«Музыкальные игры, как средство формирования и развития эмоционального интеллекта у дошкольников»
методическая разработка

лялене надежда анатольевна

У детей особенные взаимоотношения с музыкальным творчеством. Они легко откликаются как на саму мелодию, так и на смысл текста, могут начать двигаться или даже танцевать. Вот почему дети очень любят музыкальные игры с движениями - во время таких игр можно вволю повеселиться и никогда не бывает скучно! Предлагаю интересные музыкально-развивающие игры с описаниями и наглядным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka_muz_igry.odt315.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Творчество и музыкальные игры, как средство формирования и развития эмоционального интеллекта у дошкольников»

Автор: воспитатель  Лялене Н.А.

Зачем нужны музыкальные игры? Исследователи обнаружили, что прослушивание музыки меняет работу мозга: мелодичные композиции могут значительно улучшить концентрацию внимания, память, навыки мышления, пространственный интеллект и другие когнитивные способности. Музыка помогает ребенку узнавать что-то новое, а большинство детей научатся считать, произносить алфавит и произносить определенные слова во время прослушивания мелодий.

У детей особенные взаимоотношения с музыкой. Они легко откликаются как на саму мелодию, так и на смысл текста, могут начать двигаться или даже танцевать. Вот почему дети очень любят музыкальные игры с движениями - во время таких игр можно вволю повеселиться и никогда не бывает скучно! В свою очередь, музыкальные игры очень полезны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они развивают чувство ритма, артистичность и координацию движений, помогают развиться творческим способностям. Такие игры можно использовать не только на музыкальных занятиях в детском саду, но и дома.

ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Чтобы стимулировать интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах, расширить кругозор дошкольников, а также для создания подвижных пауз в ритмических занятиях предлагается использовать игры с музыкальными инструментами. В этих играх музыкальные инструменты могут выступать как в роли непосредственного объекта изучения, так и для развития воображения, нестандартного и логического мышления, памяти.

Большое количество игр позволяет выбрать подвижную или настольную игру, устроить соревнование или исследование, в зависимости от задач, поставленных на занятии. Все игры можно использовать и в свободной деятельности для создания музыкального уголка в каждой группе.

«ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ТАК?»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, стимулировать умение детьми читать.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На карточке изображено два музыкальных инструмента, посередине написано название. Педагог читает название, ребенок показывает, какой инструмент называется так.

При затруднении педагог называет группу, к которой относится данный музыкальный инструмент (струнные, духовые, ударные), ребенок, подключив логику решает какой инструмент показать.

«ЧЕРВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

ЦЕЛЬ:  Закрепить умение классифицировать и обобщать знания.

ЗАДАЧИ:

  1. Уметь делить музыкальные инструменты на группы по способу извлечения звука.
  2. Находить инструмент, требующий замены.
  3. Выбирать из дополнительных карточек недостающий музыкальный инструмент.

Игра состоит из поля, поделенного на 4 части. Три музыкальных инструмента принадлежат к одной группе, один к другой. Необходимо найти музыкальный инструмент, требующий замены и, выбрав из отдельных карточек тот, который принадлежит к основной группе, закрыть им «четвертый лишний» музыкальный инструмент.

«Крестики-нолики»

ЦЕЛЬ: Развивать ассоциативное мышление.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить анализировать и сопоставлять свои цели с задачей противника.
  2. Ассоциировать музыкальные инструменты с крестиками и ноликами.
  3. Учить детей соревноваться, не обижаться на поражение.

Игра состоит из поля, поделенного на 9 частей-клеток. В качестве крестиков и ноликов выступают картинка бубна – нолик, маракасов – крестик. Необходимо выстроить прямую из 3 картинок по горизонтали, по вертикали, по диагонали.

«СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»

Игра в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами, входящими в него; пробуждает интерес к музыке. Так же игра способствует развитию внимания, памяти, логике и связной речи ребенка.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ:

  1. Взрослый показывает детям карточки с инструментами и зачитывает информацию о них.
  2. Взрослый читает информацию, дети должны угадать о каком инструменте идет речь. Кто угадает, берет карточку с данным инструментом себе. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
  3. Взрослый показывает нарисованный инструмент, а дети находят его в оркестре. Кто первый покажет правильно – берет карточку себе.
  4. Взрослый показывает инструмент – дети стараются рассказать о нем. Выигрывает тот, кто скажет больше информации.
  5. Взрослый называет деталь инструмента, а дети должны сказать какие инструменты обладают данной деталью.
  6. Дети загадывают друг другу инструменты движениями руками, показами.



«КТО НА ЧЕМ ИГРАЕТ»

ЦЕЛЬ: Учить принимать правила игры.

ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять названия музыкальных инструментов.
  2. Выбирать, нарисованный музыкальный инструмент.
  3. Помочь в игровой форме освоить все оркестровые партии.

