Развитие речи детей посредством музыкальных игр и упражнений.
план-конспект занятия по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Екатерина Александровна Усик

Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребёнка через музыку.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл recheye_igry_dlya_muzykalnogo_rukooditelya.docx33.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей посредством музыкальных игр и упражнений.

Речь и музыка

Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребёнка через музыку.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания.
Основная задача музыкального воспитания: 
воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Речь и пение

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.

Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках

Речь и голос

Большое внимание уделяю голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации.

Необходимо чётко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям.

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины)

Речь и речевое музицирование

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Данный вид деятельности мы осуществляем через программы  «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа. Здесь мы используем следующие формы работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование (ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста, вокализация ритма), музыкально – дидактические  игры и упражнения. Например.

Звучащие жесты — Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами)

Речевое музицирование — Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.

Музыкально – дидактические  игры и упражнения — Воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах , глядя на ритмическую карточку.  Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков.(Игра «Сыграй-ка», «Ритмические кубики», «Сложи словечко»).

Речь и логоритмика

На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры.

Наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач являются методические пособия М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп). Решаются следующие коррекционные задачи:

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  2. Совершенствование общей и мелкой моторики.
  3. Развитие дыхания, координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата.
  4. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание уверенности в своих силах.
  1. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

В логоритмические занятия включаются:

  1. ходьба и маршировка в различных направлениях;
  2. упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  3. упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  4. упражнения, активизирующие внимание и память;
  5. счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  6. упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и ритма;
  7. пение;
  8. упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  9. самостоятельная музыкальная деятельность;
  10. игровая деятельность;
  11. упражнения для развития творческой инициативы;
  12. упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие;
  13. речедвигательные упражнения;
  14. танец и пантомима.

Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности

Слушание музыки —  После прослушивания произведения мы проводим беседу о характере и содержании музыки, стараемся стимулировать высказывания детей о своем отношении к музыке, а также предлагаем детям подвигаться под данную музыку, чтобы они смогли прочувствовать ее характер.

Пение — Например, при невнятном произношении, «проглатывание» окончаний слов (особенно согласных) используем прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.

Музыкально-дидактические игры — Для развития фонетико-фонематического слуха проводятся

Речевые игры со звучащими жестами

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра.

(Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)

Веселится детвора!

(Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп – шлеп

(Притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп.

(Хлопки)

Дождик, нас не поливай,

(грозят пальцем)

А скорее догоняй!

(Убегают от дождика)

«Снег»

Как на горке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

И на ёлке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ёлкой – снег, снег.

Приседают на корточки, два шлепка по коленям.

А под снегом спит медведь

Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!

Произносят шёпотом, указательный палец к губам.

Можно в качестве музыкальной озвучки «хрустящего снега» использовать мешочки, наполненные крахмалом. При надавливании на него получается звук, похожий на хруст снега. Сначала надавливать громко, потом всё тише-тише. Как бы человек уходит.

«Дождик»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (щелчки пальцами)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (шлепают по коленям)

Дети: ха-ха-ха!

(вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах!

(качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (щелчки пальцами)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

«Обезьянки»

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Обезьяна на печи. Шлепки по коленям

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Поиграть я с ней хочу. Притопы

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.

«Чтобы зубы не болели»

(Авторская разработка С. Григорьевой)

Чтобы зубы не болели

Вам хотим советы дать

(Дети делают пружинку)

Эти правила простые

Надо строго соблюдать.

(Хлопки в ладоши)

По утрам (руки к плечам и вверх) почистить зубы (пальцем имитируем движение «чистить зубы»)

Никогда не забывай (движение «отрицание»)

Перед сном зубную щётку (Ладошки сложены вместе возле уха)

Каждый вечер вспоминай.

Если острые предметы (выставляем указательные и средние пальцы)

Вдруг попались на глаза (указательными пальцами обводим глаза)

То в зубах, запомни строго,

Ими ковырять нельзя (грозим строго пальцем)

Если твёрдые орехи (пальцы двух рук соединить кончиками, сделать шар)

Вдруг решил ты покусать (стучим пальцами друг о друга)

То, запомни хорошенько,

Можно так и зуб сломать. (хлопок)

Если чай горячий очень – (Сложить ладошки «чашечкой»)

Не спеши ты пить его. (правой рукой изобразить дымок из чашечки)

Всем известно, между прочим,

Это вредно для зубов. (погрозить пальцем)

Очень любят все ребятки (хлопки)

Пастилу и шоколадки. (левая рука ладонью вверх, правая сверху)

Если есть их много слишком – (правую руку поднимаем вверх, увеличивая расстояние между ладонями.)

