Конспект НОД "Иносказание" по разделу "Путешествие в прекрасное" О.А. Куревина, О.А. Селезнева.
учебно-методический материал по музыке (средняя группа)

Урываева Татьяна Борисовна

Конспект НОД ФГОС "Иносказание" для среднего дошкольного возраста по программе "Детский сад 2100", раздел "Путешествие в прекрасное" 2 год обучения. Познакомить детей с литературным приемом, в котором заключен скрытый смысл, иносказание. Дети в процессе общения с персонажем Карандашкин знакомятся с русскими народными сказками "Аленушка и братец Иванушка,"Гуси-лебеди".  В процессе знакомства с русской народной песней "Реченька" знакомятся с вокальным жанром "а капелла". Учатся точно передавать изображаемую позу в пластическом этюде "Аленушка" по картине В.Васнецова "Аленушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni2.docx23.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект НОД « Иносказание»

из раздела "Путешествие в прекрасное»

                                                                                                                               

                                                                                                                                                       

                                                                                             выполнили:  

                                                                 Воспитатель высшей категории

                                                                 Ефремова Людмила Сергеевна.

                                                                  Музыкальный руководитель первой

                                                                квалификационной категории

                                                                Урываева Татьяна Борисовна.

Энгельс

2020

Возраст детей

Средняя  группа (4-5 лет)

Тема НОД

«Иносказание»

Вид деятельности

Музыкальная деятельность  и изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора

Предполагаемая цель ребенка

Помочь  Карандашкину  вернуть героев в свои сказки

Цель и задачи педагога

ЦЕЛЬ: Знакомить детей с русскими народными сказками. Познакомить с литературным приёмом, в котором заключен скрытый смысл, иносказание.

П: Формировать навыки рассказывать сюжет знакомой сказки по рисункам художника В. Васнецова «Аленушка» Познакомить детей с иносказаниями, используемыми в сказке р.н. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказать о скрытом смысле этих литературных выражений. Формировать умение детей внимательно рассматривать изображения на картине, понимать её смысл, находить главные и второстепенные детали (пособие стр. 34. Зад.1). Стимулировать познавательную мотивацию при формировании умения создавать словесный образ созвучный музыкальному, исполнять свой вариант плача, соответствующий изображению на картине. Развивать фантазию у детей, способность сочинить своё окончание сказки.

ХЭ: Формировать и развивать предпосылки ценностно смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) посредством сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; картины В. Васнецова «Аленушка» и русской народной песни «Реченька».

Р: Развивать связную речь; активизация и обогащение словаря в процессе общения при сравнении произведений: живописи картины В. Васнецова «Аленушка»; музыки русская народная песня «Реченька» и сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Создавать словесный образ в упражнении «Монолог за ширмой.

Ф: Создавать условия для приобретения опыта в двигательной деятельности развивая пластичность, координацию движений при формировании умения передавать точно изображаемую позу и эмоциональное состояние в пластическом этюде «Аленушка».

СК: Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и со своими сверстниками, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим в художественной деятельности. 

.

Этапы деятельности

Действия педагога

Действия детей

Мотивационный этап

Музыкальный работник предлагает детям выполнить музыкально-ритмическое упражнение-приветствие "Здравствуйте ладошки".

Педагог после приветствия предлагает детям отправиться в гости к Карандашкину в зал волшебных превращений. Но чтобы они могли быстрее добраться до музея, они поедут на автобусе.

Педагог говорит детям, что они находятся зале волшебных превращений. На экране появляется слайд с изображением полок с «Русскими народными сказками» которые учат «уму-разуму».  Педагог задаёт детям вопрос:

-Что означает выражение учить «уму-разуму»?

-Как можно сказать другими словами?

Исчезает слайд. Появляется Карандашкин, приветствует детей и сообщает им, что случилась беда и злые силы перепутали всех героев в сказках. Теперь эти книги никто не будет читать. Задаёт вопрос:

-Что теперь делать?

Для этого необходимо выполнить одно задание и предлагает детям собрать пазлы с перепутанными героями сказок.

После того как дети выполнят задание Карандашкин задаёт вопросы, что общего в этих картинках и какие у них различия. Дети затрудняются с ответом.  Карандашкин уточняет ответы детей, что там и там изображены герои сказок, но на одном пазле нарисована иллюстрация для книги, а на другом написана картина к сказке.

Дети  под музыку Ш.Калоши входят в зал , останавливаются около стульчиков. Дети выполняют движения упражнение-приветствие по тексту песенки..

Дети садятся на стульчики. Проводится  динамическая игра "Автобус, дети повторяют движения точно по тексту.

.

Дети отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответ детей?

Дети складывают пазлы.

Дети отвечают на вопросы.

