«П. И. Чайковский и его «Детский альбом». Тематическое занятие по музыке в подготовительной группе, посвященное знакомству с композиторами.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

 «П. И. Чайковский и его «Детский альбом»
Тематическое занятие по музыке в подготовительной группе, посвященное знакомству с композиторами. 
Цель:
прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.
Задачи:
1. Образовательные:
а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;
б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;
в) научить детей воспринимать образы в музыке;
г) учить различать контрастное звучание музыки;
д) учить импровизировать, фантазировать под музыку.
2.Развивающие:
а) развивать музыкальный вкус;
б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать
музыкальные образы;
в) развивать музыкальные и творческие способности.
3.Воспитательные:
а) воспитывать в детях доброе начало через
классическую музыку;
б) воспитывать культуру слушания;
в) воспитывать желание слушать классическую музыку.
Дидактические средства: иллюстрации к музыкальным произведениям, портрет композитора, «Детский альбом» П. И. Чайковского, куклы, аудиосредства: магнитофон, фонограммы музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского, материал для изготовления шумовых инструментов
Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор «Детского альбома»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал на фоне звучания «Вальса» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель встречает детей.
Дети рассаживаются на стульчики.
Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о музыке, о разной музыке: грустной и веселой, быстрой и медленной, громкой и тихой, которая заставляет нас печалиться или радоваться. А скажите мне, пожалуйста, как называют человека, который сочиняет музыку?
Дети отвечают: Композитор.
Да, сегодня наша беседа будет посвящена великому человеку. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами передать музыкальные образы его произведений. 
Посмотрите на портрет, про кого я говорю?
Мы будем слушать музыку, которую написал композитор Петр Ильич Чайковский (показ портрета). Посмотрите на портрет, про кого я говорю?
Он родился в небольшом городке на Урале — в Воткинске. В семье было много детей, Петя был младшим, он был удивительно добрым ребенком. Уже в детстве проявилось влечение Чайковского к музыке. Мелодии внутри его так громко звучали, что порой сильно мешали, он не знал куда от них деться и няне своей говорил: «У меня музыка звучит здесь» - показывал себе на голову. Иногда она не давала ему заснуть, тогда няня садилась у его кроватки, гладила его по голове и тихонько напевала колыбельную, слушая ее Петя засыпал.
Юный композитор учился В Петербурге, затем переехал в Москву и там занимался педагогической работой, учил будущих композиторов.
П. И. Чайковский очень любил детей, у него был племянник Володя Давыдов, которого он очень любил и именно ему он посвятил «Детский альбом», где собраны милые забавные пьесы. Мы с вами много произведений из него слушали, а сегодня мы не только послушаем, но и будем танцевать под нее.
Муз. рук. Бом, бом, бом, бом открываем мы альбом
Не простой, а музыкальный,
Сочинённый для ребят много лет тому назад.
А сейчас загадка:
Стихотворение читает ребенок
Они в коробочке лежат, но если их достать
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать
И каждый с новеньким ружьем, похожи, слово братики
Кто скажет, как мы их зовем?
Дети - Деревянные солдатики.
Муз. рук. А сейчас я предлагаю нашим мальчикам под музыку исполнить свой танец. А девочки потом назовут это музыкальное произведение
Танец оловянных солдатиков.
Муз. Руководитель спрашивает название произведения, сколько частей в нем.
Дети отвечают. Это музыкальное произведение называется - Марш Оловянных солдатиков, в нем 3 музыкальных части из них две одинаковые — это 1 и 3 .
Если возникли трудности в определении частей, то надо можно снова прослушать музыкальное произведение.
Муз. рук. А сейчас очередь за девочками, они исполнять свой танец, а задача мальчиков назвать это произведение под музыку которого станцуют девочки.
Танец с куклами.
Ведущая спрашивает мальчиков, они называют произведение, определяют сколько частей в музыке.
