особенности распевания детей младшего дошкольного возраста
статья по музыке (младшая, средняя группа)

корнеева мария николаевна

На данный момент существует достаточно материала о подговке детей старшей и подготовительной групп к пению. но начинать процесс упражнений и приучать детей к распеванию перед пением необходимо с самого раннего возраста. Иначе говоря, с младшей группы должно войти в привычку делать упражнения и распеваться, развивая свой певческий аппарат. На музыкальном занятии в младшем возрасте на распевку можно отвести не более 3 минут, которые необходимо использовать наиболее продуктивно. Этому способствует ряд простых упражнений в игровой форме.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности распевания детей младшего дошкольного возраста.

Дети в младшей и средней группах незначительно используют певческий потенциал: затрудняются петь в высоком и низком регистрах, часто впадают в «крайности»: либо переходят на крик, либо еле слышно шепчут вместо пения,  продолжительность вдоха перед пением и выдоха во время пения у детей этого возраста примерно одинаковые.

Причины этого кроются в физиологических особенностях певческого и дыхательного аппарата детей: дыхание «верхнее ключичное», легкие ещё недостаточно развиты, связки тонкие и их края неплотно смыкаются, координация слуха и голоса слабая, мышцы лица и речевого аппарата недостаточно развиты.

Следовательно, как обучение пению вообще, так и работа над конкретной песней затруднительна без последовательной работы по укреплению мышц речевого аппарата и работы по развитию глубины дыхания и продолжительности выдоха, без которых невозможно пение.

На музыкальном занятии, продолжительность которого составляет 15 минут в младшей и 20 минут в средней группах,  эту работу можно проводить в процессе распевания детей перед началом разучивания песни. Наиболее доступно восприятию детей в этом возрасте использование распевок, основанных на звукоподражании и имитации как звуков природных явлений: «дождь», «ветер», «шум листьев», так и голосов животных и птиц.    При организации процесса по развитию певческих навыков важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В начале работы возможно использование попевок на одном звуке с имитацией «голосов» животных, а исполнение каждой попевки в том или ином настроении имитируемого персонажа дает возможность работать над интонационной выразительностью пения и постепенным расширением певческого диапазона.

Развитие речи, речевого аппарата, способствует и активизации ребенка при исполнении песен. Дети, плохо проговаривающие текст, стараются петь тише или не петь совсем, так как не уверены в своих силах. Подготовленные  мышцы лица и языка не только способствуют развитию речи, но и формированию у детей певческих умений и навыков (правильного дыхания, звукообразования, артикуляции, дикции).

 Целью распевания является подготовка дыхательного и голосового аппарата к пению, а  упражнения направленные на интонировании определенных интервалов способствуют развитию певческой техники и музыкального слуха.

 Последовательное усложнение упражнений, основанных на имитации «голосов» животных (кукареканье, мяуканье и т.д.), способствует развитию певческого голоса, формированию естественного звучания детского голоса, укреплению и расширению диапазона звучания.

Помимо этого, использование игровых упражнений на развитие мышц лица, способствует и развитию эмоционального мира ребёнка, его раскрепощению, так как дети начинают свободнее выражать свои эмоции: «радость» (упражнения, основанные на «улыбке» - цоканье языком на «улыбке», «крыска» - обнажить верхние зубки) и «грусть» (упражнения на выдвижение вперед нижней челюсти ).

Упражнения на укрепление мышц языка и щёк (надуваем щёки – «хомяк несет зернышки в норку» и втягиваем щеки – «хомяк все зернышки  сложил в норке и похудел») неизменно вызывает у детей положительные эмоции и выполнение его не составит труда даже с детьми младшей и средней группы.

Упражнения на подготовку установления связи объёмно – пространственных представлений с высотой и силой тона начинаются с «цоканья» языком, что вполне доступно детям младшего дошкольного возраста. Эти упражнения можно представить в виде «веселая лошадка» и «печальная лошадка» или «жеребенок» - цоканье на улыбке и «строгая мама лошадка» - цоканье в нижнем регистре. Если совместить эти упражнения с синхронным исполнением всеми детьми в одном темпе (можно помогать руками: «мама – лошадка грозит дочке»), то можно проводить работу по подготовке ансамбля в пении.

Продолжением работы может стать упражнение «нюхаем цветок» - «задумались» - «выдыхаем». Задержка дыхания в этом упражнении дается детям в этом возрасте с трудом, но последовательная и каждодневная работа постепенно способствует развитию легких и более глубокому дыханию. В процессе выполнения упражнения дети учатся начинать петь одновременно, так как пение – это «процесс выдыхания», а использование элементов этого упражнения непосредственно перед исполнением песен (кратковременная задержка дыхания – «понюхали цветок») позволяет сосредоточиться перед началом процессе пения и «вступить» одновременно.

Упражнения на развитие мышц языка: «щёточка» - чистим зубки – круговые движения языком между зубами и губами и «чупа-чупс за щекой» - упираемся языком в щёку, воспринимаются детьми этого возраста с радостью и постепенно приводят к улучшению произнесения слов в процессе пения.

Таким образом, можно в игровой форме как подготовить певческий и речевой аппарат ребенка младшего дошкольного возраста к пению,  так и постепенно развивать певческое, правильное вокальное звукообразование, вокальную дикцию и создать правильные предпосылки для пения ансамблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.Психологи обращают внимание на «кр...

Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой Орловского края в разное время года

Ознакомление с сезонными изменениями позволяет заложить у детей первоначальную основу для формирования экологического мировоззрения....

«Особенности этнопедагогики детей младшего дошкольного возраста»

Система комплексных занятий по региональному компоененту для работы с детьми младшего дошкольного возраста....

" Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста "

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–4 года)        Возрастные особенности детей четвёртого года жизни.  Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физиче...

Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена необходимостью образования симбиоза семьи и детского сада, которое будет способствовать адаптации личности ребенка....

"Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ"

Статья на тему: "Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ"...