Восприятие и понимание смысла музыки детьми дошкольного возраста
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Мишина Надежда Васильевна

Восприятие музыки - основной вид музыкальной деятельности. Он существует как самостоятельный вид, а также предшествует и сопутствует другим видам (исполнительству, творчеству, музыкально- образовательной деятельности).Восприятие музыки доступно ребёнку с момента рождения. Колыбельная песня матери - первое знакомство с музыкой. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребёнок ещё не может говорить. Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка, в том числе и музыкального. Таким образом, восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребёнок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он ещё не в состоянии воспринимать другие виды искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 комбинированного вида»

Восприятие и понимание смысла музыки детьми дошкольного возраста

        Номинация: Художественно – эстетическое развитие детей        

 Вид продукции: методические рекомендации

Мишина Надежда Васильевна

Музыкальный руководитель

+79527328250

Первоуральск

2020

Восприятие музыки - основной вид музыкальной деятельности. Он существует как самостоятельный вид, а также предшествует и сопутствует другим видам (исполнительству, творчеству, музыкально- образовательной деятельности).

Восприятие музыки доступно ребёнку с момента рождения. Колыбельная песня матери - первое знакомство с музыкой. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребёнок ещё не может говорить. Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка, в том числе и музыкального. Таким образом, восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребёнок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он ещё не в состоянии воспринимать другие виды искусства.

Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать её характер, следить за развитием образа, сменой интонации, настроений. Традиционное определение музыкального восприятия, включает в себя способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении и получать от этого эстетическое удовольствие. Только грамотный слушатель сумеет понять особенности строения различных музыкальных произведений и выразительные средства музыкального языка.

Таким образом, целью данной методики является развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Научить детей слушать, чувствовать и переживать музыку;
  2. Воспитывать основы музыкального мышления;
  3. Учить аналитическому восприятию музыки, осознанию основных закономерностей музыкального языка.

Музыкальное восприятие - это также активный, творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. Чтобы воспринять музыкальное произведение, надо проследить за сменой интонаций, которые одновременно и образуют музыкальную форму и несут в себе содержание. Осмысление «чувственной программы» музыкального произведения важно для полноценного восприятия. В восприятии музыки участвуют как эмоции, так и мышление. Движение от «поверхности» к смыслу в музыкальном восприятии имеет свою специфику. От целостного восприятия (улавливания общего характера музыки, отдельных деталей) к дифференцированному (выделение доминирующих средств музыкальной выразительности, создающих образ) и вновь к целостному (более глубоко прочувствованному и осмысленному) восприятию.

Музыка развивается во времени и обладает движущейся природой. Для ее восприятия необходим определенный комплекс музыкальных способностей: восприятие высоты звуков, метрической пульсации, ритма, темпа, характера, динамики музыкального произведения.

Музыкальное восприятие у человека сопровождается изменениями мышечного тонуса. Психомоторные движения человека отличаются целостностью: самые тонкие микродвижения (пальцев) направляются более крупными мышцами и фактически всегда связаны со всей мышечной системой человека. На основе активной мышечной деятельности осуществляются все познавательные процессы. В движениях под музыку наиболее важны смысловые координации, выразительные движения, которые устанавливают связь между слуховым восприятием музыкального образа и исполнительными органами. Здесь следует подчеркнуть двухстороннюю связь между движениями конечностей тела и мозгом.

Единство музыки и художественного движения – трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движения. Так, влияя друг на друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координации, музыкальной памяти, развивают эстетический вкус, а двигательные импровизации воспитывают свободу воображения, фантазии, учат воспринимать музыку, как целостный музыкальный образ. Как известно, внимание у детей дошкольного возраста непроизвольное, его необходимо специально организовывать приемами наглядного обучения, что способствует развитию произвольного внимания. Исходя из этого, естественной формой наглядности может стать двигательное моделирование, опирающееся на основные средства музыкальной выразительности. В основу движения положен жест, отмечающий равномерную пульсацию. Он показывает темп произведения (скорость показа движения), общий характер произведения (плавное или отрывистое движение), регистр (высотное положение рук).

Существует три основных типа движений и три способа звуковедения: легато – плавно, стаккато – отрывисто, маркато – подчеркнуто, тяжело. Освоение детьми практического материала идет в разных вариантах: соединение пения и движения, движения с игрой на ДМИ и т.д. Педагог дает задание по степени сложности, учитывая возможности каждого ребенка, используя дифференцированный метод обучения, постепенно активно направляя процесс музыкального развития детей.  Таким образом, разнообразные виды музыкальной деятельности, используемые на занятии (музицирование вокальное и инструментальное, восприятие музыки) объединяются с помощью наглядности двигательного моделирования, отражающего основные средства музыкальной выразительности. Процесс обучения на занятии, в результате, идет активно и целенаправленно.

Музыкальный образ создается также в результате взаимодействия и синтеза всех средств выразительности (регистр, динамика, темп, лад, тип звуковедения). Все знания детям даются в опоре на музыку, а использование в обучении наглядных приемов, музыкально-дидактических  игр, облегчает усвоение этих знаний, заинтересовывает детей, а также придает обучению проблемный характер. Освоение материала идет через музыкально-дидактические игры, разные упражнения и образно-ролевые игры, пение, двигательное моделирование и игру на ДМИ. При подготовке к анализу произведения следует брать небольшие произведения, или отрывки с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности, подбирая музыкальный материал от простого к сложному.

Умение правильно проанализировать музыкальное произведение и использование полученных знаний в исполнительской деятельности является непременным условием в обучении ребенка музыке. Свободное владение ребенком дошкольного возраста указанными сведениями, понятиями и действиями даст ему возможность прочувствовать и понять специфику языка музыки, а также и сам ребенок овладеет умением выражать звуками то, что он видит, что его интересует и волнует, т.е. будет стимулировать развитие индивидуальных свойств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...

Технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.• Педагогическая...

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

"Влияние музыки на детей - благодатно и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой язык её невыговариваемых глаголов, но запечатают их в сердце... пе...

"Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста"

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный ру...