Дети (отвечают) Это прозвучала Полька, в ней 3 части.
Муз. рук. Продолжаем наше путешествие по «Детскому альбому»
Снова наш альбом открыт, снова музыка звучит
Льется музыка рекой, вьется нотною строкой.
Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг,
И кораблики мелодий выплывают из-под рук. 
Послушайте произведение Чайковского «Сладкая греза». Вслушайтесь в эту музыку, помечтайте, пофантазируйте.
Дети внимательно слушают.
Муз. рук. Самым популярным танцем в 19 веке был вальс. Он звучал 
на скромных домашних праздниках, и в роскошных бальных залах. Да и умение танцевать, красиво двигаться считалось необходимым для любого воспитанного человека. Вальс из «Детского альбома» воссоздает атмосферу домашнего праздника.
Вед. Я предлагаю вам потанцевать, можете взять цветы, шарфы, ленты.
Танцуют под музыку «Вальса»
Вед. А сейчас следующее музыкальное произведение из «Детского альбома»
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех! 
Вед. А сейчас для вас, дорогие гости, прозвучит оркестр под музыку «Камаринская»
Оркестр (муз «Камаринская»)
.Муз. рук. Сейчас мы услышали тему и вариации «Камаринской» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. «Камаринская» это русская народная плясовая песня. П. И. Чайковский часто обращается к народной музыке, он ее слышал еще в детстве, он полюбил ее, няня часто напевала ему русские песни. Мы знаем, что в этом произведении музыкальный напев повторяется несколько раз, но только видоизменяется. Вот такой напев при повторении и называется — вариацией. А кто из вас мне скажет,
сколько вариаций мы услышали?
Ответы детей (три) В этом произведении три вариации.
Муз. рук. Играя, дети выдумывают самые невероятные истории. Глядя на них, свою историю придумал и Петр Ильич и рассказал ее детям, да не просто рассказал, а написал музыку. Первая история рассказывает о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой. Но вдруг кукла заболела. Кукла лежит в кроватке, жалуется. Просит пить.
Муз. рук. Тихо-тихо, тишина. Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна. Просит музыки она.
Дайте, что ей нравится и она поправится.
Дети. Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку — кукла не взяла.
«Сами виноваты!»- доктор говорит :
«У нее животик от конфет болит!»
Муз. рук. Слушаем музыкальное произведение из «Детского альбома» Болезнь куклы.
Муз. рук. Девочке очень жаль свою куклу. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Кукла умерла.
Слушают «Похороны куклы»
Муз. рук. Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом и всю могилу украсили цветами, девочка очень переживала. И вот, однажды, в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка.
- Это тебе, Сашенька! – сказал он.
-Что же там такое, -сгорая от любопытства, думала Сашенька.
Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке…
Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица!
И мы с вами слушаем другое произведение, которое называется - Новая кукла.
Дети. Свою куколку люблю, ей я песенку пою.
С ней по комнате кружусь и споткнуться не боюсь.
Куколку свою люблю крепко-крепко обниму.
Муз. рук. А что вы можете сказать о характере этой музыки. Какие чувства переданы в музыке?
Дети отвечают. Музыка легкая, веселая даже озорная, хочется танцевать, кружиться, радоваться.
Муз. рук. П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Но в начале стихотворение слушайте внимательно.
Муз. рук. В далеком глухом и дремучем лесу
Куда ты найдешь лишь тропинку одну,
По ней, если смело и прямо пойдешь,
То вскоре к избушке без окон придешь.
И сказка проснется, и лес оживет,
И (Баба Яга). на крылечко взойдет… (Л. Ушакова)
Муз. рук. Как вы думаете какое музыкальное произведение мы будем слушать?
Дети отвечают Баба Яга.
Муз. рук. Я вам покажу иллюстрацию к сказке и мы слушаем произведение -Баба Яга.
Муз. рук. Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу. Музыку какого
композитора мы с вами сегодня слушали? Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать. Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?
На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена. Большое спасибо
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaykovskiy.docx8.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «П. И. Чайковский и его «Детский альбом»

