ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВОКАЛЬНОГО СЛУХА И ГОЛОСА, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
презентация по музыке

Короткова Наталья

Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно.

Дети обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение.

Для развития у детей голоса используются различные распевки, которые проводятся на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни.

Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые они поют с различными звуками.

Одно из приоритетных направлений  ФГОС  развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность. Игровая деятельность широко используется в практике современного музыкального руководителя, даже в решении его узкой специализированной задачи – развитие вокального слуха и голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krikunova_n.v.docx51.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС «ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВОКАЛЬНОГО СЛУХА И ГОЛОСА, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Крикунова Наталья Викторовна

Музыкальный руководитель

МДОУ  «ЦРР –детский сад №4

п. Майский Белгородского района»

Часто мы резко обрываем человека в тот момент, когда он поет, или поправляем, если слышим неправильно звучащую мелодию. Этого делать нельзя, потому что песня – это отражение настроения. Если человека прервали, он начинает нервничать, раздражается или вообще перестает с вами общаться.

Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Вспомним слова старой известной песни:

«И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет».

В песне человек выражает не только свое настроение, но и свое видение мира.

Одной из задач музыкального воспитания является развитие певческих навыков у ребенка. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Ребенок часто напевает свою незамысловатую мелодию в процессе игры. Музыкально-дидактические игры помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами.

Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно.

Дети обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение.

Для развития у детей голоса используются различные распевки, которые проводятся на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни.

Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые они поют с различными звуками.

Одно из приоритетных направлений  ФГОС  развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность. Игровая деятельность широко используется в практике современного музыкального руководителя, даже в решении его узкой специализированной задачи – развитие вокального слуха и голоса.

           Голос человека — сложный инструмент. Голосом человек способен производить огромное множество самых разных звуков, часто довольно сложных. В голосе выражается эмоциональное состояние человека: гнев, удивление, восторг, обида и т. п

            Первые вокальные проявления начинаются уже у новорожденных - по крику и плачу ребенка можно определить, какой голос будет ребенка - низкий или высокий.

 Голосовой аппарат постепенно развивается через звуковые сигналы (писк, плач, гудение). Приходит время,  когда развитие речи  помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает выразить свое эмоциональное состояние.

 К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых связок.  

Так, постепенно ребенок проходит все уровни голосовой активности - доречевой, речевой и певческий.

         Особенности певческой деятельности детей определяются спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой  аппарат ребенка нежен и хрупок. Голосовые связки очень тонкие (в 4 раза тоньше, чем у взрослого, и в 2,5 раза короче), богато снабжены сосудами, они легко ранимы и быстро перенапрягаются. Сила звука достигается не дыханием, а перенапряжением голосовых связок. С чего начать,  чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными, понятными и легкими?

В методики В. Емельянова, М. Картушиной, как наиболее удачные для детского восприятия и разработали картотеку голосовых игр. Отраженный в них разговорно-игровой метод помогает детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть с ним, снять эмоциональное напряжение. Работа над развитием вокального слуха и голоса должна быть эмоционально разнообразной и основываться на непроизвольном внимании детей.  Развитие навыков вокального интонирования – «святая святых» певческой деятельности. Именно игровые  упражнения для дошкольников  являются основным методическим средством развития музыкальных способностей, формирующим  вокально-интонационную координацию. Речь идет о развитии самой способности интонировать звуки разной высоты. Дети могут петь неверно по разным причинам: слабое слуховое представление высоты звука, недостаточный объём голоса, отсутствие координации  в работе слухового и голосового аппаратов, неумение слушать себя при одновременном пении с другими  детьми.  На чистоту интонирования влияет также общее состояние здоровья ребёнка, его настроение, степень внимания и заинтересованности. Но при правильно продуманной методике занятий с детьми  умение петь развивается.

Во многих упражнениях применяется прием «глиссандирования» – это простое, но очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий» тонус. Глиссандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке. Целесообразно все игры-упражнения подкреплять ручными жестами, это помогает детям понять направление движения звуковой волны. Приведу примеры наиболее интересных игровых интонационных упражнений.

Червяк.

Отправляется в полет

В яблоке червяк

И ….        шмяк! (с понижением интонации)

В лесу.

Заблудились мы в лесу,

И кричим: «А      -у, а       -у» ( с повышением интонации)

Ослик.

Видел ослика вчера,

Он кричал: «И       -а, и      -а» (с понижением интонации)

Три синички.

Три синички танцевали

На лугу траву помяли  (высокий регистр)

А корова: «Му-му-му,

Эту травку ни возьму!»   (низкий регистр)

Ленивый жук.

Я немного пожужжу-жжж…========== (жужжим на одном звуке)

На ромашке полежу- жжж…                               (глиссандируем вверх-вниз)

Муха в воздухе летает – вз…           (в высоком регистре)

Я на муху погляжу – вз…        (в высоком регистре)

Поглядел и есть пора –жж..                              жж..

                                      ням        ням

На обед у нас кора – ням, ням.( «ползем» голосом по дереву вверх и вниз)

Пожую, спою жужжалку – жу, жу, жу…(поем от ноты «до», до ноты «соль»)

И улягусь до утра (зеваем хорошо открывая зев)

Потому, что спать пора (кладем ладошки под щечку).