Будут плакать все детишки, (трём под глазами)

Потому, что у ребят

Зубы сразу заболят. (держимся за щёки)

Эти правила просты

Выполнять их должен ты (хлопки, прыжки)

Солнышко

Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки)

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут, (Притопы)

По камушкам скачут. (Лёгкие прыжки с хлопками)

Листопад

Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат. (Щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (Трут ладошку о ладошку)

И летят, летят, летят! (Качают руками)

«Зимушка-зима» Т. Боровик

Ах ты, Зимушка-зима, Пружинка с поворотами, руки на поясе

Белоснежная была, Притопы ногами в ритме фразы

Белоснежная была, Шлепки по бедрам в ритме фразы

Все дорожки замела. Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку

Морозы трескучие, Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы

А снега сыпучие, Сверху-вниз махи кистями рук

Ветры завьюжные, Качание рук над головой

И метели дружные. Моталочка через верх вправо-влево

«Водят пчелы хоровод»
Выполнять соответствующие движения.
Водят пчелы хоровод
 – топают на месте
Брум, брум. – хлопки «тарелочками».
В барабан ударил кот – игра на барабане
Трум, трум. – стучат кулачок о кулачок.
Стали мыши танцевать – выставляют ногу на пятку
Тир-ля-ля, 
Так, что начала дрожать вся земля.- кружатся дробным шагом, хлопают в ладоши.

«Фома»

Стучит, бренчит по улице:               Притопы с хлопками.

Фома едет на курице,                       Щелчки по бедрам.

Тимошка – на кошке                         Щелчки.

По кривой дорожке.                          Показывают руками кривую            

                                                                      дорожку.

Фома песенку поёт,                           «Пружинка» с хлопками.

Тимка семечки грызет.

Ехали, ехали,                                      Кружатся дробным шагом.

В темный лес заехали.

В лесу мишка сидит                          Присаживаются на корточки.

И на нас рычит:

- Р-р-р-р!                                             Убегают от «мишки».

Речевые игры с музыкальными инструментами

Матрешки и Петрушка

Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень.

Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень – ди!

Тук – тук, туки – тук,

Трень – трень – трень – ди – трень!

Будет весело играть

Наш оркестр целый день!

Шур – шур – песенка

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными полосками.

А где-то спит мурлыка-кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Дети играют на металлофоне.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур, Мур-мур!

Кухонный оркестр

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – как дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом-бом!

Бидоны бездонные – дон-дон!

Чашки для чая – тинь-тинь!

Сковородка большая – динь-динь!

Вилки и ложки – там-там!

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!

«Теремок»

Тук-тук, молоток- мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей, чтобы было веселей!

Мышка-норушечка в гости бежит,

Тихо шуршунчиком мышка шуршит. – бумажные султанчики

Зайка весёлый к нам прискакал,

Лапками звонко в барабан. – бьют в барабан

Вот и лиса к теремочку идёт,

Лисичка-сестричка трещотки несёт. – играют на трещотках

Серый волчок в бубенцы зазвенел, - бубенцы

А петушок громко песню запел.

Мишка мохнатый рад новосёлам,

Живёт в теремочке оркестр весёлый.

«Весёлый оркестр»

«Бум-бум! Трам-там-там!»-

Застучал барабан!

«Тук-туки-тошки!»-

Заиграли ложки.

«Четки-четки»-

Бряцают трещотки.

«Дин-дон, дин-дон!»-

Зазвенел металлофон!

«Бан-бан-балалал!»

Треугольник застучал.

«Бумба-бумба»-

Застучала румба.

А теперь нам нужно

Заиграть всем дружно!

«Снежный оркестр»

Летят, летят снежиночки:

Динь-динь, дон-дон, дан-дан.

Дети игрют на металлофоне соль-ми-до.

Снежиночки-пушиночки:

Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Звуки исполняются на ксилофоне.

Их ветерок покружит,

С метелью их подружит/Звучат шуршунчики/

Поют, поют снежиночки:

Динь-динь, дон-дон, дан-дан/Играют на металлофоне/

Им подпевают льдиночки:

Динь-динь, дон-дон, дан-дан/Играют на ксилофоне/

Тут дедушка Мороз их вдаль с собой унёс!

«Осенняя сказка»
Тихо бродит по дорожке,

Осень в золотой одёжке,

/тихо ударяют ладошками по барабану/

Где листочком зашуршит – маракасы.

Где дождинкой зазвенит – колокольчик.

Раздаётся громкий стук – деревянные палочки

Это дятел – тук-тук-тук - кубики.

Дятел делает дупло,

Белке будет там тепло – ксилофоны.

Ветерок вдруг налетел,

По деревьям пошумел – «шуршалки».

Громче завывает, тучки собирает-

тремоло бубнов.

Дождик –динь, дождик-дон,

Капель бойкий перезвон-

Колокольчики и металлофоны.

Всё звенит, стучит, поёт-

Осень яркая идёт! –

Все инструменты.