Тематическое занятие по музыке в подготовительной группе,посвященное знакомству с композиторами.

Цель:

прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.

Задачи:

1. Образовательные:

а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;

б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;

в) научить детей воспринимать образы в музыке;

г) учить различать контрастное звучание музыки;

д) учить импровизировать, фантазировать под музыку.

2.Развивающие:

а) развивать музыкальный вкус;

б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать

музыкальные образы;

в) развивать музыкальные и творческие способности.

3.Воспитательные:

а) воспитывать в детях доброе начало через

классическую музыку;

б) воспитывать культуру слушания;

в) воспитывать желание слушать классическую музыку.

Дидактические средства: иллюстрации к музыкальным произведениям, портрет композитора, «Детский альбом» П. И. Чайковского, куклы,аудиосредства: магнитофон, фонограммы музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского, материал для изготовления шумовых инструментов

Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор «Детского альбома»

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал на фоне звучания «Вальса» П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель встречает детей.

Дети рассаживаются на стульчики.

Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о музыке, о разной музыке:грусной и веселой, быстрой и медленной, громкой и тихой, которая заставляет нас печалиться или радоваться. А скажите мне, пожалуйста, как называют человека, который сочиняет музыку?

Дети отвечают: Композитор.

Да, сегодня наша беседа будет посвящена великому человеку. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами передать музыкальные образы его произведений.

Посмотрите на портрет, про кого я говорю?

Мы будем слушать музыку,которую написал композитор Петр Ильич Чайковский (показ потртрета). Посмотрите на портрет, про кого я говорю?

Он родился в небольшом городке на Урале — в Воткинске. В семье было много детей, Петя был младшим, он был удивительно добрым ребенком. Уже в детстве проявилось влечение Чайковского к музыке. Мелодии внутри его так громко звучали, что порой сильно мешали,он не знал куда от них деться и няне своей говорил: «У меня музыка звучит здесь» - показывал себе на голову. Иногда она не давала ему заснуть, тогда няня садилась у его кроватки, гладила его по голове и тихонько напевала колыбельную, слушая ее Петя засыпал.

Юный композитор учился В Петербурге, затем переехал в Москву и там занимался педагогической работой, учил будущих композиторов.

П. И. Чайковский очень любил детей, у него был племянник Володя Давыдов, которого он очень любил и именно ему он посвятил «Детский альбом», где собраны милые забавные пьесы. Мы с вами много произведений из него слушали, а сегодня мы не только послушаем, но и будем танцевать под нее.

Муз. рук. Бом, бом, бом, бом открываем мы альбом

Не простой, а музыкальный,

Сочинённый для ребят много лет тому назад.

А сейчкс загадка:

Стихотворение читает ребенок

Они в коробочке лежат, но если их достать

Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать

И каждый с новеньким ружьем, похожи, слово братики

Кто скажет, как мы их зовем?

Дети - Деревянные солдатики.

Муз. рук. А сейчас я предлагаю нашим мальчикам под музыку исполнить свой танец. А девочки потом назовут это музыкальное произведение

Танец оловянных солдатиков.

Муз. Руководитель спрашивает название произведения, сколько частей в нем.

Дети отвечают. Это музыкальное произведение называется - Марш Оловянных солдатиков, в нем 3 музыкальных части из них две одинаковые — это 1 и 3 .

Если возникли трудности в определении частей, то надо можно снова прослушать музыкальное произведение.

Муз. рук. А сейчас очередь за девочками, они исполнять свой танец, а задача мальчиков назвать это произведение под музыку которого станцуют девочки.

Танец с куклами.

Ведущая спрашивает мальчиков, они называют произведение,определяют сколько частей в музыке.

Дети (отвечают) Это прозвучала Полька, в ней 3 части.

Муз. рук. Продолжаем наше путешествие по «Детскому альбому»

Снова наш альбом открыт, снова музыка звучит

Льется музыка рекой, вьется нотною строкой.

Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг,

И кораблики мелодий выплывают из-под рук.

Послушайте произведение Чайковского «Сладкая греза». Вслушайтесь в эту музыку, помечтайте, пофантазируйте.

Денти внимательно слушают.

Муз. рук. Самым популярным танцем в 19 веке был вальс. Он звучал

на скромных домашних праздниках, и в роскошных бальных залах. Да и умение танцевать, красиво двигаться считалось необходимым для любого воспитанного человека. Вальс из «Детского альбома» воссоздает атмосферу домашнего праздника.

Вед. Я предлагаю вам потанцевать, можете взять цветы, шарфы, ленты.

Танцуют под музыку «Вальса»

Вед. А сейчас следующее музыкальное произведение из «Детского альбома»

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех!

Вед. А сейчас для вас,дорогие гости, прозвучит оркестр под музыку «Камаринская»

Оркестр (муз «Камаринская»)

.Муз. рук. Сейчас мы услышали тему и вариации «Камаринской» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. «Камаринская» это русская народная плясовая песня. П. И. Чайковский часто обращается к народной музыке, он ее слышал еще в детстве, он полюбил ее, няня часто напевала ему русские песни. Мы знаем, что в этом произве-

дении музыкальный напев повторяется несколько раз, но только видоизменяется. Вот такой напев при повторении и называется — вариацией. А кто из вас мне скажет,

сколько вариаций мы услышали?

