Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Театральный сундучок"
рабочая программа по музыке (старшая, подготовительная группа)

Ситникова Наталья Петровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Театральный сундучок» составлена с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatralnyy_sunduchok_sitnikova.docx51.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад № !8»

Протокол № ___  от__________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МБДОУ «Детский сад № 18»

______________ Р.Ф. Глазунова

Приказ  №____ от__________2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                  Составитель:

                                                                                         Ситникова Н.П.,

музыкальный руководитель

г. Троицк, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………

3

1.1 Пояснительная записка…………………………………………...

3

1.2 Предполагаемые результаты освоения программы «Театральный сундучок»……………………………………………………

8

          1.3 Диагностика творческих способностей детей…………………...

11

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………….

14

2.1 Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста……………………..

14

2.2 Программно-методический комплекс…………………………...

16

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………….

17

           3.1 Принципы, применяемые в реализации программы……………

17

           3.2 Методы и формы обучения. Формы реализации программы…

18

           3.3 Основные направления программы (структура занятий)………

19

           3.4 Тематический план к программе «Театральный сундучок»…..

21

           3.5 Материально-техническое обеспечение реализации программы……………………………………………………………………

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………

25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………

29


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Содержание  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный сундучок» (далее – Программа) составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество ДОУ с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения;
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012

 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

В основу настоящей программы положена программа Т.С. Григорьевой «Маленький актёр» и программа М.Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». 

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально-театральном искусстве как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Цель программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи: 

1. Образовательные:

- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).

- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

 2. Развивающие:

- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

- Развивать память, внимание, воображение, фантазию;

- Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

-  Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

- Развивать желание выступать перед родителями.

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.

- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

 3. Воспитательные:

- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

- Воспитание коммуникативных способностей детей.

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Срок реализации программы: 2 года.

Форма обучения – очная

Набор детей в кружок – свободный.

Общее количество занятий в первый год обучения – 36, во второй год – 36. Итого для реализации программы требуется 72 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня с группой детей, состоящей из 10 человек. Продолжительность занятий в первый год обучения составляет  25 минут, во второй год – 30 минут.

1.2 Предполагаемые результаты освоения  программы «Театральный сундучок»

Прогнозируемые результаты:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

Планируемые результаты к концу первого года обучения:

Ребёнок должен знать:

- некоторые виды театров;

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)

Должен уметь:

- составлять предложение из 3—4 заданных слов;

- подобрать рифму к заданному слову;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

 - выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией

Планируемые результаты к концу второго года обучения:

Ребёнок должен знать:

- основные виды театров;

- основные  приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

-  основные жанры театрального искусства.

Должен уметь:

- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;

- действовать по сигналу педагога;

- создавать пластические импровизации под музыку разного характера;

- запоминать заданные режиссером мизансцены;

- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;            

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- сочинить рассказ от имени героя;

- составлять диалог между сказочными героями;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием   кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;  

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией. 

Формой подведения промежуточных и заключительных итогов реализации программы являются выступления детей на праздниках, досугах внутри ДОУ,  участие детей в городских мероприятиях  и в конкурсах разного  уровня.

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1.3 Диагностика творческих способностей детей

Для правильной организации процесса дополнительного образования детей, с целью определения исходного уровня их творческих способностей, проводится диагностирование.

Диагностика проводится на основе творческих заданий и наблюдений.

В рамках программы  Григорьевой Т.С. «Маленький актёр» диагностика проводится по следующим основным параметрам:

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.    

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Таблица 1 Педагогическая оценка развития театрализованной деятельности. Диагностическая карта

№ п.п.

Фамилия, имя ребёнка

Критерии

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Основы коллективной творческой деятельности

1

2

3

 

Цель  и задачи первичной  диагностики отличаются от цели и задач дальнейших этапов.

Цель первичной диагностики: выявление начального уровня специального развития ребенка.

Задачи первичной диагностики:

o        выявление уровня развития базовых музыкально-театральных способностей,

o        выявление общей информированности ребенка о театрализованной деятельности,

o        определение сформированности интереса ребенка к театрализованной деятельности.

Цель   проведения  промежуточной и итоговой диагностики - выявление динамики освоения теоретических знаний и развития практических умений музыкально-театрализованной деятельности.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы, показ детям других групп, родителям.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень. Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень. Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики  персонажам  пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

      Низкий уровень. Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен.

2.2 Программно-методический комплекс

Таблица  2. Программно-методический комплекс

Комплексные программы

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез,  2019.

Парциальные

программы и технологии

  1. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет.- М., Сфера, 2012.
  2. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М., сфера, 2010.

Пособия

  1. Гавришева Л.Б. Музыка, игра – театр!- С.-П., «Детство-Пресс», 2004
  2. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки - СПб, Детство-Пресс, 2009
  3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. - М., Сфера,2010
  4. Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Старшая  группа». – С-Пб.: Композитор, 2000.
  6. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду.- М., Сфера, 2009
  7. Погребинская М.М. Музыкальные скороговорки/ СПб, «Композитор», 2007

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Принципы, применяемые в реализации программы

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности  ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

3.2 Методы и формы обучения. Формы реализации программы

Методы обучения:

- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);

- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т.д.);

- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);

 - уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного).

Формы организации театрализованной деятельности воспитанников:

индивидуальные;  

групповые;

индивидуально-групповые.

Формы реализации программы:

  • Работа по программе дополнительного образования.
  • Составление видеоальбома лучших работ.
  • Выступления   оркестра детских музыкальных инструментов в ДОУ.
  • Участие в конкурсах (разных уровней).

         

3.3 Основные направления программы (структура занятий)

1. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре.

2. Эмоционально-образное развитие. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4. Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

5. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем. Базируется на  сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой»  и «От этюдов к спектаклю» (обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов и декораций). К работе над спектаклем широко привлекаются родители.

3.4 Тематический план к программе  «Театральный сундучок»

1-й год обучения

Месяц

Раздел

Тема

Теория

Практика

Всего занятий

сентябрь

1.Вводное занятие «Волшебный мир театра»

1.Диагностика

2.Введение в мир театра

3,4. Виды театра

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

октябрь

Театр на ковролине

1. «Три медведя»

2. Осень в лесу

3. «Репка»

4. Осень в деревне

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

ноябрь

Пальчиковый театр

Настольный театр

1. «Теремок»

2.Осень в лесу

3. Сказка «Волшебная дудочка»

4. Сказка «Волк и 7 козлят»

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

декабрь

Варежковый театр

1. Сказка «Варежка»

2. Зима в лесу

3. Ёлочка

4. Новый год

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

январь

Театр матрёшки.

1.Весёлая Коляда

2.Колобок

3. Весёлые матрёшки

4. Волшебный сундучок

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

февраль

Театр маски

1. Кто в доме главный

2. Наша дружная семья

3.Бабушка-забавушка

 4.Весёлое представление

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

март

Театр игрушки

1. «Кто сказал «мяу»?»

2. На пруду

3. На птичьем дворе

4. Весна в лесу

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

апрель

Музыкально-драматический театр

Постановка сказки

-

4

4

май

Музыкально-драматический театр

Постановка сказки и показ сказки Диагностика.

-

4

4

Итог

9

27

36

Тематический план к программе  «Театральный сундучок»

2-й год обучения

Месяц

Раздел

Тема

Теория

Практика

Всего занятий

сентябрь

 Волшебный мир театра»

Что такое опера?

1. «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать»

2. Играем в профессии (актер, режиссер, художник, композитор, костюмер)

3. «Волшебный мир театра - опера»

4. «Сказка в опере»

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

октябрь

Знакомство с конусным театром

1. Сказка своими руками

2. «Сказки Осени» Драматизация сказки

 «Осенняя История»

3.Музыка ветра, листвы и травы

4. «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

 0,75

1

1

1

1

ноябрь

Театр на магнитах, трафаретные куклы

1.Спешим в театр

2.Куклы на магнитах

3.Учимся быть артистами. Эмоции.

4.Учимся быть артистами. пантомима

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

декабрь

Театр

настольный

1. «Одну простую сказку хочу вам показать…»

2. «Сделаем сами своими руками»

3. Такое разное настроение

4.Инсценирование сказки «Новогодняя сказка»  

0,25

0,25

0,25

0,25

0,5

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

январь

Театр Би-ба-бо

1.Сказки из сундучка

2.«Учимся быть артистами»

3.Сказка «Рождественская елочка»

4.Мы любим театр-викторина

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

февраль

Театр маски

1.Попробуем измениться (мимика, жест, голос)

 2. «Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я?»

3.Творческое задание: «Рассказываем и показываем знакомые сказки»

4.Инсценирование Сценки« Как звери  маму поздравляли»

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

март

Театр ростовых кукол

1.Сказка «Весна в лесу»

2. Играем с Каркушей

3.Мы – матрёшки

4. Инсценирование сказки «Полёт в космос»

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0.75

1

1

1

1

апрель

Музыкально-драматический театр

Постановка сказки

-

4

4

май

Музыкально-драматический театр

Постановка и показ сказки

Диагностика.

-

4

4

Итого

9

27

36

3.5  Материально-техническое обеспечение реализации программы

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- настольный

- конусный

- би-ба-бо (перчаточный)

- магнитный

- масочный

- варежковый

- ростовой

- театр матрёшки

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки, музыкальный центр;

4. Проектор, презентации

5. Костюмерная

6. Декорации

7. Атрибуты к играм и инсценировкам

8. Музыкальные инструменты.

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Примерный оценочный материал

  Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

 Ход проведения.

1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого

изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

 2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

 3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

 

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

      Ход проведения.

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

5. Показ спектакля малышам.

                       

 Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

 Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

      • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

      • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

      Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

4. Показ спектакля гостям.

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Список детей, обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Театральный сундучок»

№ п.п.

Фамилия, имя ребёнка

Количество лет

(на 1.09. 2020 г.)

1

Егоров Игорь

5

2

Елистратова Таня

5

3

Ерёменко Настя

5

4

Суслова Валерия

5

5

Черкозьянова Софья

5

6

Волобоева Ксения

5

7

Клименко Дмитрий

5

8

Манатипова Карина

5

9

Чернояров Добрыня

5

10

Шпинь Александра

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по художественно – эстетическому развитию, направление – художественное творчество (аппликация) на тему: «Совушка - сова»

Интеграция областей: Х-э. р. + П. р. + С. + Р. р.  Описание материала: Нетрадиционные техники аппликации из ватных дисков.Задачи:Х-э. р. 1.     Закреплять умения отрезать част...

Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»

Перспективный план  развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация»

Перспективный план группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно обр...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Лепка»

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно об...

«Педагогический проект по «Художественно-эстетическому развитию» «Музыка» «ОТКРЫВАЙСЯ, СУНДУЧОК!!!»

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «ОТКРЫВАЙСЯ СУНДУЧОК!!!»Участники проекта: дети  2 младшей группы, педагоги, родители.Вид проекта: образовательно-творчески...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...