Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Берегите слух»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Воронцова Елена Анатольевна

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Берегите слух» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие "Берегите слух"39.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воронцова Е.А. музыкальный руководитель

Пояснительная записка

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Музыкальная деятельность» в подготовительной  группе

Название занятия: «Берегите слух»

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста»

Цель: Формирование бережного отношения к  органам слуха.  

 Образовательные:

- формировать музыкально – слуховые  представления детей;

Развивающие:

- развивать  художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;

Воспитательные:

- создать эмоционально-положительный климат в группах детей.

Интегрированное занятие разработано на основе общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»  в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет, соответствует ФГОС ДО.

Средства: мультимедийные, музыкальные, литературные, наглядные.

Предварительная работа:

 Изучая тему «Музыкальный слух»,  дети узнают строение и функции уха, узнают о свойствах и качествах звука, используют  карточки  признаки звука. 

Признак «Высота» - высокие и низкие звуки;

Признак «Длительность» - длинные  и короткие звуки;

Признак «Громкость» - громкие и тихие звуки;

Признак «Тембр» - окраска звука.

Изучая тему «Музыкальные инструменты», дети характеризуют звучание музыкальных инструментов с помощью признаков звука (высота, длительность, громкость, тембр).

Изучая тему «Берегите слух»,  дети знакомятся с  основными составляющими музыки: мелодия, ритм, гармония, тембр и придумывают значки к этим признакам.

Признак «Мелодия» - одноголосная законченная музыкальная мысль;

Признак «Ритм» - сочетание длинных и коротких звуков;

Признак «Гармония» - одновременное сочетание нескольких звуков (трех и более).

Признак «Тембр» - окраска звука.

Форма совместной деятельности: интегрированная ООД.

Форма организации: групповая.

Использованные формы, методы и приёмы работы соответствуют поставленным целям и задачам.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные (компьютер, игровые технологии), технологии ТРИЗ.

Прогнозируемые результаты:

Дети составляют правила бережного отношения к своему слуху, используя музыкально - слуховые  представления, художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий.

Поставленные цели и задачи соответствуют прогнозируемым результатам.

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Музыка» в подготовительной  группе

Название: «Берегите слух»

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста»

Составила: музыкальный руководитель

Воронцова Е.А.

г. Югорск, 2020

Цель: Формирование бережного отношения к  органам слуха.

Задачи: 

Образовательные: формировать музыкально – слуховые  представления детей;

Развивающие: развивать  художественное воображение, музыкальную память, ассоциативное мышление с помощью ТРИЗ технологий;

Воспитательные: создать эмоционально-положительный климат в группах детей.

 

 Материалы и оборудование: фортепиано, ноутбук с колонками, проектор, фонограммы, раздаточный материал.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников  расположение

Организационный этап

1 мин

Создать эмоционально-положительный климат; развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве

 Музыкально – ритмические движения: марш

Г. Свиридов «Военный марш» (фонограмма)

Маршировка по кругу зала

Актуализация

5 мин

 Формировать бережное отношение к  органам слуха

Беседа.

Вспомнить строение и функции уха; назвать свойства и качества музыкального звука, используя  карточки  признаков звука: «Высота» - высокие и низкие звуки; «Длительность» - длинные  и короткие звуки;

 «Громкость» - громкие и тихие звуки; «Тембр» - окраска звука.

Для чего нужно беречь слух?

Влияние музыки на человека. Музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.

С точки зрения здоровья музыку можно условно разделить на три группы: успокаивающая, раздражающая, нейтральная.

Ответы на вопросы:

Беречь слух нужно для того, чтобы хорошо слышать.

Строение уха: наружное,

среднее, внутреннее (слушать, слышать, понимать).

Признаки музыкального звука: громкость, высота, длительность, тембр.

Музыка может успокаивать, бодрить, поднимать настроение, вызывать радость, огорчать, раздражать.

Расширение

имеющихся

представлений 5 мин

формировать музыкально – слуховые  представления

Игра «Музыкальные инструменты»

(карточки инструментов)

Дети характеризуют звучание музыкальных инструментов с помощью признаков звука (высота, длительность, громкость, тембр) и определяют инструменты по громкости звучания.

Педагог раздает карточки музыкальных инструментов.

Как влияет звучание музыкальных инструментов на наш слух?

Разделить инструменты на 2 группы: громкие и тихие инструменты.

Какие из признаков звука больше всего негативно влияют на наш слух?

Ответ: некоторые инструменты играют громко (медно – духовые, ударные, электро - инструменты,

фортепиано, орган)

Найти нужную группу инструментов  по громкости звучания.

Ответ: признаки громкости и высоты (громкие и низкие звуки)

Динамическая

пауза, 3 мин

формировать музыкально – слуховые  представления,  координацию рук и ног

Слушание (фонограммы)

«Ручеек» (русская народная мелодия)

«Буги – вуги» (эстрадный танец)

Г. Свиридов «Военный марш» (фонограмма)

Движение под музыку.

Какая музыка по жанру?

Давайте подвигаемся под музыку.

Ответ: песенная, танцевальная,  маршевая.

«Ручеек» - идут ручейком,

«Буги – вуги» - танцуют,

«Военный марш» - маршируют

Расширение

имеющихся

представлений 5 мин

формировать музыкально – слуховые  представления

 

Беседа.

Дети знакомятся с  основными составляющими музыки: мелодия, ритм, гармония, тембр и придумывают значки к этим признакам.

 Признак «Мелодия» - одноголосная законченная музыкальная мысль;

Признак «Ритм» - сочетание длинных и коротких звуков;

Признак «Гармония» - одновременное сочетание нескольких звуков (трех и более);

Признак «Тембр» - окраска звука.

Как на нас влияют основные составляющие музыки: ритм, мелодия,  гармония и тембр?

Ритм оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха.

Мелодия воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. Она пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

Гармония производится одновременным звучанием нескольких звуков, которые формируют аккорды. Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие.

Тембр. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию

Ответы: ритм может быть постоянный или прерывистый,

мелодия может быть плавной или скачкообразной,

 гармония может быть благозвучной или резкозвучащей,

тембр у каждого инструмента своеобразный.

Мелодичная музыка навевает на глубокие переживания, затрагивает тончайшие струны души, переполняет чувства.

Ритмичная музыка более энергичная, воспринимается гораздо быстрее и может активизировать человека.

Динамическая

пауза, 1 мин

формировать музыкально – слуховые  представления,

 координацию рук и ног

Слушание (фонограмма)

«rok-tazelyj-metal»

 (свободные движения)

Как ритмичная и громкая музыка влияет на человека и его слух?

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

При прослушивании - свободные движения.

Ответ: человек сначала активизируется, а потом сильно устает.

Динамическая

пауза, 1 мин

формировать музыкально – слуховые  представления,

 координацию рук и ног

Слушание (фонограмма)

Ж.Сен – Санс «Аквариум» (свободные движения)

Как мелодичная спокойная музыка влияет на человека и его слух?

При прослушивании - свободные движения.

Ответ: человек успокаивается, чувствует себя комфортно.

Расширение

имеющихся

представлений 5 мин

 Развивать познавательную активность, уметь делать выводы

Дети составляют правила бережного отношения к своему слуху,

рисуют значки - карточки

Что нужно сделать, чтобы сохранить наш слух?

Как заботиться о слухе?

- Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т.к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук.

 - Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание.

 - При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, поэтому мы должны понимать, какую музыку и какого ритма нужно слушать ребенку, а какую нет.

 - Музыка может влиять на эмоции людей, тем более детей.

Помните:

Тяжелая низкочастотная музыка отрицательно влияет на детскую психику, музыка вызывает ухудшение самочувствия и апатию.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

Ответы:

- нельзя слушать  музыку на очень громком звучании,

- обязательно чередовать ритмичную и спокойную музыку,

- громкие звуки чередовать с тишиной,

- не пользоваться наушниками

Заключительный этап. 3 мин

Формировать способность  оценивать результат своей деятельности

Блиц – опрос (карточки)

Что сегодня вы делали назанятии? Что вам запомнилось?

В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение. Она создает настроение, будит в нас эмоции, она может привести в волнение, настроить на печальный или радостный лад. В музыке можно найти все: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.

Ответы на вопросы:

надо беречь слух у себя и окружающих людей.

Рефлексия 1 мин

Создать эмоционально-положительный климат

Музыкально – ритмические движения: взявшись за руки, хороводные движения

 Ж.Сен – Санс «Аквариум» (фонограмма)

«Змейкой» уходят из  зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»      Неделя «Специалист»...

Педагогический опыт по теме «Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста»

Муниципаотный конкурс "Педагог года города Югорска". Педагогический опыт по теме "Ранняя проессиональная ориентация как средсво формирования культуры безопасности личности детей дошколь...

Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к...

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»

Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»...

Авторские методические материалы по формированию информационной безопасности у детей дошкольного возраста

Технологические карты и презентации по информационной безопасности для дошкольников...

Семинар Тема: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»

Семинар  «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города»...