СТАТЬЯ: Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Малеева Анастасия Геннадьевна

 Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что – то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько чувств сливают в одно сильно чувствующее сердце.

 К.Д. Ушинский

В статье рассказывются методические приёмы при обучении пению: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения развивающие речевое и певческое дыхание, развивающие игры голосом, речевые зарядки и игры. А также устройство голосового аппарата детей дошкольного возраста. Работа над песней.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что – то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько чувств сливают в одно сильно чувствующее сердце.

 К.Д. Ушинский

Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение способствует развитию речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется дикция ребенка, подвижность артикуляционного аппарата. Пение оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние ребенка, освобождая его от внутренней напряженности. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольников.

На сегодняшний день не во всех в детских садах этому вопросу не уделяется должное внимания, и, несмотря на несколько лет занятий пением, дети, зачастую так и не умеют управлять собственным голосом. Методика обучения детей дошкольного возраста пению должна формировать у малышей основные певческие навыки, к которым относятся:

-вокальные навыки (дыхание, дикция и звукообразование).

-хоровые навыки (ансамбль и строй);

Развитие голосового аппарата детей дошкольного возраста:

Занимаясь развитием певческого голоса у детей дошкольного возраста, важно знать особенности его развития в разные периоды жизни дошкольника. Ранний возраст: 2–3 года Певческий аппарат ребёнка в раннем возрасте анатомически и функционально только начинает складываться. Голосовой и дыхательный аппарат детей раннего дошкольного возраста в 2–3 года жизни развит очень слабо. Объём лёгких ещё очень мал, глубина дыхания значительно ниже, поэтому частота дыхания ускорена. Само дыхание поверхностное, ключичное. Выдох, на котором происходит формирование звука — короткий и слабый. В этом возрасте необходимо работать над плавным, сильным длительным выдохом. Исходя из этого песенный репертуар необходимо подбирать с короткими музыкальными фразами. У детей раннего возраста недостаточно развит речевой аппарат: звуки находятся в процессе формирования, тонус языка и губ слабый, это не дает возможности ребенку четко произносить звуки, поэтому слова музыкального материала не должны превышать два-три слога. Гортань, у детей раннего возраста, располагается выше, вследствие чего голос у детей этого возраста тоже выше, но в пении диапазон очень ограничен из-за недостаточной эластичности связок. Поэтому диапазон музыкального репертуара для 2–3 лет не должен превышать «ми» — «ля» первой октавы. Младший дошкольный возраст: 4–5 лет Певческий аппарат ребёнка в младшем дошкольном возрасте анатомически и функционально находится в активной стадии формирования. Дыхательный аппарат у детей младшего дошкольного возраста претерпевает большие изменения, поскольку потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 4 до 5 лет на 40 %. К этому же возрасту несколько увеличивается емкость легких (в среднем до 900–1060 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек. Речевой аппарат у детей данного возраста, становится более сформированным. Артикуляция и дикция, за счёт усиления мышц губ и языка, становится более чёткой. В этом возрасте дети уже понимают, как можно управлять частями артикуляционного аппарата. Здесь уместны в распевании упражнения, направленные на развитие навыков правильного формирования звуков. В младшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в строении гортани. У мальчиков голосовые связки растут немного быстрее, чем у девочек (1,65 см. и 1,5 см. соответственно). У мальчиков переднезадний диаметр гортани увеличивается с 3,5–5 лет и становится больше, чем у девочек. Голос у мальчиков становится ниже, чем у девочек. Диапазон этого возраста становится немного более широким — «ре» — «си» первой октавы. Старший дошкольный возраст: 6–7 лет. Дыхательный аппарат детей в этом возрасте становится в 3 раза больше чем в раннем дошкольном возрасте. Минутный объём дыхания почти в два раза увеличивается, что приводит к сокращению частоты дыхания, что в свою очередь позволяет ребенку пропевать более длинные музыкальные фразы. К 6–7 годам речевой аппарат ребенка должен достичь уровня, когда ребенок формирует звуки осознано и чётко. Мышцы губ и языка скоординированы в произношении всех звуков правильно. Дети старшего дошкольного возраста свободно управляют органами артикуляционного аппарата. Строение гортани имеет более совершенный вид и приближается к домутационному периоду. Звук усиливается резонаторами. Резонаторы придают звуку разную окраску и добавляют глубину в голосе. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий. Диапазон детей старшего дошкольного возраста, существенно отличается от диапазона детей раннего дошкольного возраста и может достигать октавы, — «до» первой октавы — «до» второй октавы. Обучая детей песенному искусству, необходимо уделять достаточное внимание охране детского голоса. Неправильный подход гибельно отражается на голосовых связках детей. Музыкальный руководитель может встретиться со следующими проблемами детского певческого аппарата: гнусавый призвук (приобретается при недостаточной активности мягкого нёба), сиплый звук (возможно, вялое, неплотное смыкание связок), хриплый звук (возможно, неплотное смыкание из-за наличия воспалительных процессов в связках), прерывание звука (возможно, вялое дыхание).  Общие проблемы в пении детей дошкольного возраста — это неточное интонирование, крикливое пение и невнятная дикция.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвиж-ности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

-Улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости;

-Улучшению подвижности артикуляционных органов;

-Укреплению мышечной системы языка, губ, щек;

 -Увеличению амплитуды движений;

 -Уменьшению напряженности артикуляционных органов;

 -Подготовке ребенка к правильному произношению звуков.

 -Развитию гибкости органов речевого аппарата;

Для того чтобы дети не потеряли интерес к этим упражнениям, О. Кацер предлагает облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями заданий, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Формирование и развитие певческой интонации

Начинать работу над точностью интонирования отдельных звуков и интервалов необходимо с понятия высоты звука. Хорошим подспорьем в этом станут хрестоматийные сборники Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь» и «Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса» Г. М.  Орловой, С. И. Бекиной.  В них представлены короткие песенки  и упражнения на каждый интервал. Для наиболее эффективной работы  необходимо использовать наглядные пособия, которые помогают зрительно представить изменение высоты звука, его движение. Облегчат задачу формирования у детей звуковысотных представлений и развития звуковысотного слуха разнообразные музыкально-дидактические игры, которые можно проводить в различных видах (настольно-печатные и подвижные).  Целесообразно  использовать задания на узнавание попевок по графическому изображению мелодии с последующим пропеванием их, выкладывание фрагментов мелодий, показ направления движения мелодии.

Игры с голосом.

Это подражание звукам окружающего мира: человеческому (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать) и звукам природы (капать, тикать) и т.д. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковой направленности.

Использование таких игр дает возможность:

- Почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

- Выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;

- Расширить диапазоны речевого и певческого голоса;

- Успешно развить интонационный и фонематический слух;

- Подготовить ребенка к управлению своим голосом

Ритмо - интонационные игры и упражнения.

Эти игры служат для развития интонационного слуха – способность слышать и понимать смысл музыки. Большое влияние оказывают на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха, внимания, коммуникативных качеств:

1.чуства ритма, тепа, тембра, интонационной выразительности;

2.формируют естественное звучание голоса;

При монотонной, маловыразительной речи детей необходимо целенаправленно видоизменять, расширять тональную сферу речи. Речевые ритмо-интонационные игры сопровождаются ритмическими движениями и доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными. Например, речевая игра «Имена», в которой каждый ребенок проговаривает свое имя или имена других детей в разных вариантах, дополняя хлопками, шлепками по коленям, щелчками, притопами (имена можно произносить в разных регистрах, превратив перед этим детей в птичек или бегемотиков; тихо и сразу же громко, чтобы дети почувствовали как умеет звучать их голос; обычно и ласково; и т.д. )Используя этот же прием можно рассказывать небольшие четверостишья в разных регистрах, используя глиссандо, меняя темп речи, динамику, использовать принцип эха, импровизировать диалоги и т.д.

Песенное творчество.

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом. Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Все вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

Работа над песней

(ее условно можно разделить на несколько этапов)

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

-краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);

-пояснение непонятных слов;

-чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на    более глубокое восприятие музыкального образа;

-разгадывание загадок, ребусов;

-вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

2 этап – разучивание песни.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней. После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения. На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме. Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями. Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

Подводя итоги , хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

Список использованной литературы:

  1. 11. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.
  2.  Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
  3.  Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: Тетра Системс, 2011 г.
  4.  Васильев М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду». М. 2005, 129 с.
  5. Войнова А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М.: Просвещение, 2007, 196 с.
  6.  Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2008, 112 с.
  7.  Демченко Д. С. “Вокальные игры с детьми” - М. «Луч», 2009, 86 с.
  8. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

Опыт работы на тему "Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста"

Детское исполнительство, практически осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Основное его качество – выразительность, т.е. способность непосредственно и искренне передать настроен...

Статья "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

В статье говорится о развитии певческих навыков у дошкольников старшего возраста в организованной деятельности....

Статья «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Статья об особенностях развития творческих способностей у детей дошкольного возарста....

Статья "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста" Видуцкая Анжелика Анатольевна

В статье говорится о развитии певческих навыков у дошкольников старшего возраста в организованной деятельности....

Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста с ЗПР...

Статья на тему «Технология развития певческих способностей у детей дошкольного возраста»

Статья на тему «Технология развития певческих способностей у детей дошкольного возраста»...