Музыкально-литературная гостиная "Краски Осени"
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)

Каратаева Татьяна

Цели и задачи:

1.Учить детей сравнивать контрастные музыкальные произведения, различать характер музыки.

2.Обобщить представление детей о признаках осени, учить видеть колорит осеннего пейзажа, закреплять знания об изменениях в осенней природе, вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушания музыкальных произведений, чтения стихов.

3. Развить умение слышать в музыке осенние краски и передавать их в движении, пластике; развивать музыкальные способности, воспитывать эстетическое восприятие путем исполнения песен.

4. Совершенствовать умение детей передавать в движении характер музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski_oseni.docx20.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная гостиная "Краски осени "

(Художественно – эстетическое развитие)

Цели и задачи:

1.Учить детей сравнивать контрастные музыкальные произведения, различать характер музыки.

2.Обобщить представление детей о признаках осени, учить видеть колорит осеннего пейзажа, закреплять знания об изменениях в осенней природе, вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушания музыкальных произведений, чтения стихов.

3. Развить умение слышать в музыке осенние краски и передавать их в движении, пластике; развивать музыкальные способности, воспитывать эстетическое восприятие путем исполнения песен.

4. Совершенствовать умение детей передавать в движении характер музыки.

Материалы: три иллюстрации с изображением пейзажа сентября, октября и ноября, письмо, осенние листочки, музыкальные инструменты (деревянные ложки), осеннее дерево.

Ход занятия:

Дети заходят в круг простым шагом под музыку «Вальса» Е.Доги. На ковре разложены листья (по два на каждого ребенка). Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны будете ее отгадать. Слушайте внимательно!

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья,
Она птиц к югу отправляет, она же и деревья раздевает.
Ребята, когда это бывает?

Дети: Осенью!

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами переместимся на осеннюю поляну, и попадем в волшебный мир музыки, красок и стихов. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации и скажите, какое время года на них изображено?

Дети рассматривают три иллюстрации с изображением сентября, октября и ноября.

Дети: Осень!

Музыкальный руководитель: А какую осень мы знаем?

Дети: Раннюю, золотую и позднюю.

Музыкальный руководитель: Покажите, где и какая осень здесь изображена, и как вы это поняли?

Дети по одному выходят к иллюстрации и показывают раннюю, золотую и позднюю осень.

Музыкальный руководитель: А как можно разделить осень по цветам? (ответы детей)

Да, действительно, осень бывает такая разная! Только осенью бывает такое буйство красок! Ранней осенью природа наряжается в разноцветный наряд. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья уже опали.

Все эти переодевания бывают осенью.
  Сейчас мы с вами послушаем два музыкальных произведения. Одно уже знакомое «Осень» Чайковского, а второе итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень». Послушайте отрывок из первого произведения, подумайте и скажите, какое настроение этого музыкального произведения. Но прежде, чем начнется музыка, я предлагаю вам закрыть глаза, расслабиться и представить осенний лес.

Дети слушают муз. отрывок «Осень» А. Вивальди («Времена года»).

Музыкальный руководитель:. Какое настроение у этого музыкального произведения?

Дети: Веселое, радостное, светлое, игривое.

Музыкальный руководитель: Да, ребята, пьеса полна света, жизнелюбия. Музыка звучит легко, радостно.

А теперь слушайте другой отрывок под таким же названием и определите его настроение.

Дети слушают муз. отрывок П.И. Чайковский «Осеняя песня» «Времена года».

Музыкальный руководитель: Какое настроение у этого музыкального произведения?

Дети: Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее.

Музыкальный руководитель: Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка звучит монотонно, жалобно.

Музыкальный руководитель: Ребята, характер этих двух произведений одинаковый или различный?

Дети: Характер у них разный. В первом произведении – светлое, полетное, радостное, во втором – грустное, печальное.

Музыкальный руководитель: Обо всех временах года художники пишут картины, поэты посвящают стихи. И мы с вами знаем об осени стихи.