Санки.

Мы на горку поднимались

По ступенькам ледяным.

(Руки одна за другой на каждые два слога поднимаются вверх, интонация тоже поднимается).

-В санки сели?

- Сели, сели.

Ух..          , летим! (руки быстро опускаются вниз, интонация понижается).

На коньках

Переход из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных

Мчусь, как ветер на коньках,

Ж-ж-жих!         Ж-ж-жих!

Вдоль лесной опушки…

Ф-ф-фых!       Ф-ф-фых!

Рукавицы на руках,

Ш-ш-ших!        Ш-ш-ших!

Шапка на макушке…

Игра «Регулировщик».

Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика.

 «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания).

Регулировщик выпрямил руку – машины набирают воздух (вдох).

Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели).

Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко.

Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь).

Концертмейстер все это время подыгрывает нам на инструменте.

Этой игрой решаем несколько задач:
1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера.

Упражнение «ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дети встают в круг.

«Прислушайтесь, дети, сколько вокруг нас различных звуков, – говорит руководитель. – Давайте попробуем их пропеть».

Начинает по очереди спрашивать: «Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет.

Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета.

Руководитель дает тонику (до первой октавы).

Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Воспитатель спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором.

Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание (от пиано к форте).

«А теперь давайте покажем, что самолет улетел», – говорит руководитель.

Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание (от форте к пиано). (картинки самолет, паровоз, машина, лошадь)

Упражнение «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛЕСЕНКИ»

Игра для детей 4—6 лет.

Для этой игры необходимы три карточки с изображением лесенок, на которых отражены последовательности: 1) до-ре-ми, ми-ре-до; 2) до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до; 3) до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до.

Ступени лада поются со словами (песенка-попевка «Лесенка» Е. Тиличеевой):

1) «вверх иду», «вниз иду»;

2) «вверх я иду», «вниз я иду»;

3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз».

Воспитатель раздает детям по две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступенями. На одной карточке изображена девочка, поднимающаяся вверх по ступенькам; на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз.

Музыкальный руководитель играет на фортепиано попевку-песенку «Лесенка»   Е. Тиличеевой и предлагает детям узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением.

Воспитатель говорит: «Давайте поднимемся по лесенке вверх вместе с девочкой». Проигрывает ступенчатое движение мелодии вверх от звука «фа», а дети поют: «Вот иду я вверх». «А теперь спустимся вместе с девочкой», – говорит воспитатель. Дети поют: «Вот иду я вниз». Когда дети «идут вверх», голосом нужно постепенно усиливать звучание, стремиться к верхней, громко звучащей ступени («до» второй октавы). Когда дети «идут вниз», мелодия постепенно ослабевает. Воспитатель следит, чтобы дети точно передавали мелодию голосом.

Упражнение «ПОВТОРИ ЗВУКИ»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: 

красный – «дан», зеленый – «дон», желтый – «динь»; 

маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика.

Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его „дан“, он звучит так

 (поет „до“ первой октавы): дан-дан-дан.

Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его „дон“, он звучит так (поет „ми“ первой октавы): дон-дон-дон.

Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его „динь“, он звучит так (поет „соль“ первой октавы): динь-динь-динь». Затем воспитатель просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку – и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Игру можно усложнить: попросить детей спеть, как звучат бубенчики от звуков «до» (тоника – первая ступень), «фа» (субдоминанта – четвертая ступень), «соль» (доминанта – пятая ступень и, разрешение, «до» (тоника). Эту мелодию можно петь от каждой ноты (в других тональностях), следуя по музыкальному ряду.

В игре участвует любое число детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

        Игры с голосом дают возможность ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности, помогают устранить неравномерности голосового развития. А звуковой массаж связок самый простой способ оздоровления голоса ребенка.  К тому же открытие способности правильно исполнять мелодию (а развить ее можно практически у каждого за один год) полностью меняет отношение ребенка  к занятию.

Этот метод делает развитие голоса и решение певческих задач веселым и интересным для детей занятием. Голосовые развивающие игры могут использовать на своих занятиях  не только музыкальные педагоги, но воспитатели и логопеды.

        

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. «Детство с музыкой» Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста – А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская: Санкт-Петербург Детство –Пресс 2010
  2. https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/muzykalnoe-vospitanie/golosovye-igry-v-razvitii-vokalnogo-sluha-i-golosa-kak-sredstvo-zdorovesberezheniya-doshkolnikov-991760
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2015/08/20/golosovye-igry-v-razvitii-vokalnogo-sluha-i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)

Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Консультация для педагогов ДОУ "Использоваэние музыкального компонента как средства здоровьесбережения дошкольников"

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной задачей, конечно же, семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развити...

Голосовые игры в развитии вокального слуха и голоса, как средство здоровьесбережения дошкольников.

Игры с голосом дают возможность ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности, помогают устранить неравномерности голосового развития. А звуковой...

Консультация-практикум для родителей "Голосовые игры для развития речи ребенка"

,Консультация содержит рекомендащии родителям, как организовать с детьми  обучениег олосовым играм, чтобы оно  не было в тягость,а воспринималось с радостью и интересом.Кроме того, предостав...

«Подвижная игра как средство здоровьесбережения дошкольника»

Игра сопровождает ребенка с рождения, остается с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.Игр очень много,...