«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»
материал (подготовительная группа)

Веретенникова Наталья Владимировна

«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»

Слайд 1 (титульный лист):

   - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в процессе творческой игровой деятельности».

(слайд 2):

- Эмоциональный интеллект - это навык будущего. Сегодня мы, педагоги, работаем с детьми, которые  в корне отличаются от нас самих. Это новое цифровое поколение. Они играют в онлайн - игры  и по-другому воспринимают и анализируют информацию.

Но никакой самый современный компьютер не научит ребёнка понимать свои эмоции и управлять своим настроением, дружить и уважать окружающих людей. А впереди - целая жизнь, в которой эмоциональная сфера в союзе с логическим мышлением станут той палочкой-выручалочкой, которая поможет  в сложных жизненных ситуациях.

 (слайд 3):

В педагогике ведутся поиски и внедряются новые технологии по:

  • взаимодействию с детьми,
  • способам донесения информации.

Очень интересные открытия рождаются на стыке двух наук, например, педагогика - психология, педагогики  - актёрского мастерства. Сейчас самое время педагогам самим быть яркими и артистичными.

! Педагог должен  донести до детей информацию!

Вопрос: КАК это сделать наиболее эффективно?                      

                                                                     

Американские учёные утверждают, что 80% информации современные дети воспринимает визуально:

- с одной стороны - это движения тела, мимика, внешний вид человека;

- с другой - предметы, приспособления  для  передачи информации, которыми можно манипулировать (взять в руки, изменить, сложить) - игры, пособия.

(слайд 4):

Сегодня мы хотим представить образцы творческих игр для работы с эмоциями. Эти игры направлены на:

- формирование навыка распознавать эмоции;

- на переключение внимания, управление эмоциями;

- снятие эмоционального и физического напряжения;

- развитие творческого мышления;

- сплочение детского коллектива.

(слайд 5):

Все эмоции в совокупности образуют одно тематическое пространство. Представив это пространство в какой-то форме понятной для детей, мы получаем замечательный инструмент управления настроением, например, -  часы эмоций.

https://sun9-5.userapi.com/impg/SIiJtoc3p3L0AurYIagEcUITJ0a7u3zO-5U-LQ/FauOVqIQqd0.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=ca9a59a6ec05217e2e5eced4497f9527&type=album

На этих часиках есть все основные эмоции настроения:

- отрицательные эмоции - обозначены красным цветом (осторожно, опасность!): злость, обида, страх, грусть, скука, усталость (всего 6 основных эмоций).

- положительные эмоции - зелёным цветом (это наши ориентиры, к ним надо стремиться!): покой, интерес, бодрость, удовольствие, радость, смех (тоже  6 эмоций).

Как же эти часики работают?

Если вдруг испортилось настроение, надо:

1 шаг -  постараться понять, какая  плохая эмоция у вас появилась, в чём причина плохого настроения.  А ещё лучше посмотреть в зеркало!

(слайд 6):

- Давайте попытаемся  почувствовать эмоцию и передать её с помощью мимики.  Игра " Тренируем эмоции".

Ход игры:

- Пожалуйста, попробуйте:

  • нахмуриться, как осенняя туча;  
  • улыбнуться, как Буратино;
  • испугаться, как заяц, увидевший волка!
  • удивиться,  как будто вы увидели чудо...

- Спасибо! Здорово получилось! А Вы заметили зависимость между физическим действием и эмоцией? Вы начали играть, и появилась улыбка! А если взрослым нравиться играть, то детям - тем более!

От эмоций зависит наше настроение, а от настроения  - отношение к жизни, к окружающим людям.

Итак, 2 этап  - учимся переключать  плохую эмоцию на хорошую.

 А теперь - главный секрет! Как же нам переключаться на хорошие эмоции? Здесь тоже есть самые разные способы!

(слайд 7):

СПОСОБ 1  (эмоция "ПОКОЙ)":

Например, мы испытываем волнение, тогда нам надо переключиться на покой. 

Очень хорошо успокоиться нам помогают разные дыхательные упражнения, например, "Насос", "Свеча", "Воздушный шарик".

Я вас сейчас научу.

"Воздушный шарик"

Чтобы успокоиться,  необходимо сделать дыхание ровным и спокойным.

Набираем побольше воздуха и надуваем шарик (в два кулачка). Выдуваем воздух долго-долго и потихоньку успокаиваемся.

(слайд 8):

Есть ещё хорошее упражнение  - "Солнышко и снег".

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и представьте - снег. Но снег не простой, а весенний. Он нас морозит, нам неприятно. Снег - это плохие эмоции: обида, грусть, усталость, страх.

Но вот солнечные лучи начинают топить снег, а вместе со снегом тают и наши негативные эмоции. И скоро от них не останется следа, как от весеннего снега!  Наступает - покой.

Вот сколько способов есть, как обрести покой.

(слайд 9):

СПОСОБ 2 - (эмоция "ИНТЕРЕС"):

А если кому-то скучно, то необходимо  поменять скуку, например, на интерес.

Есть много способов, как обрести интерес. Некоторые из них можно найти в  "Спинере  грусти":

1) почитать интересную книгу.

2) поиграть с друзьями в интересную игру, в которой надо думать, фантазировать самим. А когда мы думаем, мы забываем про всякие неприятности!

Во что поиграть? Очень интересны игры, которые построены на методах "Теории решения изобретательских задач" (ТРИЗ).

(слайд 10):

   

Игра "Да-да-да! Когда?"

- Игра "Да-да-да! Когда?" основана  на "Методе мозгового штурма". Можно использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с целью создания позитивного эмоционального настроя.

-  Давайте с вами поиграем. Я буду бросать вам мячик и задавать вопрос, а Вы должны отвечать всегда только "да-да-да!", каким бы нелогичным не показался Вам вопрос в привязке к ответу "да".

Попробуем:

- Человек может поднять автомобиль?

-  Когда?

- Дерево может быть лестницей?

-  Когда?

- Ветер умеет толкаться?

-  Когда?

- Муравей может съесть звезду?

-  Когда?

- Руками можно говорить?

-  Когда?

- Бумага может быть веником?

-  Когда?

- Скажите, Вам сложно было отвечать на мои вопросы?

- Эти сложности возникли потому,  что мы привыкли мыслить стандартно. А нам для ответа необходим творческий подход, предполагающий высказывание максимального количества даже самых невероятных идей. И самое главное:

  • в игре нет неправильных ответов (ситуация успеха);
  • дети учатся аргументировать свои ответы и отстаивать своё мнение в дискуссии;
  • формируются навыки общения в коллективе.

 

(слайд 11):

(Создание интеллект - карты ЭМОЦИЙ - "СМЕХ")

Есть еще самая сильная положительная  эмоция - СМЕХ.

И сейчас я предлагаю ВАМ создать  целую карту, как навигатор, по поиску  смеха! Свои идеи, как найти СМЕХ, нужно будет изобразить на ватмане.

Если кто-то не очень любит рисовать, есть заготовки для аппликации.

ОБЪЯСНИТЬ (на примере заготовки карты - "СМЕХ").

(Показать заготовку):

  • Лист ватмана располагаем горизонтально.
  • В центре находится главная идея - эмоция СМЕХ.
  • От основной идеи отходят ветви. Проявляйте творчество! Им не обязательно быть прямыми, они могут быть изогнутыми и фигурными. У каждой ветви свой цвет (и желательно подписать сверху - имя).
  • Рисунки идей лучше делать цветными - более привлекательные.
  •  "Читать" интеллект-карту ЭМОЦИИ - СМЕХ будем  с верхнего правого угла по часовой стрелке.

(Участники рисуют карту. Показывают, обсуждают).

(слайд 12):

А вот какую карту нарисовали дети (эмоция - "Как победить страх").

(слайд 13):

РЕФЛЕКСИЯ

       - Я очень люблю играть и придумывать новые игры. Есть у нас такая "Коробка хорошего настроения". Она многофункциональна:

  • можно хранить подарки, которые дарят дети: замечательные рисунки от чистого сердца!
  • мячики и мягкие игрушки для сюжетной игры (замечательная собачка Соня из рассказов Андрея Усачёва - вызывает море положительных эмоций!);
  • ! наполняемость может меняться в зависимости от темы недели и цели использования (например, интересные картинки; или как "Волшебный мешочек" - пощупать предмет: "Что ты чувствуешь?" и т.д.).

(слайд 14):

         Еще её можно использовать, в том числе, для игры в "Фанты для педагогов".

(Участники по очереди достают бумажки с вопросами и отвечают на них).

Примерные вопросы:

- Какой момент прошедшего мастер-класса заставил Вас улыбнуться?

- Какими словами  можно описать Ваше эмоциональное состояние после прошедшего мастер-класса?

- Какой момент мастер-класса Вас удивил?

- Какую из представленных на мастер-классе идей/ игр  Вы сможете использовать в своей педагогической практике?

(слайд 15):

Заключительное слово:

- Я желаю, чтобы Вы придумали ещё больше способов превращения отрицательных эмоций в положительные и почаще применяли их на практике! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в дошкольной организации.

Актуальность. Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследо...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополу...

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе музыкально - игровой деятельности

Данная консультация поможет воспитателям  ДОУ развивать творческое воображение старших дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности в группах....

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность

Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников через художественно-эстетическую деятельность...

«Музыкальные игры, как средство формирования и развития эмоционального интеллекта у дошкольников»

У детей особенные взаимоотношения с музыкальным творчеством. Они легко откликаются как на саму мелодию, так и на смысл текста, могут начать двигаться или даже танцевать. Вот почему дети очень любят му...

Развитие творческой активности дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности

В статье раскрывается сущность музыкально-игровой деятельности дошкольников. Творчество на занятии....

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельностиРаннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования,...