Ответы детей (три) В этом произведении три вариации.

Муз. рук. Играя, дети выдумывают самые невероятные истории. Глядя на них, свою историю придумал и Петр Ильич и рассказал ее детям, да не просто рассказал, а написал музыку. Первая история рассказывает о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой. Но вдруг кукла заболела. Кукла лежит в кроватке, жалуется. Просит пить.

Муз. рук. Тихо-тихо, тишина. Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна. Просит музыки она.

Дайте, что ей нравится и она поправится.

Дети. Кукла заболела, на бочок легла.

Дали ей конфетку — кукла не взяла.

«Сами виноваты!»- доктор говорит :

«У нее животик от конфет болит!»

Муз. рук. Слушаем музыкальное произведение из «Детского альбома» Болезнь куклы.

Муз. рук. Девочке очень жаль свою куклу. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Кукла умерла.

Слушают «Похороны куклы»

Муз. рук. Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом и всю могилу украсили цветами, девочка очень переживала. И вот, однажды, в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка.

- Это тебе, Сашенька! – сказал он.

-Что же там такое, -сгорая от любопытства, думала Сашенька.

Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке…

Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица!

И мы с вами слушаем другое произведение,которое называется - Новая кукла.

Дети. Свою куколку люблю, ей я песенку пою.

С ней по комнате кружусь и споткнуться не боюсь.

Куколку свою люблю крепко-крепко обниму.

Муз. рук. А что вы можете сказать о характере этой музыки. Какие чувства переданы в музыке?

Дети отвечают. Музыка легкая, веселая даже озорная, хочется танцевать, кружиться, радоваться.

Муз. рук. П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Но в начале стихотворение слушайте внимательно.

Муз. рук. В далеком глухом и дремучем лесу

Куда ты найдешь лишь тропинку одну,

По ней, если смело и прямо пойдешь,

То вскоре к избушке без окон придешь.

И сказка проснется, и лес оживет,

И (Баба Яга). на крылечко взойдет… (Л. Ушакова)

Муз. рук. Как вы думаете какое музыкальное произведение мы будем слушать?

Дети отвечают Баба Яга.

Муз. рук. Я вам покажу иллюстрацию к сказке и мы слушаем произведение -Баба Яга.

Муз. рук. Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу. Музыку какого

композитора мы с вами сегодня слушали? Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать. Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?

А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?

На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена. Большое спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для старшей и подготовительной группы, посвященное писателю М.Ю. Лермонтову.

Презентация по жизни и творчеству великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова....

Тематическое занятие для средней и старшей группы, посвященное празднованию Дня Победы, с использованием ЦОР.

Тематическое занятие проводится в средней и старшей группах, на котором освещена тема празднования Дня Победы. Небольшой обзор от самого начала Великой Отечественной войны, до ее окончания, позволит д...

Тематическое мероприятие для детей старшей - подготовительной группы посвященное Дню народного единства "Мы едины - значит, мы непобедимы"

3 ноября в Детском саду "Солнышко" было проведено тематическое мероприятие посвященное "Дню народного единства". Цель мероприятия: создать условия для развития чувства па...

Тематический образовательный проект для детей подготовительной группы, посвященного творчеству А.С.Пушкина

Тематический образовательный проект для детей подготовительной группы, посвященного творчеству А.С.ПушкинаПроект составили:воспитатели группы«Медвежата»ГБДОУд/с 89 Приморского района ...

Конспект итогового музыкального занятия «Жанры музыки» в подготовительной группе детского сада.

Это занятие поможет закрепить знание детьми музыкальных жанров, будет способствовать развитю танцевальных навыков, а также способствовать совместному музицированию....

Тематическая НОД по музыке в подготовительной группе «ОСЕННИЙ ПАРК»

Расширять знания детей об окружающей природе. Знакомить с произведенями Чайковского, прививать культуру слушания и исполнения музыки....

Конспект занятия по музыке (для подготовительной группы) с использованием регионального компонента. тема: «Музыка моря»

Цель: -развитие личности ребёнка через общение с окружающим миром, образных представлений на основе музыкально -художественных произведений.Задача: -формировать у детей представления об изобразительны...