Под стульчиками детей или на полу разложены картинки, изображающие музыкальные инструменты, по количеству и наличию составляют имеющиеся инструменты. По сигналу дети выбирают карточку и музыкальный инструмент, изображенный на ней для игры в оркестре. Используя прием жребия, дети осваивают партию, выбранного ими инструмента. Тем самым не имеют возможности выбирать любимый инструмент и при необходимости Вы, как руководитель оркестра, можете легко заменить заболевшего или выбывшего участника.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

ВНИМАНИЕ – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. Внимание детей дошкольного возраста неустойчиво: ребенок не может сохранять сосредоточенность более 7-10 минут, быстро переключается на новый, более яркий раздражитель. Поэтому игры, направленные на активизацию этого процесса, не следует делать долгими, а раздражители должны часто сменять друг друга. Водящий может нарочно усыплять внимание детей, чтобы потом резко включить их в игру, таким образом, тренируя малышей быстро переключаться.

 Хорошо развитое внимание подразумевает быструю и правильную реакцию на раздражитель. Игры, способствующие тренировке реакции, тоже включены в этот раздел.

ХЛОПКИ

Играют 8-12 человек.

Ход игры. Игроки становятся или садятся в круг. Каждый получает порядковый номер. Все начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два – по коленям. Первый игрок на хлопки в ладоши повторяет свой номер «Один-один», а на хлопки по коленям называет номер любого другого игрока, например, «три-три». Третий игрок, услышав свой номер, на хлопки в ладоши повторяет свой номер, а на хлопки по коленям – номер любого другого игрока.

Условия.

1. Игрок, не успевший назвать свой номер, выходит из игры.

2. Игрок, назвавший номер того, кто уже вышел, тоже выходит.

Побеждают два последних оставшихся игрока.

КТО СЕБЯ УЗНАЕТ

Играют 5 или более человек.

Ход игры. Игроки становятся в ряд. Водящий подает команды, например: «Те, чье имя кончается на «-ша», хлопните в ладоши» или «У кого есть синий цвет в одежде, повернитесь кругом». Дети, узнавшие свои приметы, выполняют команду. Если игрок не выполнил команды вовремя или выполнил, когда не следовало, то он делает шаг назад. Побеждают те, кто остались на своем месте.

Правило. Если игрок начал выполнять неправильное движение, то он отходит назад.

СВИСТОК – КРУГОМ

Играют 7 или более человек.

Инвентарь. Свисток или любой ударный музыкальный инструмент, например: бубен.

Ход игры. Игроки становятся в круг и бегут друг за другом. Водящий подает сигналы. По сигналу все поворачиваются и двигаются в другую сторону. Если кто-то не успел развернуться, он выходит из игры.

ГДЕ СВИСТОК?

Играют 10 или более человек.

Инвентарь. Свисток или любой ударный музыкальный инструмент, например: музыкальный молоточек.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные игроки становятся вокруг него очень плотным кольцом. У одного из них свисток или молоточек. Дети начинают передавать его друг другу за спинами. Время от времени, когда водящий отворачивается, кто-нибудь из игроков ударяет молоточком или свистит в свисток. Задача водящего – указать игрока, в руках у которого инструмент. Если он угадывает, этот игрок занимает его место.

Правило. Ели водящий указал на игрока, у которого свисток, игрок не имеет права его передавать, а его соседи не должны принимать.

КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ

Играют 5 и более человек.

Ход игры. Участники становятся в круг, водящий в центре. Когда он говорит «карлики», все должны сеть на корточки, а когда скажет «великаны», детям можно встать и поднять руки. Если игрок ошибается, он выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Правило. Водящий может растягивать слова.

МУЗЫКА

Играют 5 и более человек.

Ход игры. Участники становятся в шеренгу. Водящий называет слова. Если они означают музыкальные термины, названия музыкальных инструментов, игроки хлопают в ладоши. Игрок, который хлопнет не во время или не хлопнет, когда нужно, делает шаг назад. Побеждает тот, кто остался на своем месте.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

Играют 7 и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Он и остальные участники становятся в круг. Каждый из них держит левую руку ладошкой вверх, а правую кладет на ладошку соседа. Водящий хлопает одной из ладошек по руке соседа и говорит: «Та» или «Ти-ти». Игрок передает «электроимпульс», следующему, тот дальше и т.д. В это время водящий может пустить ток еще раз в ту же сторону или в противоположную. Задача игроков – не допустить ошибки и не прервать передачу тока. Если кто-нибудь ошибается, он выходит из игры.

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Играют 5 и более человек.

Ход игры. Выбирают водящего. Остальные участники становятся в одну шеренгу. Водящий показывает какое-нибудь движение и говорит, что оно запрещенное – его нельзя выполнять. Потом под музыку делает различные танцевальные или гимнастические движения, и ему должны подражать все игроки. Время от времени он выполняет запрещенное движение. Те из игроков, которые повторили его, делают шаг назад. Побеждает тот, кто остался на месте.

