зачем нужна ритмика?
статья по музыке

Дошкольный возраст можно назвать благоприятным для формирования   практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка. В период от  5  до  7  лет наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, скоростно-силовых способностей, частоты движений, прыгучести, гибкости, функции равновесия.

Музыкально – ритмические движения (ритмика) - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.     

 Правильная организация проведения занятий по ритмической гимнастике ставит целью обеспечение ребенка общей физической подготовкой с преимущественной направленностью на развитие двигательных способностей и является адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период [7, с. 84].

Однако при дозировании физических нагрузок  дошкольника необходимо проявлять определенную осторожность. Следует четко знать, какие упражнения должны входить в комплексы ритмической гимнастики, так как от этого в значительной мере зависит нагрузка на занятии. В первую очередь необходимо ориентироваться на возрастные особенности. Часто у начинающих хореографов или музыкальных руководителей детского сада возникают трудности в этом отношении. Учебные пособия, видео-уроки, интернет-источники несут в себе огромное количество упражнений, танцевальных композиций и музыкально-ритмических игр для детей дошкольного возраста. Но как определиться, на каком этапе обучения использовать тот или иной материал?

Цель данного учебно-практического пособия заключается в том, чтобы систематизировать теоретические и практические знания по ритмике и музыкальному воспитанию, провести четкую грань между допустимыми нагрузками для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, определить приоритетные задачи педагога на каждом этапе обучения дошкольника.

Материал, собранный в пособии, окажет методическую помощь музыкальным руководителям и хореографам в детском саду. Авторские упражнения и примерные планы занятий для разных возрастных групп могут послужить хорошей базой для студентов-практикантов специальностей 51.02.01 Народное художественное творчество, Вид Хореографическое творчество, и 53.02.01. Музыкальное образование, не имеющих достаточного багажа, необходимого для работы с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhna_ritmika.docx70.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст можно назвать благоприятным для формирования   практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка. В период от  5  до  7  лет наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, скоростно-силовых способностей, частоты движений, прыгучести, гибкости, функции равновесия.

Музыкально – ритмические движения (ритмика) - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.        

 Правильная организация проведения занятий по ритмической гимнастике ставит целью обеспечение ребенка общей физической подготовкой с преимущественной направленностью на развитие двигательных способностей и является адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период [7, с. 84].

Однако при дозировании физических нагрузок  дошкольника необходимо проявлять определенную осторожность. Следует четко знать, какие упражнения должны входить в комплексы ритмической гимнастики, так как от этого в значительной мере зависит нагрузка на занятии. В первую очередь необходимо ориентироваться на возрастные особенности. Часто у начинающих хореографов или музыкальных руководителей детского сада возникают трудности в этом отношении. Учебные пособия, видео-уроки, интернет-источники несут в себе огромное количество упражнений, танцевальных композиций и музыкально-ритмических игр для детей дошкольного возраста. Но как определиться, на каком этапе обучения использовать тот или иной материал?

Цель данного учебно-практического пособия заключается в том, чтобы систематизировать теоретические и практические знания по ритмике и музыкальному воспитанию, провести четкую грань между допустимыми нагрузками для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, определить приоритетные задачи педагога на каждом этапе обучения дошкольника.

Материал, собранный в пособии, окажет методическую помощь музыкальным руководителям и хореографам в детском саду. Авторские упражнения и примерные планы занятий для разных возрастных групп могут послужить хорошей базой для студентов-практикантов специальностей 51.02.01 Народное художественное творчество, Вид Хореографическое творчество, и 53.02.01. Музыкальное образование, не имеющих достаточного багажа, необходимого для работы с детьми.

