Тематическое музыкальное занятие по слушанию музыки "Три чуда"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Колотилина Ольга Валерьевна

Цель занятия: Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному), литературе. Задачи: • Развивать умение чувствовать поэтичность сказки А.С.Пушкина • Учить различать средства художественной выразительности, используемые авторами классической музыки, поэзии, изобразительного искусства. • Формировать умение высказываться об эмоционально - образном содержании произведений искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Морское путешествие

Тематическое музыкальное занятие по слушанию музыки

Для детей подготовительной группы

Цель занятия:

Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному), литературе.

Задачи:

  • Развивать умение чувствовать поэтичность сказки А.С.Пушкина
  • Учить различать средства художественной выразительности, используемые авторами классической музыки, поэзии, изобразительного искусства.
  • Формировать умение высказываться об эмоционально - образном содержании произведений искусства.

Предварительная работа:

  1. Предварительная беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», просмотр мультфильма,  слушание и беседы по произведению, заучивание поэтических отрывков из сказки.
  2. Знакомство с творчеством композитора оперы-сказки Римским-Корсаковым, слушание музыки «Три чуда» из оперы.
  3. Рассматривание иллюстраций Белибина «Город-Леденец», В.Канашевича «Тридцать три богатыря», М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
  4. Рисование на тему «Три чуда», сказочный мир А.С. Пушкина.
  5. Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.

Ход занятия

Музыкальный руководитель:

Ребята, а  вы, любите сказки?

Ответы детей

Музыкальный руководитель:

А сказки зародились в древности и с далеких времен хранились в памяти народа. Передавались из поколения в поколения. От одного рассказчика к другому.

Ребята, скажите,  а кто такой сказочник?

Ответы детей

Музыкальный руководитель:

Сказки можно рассказывать не только словом, но и музыкальными звуками.

Великого русского композитора Николая Андреевича  Римского – Корсакова называют величайшим сказочником. Он очень увлечен был русской стариной,  русскими сказками и  песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки.  Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и  всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.

А какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Ответы детей

Музыкальный руководитель:

Вот и Римский – Корсаков прочитал сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», которая рассказывала о  славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и прекрасной царевне лебедь. Она очень понравилась великому композитору, и он решил написать к ней прекрасную музыку, которая пригласит нас сегодня в чудесный мир сказки.

Раздается стук в дверь.

Заходит почтальон и вручает телеграмму.

Музыкальный руководитель:  

Какая необычная телеграмма пришла.

 Интересно, от кого она?  (читает) 

«Дорогие дети! Приглашаю погостить, чудесный остров навестить.

За морем совсем не худо есть на острове три чуда.

Посылаю вам: поклон, приезжайте.

                                                                                                                                          Князь Гвидон».

Музыкальный руководитель:  

Ну, что ж давайте, ребятишки,

Чудесный остров навестим, у Гвидона погостим.

А на чем отправимся в путешествие? (Ответы детей).

Давайте выберем предметы, которые соответствуют и подходят для морского путешествия.

Дети надевают бескозырки, берут штурвал, бинокли, встают за капитаном, выполняют качающиеся движения

Звучит фрагмент «Море»

из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Музыкальный руководитель:  

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

он бежит себе в волнах на раздутых парусах!

Остров на море стоит,

с златоглавыми церквями, с теремами и садами!

Чей это остров? (Гвидона)

Как называется город на острове том? (Леденец)

Много чудес было в том городе!

В волшебном городе «Леденец» было три чуда,  какое первое из них? (белка)

Ребенок:

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальных дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт!

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Музыкальный руководитель:

Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Песенка белки -  это русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

Звучит фрагмент «Белка»

из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Музыкальный руководитель:

… белочка при всех золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

а скорлупки собирает.

Кучки ровные кладет,

и с присвисточкой поет

При честном при всем народе:  Во саду ли, в огороде.

Выходит девочка переодетая белочкой

исполняет песенку «Во саду ли, в огороде»

Музыкальный руководитель:

 Давайте поможем белочке и украсим ее песенку.

Оркестр: «Во саду ли, в огороде»

I ч -   ложки

II ч -   колокольчики

III ч -   ксилофоны

IVч -    все вместе

Белочка дарит орешек.

Музыкальный руководитель:

  Белочка нам орешек оставила, не простой, а золотой.

 Давайте в кружочек встанем, да в игру поиграем.