Речевые игры с движением

«Снеговик»

Раз-рука, два-рука,
/Выставляют руки вперёд/ 
Лепим мы снеговика/
лепят руками/
Три-четыре, три-четыре
Нарисуем рот пошире
 
/идут по кругу/

Пять-найдём морковь для носа
/сужают круг/
Угольки найдём для глаз
/расширяют круг/
Шесть-наденем шляпу косо,
Пусть смеётся он у нас.
/выполняют пружинку/
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы плясать его попросим
/выполняют пружинку/
Девять-десять, снеговик
/
хлопают в ладоши/
Через голову-кувырк…
/кружатся дробным шагом/
Ну и цирк!
/поднимают руки вверх/.


«Кто нам песенку споёт?»

Ладушки, ладушки, 
Приехали мы к бабушке.
Кто у бабушки живёт?
Кто нам песенку споёт?
/идут по кругу/
Вот идёт петушок,
Поднял кверху гребешок:
«Я вам песенку спою-
Ку-ка-ре-ку-ре-ку-ку!».
/идут по кругу высоко поднимая колени/
Вот и курочка идёт,
За собой цыплят ведёт:
«Спою песенку легко-
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»
/идут по кругу дробным шагом/
Вот козлёнок озорной
Вдруг затряс бородой:
«Подпевайте дружно мне-
Ме-ме! Ме-ме!»
/бегут прямым галопом/.

«Стёпка-растрёпка!»

Первый куплет проговаривается медленно и тихо, каждое повторение идёт всё быстрее и громче.

  1. Стёпка-растрёпка по лесу гулял,
    /идут вразвалочку/
    Стёпка-растрёпка шишки искал
    /
    собирают шишки/

Солнце высоко-о-о!

/поднимают руки вверх и тянуться на носочках/

Стёпке нелегко-о-о!

/вытирают пот рукой/

На пенёк он сел

/присаживаются на корточки/

Песенку запел:

/хлопают в ладоши/

  1. Стёпка-растрёпка по лесу гулял,

И так далее по тексту.


«Лисичка- сестричка»

Дети: Лисичка-сестричка,

Пушистая шубка,
Где бывала? Кого видала?

/дети идут по кругу в центре стоит лисичка/

Лисичка: В деревне бывала,

Петушка видала

На заборе он сидит,

Песни солнышку кричит:«КУ-ка-ре-ку!»

Дети и лиса имитируют движения петушка.

Дети: Лисичка-сестричка,

Пушистая шубка,

Где ещё бывала? Кого ещё видала?

Лиса: В поле я бывала, мышку там видала!

Мышка зёрнышки грызёт,

Тоже песенку поёт: «Пи-пи-пи!»

/дети прсаживаются на корточки/

Дети: Лисичка-сестричка, пушистая шубка,
Где потом бывала? Кого потом видала?

Лиса: По мосточку пробегала
И лягушку увидала.

Возле речки сидит,

Изо всех сил кричит: «Ква-ква-ква!»

/прыгают как лягушата/

Дети: Лисичка-сестричка, пушистая шубка,
Куда прбежала? Кого увидала?

Лиса: В лес дремучий прибежала,

Зайцев серых увидала.

Зайцы крикнули: «Беда!

Разбегайтесь, кто куда!»

/хлопают в ладоши и убегают от лисы/.

«Волк и зайцы»

Дети: Погляди, лесной народ,

Волки видят хоровод.
/дети и «волки» идут двумя кругами противоходом/

Лапками хлоп-хлоп!

/хлопают в ладоши/

Ножками топ-топ!

/топают ногами/

Волки: Выходите погулять!

Мы не будем вас кусать!

/зовут руками/

Затем игра продолжается как в игре

«Кошки-мышки».

«Весёлый шоколад»

Раз, два, три, четыре, пять,

Бобы какао надо взять.

/шагают на месте/

В порошок всё растереть
/трут ладошки друг о друга/

Вкусный сладкий шоколад,

Приготовить каждый рад!

/прыгают и хлопают/

Продолжаем- шесть, семь, восемь,

/выполняют пружинку/

Какао-масло нужно срочно!

/сжимают и разжимают пальцы рук/

Сыпем сахар, ванилин,

Запоём все как один:

/собирают пальцы в щепотку/

Вкусный сладкий шоколад,

Приготовить каждый рад!

/прыгают и хлопают/

Девять, десять – нелегко!

/качают головой/

Мы добавим молоко,

/кружатся дробным шагом/

Всё по формам разольём,

/делают круговые движения руками/

И немножко подождём!

/приседают и делают кулачок под щёчку/

Вот готов наш шоколад

Съесть кусочек каждый рад!

/прыгают и хлопают/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие речи дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Речь – великий дар природы, благодаря  которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и у...

Родительское собрание «Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений».

Родительское собрание «Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений»....

Консультация для педагогов "Развитие речи детей на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности"

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыв...

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"...

«Развитие речи детей посредством музыкальных интерактивных технологий»

Я, как музыкальный руководитель, имею прямое отношение к развитию речи детей, применяя при этом различные формы, методы и приёмы. Использую информационно-коммуникативные технологии, которые способству...