 1. Основные принципы построения занятия по ритмике для детей младшего дошкольного возраста в детском саду

  1. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных  видах деятельности дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Происходят существенные изменения в развитии речи. Словарный запас достигает 1200 – 1500 слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в развернутых высказываниях. В младшем возрасте взрослый для ребёнка - носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Игра ребёнка -  это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных с взрослым играх. Сюжеты игр простые, не развёрнутые, содержащие одну-две роли. Постепенно ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания. Детей  этого возраста интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования», несложные  сюжетные самодеятельные  игры. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, не развернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.  В этом возрасте дети также любят игры-угадайки  (например, он может отгадывать животное, которое изобразил ему взрослый). Развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Ребенок уже может делать самостоятельные суждения, высказывает свое мнение. Внимание детей непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится до 20 мин достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается. Память непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки). К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Преобладающей формой мышления становится наглядно - образное. В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию  или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. Воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Ребенок действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул - машина для путешествий. Важнейшими психическими новообразованиями возраста являются возникновение речи и наглядно-действенное мышление [10].

1.2  Основные виды деятельности на занятии по ритмике для детей младшего дошкольного возраста

Считается, что начинать заниматься ритмикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений. Ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы. В этом возрасте дети уже способны запоминать элементарные движения и выполнять их под музыку. Многому ребенок не научится, но приобретёт полезные навыки, которые значительно облегчат ему дальнейшее, как общее, так и музыкальное развитие и обучение. На занятиях дети выполняют подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном зале, обычно под сопровождение фортепиано (использование фонограмм детских песен и современных танцевальных мелодий тоже пойдет на пользу и разнообразит занятие). Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков. Сначала обязательна физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения). Затем следует «основная» активная часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального). После чего детям требуется отдых – спокойные упражнения, лучше сидя на стульях. Можно организовать полный «релакс» под успокаивающую музыку. Далее — вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или мини-дискотеку.

На занятиях ритмикой ребёнок младшего дошкольного возраста путем выполнения определенных упражнений приобретает ряд навыков и умений:

  • улучшается физическая форма ребёнка,
  • вырабатывается координация движений
  • ребёнок обучается простейшим танцевальным движениям,
  • малыш учится адекватно выражать и контролировать свои эмоции,
  • развивается творческая активность
  • готовится к дальнейшим занятиям музыкой, танцами, спортом

. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка, укреплению здоровья, умению контролировать своё тело, правильно дышать, двигаться, отдыхать от нагрузки. У ребенка формируется правильная походка, развивается координация и пластика тела! Ритмика положительно влияет не только на физическую подготовку ребенка, но и развивает у него восприятие музыки и воображение. В дальнейшем он может успешно осваивать и другие виды художественно- творческих и спортивных видов деятельности: хореография, гимнастика, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.

Для детей 3-4 лет наиболее доступно и эффективно занятие игровой ритмикой. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях, танцах и играх. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Преобладает игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт занятию привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка [2, с. 35].

Приоритетные задачи педагога на данном этапе: воспитание интереса, потребности движения под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом [9].

1.3. Примерный план занятия по ритмике для детей младшего дошкольного возраста в детском саду

Тема занятия: Экскурсия в зоопарк (раскрытие образов через танцевально-игровые движения).

Задачи:

-развивать умение выразительно передавать в движениях образы зверей в соответствии с музыкальным сопровождением.

- развивать умение координировать движения с речью, с музыкой;

- развивать творческую самостоятельность в подборе подражательных движений на заданную тему;

- формировать музыкальность;

- воспитывать сплоченность, организованность.

Оборудование: магнитофон, диски с музыкой, картинки с животными, маски, шары, коврики.

Этапы занятия:

I. Вводная часть.

- Вход детей в зал, построение в «квадрат», поклон.

- Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас необычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к   жителям зоопарка”).

- ОРУ под музыку (для головы, плеч, корпуса, ног) на ковриках

- Ритмико-гимнастические упражнения на различные виды ходьбы и бега по кругу.

II. Основная часть.

1)Девчонки, мальчишки, приглашаю вас на экскурсию в зоопарк

- Игра «Утро в зоопарке»

Рано- рано по утру  (дети просыпаются, потягиваются на ковриках)

Петух запел : «Ку-ка-ре-ку» (изображают махающего крыльями петуха)

Ква-ква-ква (прыгают на четвереньках)

Му-му-му (изображают рогатую корову)

Прискакала кенгуру (прыжки)

Зарычали волки (имитируют волков, рычат)

И упали книжки с полки (падают на коврики)

 2)Дети с помощью педагога строятся паровозиком и отправляются в зоопарк:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, в зоопарк я иду.

Ам-ам-ам, ам-ам-ам, ведь живут зверюшки там.

3)В кругу педагог показывает картинку с изображением животного, а дети изображают его действия под музыку

Это лев. Он царь зверей. В мире нет его сильней

Идут медленно по кругу, подняв голову

А смешные обезьяны, раскачали все лианы

Ноги на ширине плеч, пружинка ножками

А вот умный, добрый слон. Посылает всем поклон

Ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево

Леопард так ловко скачет, словно наш любимый мячик

Подскоки на месте

Пони бегает, резвится. Хочет с нами подружиться

Бег по кругу

Зебра головой качает. К себе в гости приглашает

Руки на поясе, наклоны головы вправо-влево

4)Дети дарят   зверюшкам танец «Мышата» (надевают маски и хвостики)

5) «Мышата» садятся на «ковры-самолеты», отправляются домой

III. Заключительная часть.

- Релаксационные упражнения на восстановление дыхания. (колыбельная музыка)

Мы подуем далеко, мы подуем близко.

Мы подуем высоко, мы подуем низко

-Подведение итогов занятия.

- Построение в «квадрат», поклон, выход из зала [5, с. 49].

1.4. Примеры танцевальных элементов, гимнастических упражнений и игр для детей младшего дошкольного возраста

Важно знать, что на данном этапе ребенок не сможет запоминать последовательность упражнений и танцевальных элементов. Его исполнительские навыки носят исключительно подражательный характер. Основной принцип проведения занятия: «Педагог исполняет элемент, дети тут же повторяют за ним».

  • Основные упражнения и танцевальные элементы:

- ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;

- бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.);

- прыжковые движения - на двух ногах на месте, с продвижением вперед,

прямой галоп - "лошадки", подскоки (4-й год жизни);

  • общеразвивающие упражнения:

на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружина), которые даются, как правило, на основе игрового образа;

  • имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.)
  • плясовые движения - простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, "выбрасывание" ног и др.
  • Танцевально-гимнастическая композиция  «ЧЕБУРАШКА» (разминка)

«Песенка Чебурашки» - музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского

          Вступление стойка: ноги врозь, руки в стороны-вниз, ладонями вперед, наклоны головы в стороны; наклоны головы вперед-назад.

          Куплет 1. Сгибая руки (одновременно и поочередно), кисти поднять к ушам; («уши» Чебурашки);  И.п. - руки к ушам, наклоны в стороны.

          Припев.  И.п. - руки на пояс: наклоны вперед, руками коснуться пола.

          Музыкальный проигрыш. 1) И.п. - стойка: ноги врозь, руки в стороны-вниз, ладонями вперед, переступания с ноги на ногу («качалочка»), то же с поворотом кругом:

          Куплет 2.  И.п. - руки к ушам, повороты туловища вправо и влево. И.п. - то же, наклоны вперед, прогнувшись.

          Припев. Подъемы на носки, руки вверх, потянуться с последующими приседаниями.

          Куплет 1 повторить.

          Припев. И.п.- стойка: ноги врозь, руки на пояс, Затем на каждый счет правую руку вперед ладонью вверх,  левую – вперед, правую - на пояс, левую - на пояс [3, с. 657].

  • Танцевальная композиция «Голубой вагон»

«Голубой вагон» из м/ф «Старуха Шапокляк» - музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского

1) Махи руками над головой, построение «паровозиком» (друг за другом, держась за талию впереди стоящего).

2) Ходьба по кругу и «змейкой».

3) Разорвав паровозик, бег по кругу, меняя направление по команде преподавателя.

 4) Остановка лицом в круг, танцевальные движения на месте [3, с. 659].