Правило. Если игрок хотя бы попытался выполнить запрещенное движение, ошибка засчитывается, и он отходит назад.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК

Играют 5 и более человек.

Инвентарь. Фортепиано или записи соответствующих мелодий (можно использовать музыкальную сказку С. Прокофьева «Петя и волк» или «Карнавал животных К. Сен-Санса).

Ход игры. Дети идут по кругу. Звучат короткие отрывки мелодий разного темпа, тембра и настроения. Не прекращая движения, дети изображают животное, которому, по их мнению, соответствует каждая мелодия.

ЧТО ЭТО?

Играет один или несколько человек.

Инвентарь. Мешочек, несколько мелких музыкальных инструментов.

Ход игры. Игроку завязывают глаза. Он опускает руку в мешочек, по очереди достает музыкальные инструменты, на ощупь угадывает, что это такое. Потом то же делают другие игроки. Побеждает тот, кто правильно назовет наибольшее количество музыкальных инструментов.

ВОРОБУШКИ ПО ЗЕРНЫШКУ

Играют два человека или две команды по 3-4 человека.

Инвентарь.  Два мешочка, набор кружочков большого и маленького диаметра (большие кружки – длинные ноты, маленькие – короткие).

Ход игры.  В мешочки кладется одинаковое количество кружков. Играющий выкладывает кружки в линейку. Пробует прохлопать полученный ритм. Побеждает тот игрок или та команда, кто быстрее справиться с заданием.

ЭТО МОЁ

Инвентарь. Карточки с изображением музыкальных инструментов разных групп.

Ход игры. Игроки становятся в одну шеренгу. Водящий называет группу инструментов. Услышав название своей группы, игрок поднимает табличку и говорит: «Это мое». Правильно ответивший делает шаг вперед. Если игрок ошибается – не поднимает табличку во время или поднимает, когда назван инструмент не его группы, остается на месте.

НЕВИДИМЫЙ ОРКЕСТР

Играют пять и более человек.

Инвентарь. Записи детских музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (можно использовать симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и волк»).

Ход игры. Дети идут по кругу. Одна за другой включаются записи, и игроки начинают изображать музыкантов, играющих на инструменте, который они слышат. Потом водящий говорит, на чем в действительности исполнялась музыка. Не верно угадавшие инструмент, выбывают из игры. Побеждает тот, кто дольше всех остался в кругу.

СОЛНЦЕ И ДОЖДЬ

Играют пять и более человек.

Инвентарь. Записи простых мелодий мажорного и минорного лада, таблички с изображением солнышка на одной стороне и дождливой тучки на другой.

Ход игры. Участникам раздают таблички. Дети становятся в ряд на исходной линии. Звучат мелодии. Услышав веселую, мажорную музыку, дети показывают солнышко. Когда звучит минорная, грустная мелодия, они поворачивают таблички и показывают дождь. Если игрок ошибается, он делает шаг назад. Побеждает тот, кто остался на своем месте

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Мышление – это процесс анализа и систематизации новой информации об окружающем мире, полученной с помощью органов чувств. Человек наделен достаточно совершенной нервной системой, чтобы мыслить, однако в отличие от способности воспринимать, данной ребенку от рождения, мышление развивается по мере накопления информации.

 Мышление детей дошкольного возраста непосредственно связано с речью и с действием: осмыслить для него значит проговорить и сделать. Поэтому, развивая речь ребенка, помогая правильно употреблять слова и строить фразы, мы вырабатываем четкость мышления, а обогащая словарный запас, - знакомим с новыми понятиями и стимулируем процесс осмысления их в системе знаний маленького человека.

  Развитие мышления и речи детей определяет успешность обучения в школе, умение выражать свои мысли помогает в общении. Работа над этим в игровой форме позволяет заинтересовать детей, привить желание и привычку следить за своей речью.

СТРУННЫЕ, ДУХОВЫЕ, УДАРНЫЕ Играют 10 и более человек.

Ход игры. Обозначить три зоны, которые получают названия: струнные, ударные, духовые. Игроки становятся в центре зала.

Водящий называет музыкальный инструмент и считает до пяти. За это время каждый из играющих становится в ту зону, которая, по его мнению, соответствует группе музыкальных инструментов. Побеждают те, кто н разу не ошибся.

Условия.

1. Нельзя менять зону, в которую пробежал.

2. Тот, кто не успел добежать до круга, получает штрафное очко.

Именно благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, эмоционально-интеллектуальные,а также и общие музыкальные способности – чувство ритма и ладовый слух. Известно, что эти способности играют важную роль в интеллектуальном дошкольников. Музыкально-дидактические игры направлены на развитие этих основных музыкальных способностей, которые необходимы ребенку для полноценного восприятия мира и развития интеллектуальной и познавательной деятельности.