Конспект музыкального занятия "Там на неведомых дорожках"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Патрикеева Виталия Эдуардовна

Конспект музыкального занятия "Там на неведомых дорожках" для детей старшего дошкольного возраста на основе фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tam_na_nevedomyh_dorozhkah.docx22.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия

«Там на неведомых дорожках» (на основе фольклора).

Для детей подготовительной группы.

Автор Патрикеева В.Э.

Цель занятия:

Знакомить с русскими народными музыкальными инструментами.

Программные задачи:

Развивать навыки правильного и безопасного пения

Обучать и расширять приемы игры на ложках

Совершенствовать ритмический и тембровый слух

Развивать способности к индивидуальному и коллективному исполнению

Развивать художественный вкус, интерес к народной музыке.

        

Оборудование и материалы:

Проектор, экран, проигрыватель

Фланелеграф

Балалайка на печке

Корзинка с деревянными ложками

Дерево яблоня (плоскостное)

Камень с указателями

Фрагмент сказки

Аудиозапись «Светит месяц», «Уральская плясовая»

Фонограмма к распевкам

Дидактическая игра «Музыкальные инструменты»

Ход занятия.

Дети под музыку заходят в зал. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на камень- указатель, который перекрыл дорогу. Слышна русская мелодия. Все подходят к камню и читают что написано на камне – указателе.

Направо пойдёшь – музыкальный инструмент найдёшь (знакомство с балалайкой – история и слушание музыки)

Налево пойдёшь - ложки найдешь- играть начнешь (приёмы игры на ложках )

Прямо пойдёшь – в сказку попадёшь (распевка и пение)

М.Р. предлагает пойти по неведомым дорожкам, сначала направо. Дети встают друг за другом, М.Р. ведёт их змейкой по залу, подходят к накрытому тканью музыкальному инструменту, загадывает загадку:

Деревяшка, три струны

Натянутых, тонких

Вы узнать её должны!

Поёт очень звонко.

Поскорее угадай-ка Что же это? – (балалайка)

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (балалайка).

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент —

Самый русский инструмент.

(Балалайка)

М.Р ведет рассказ о русском народном инструменте, показывая балалайку.

Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Дети садятся на стульчики, смотрят презентацию о  балалайке.  Слушают фрагмент игры на балалайке

М.Р. ребята давайте вернемся к камню, и узнаем, что нас ждет если мы пойдем налево.

Дети идут и видят стоит корзина, да не с яблоками, а с деревянными ложками.

М.Р. загадывает загадку:

Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг. (Ложка)

М.Р. рассказывает историю ложки, как музыкального инструмента.

Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Ложкарный промысел был распространён по всей России. 2 апреля считается Международным днём ложки.

Неокрашенные ложки использовались ежедневно.

Расписные ложки – праздничные. Они расписаны сказочными цветами и травами.

Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. На ложках можно играть разными способами, например, если стукнуть ложками как бы скользя, то получается звук еще звонче. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках

Конечно, на ложках очень трудно играть. Но чтобы играть на ложках, как и на любом другом музыкальном инструменте, нужно много учиться.

Что бы вам было удобно играть, а вам предлагаю встать.

Прежде чем начинать играть, мы должны вспомнить приёмы игры на ложках и выполнить ритмические упражнения. Для этого нам нужно посчитать. Вы умеете считать?

М.Р. рассказывает и показывает приёмы игры на ложках.

Приемы игры на ложках:

«Ладошки» - одновременные удары обеих ложек «пяточкой» по «пяточке».

1,2,3 – ты на ложки посмотри,

1,2,3,4 – вот мы ложечки купили,

1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!

«Блинчики» - ложки держим перед собой, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

Мы сейчас растопим печь –

Надо блинчиков испечь.

А если мы попробуем стукнуть ложками, как бы скользя, получится совсем другой звук. Этот прием называется "Тарелочки".

На тарелочке блиночки

Вот для сына и для дочки.

Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»

Послушайте, на что похож этот звук?  

А какой это звук? Звонкий или глухой.

Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».

Еду, еду к бабе к деду

На лошадке в красной шапке

Цок, цок, цок, цок…

И так, ребята, еще раз вспомним:

Как правильно держать ложки?

Какой звук получится, если держать обе ложки за черпачок?

А как, получить глухой звук?

Ну что ж, вы были очень внимательными и старались. Значит, мы готовы показать свой первый концерт.

Исполнение на ложках по показу педагога р.н.м. "Ах, вы сени, мои сени".

М.Р.: Ну теперь, последняя дорожка, которая приведет нас в сказку!

Дети идут за М.Р. и садятся на стулья.

Показ фрагмента из сказки с Бабой ягой.

М.Р. Вот мы и попали в сказку к Бабе яге. М.Р. показывает пособие и говорит: Села Баба –яга варить свое колдовское зелье. Оно в котелке кипит, пыхтит, ворчит. Дымок вверх улетает да песню свою напевает. А какую? Мы сейчас покажем.» Дети поют распевку «А,О,И,О,У – музыкальная голосилка». Дети показывают руками артикуляторные жесты и пропевают гласные.

М.Р. говорит, что Бабе –яге очень скучно одной в лесу и просит детей порадовать её и спеть песню «Серый дождик». На этом закончить наше путешествие

Распевки и песня

Заключительная часть. Рефлексия.

        

М.Р. Обсудить с ребятами, что им больше всего понравилось сегодня, по мотивам какой сказки интересно провести занятие в будущем.

Затем М.Р предлагает выбрать карточку с музыкальным инструментом, с которым ребята хотели бы познакомиться поближе и узнать о нём побольше. Ребята выбирают карточку и вешают на фланелеграф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения "Там, на неведомых дорожках..."

Конспект развлечения по образовательной области "Речевое развитие" с детьми 4-5 лет....

План-конспект НОД "Там, на неведомых дорожках..." по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема «Там, на неведомых дорожках»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Задачи:1)...

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

   В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...

Конспект занятия "Там на неведомых дорожках" по технологии "Французские мастерские"

Конкурсное занятие "Учитель года 2017г" номинация "Воспитатель года"  с условием 20 минут (подготовительная группа)...

Сказка - мюзикл "Там на неведомых дорожках..." (разработали музыкальный руководитель Т.А. Порозова,учитель - логопед О.Г.Тарасова

     В процессе театрализованной деятельности у детей развивается внимание, речь, творческие способности. Ведь представляя определённого героя, ребёнок должен менять не только те...

Конспект НОД "Путешествие по неведомым дорожкам"

Конспект НОД по рисованию с детьми подготовительной группы...

Сценарий литературно - музыкального представления "Там, на неведомых дорожках" Подготовительная группа

Представленное  литературно – музыкальное представление организованно в рамках проведения мероприятий, посвященных Году Театра – 2019. Участники театральной постановки – дети по...