2. Основные принципы построения занятия по ритмике для детей среднего дошкольного возраста в детском саду

2.1 Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста

Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что ему более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения).

Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.  Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы

 Дети стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера.

Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, занятия,  во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его кругозор расширяется

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности [2, с. 123].

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно готов заниматься творчеством в игре. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки [10].

2.2  Основные виды деятельности на занятии по ритмике для детей среднего дошкольного возраста

Важно помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 4-5 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо максимально использовать в нем игру – ведущий вид деятельности ребенка среднего дошкольного возраста. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.

Отдельные игровые элементы могут быть использованы на занятиях в качестве координационных упражнений, физкультминуток; ритмических рисунков или же наоборот,  для отдыха, если все занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Комплексы игровых упражнений могут включаться в различные части занятия: могут составлять разминку или даже все занятие целиком. Для детей дошкольного возраста такие комплексы целесообразно объединять сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения. Хорошо использовать на занятии комплексы, в которые входят различные вариации одного движения: ходьбы, наклонов, поворотов, прыжков; а также комплексы, содержащие чередование двух движений: например, прыжки и ходьба и т.п.

Для детей среднего дошкольного возраста очень ценными являются имитационные движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа.

Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их комбинациями и т.д.

Для детей среднего дошкольного возраста иногда целесообразно проводить сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения (стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций, изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, и, следовательно, повышает эффективность проводимого занятия в целом.

Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано или аккордеоне, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса [2, с. 134].

Приоритетные задачи педагога на данном этапе: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству [9].

2.3  Примерный план занятия по ритмике для детей среднего дошкольного возраста в детском саду

Тема: Лесная сказка.

Задачи:

  • формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”);
  • развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;
  • учить передавать характер музыки в движении;

Материалы и оборудование:

  • обручи по количеству детей;
  • мяч;
  • картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей.

Ход занятия

Вводная часть

  • Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же, это – лес”),
  • Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас необычное занятие – мы отправимся в гости к лесным жителям”).
  • Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).
  • Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).
  • Подскоки.
  • Бег.

Основная часть

  • Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.
  • Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных зверей. В качестве таких танцев можно использовать композиции А.И. Бурениной (из сборника “Ритмическая мозаика”): “Плюшевый медвежонок”, “Белочка” и т.п.
  • Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция ) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.

Стихотворение с движениями:

Ветер дует нам в лицо,

машем руками по направлению “к себе”, как веером

Закачалось деревцо.

руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону

Ветерок все тише, тише

плавные движения руками вперед – вверх – вниз

Мы присядем ниже, ниже.

приседаем

Игра с мячом (“Зверята очень любят играть в разные игры, особенно они любят играть в мяч”) – дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают ему в ритме музыки.

Заключительная часть.

  • упражнение “быстро - медленно” (“Зверята в лесу очень любят слушать музыку и отгадывать – быстрая музыка или медленная. Давайте мы с вами тоже попробуем”) – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают, сидя на полу или на лавочке.

Подведение итогов занятия (похвалить детей за старание, проявленное во время занятия и предложить поаплодировать друг другу)  [6, с. 174].

2.4 Примеры танцевальных элементов, гимнастических упражнений и игр для детей среднего дошкольного возраста

  • «Шапочка» - музыкально-ритмическая игра для развития у детей внимания, чувства ритма, а также эмоционального и раскрепощенного исполнения простейших танцевальных элементов.

Дети выстроены в круг, в руках одного из них шапочка (любой другой головной убор). Звучит музыка – ведущий начинает передавать шапочку по ходу часовой стрелки.

 Текст песни следующий: Вы, ребята, не зевайте,

                                             Шапочку передавайте!

                                             Только перестану петь,

                                             Нужно шапочку надеть!

Ребенок, получивший шапочку в момент окончания текста, одевает ее, заходит в центр круга и на проигрыш выполняет любые танцевальные элементы, то есть импровизирует под музыку. Остальные дети хлопают ему в такт музыкального произведения.

