зубами кончик языка. 2.Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад. 3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом. 4.Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы. 5.Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь. 6.Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие ). 7.Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла. 8.Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть. Разминка В.Емельянов

Слайд 13

« Буквоежка » [A]Ш [A]Ш [A]Ш [A]Ш и так далее в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж. № 2. 1) Греть руки дыханием. 2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h . 3) [A]h [A]h [A]h [A]h 4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A 5) «Волна»: х х х А х х х А х х х А х х х 6) «От шёпота до крика»: 1-10 (P mf f ff ) 7) «Крик» Раз, два, …. ДЕСЯТЬ!!! Шёпот… крикнуть «Котик» ( штробас ) ( Штробас – тип фонации, при котором связки вибрируют, но практически не напряжены. Он звучит как тихий, скрипучий голос и почти не напрягает голосовые связки.) Котик запрыгнул ко мне на колени, Громко урчит, развалился в лени. Я осторожно чешу за ушком, Ласково глажу урчащее брюшко. В.Емельянов

Слайд 14

«Страшная сказка» Абстрактный вариант: У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ Конкретный вариант: СЛУШАЙ… СЛУШАЙ ШОРОХ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА… СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ. «Канючим» Абстрактный вариант: У! хххА , хххАО , хххАОУ , хххАОУЫ ! хххА , хххАЭ , хххАЭЫ , хххАЭЫ В.Емельянов

Слайд 15

ЛИТЕРАТУРА • Аникеева З.И., Аникеев Ф.М. Как развить певческий голос. – Кишинев, 1981. • Апраксина О.А. О современных требованиях и подготовке учителя музыканта для общеобразовательной школы. – В сб.: «Музыкально-педагогическая подготовка учителя», МГПИ В.И. Ленина, М., 1973. Емельянов В.В. « Фонопедический метод развития голоса» • Лукашин В. Обучение и воспитание молодого певца. - М..: Музыка, 1976. • Менабени А. Специфика обучения в классе сольного пения на музыкально-педагогическом факультете. – Статья в сб. Ученая записка МГПИ им. В.И. Ленина, 1965. • Павлищева О.П. Методика постановки голоса. – М. – Л.: Музыка, 1964. • Тронина П. Из опыта педагога – вокалиста. – М.: Музыка, 1976. • Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки. – М.: Музыка, 1977. • Щербаков А.И. Некоторые вопросы совершенствования учителя // Советская Педагогика. – №9. - 1971. – С.10 – 16. Использовались картинки из альбомов сети интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Формирование навыка звукового анализа"

Памятка для родителей, в которой описан алгоритм звукового анализа слов, порядок подбора анализируемых слов, этапы формирования навыка звукового анализа и синтеза, дидактические игры....

Семинар-практикум Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Семинар-практикум Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»...

Семинар-практикум по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:1....

Семинар-практикум "Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения"

Данный материал поможет воспитателям разнообразить работу с родителями по теме безопасности детей...

Семинар-практикум "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум разработан для педагогов дошкольного учреждения: для музыкальных руководителей и воспитателей...

Семинар-практикум "Развитие и укрепление навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Систематизация знаний педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста....