Тема: «В мире волшебных инструментов». (Знакомство с симфоническим оркестром). Для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Тема: «В мире волшебных инструментов». (Знакомство с симфоническим оркестром).

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Создание условий для обобщения знаний у дошкольников о музыкальных

инструментах , о симфоническом оркестре.

Задачи:             

Образовательные: Расширять представление детей о музыкальных инструментах, их изобразительных возможностях. Закреплять названия и группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Развивающие: Развивать тембровый слух (различать тембры различных музыкальных инструментов).Развивать музыкальную память, чувство ритма, творческие способности,умение анализировать, дискутировать о характере музыки, развивая образное и ассоциативное мышление.

Воспитательные : Воспитывать желание заниматься музыкальной деятельностью .Формировать культуру слушания симфонической музыки.

Словарная работа: дирижёр, композитор, симфонический оркестр.

Предварительная работа: знакомство с музыкальными группами симфонического оркестра, прослушивание музыкальных произведений в исполнении оркестра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_konspekt.docx20.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Фролова Марина Анатольевна (музыкальный руководитель)

Никитина Лилия Викторовна ( воспитатель)

Тема: «В мире волшебных инструментов». (Знакомство с симфоническим оркестром).

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Создание условий для обобщения знаний у дошкольников о музыкальных

инструментах , о симфоническом оркестре.

Задачи:

Образовательные: Расширять представление детей о музыкальных инструментах, их изобразительных возможностях. Закреплять названия и группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Развивающие: Развивать тембровый слух (различать тембры различных музыкальных инструментов).Развивать музыкальную память, чувство ритма, творческие способности,умение анализировать, дискутировать о характере музыки, развивая образное и ассоциативное мышление.

Воспитательные : Воспитывать желание заниматься музыкальной деятельностью .Формировать культуру слушания симфонической музыки.

Словарная работа: дирижёр, композитор, симфонический оркестр.

Предварительная работа: знакомство с музыкальными группами симфонического оркестра, прослушивание музыкальных произведений в исполнении оркестра.

Инвентарь и оборудование: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, мультимедиа проектор, экран, презентация, альбомы с изображением музыкальных инструментов.

Музыкальный материал: «Вальс» , «Жаворонок» П.И. Чайковского; песня «Песенка-Чудесенка» (Слова: А. Кондратьев Музыка: М.  Протасов) , музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов.

Ход ООД.

Музыкальный руководитель: Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Давайте поздороваемся.

Дети исполняют приветствие «Я здороваюсь везде»

Музыкальный руководитель: Я хочу прочесть вам замечательные слова великого музыканта и композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.

«Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».

А сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.

Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Вальс»

Музыкальный руководитель: Теперь я попрошу вас описать характер прослушанного музыкального фрагмента. Музыка какая?

Дети. Нежная, радостная, ласковая, взволнованная.

Музыкальный руководитель: Очень хорошее описание музыки, молодцы! Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

Дети. Скрипки , флейты, кларнет, фагот, валторна, трубы, литавры, треугольник, бубен, тарелки, колокольчики, фортепиано.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Много инструментов назвали. А кто же исполнял эту замечательную мелодию?

Дети. Симфонический оркестр.

Музыкальный руководитель: Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты. Тема нашей беседы «В мире волшебных инструментов». А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. А в наше время оркестр – это музыкальный коллектив, который может состоять из очень большого количества (до 100!) музыкальных инструментов. Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.

Чуткая музыка всюду живёт, — только прислушаться надо.

Звучит фрагмент «Жаворонок» П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене. Каких только инструментов здесь нет! Вглядитесь внимательнее, и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты, виолончели, скрипки, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство деревянных духовых инструментов – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Чуть дальше разместились их родственники —  медные духовые инструменты – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют?

Дети. Дирижер.

Музыкальный руководитель: Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется полная тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно. Но однажды в дружном оркестре произошла следующая история.

Музыкальный руководитель:

В некотором царстве, а может государстве,

Жила была Гармония, по — имени Любовь.

Жили, поживали, друг друга уважали,

И всегда в оркестре место звуку уступали.

Но в один ненастный день, холодный и дождливый.

Появилась злая тень – тень раздора, ссоры, злобы.

Музыка пропала и людям страшно стало.

И целый день звучит лишь дребедень.

Гармония рыдала, ведь палочки не стало,

А злая тень так громко хохотала,

Она её забрала, и добрых песен совсем не стало.

Теперь в том государстве не слышны инструменты,

Они играть не стали, а только всё бренчали, свой голос потеряли.

Ребята, помогите, любовь в тот край верните и палочку найдите.

А чтобы помочь Гармонии найти дирижёрскую палочку и навести порядок среди музыкальных инструментов, нам нужно выполнить несколько непростых заданий. Вы готовы? Ну, тогда, в путь!

Музыкальный руководитель:

Музыканты долго думали, как быть?

И решили их по группам разделить.

Чтоб не путали в оркестре никогда

Инструментов этих чудо — голоса!

Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?

Дети. Духовые, струнные, ударные, клавишные.  

Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?

Дети. Барабан, бубен, треугольник, румба, трещотки.

Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?