  • Комплекс упражнений в партере – развивает гибкость и  растяжку, силу мышц, музыкальность, а также творческое мышление, так как каждое упражнение вызывает определенные ассоциации.
  1. «Книжка»- исходное положение – сидим на полу, ноги вытянуты вперед, носки натянуты, прямые руки подняты наверх. «Книжка закрывается» - грудью ложимся на ноги в складку, стараясь дотянуться ладонями до кончиков пальцев ног, колени сгибать нельзя, иначе «книжка помнется»
  2. «Ушки зайчика»-  исходное положение – сидим на полу, ноги вытянуты вперед, носки натянуты, прямые руки направлены в стороны. Поочередно сокращаем и вытягиваем правую и левую стопу. «Зайчик шевелит своими ушками».
  3. «Бабочка» - исходное положение – сидим на полу, ноги согнуты перед собой, колени стремятся к полу, носки соединены, руки лежат на коленях. «Бабочка машет крылышками» - руками покачиваем колени, поочередно отрывая их от пола и возвращая в исходное положение.
  4. «Лодочка» - исходное положение – лежим на животе, ноги прямые, стопа лежит на взъеме, руки тянутся вперед. «Лодочка поплыла» - руки и ноги поочередно отрываются от пола, таким образом происходит покачивание корпуса.
  5. «Велосипед» - исходное положение – лежим на спине, ноги согнуты в коленях примерно на 90 градусов, стопы не касаются пола. «Велосипед поехал, крутим педали» - ноги поочередно вытягиваются и снова сгибаются, стопы сокращаются, имитируя вращение педалей велосипеда.

  • «Сугроб» - танцевальная игра для развития у детей внимания, логики, творческого мышления а также эмоционального и раскрепощенного исполнения простейших танцевальных элементов.

Дети стоят очень близко друг другу, символизируя сугроб. Они прячут ведущего «внутри сугроба». Второй ведущий в этот момент стоит напротив и произносит текст: «Вот сугроб! А что внутри?». Дети отвечают ему, раскрывая сугроб: «Если хочешь – посмотри!». В этот момент первый ведущий исполняет различные танцевальные элементы, символизирующие движения того или иного животного, например, прыгает как зайчик или косолапо переступает с ноги на ногу, как мишка. Задача второго ведущего – угадать, какого зверя он видит перед собой.

  • «Паровозик» - музыкально-ритмическая игра для развития у детей внимания, реакции, танцевальности, музыкальности, ориентации в пространстве, а также навыков взаимодействия в группе.

Дети выстроены в колонну. Каждый из них, за исключением первого, кладет руки на плечи впереди стоящему. Ведущий (машинист) держит руки на поясе. Под любую ритмичную музыку «машинист» ведет свой «поезд» к ближайшей «станции». Когда останавливается музыка, руководитель объявляет название «станции», например «Станция Топотушкино». Дети, отпустив друг друга, выполняют притопы на различные музыкальные доли. Музыка останавливается, пора «ехать дальше». Следующие станции: «Хлопушкино», «Крутелкино», «Поскакушкино», «Наклонялкино» и др.

  • Танцевальная комбинация «Полечка», музыкальный размер 2/4.

Дети выстроены по кругу в парах. Девочки стоят спиной в круг, мальчики – лицом.

1-й, 2-й такт – мальчик от груди подает руки девочке, тем самым приглашая ее на танец;

3-й, 4-й такт – девочка выполняет поклон (demi-plie и кивок головой) и подает руки мальчику. Положение в паре – «Лодочка».

5-й, 6-й,7-й, 8-й такты – полный поворот в паре за правой рукой шагом с носка.

9-й, 10-й такт – «ковырялочка» с притопом правой ногой;

11-й, 12-й такт – «ковырялочка» с притопом левой ногой;

13-й, 14-й такт – поклон друг другу (мальчик просто кивает головой, девочка – demi-plie и кивок головой)

15-й, 16-й такт – девочка выполняет 4 шага с носка по ходу часовой стрелки, таким образом переходя к следующему партнеру.

       Количество повторов комбинации зависит от количества пар на площадке.