Дети читают стихотворение об Осени, выученные заранее.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете, что бывают такие композиторы, которые сочиняют музыку на стихи, и получается песня. А давайте и мы с вами исполним осеннюю песню!

Дети исполняют осеннюю песню, выученную заранее.

Музыкальный руководитель: Ребята, я хочу вам рассказать историю, которая случилась с маленьким ветерком, но мне нужна ваша помощь. Надо представить, что мы - осенний листопад, летящий по ветру.

Дети вместе с воспитателем выходят на середину зала, под музыку берут листья, исполняют танцевальную фантазию в соответствии с текстом . 

«Пластический импровизационный этюд с осенними листьями» на  музыку «Осенний сон» Джойса

Музыкальный руководитель: Однажды нежный летний Ветерок почувствовал приближение холодов и решил улететь в теплые края. Путь туда лежит через парк, в котором жили его друзья – листочки. Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты ковер из разноцветных листьев. Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил в осеннем прощальном танце, собирал в букеты, разбрасывал в разные стороны, а потом опять кружил, кружил. Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю, стараясь улечься так, чтобы получился яркий, красивый ковер.

Дети бегают врассыпную по залу, останавливаются, поднимают листья, далее дети импровизируют в соответствии с текстом. В конце этюда дети останавливаются в кругу, оставляя листья на ковре.

Музыкальный руководитель: Какой замечательный ковер укрыл землю!

Музыкальный руководитель обращает внимание на осеннее дерево.

Музыкальный руководитель: Ребята, обратите внимание, какое красивое дерево находится в нашем музыкальном зале. Опишите его (высокое, золотое, красивое и т.д.).

Смотрите, письмо! Это от Осени.

Давайте его откроем и прочтем, что же там написано.

Музыкальный руководитель открывает конверт, вынимает письмо, читает.

Музыкальный руководитель: «Ребята, скоро придет черед мне уступать место зиме. Но чтобы вам не было грустно, я оставила на дереве вам задания.»

Музыкальный руководитель отрывает первый листок и читает в слух.

Игра на музыкальных инструментах «Во кузнице»

Дети берут ложки и по показу муз.руководителя играют. Затем присаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель срывает второй листок

Вот задание второе, не простое – игровое

Музыкальная игра – танцевальная она.

Музыкальный руководитель: Друзья, мне эта игра очень знакома . А вам? Кто помнит правила игры (ответы).

Музыкальная игра «Осенний венок» р. н. м.

Под веселую русскую народную мелодию венок из осенних листьев передается детьми по кругу. На ком останавливается музыка, тот одевает венок себе на голову и выходит в центр танцевать. Игра повторяется 3 раза.

После игры дети присаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель: 
Молодцы, ребята! Вы справились с заданием осени. Ну, а нам пора возвращаться с осенней поляны обратно в детский сад.

Дети закрывают глаза, звучит музыка Вальса Доги ,музыка затихает,  дети открывают глаза.

Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес! До свидания. До новых встреч.

Под музыку дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная гостиная "Пушкинская осень"

Мероприятие посвящено 215-летию со дня рождения поэта А.С.Пушкина...

музыкально-литературная гостиная "Пушкинская осень"

Сценарий праздника для детей старшей группы...

Сценарий музыкально-литературной викторины "Бродит осень у ворот"

Цель: закрепление умения детей видеть красоту осенней природы в процессе чтения стихотворений, пословиц и загадок, в картинах известных художников....

Музыкально - литературная гостиная "Это осень к нам пришла"

Представлен материал для детей старшего дошкольного возраста. Итоговое мероприятие  в мини - проекте, в рамках  долгосрочного городского проекта "Классическая музыка в детском саду"...

Сценарий музыкально-литературной композиции "Уходи, Осень!"

музыкально-литературная композиция для детей подготовительной к школе группы ДОУ....

Музыкально-литературная гостиная «Красавица осень»

Музыкально-литературная гостиная «Красавица осень»...