Главные вкладки

    «Инновационная музыкально-педагогическая технология двигательное двухголосие «Хор рук»
    методическая разработка

    Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения. 

    Данная форма направлена на развитие

    • координационной свободы движения,

    • чувства ритма,

    • внимания,

    • ансамблевой слаженности,

    • способности к двигательной импровизации.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Инновационная музыкально-педагогическая технология двигательное двухголосие «Хор рук»

    У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения которой,  психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его  не как дополнительного, а как необходимого.

    Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения.   В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства".   Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания.

      Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным   на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы  музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

    ●      способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

    ●      ассоциативности художественного мышления;

    ● выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической,      инструментальной;

    ●      координации слуха – голоса – зрения – движения;

    ● чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

    ● умение различать и отражать художественными средствами противоположные  понятия:

    большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное,  плавное – отрывистое, одновременное – последовательное,  доброе – злое;

    Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей,  подталкивал  к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей.    Методики и разработки Т.Боровик,  А.Бурениной и Т.Сауко,  Т.Тютюнниковой,  О.Радыновой, М.Картушиной,  и других авторов,  постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель»,  «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным,  расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:

    ●      тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;

    ●      разработанная Т. Боровик  практика  теории  интонационной  природы музыки;

    ●      предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной  педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.                                                               

         Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс»  и др.). На усмотрение вашей фантазии.

     «Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий.

                                      Особенностями технологии является:

    1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;

    2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.

    3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка

    4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

    5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

    6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.

    7. Способствует развитию чувства ритма.

    8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.

    9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков

    10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.

    11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.

    12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.

    13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности

    Данная форма направлена на развитие

    • координационной свободы движения,

    • чувства ритма,

    • внимания,

    • ансамблевой слаженности,

    • способности к двигательной импровизации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Музыкально – художественная деятельность» С использованием инновационных музыкально-педагогических технологий Для детей старшей группы «Удивительное приключение в весеннем лесу»

    Я здороваюсь везде,Дома и на улице,Даже здравствуй говорю я соседской курице,Здравствуй солнце золотое,Здравствуй небо голубое,Здравствуй маленький дубок,Здравствуй вольный ветерок,Здравствуй утро,Здр...

    Создание конкурентной среды на музыкальных занятиях через применение инновационных музыкально-педагогических технологий.

    В методическом материале изложено и обосновано  средство формирования личностной конкурентоспособности у дошкольников – создание конкурентной  среды на музыкальных занятиях. Представле...

    Проект "Хор рук. Двигательное двухголосие"

    Творческий проект "Хор рук. Двигательное двухголосие" подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к двигательному двухголосию....

    Мастер-класс "Знакомство с новой музыкально-педагогической технологией Хор рук. Двигательное двухголосие"

    Мастер-класс для педагогов и специалистов ДОУ "Знакомство с новой музыкально-педагогической технологией Хор рук. Двигательное двухголосие"...

    «Музыкально-педагогическая технология Хор рук. Двигательное двухголосие»

    laquo;Музыкально-педагогическая технология Хор рук. Двигательное двухголосие»...

    Применение авторской методики Т.А. Боровик «Двигательное двухголосие» в совместной музыкальной деятельности детей, родителей и музыкального руководителя ДОО.

    Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. ...

    Сообщение из опыта работы: «Музыкально – педагогическая технология «Хор рук» в музыкальном развитии детей».

    Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии,артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, спо...