Проводится игра

по типу «Колечко, колечко, выйди на крылечко»

«На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой»

Повторяют 2 раза.

Дети: Выходи поскорей! Не задерживай добрых людей!

( Ребенок, у которого в руках орешек должен быстро выбежать в центр круга, а дети его ловят)

Музыкальный руководитель:

Назовите, ребята, второе чудо «Сказки о царе Салтане»?  

(тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором)

Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.

Ребенок:

… море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге.

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые.

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»

из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Музыкальный руководитель:

В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет,  и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Краски торжественные, радостные, яркие.

Музыкальный руководитель:

Что вы услышали? Ребята, какое море?  

Дети: Море грозное, темное, пенное, бурливое, оно бушует, плещет, и из него появляются богатыри.   

Музыкальный руководитель:  

 А какие богатыри?

Дети: Мужественные, сильные, храбрые 

Музыкальный руководитель:  

Давайте сейчас оживим картинку богатырей и моря.

Девочки покажут море - бушующее, а мальчики - богатырей.

Звучит повторно музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»

Девочки с тканью изображают море в такт музыки, а мальчики маршируют, торжественно проходя через «волны»

На фоне музыки музыкальный руководитель читает:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег крутой,

Разольется в шумном беге

И окажутся на бреге

В чешуе, как шар горя,

Тридцать три богатыря.

Музыкальный руководитель:  

Вот они наши защитники, храбрые богатыри.

Музыкальный руководитель:  

А какое третье чудо волшебного города Леденец ? (прекрасная Царевна Лебедь)

Две девочки читают стих.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.

Музыкальный руководитель:

Царевна эта необычная волшебница. Это и человек, и птица, птица лебедь. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная. Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы: она то - взлетает вверх, то падает вниз. А когда птица лебедь превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё белее ласковой, теплой и человечной, звучит русская народная  мелодия «На море утушка  купалася».

Звучит тема Царевны – Лебедь

из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Музыкальный руководитель:

Ребята, я перелагаю совершить волшебное превращение.

Давайте превратимся в «лебедей» и попробуем изобразить движениями так, чтобы все поняли, что это лебеди.

Музыкальный руководитель:  

 Вот и закончилось наше путешествие.

Нам пора возвращаться, я приглашаю вас, отправится в обратный путь.

Звучит фрагмент «Море»

из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Музыкальный руководитель:  

Давайте вспомним, какие чудеса мы увидели и услышали?

Кто сочинил такую чудесную музыку?

Музыкальный руководитель отмечает работу детей, выделяет особенно отличившихся.

Музыкальный руководитель:  

Если вы считаете, что наше путешествие удалось и у вас всё получилось, выберите себе на память кораблик красного цвета, если вы в чем - то испытывали затруднение, возьмите кораблик синего цвета, а если вам вообще не понравилось наше путешествие, возьмите кораблик желтого цвета.

Музыкальный руководитель подводит итог.

        Конспект занятия составила

                                                                                 Музыкальный руководитель

                                                                               МБДОУ ДСОВ «Родничок»

Колотилина Ольга Валерьевна

г. Советский -  2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического музыкального занятия по слушанию концерта "Зима" А.Вивальди.

В ходе занятия у детей развивается музыкально-эстетическое восприятие произведений классической музыки. Учаться определять характер музыкального произведения, высказываться об услышанной музыке, разви...

Музыкальное занятие по слушанию музыки. «Болезнь куклы П.И.Чайковский»

Музыкальное занятие по слушанию музыки, классическое по типу. Ососбое внимание на занятии уделяется слушанию музыки и высказыванию детей о музыкальном произведении. Занятие проходит в игровой форме...

1. Программа по ознакомлению детей 6 - 7 лет с нотной грамотой; 2. Тематические музыкальные занятия для малышей; 3. Творческая работа по проблеме слушания музыки в детском саду; 4. Сценарий "В гостях у сказки"

1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение...

Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки в средней группе

Конспекты музыкальных занятий по слушанию музыки в  средней группе...

Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки во 2 мл.гр.

Конспекты  музыкальных занятий по слушанию музыки во 2 мл.гр....

Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки в старшей группе

Конспекты интегрированных музыкальных НОД по слушанию музыки для детей старшей группы...

Морское путешествие Тематическое музыкальное занятие по слушанию музыки

Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детейпосредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре:искусству (музыкальному, изобразительному), литературе....