Ориентировочный этап

После того как дети выполняют все задания на экране вновь появляется слайд с книжными полками. Карандашкин говорит детям, что не только они любят сказки, но и известные художники, тоже любят сказки, прислушиваются к ним  и  то, что  очень их волнует, стараются изобразить в своих картинах. Обращает внимание детей на слайд с замечательной картиной которую написал В.Васнецов «Алёнушка».

Вопросы педагога:

К какой русской народной сказке он написал?

Что случилось в этой сказке?

Что делает Алёнушка на берегу реки?

Какое у неё лицо? Опишите его.

Дети рассматривают картину на экране под чтение стихотворения                                      М.  Пожарова.

Дети отвечают на вопросы.

Исполнительский этап

Музыкальный руководитель

Обращается к детям с вопросом: "Какую бы песню пела Аленушка, если бы эта картина ожила?"

Музыкальный руководитель

 предлагает детям прослушать русскую народную песню.

Обращает внимание детей на то, что песня прозвучала без музыкального сопровождения, знакомит детей с вокальным жанром "А-капелла"

Спрашивает детей "Как звучала  песня?" "Какое настроение у Аленушки? Подходит ли эта песня к настроению Аленушки?

Педагог говорит детям, что в сказках бывает добро и зло.

Вопросы:

-Что в этой картине выражает добро?

Что зло?

Творческое задание

Музыкальный руководитель

предлагает оживить картину при помощи  движений, мимики и позы посредством пластического этюда "Аленушка"

Педагог задаёт детям вопрос, какую они ещё знают сказку, где есть сестрица и брат. На экране появляется слад с иллюстрацией к сказке «Гуси-лебеди».

Вопросы педагога:

Что общего в двух русских народных сказках?

Чем отличаются?

Есть в этих сказках зло?

Какие герои представляют зло?

  Карандашкин говорит, что вот какие замечательные русские народные сказки, которые учат и добру, и уму-разуму.

Подведение итога:

Помогли ли мы Карандашкину? С помощью чего мы смогли вернуть всех героев  в сказки  ? Карандашкин благодарит

Дети отвечают на вопросы.

Дети по очереди предлагают свои варианты этюда.

Дети отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопросы.

Дети по желанию, поочередно, подходят к камню и исполняют пластический этюд "Аленушка".

Рефлексивный этап

Что особенно понравилось?

Что вызвало затруднение?

Что нового узнали ?           Что захочется рассказать дома родителям?

Дети прощаются с Карандашкиным и уходят под музыку.

Перспективный этап

Как это нам может пригодиться в бедующем?

Может кто-то из детей вместе с родителями захотят дома инсценировать фрагменты сказок.

Стихотворение к картине "Аленушка"

«О чём ты  плачешь, девочка,

В задумчивой  глуши,

У озера,  где зыблются

Седые камыши?

Зачем слезинки  вспыхнули

И льются  на траву!» -

«Я жду к себе русалочку,

Зову её,  зову!

Никто не откликается,  -

И  скучно  мне одной!

 Вокруг так неприветливо

 И лес такой  пустой».          

                                     М.  Пожарова

. Как  ты думаешь,  о чём грустит  героиня?

 (Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе).

Какими словами можно охарактеризовать горе девочки?

(Горе – безутешное, великое, безысходное, большое, тяжелое и т.д.)

Какие синонимы ярче передают душевное состояние Аленушки?        

 (Тоска, печаль, грусть и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план занятий художественно-эстетического курса образовательной системы "Детский сад 2100" для детей младшего дошкольного возраста "Кукла Таня", О.Л.Куревина

Данные занятия могут использоваться как кружковая работа и как дополнительный материал по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста...

Математический досуг "Спешим на помощь Алисе Селезневой"

Математический досуг в подготовительной к школе группе "Спешим на помощь Алисе Селезневой"...

Методическая разработка диагностического инструментария по курсу "Синтез искусств" или "Путешествие в прекрасное" под редакцией О.А.Куревиной, Г.Е.Селезневой для детей 3-7 лет.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Музыкального руководителя МКДОУ Детский сад № 11 «Малышка»Дедниковой Натальи Сергеевны   Пояснительная записка Программа "Синтез искус...

Программа и тематическое планирование работы экологического кружка «Росток» в подготовительной группе. Разработала: воспитатель Селезнева Галина Алексеевна

Программа по экологическому воспитанию детей подготовительной группы направлена на  ознакомление и закрепление знаний детей о природе родного края, привитие  детям любви к родной природе. К ...

Рабочая программа по изобразительному искусству.(Адаптация детей к школе.О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное»)

Данная программа использована в группе "Адаптация детей к школе".Изобразительное искусство(30 занятий в год – 1занятие в неделю)(О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекр...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в сенсорной комнате "Путешествие с Алисой Селезневой"

Всероссийский конкурс профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения «Отдавая сердце – 2021»...

Конспект Селезнева Путешествие в лес

Конспект разработан с применением игр-головолом...