 3. Основные принципы построения занятия по ритмике для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

3.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более выносливым.

Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Развивается фонематический и звуковысотный слух, продолжает совершенствоваться речь.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать что-то на основе словесного описания Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной и танцевальной деятельности.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития [10].

3.2 Основные виды деятельности на занятии по ритмике для детей старшего дошкольного возраста

        Основной формой деятельности детей старшей группы, где осуществляется формирование музыкально-ритмических навыков являются занятия. На праздниках, развлечениях и досугах происходит закрепление полученных навыках на занятиях.

        Возможности музыкальной деятельности у детей старшей группы по формированию музыкально-ритмических навыков значительно возрастают, потому что на пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки и воспроизведения движений. У них проявляется навык выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и перескоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.).

        Они проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе, потому что физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координировании. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.  

        деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков у детей старшей группы в дошкольном учреждении включает в себя музыкально-ритмические упражнения, музыкальные игры, хороводы, танцы, музыкально-игровое и танцевальное творчество.

        Упражнения, предназначенные для развития навыков исполнения гимнастических, танцевальных движений. На этих элементах построены игры, танцы и хороводы.

        Музыкальные игры - ведущая форма организации ритмических движений. В ходе игры дети перевоплощаются в различные образы, а музыка придает им особый эмоциональный настрой.

        Хороводы чаще всего проходят под народные песни. Дети инсценируют их в соответствии с развитием сюжета, выполняя различные роли.

        Танцы построены на зафиксированных движениях в определенной

последовательности и построении, состоят из знакомых элементов движения.         Музыкальное и игровое творчество. В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок в сотворчестве с «педагогом, происходит активное формирование как специальных компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно – творческих способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла и т. д.  [1, с. 75].

Приоритетные задачи педагога на данном этапе: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки [9].

Таким образом, учет возрастных особенностей детей старшей группы, правильный подбор музыкального и хореографического репертуара, все это в совокупности обеспечивают успешную деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков [4, с. 201].

3.3 Примерный план занятия по ритмике для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

 Тема: Путешествие в Танцевальную страну.

Задачи:

  • развивать чувство ритма у детей,
  • учить исполнять движения в зависимости от темпа и динамики музыкального произведения
  • учить эмоционально передавать в движении характер музыки.

Ход занятия.

Вводная часть

  • поклон (реверанс у девочек, приставной шаг и кивок головой, у мальчиков),
  • ходьба (с носка, на полупальцах, на пятках, марш),
  • подскоки, галоп,
  • бег.

Основная часть

  • Разминка (подъем на полупальцы (releve), полуприседания, приседания (plie) выставление ноги вперед и в сторону на носок и на пятку, прыжки на месте.
  • Танцевальная композиция “Водяной” (В качестве музыкального сопровождения можно использовать одноименную песню “Юрия Энтина” из мультфильма «Летучий корабль») Дети исполняют танцевальную комбинацию в образе сказочного персонажа.
  • Игра “Найди свой кружок”. Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое), остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию), в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.
  • Танцевальная композиция “Калинка” (в качестве музыкального сопровождения можно взять минусовку одноименной песни). На лирическую часть дети движутся по кругу, держась за руки. Шаг на каждую долю. На темповую – исполняют комбинацию в паре, основанную на простейших элементах: ковырялочка, притопы, маховые движения, повороты вокруг себя и др.
  • Упражнение “Громко-тихо”. Дети стоят в колонне. Под громкую музыку идут топающим шагом, под тихую – шагом с носка.

Заключительная часть

  • Упражнение “быстро - медленно” – под быструю музыку дети танцуют (импровизируют), медленную музыку – слушают сидя на полу.
  • Поклон.

Подведение итогов занятия [5, с. 47].

3.4. Примеры танцевальных комбинаций, музыкально-ритмических упражнений и игр для детей старшего дошкольного возраста.

  • Танцевальная комбинация «Яблочко» (матросский танец, музыкальный размер 2/4)

Исходное положение – 3-я свободная позиция, правая нога впереди, руки на поясе.

и 1- взлет правой ноги до колена, резкий спуск сзади;

и 2 – шаг левой ногой по диагонали на каблук;

и 1- взлет левой ноги до колена, резкий спуск сзади;

и 2 – шаг правой ногой по диагонали на каблук;

и 1- взлет правой ноги до колена, резкий спуск сзади;

и 2, и 1 – два шага левой ногой по диагонали на каблук;

и 2 – два шага назад.

Следующие 4 такта повторить комбинацию с другой ноги.

и 1 – два шага вперед с правой ноги на каблук

и 2 – два шага назад с правой ноги на носок (в это время руки выполняют круговые движения, имитируя плавание).

Следующий такт повторить движение, а затем на два такта исполнить его в повороте. Закончить комбинацию можно простым притопом или открытием рук.

  • Танцевальная комбинация «Ладошки» (музыкальный размер 2/4) В процессе исполнения комбинации дети проговаривают четверостишие из одноименной песни Евгении Зарицкой и каждую строчку сопровождают определенным движением.

Раз ладошка – показываем правую руку;

Два ладошка – показываем левую руку;

Я пока что не звезда – кладем правую руку на одноименное плечо, затем также левую руку и в той же последовательности поднимаем их наверх;

Если нравлюсь хоть немножко – машем руками вправо и в лево 4 раза;

Вы похлопайте тогда – выполняем 4 хлопка над головой.

  • Музыкально-ритмическое упражнение на развитие  чувства ритма у детей:

Дети маршем шагают по кругу и вслух просчитывают каждый такт музыкального произведения (музыкальный размер 4/4). Затем по заданию педагога дети хлопком подчеркивают определенную долю такта. Например, выполняют хлопок на каждую первую долю такта, то есть на счет «раз».

  • Музыкально-ритмическое упражнение на развитие координации:

Дети выстроены в «квадрат», они исполняют марш на месте (музыкальный размер 4/4). Затем добавляются определенный движения рук, например:

«раз» - руки прижать к груди, локти смотрят в стороны;

«два» - опустить локти вниз;

«три»- вытянуть руки и поднять наверх;

«четыре»-прямые руки отвести в стороны.

  • Музыкальная игра «Запрещенное движение».

Педагог заранее определяет движение, которое называет запрещенным. Играет любая детская музыка, под которую педагог показывает различные танцевальные комбинации и элементы, но когда он исполняет запрещенное движение, дети должны замереть на месте. Если кто-то повторяет за педагогом запрещенное движение, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто ни разу не исполнил запрещенное движение.

  • Танцевальная игра «Я умею вот так»

Дети выстроены в круг. По заданию педагога один из учеников начинает игру. Он громко проговаривает: «Я умею вот так» и исполняет любое движение или простую комбинацию. Затем поворачивается к следующему ученику, стоящему справа от него и как бы передает эстафету игры. Следующий ученик громко проговаривает имя предыдущего участника, например: «Серёжа умеет вот так (повторяет показанное ранее движение), а я умею вот так!» Исполняет уже другой элемент. Таким образом, последний участник показывает все исполненные движения, каждый раз называя их авторов. Когда эстафета вернулась к первому участнику, все дети должны вместе исполнить все увиденные движения, не меняя порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны запреты?

Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....

Консультация для родителей "Зачем нужна зрительная гимнастика детям"

Ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывание ребенка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку . Не приносит и пользы иг...

"Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?"

  Представлены:1. Консультация для педагогов:Теоретическая часть:·        Понятие «Артикуляционная гимнастика» и ее виды.·        Зачем нужна артикуляционная гимнастика?·        Как проводить артикуля...

А зачем нужна эта музыка?

Статья о приобщении детей к музыкальному искусству....

Зачем нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует раз...

Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область « Безопасность» Тема: «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Зачем нужны дорожные знаки?"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Зачем нужны правила?"

Программное содержание:Научить умению правильно вести себя в незнакомом и людном месте.Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам.Развивать способность к умозаключениям, к оценке и сам...