Дети. Труба, губная гармошка, саксофон, туба, флейта.

Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?

Дети. Рояль, баян, гармонь, аккордеон, фортепиано, орган.

Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты струнные?

Дети. Арфа, гусли, гитара, балалайка, скрипка.

Музыкальный руководитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка.

Чтобы все вы отдохнули, будем танцевать, но, не на стуле.

Танец «Доброта».

Музыкальный руководитель: Продолжим наше путешествие.

Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

Дети. Арфа, баян, дудочка.

Музыкальный руководитель: Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час.

Жила-была песенка в доме моём,

Мы с нею везде появлялись вдвоём.

Но ветер однажды её подхватил,

И в гнёздышко вместо птенца посадил.

Она провожала корабль в океан,

Присела вздремнуть на строительный кран,

Но кран был в работе и ночью, и днём,

Конечно, сидеть было трудно на нём.

Потом в облаках зазвенела она,

Потом в зоопарке была у слона,

Потом малышу помогала уснуть…

Пусть будет счастливый у песенки путь!

Давайте одну из них споём.

Песня  «Песенка-Чудесенка»  (Слова: А. Кондратьев Музыка: М . Протасов)

Музыкальный руководитель: А теперь для вас, ребятки, музыкальные загадки. Выясним их названия, их голоса и то, как на них играют.

1 загадка — Про до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

сколько клавиш посмотри:

черные и белые по ним пальцы бегают.

Дети. Пианино.

(после того, как дети отгадали текст загадки, появляется картинка )

Музыкальный руководитель: Голос пианино легко запомнить, звук может быть громким, и тихим. Покажите пальцами, как играют на клавишном инструменте пианино (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют пальцами игру на пианино).

2 загадка — В руки ты ее возьмешь

И смычком ты проведешь…

Дети.  Скрипка.

Музыкальный руководитель: Скрипка – королева оркестра. Голос у неё высокий, мягкий, певучий. Давайте покажем, как играют на скрипке.

(звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на скрипке).

3 загадка — Деревянные подружки

Пляшут на его макушке

Бьют его, а он гремит

В ногу всем шагать велит….

Дети.  Барабан.

Музыкальный руководитель: А с барабаном вы уже встречались на наших занятиях. Звук его отрывистый и сухой. А как играют на этом ударном инструменте? (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на барабане).

4 загадка – Успех мне в группе медных обеспечен,

Нужна я в тех домах, где топят печи….

Дети.  Труба.

Музыкальный руководитель: Звук трубы яркий, блестящий. Покажите, как играют на духовом инструменте — трубе?

(звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на трубе).

5 загадка –   У него рубашка в складку

Любит он плясать вприсядку,

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем,

Весельчак, а не буян,

Голосистый мой …

Дети.  Баян.

Музыкальный руководитель: Давайте покажем, как играют на клавишном инструменте – баяне. (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на баяне)

6 загадка —  Круглый, звонкий, озорной

Поиграть зовет с собой…

Дети.  Бубен.

Музыкальный руководитель: Давайте покажем, как играют стоя на ударном инструменте –бубне. (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на бубне)

Музыкальный руководитель: А теперь проверим, знаете ли вы голоса инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов. (звучат музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов, если дети отгадали звучание инструмента, тогда на экране появляется его изображение)

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Мы справились, все задания выполнили. (Достает дирижерскую палочку). Вот и наша дирижерская палочка! Давайте, проверим, ушла ли из оркестрового государства тень раздора, ссоры и злобы?

Вы сегодня молодцы! Постарались от души!

Доброе сердце вернуло любовь,

И музыку счастья услышим мы вновь.

Звучит музыкальный фрагмент симфонического оркестра, дети имитируют движения дирижера.

Музыкальный руководитель: Мы справились с вами с трудностями и помогли обрести оркестру гармоничное звучание! А теперь давайте подведём итог нашей беседы. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. (струнные, духовые, клавишные, ударные). Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы детей). Ребята, нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале, из ваших рисунков, мы создадим свой симфонический оркестр.

Музыкальный руководитель (поет): До свидания.

Дети (поют): До свидания.

Дети под «Вальс» П. И. Чайковского покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские стихотворения как эффективный инструмент нравственно- этического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

               Использование данного опыта в практике педагогов, психологов, воспитательной деятельности родителей будет способствовать в дальнейшем эффе...

"Знакомство со звездой Солнце» для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Образовательная область «Познавательное развитие»

Привлечь внимание детей к звездному небу, дать детям представление о жизни звезды - Солнце , о сравнительной величине Солнца и планет, дать детям знания о необходимости Солнца для всего живого на Земл...

Детский проект "Симфонический оркестр" для детей старшего дошкольного возраста

Краткосрочный, творческий проект, для детей стаошего дошкольного возраста. Благодаря проекту, дети смогут не только познакомитьмя с инструментами симфонического оркестра, услышать разнообразие тембров...

Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательному развитию в разделе ознакомление с окружающим миром с использованием кейс – технологии и ИКТ для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие по сказке «Гуси - Лебеди»

Разработка учебного занятия "гуси-Лебеди". разработала для систематизации знания по экологии.Для расширении представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в пр...