занятие по слушанию музыки " Волшебные звуки П.И. Чайквоского"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Китова Елена Алексеевна

Занятие по изучению инструментов оркестра,жанров музыки и творчества П.И. Чайковского .

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕСКИЙ САД                                            « СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»  СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ НИЖНЕСОРТЫМСКИЙ  СУРГУТСТКОГО РАЙОНА  ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ  ХМАО—ЮГА.

 Волшебные звуки музыки П.И. Чайковского

Конспект тематического занятия для детей старшей группы  

Подготовила музыкальный руководитель- 1 категории  Китова Елена Алексеевна.


Конспект тематического занятия по слушанию музыки в  старшей группе.

« Волшебные звуки музыки Петра Ильича Чайковского».

Цели занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи.

Обучающие.

  • учить детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, темп)
  • учить игре на детских музыкальных инструментах, вовремя вступать после музыкального вступления; точно выполнять ритмический рисунок
  • учить различать музыкальные жанры, расширять словарный запас.
  • активизировать действия детей в музыкально – игровой и танцевальной   деятельности.

Развивающие.          

  •  развивать координацию движений в соответствии с музыкой;
  • развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
  • развивать чувство ритма через музыкально-двигательные упражнения;
  • активизировать воображение детей через слушание музыкальных произведений;

Воспитывающие.

  • воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки. 
  • воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях;
  • создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия.

Планируемые результаты.

• Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

• Развитие воображения путем восприятия музыки.

• Развитие чувства ритма, звуковысотного и ладотонального слуха.

• Развитие творческого воображения посредством музыкально-ритмических движений.

• Привитие любви к музыке и литературе.

• Установление дружеской взаимосвязи (МР – дети);

• Создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия. 

Тип занятия.

 Игровой.

Методы обучения: 

Беседа, художественное слово, показа демонстрационных фрагментов, чтение стихотворений, слушание музыки, исполнение песни, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование. 

Компьютер, экран, мультимедийный проектор, детские музыкальные инструменты, ноутбук  с аудиозаписями, микшерный пульт, фортепиано.

Ход занятия.  

Заставка ( слайд 1).

Раздел музыкально- ритмические упражнения.

Под музыку « Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, дети заходят в зал.

 Проходят по кругу маршевым шагом.  Останавливаются на месте, с окончанием музыки.

Музыкальный руководитель.

 Здравствуйте  дети,  скажите пожалуйста, вам знакомо  произведение, которое сейчас прозвучало?.

Ответы детей.

Музыкальный руководитель .

 Вопросы:

  • Какая звучала музыка? Какой характер?
  • Какой жанр музык вы услышали ( марш ,песня или  танец)?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель.

 Почему вы думаете, что звучал марш?

Ответы детей.
Музыкальный руководитель.

Правильно, мы маршировали под эту музыку. Поэтому звучал марш. Но марши бывают разные, военные, эстрадные, и детские -как этот. А кто  скажет, кто написал это произведение? Писатель, художник, или  композитор?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель.

Конечно ,только  композитор  пишет музыку, а писатель пишет рассказы  и сказки, которые мы с вами  читаем.  А зовут этого великого композитора?

Ответы детей.
Муз. Руководитель. ( слайд 2)

 Правильно.Петр Ильич Чайковский. И сегодня мы с вами продолжим знакомство с его прекрасной музыкой, совершим с вами удивительное путешествие в музыкальную страну и встретимся с новыми героями  его  музыкального альбома, но сначала мы расскажем о нём.

Музыкальный руководитель.

Жил Чайковский композитор.

Много пьес он сочинил.

Сочинял он и для взрослых,

Но детей не позабыл.

И про утро, и про куклу,

Польку, вальс, мазурку, хор,

Про лошадку и про маму.

Мы их любим до сих пор! ( слайд 3).

Пётр Ильич Чайковский родился на Урале, в городе Воткинске 7мая 1840 года.

Его отец был горным инженером, а мать, Александра Андреевна, была его первой учительницей музыки.

 Она умела красиво петь и играть на пианино.

В семье, кроме Пети, было ещё 2 брата и сестра. У детей была немецкая воспитательница Фанни.  ( Слайд 4).

 Она говорила, что Петю любили все, потому что чувствовали, как он любил всех, и был очень добрым, дружил с феей музыки. Давайте и мы сегодня с вами пригласим к нам фею Музыки.

Музыкальный руководитель.( Слайд 5).

Фея Музыки, явись,

Чтоб с тобой мы унеслись

Ты возьми нас всех с собой,

Детский нам Альбом открой!

Появляется Фея( Слайд 6)

 Здравствуйте мои друзья! На ваш зов прилетела я!

Чтоб в мир музыки попасть , нужно вам музыкальную загадку отгадать.

Слушайте внимательно.

Дом пустой, голос густой.

Дробь отбивает ,ребят созывает.

Ответ детей:

Барабан. ( слайд7)

Фея музыки.

Желаю вам приятного путешествия по страницам  Детского альбома. ( Слайд8)

Музыкальный руководитель. ( раздаются звуки барабанной дроби)

 Слышите, как стучат барабаны! Они разговаривают между собой.

Давайте и мы свами простучим как барабаны.  ( слайд 9).

Раздел:

упражнение для развития ритма.

Упражнение. « Бам , бам барабан».

Дети стучат кулачками на слог, бам, бам.

Текст.

Бам бам ,бам бам бам,

Мы стучим как барабан.

Музыкальный  руководитель.

Как вы думаете, что можно делать под бой барабанов?

Дети (шагать)

Правильно, шагать или маршировать.

Музыкальный руководитель. ( слайд 10).

У Чайковского был племянник Володя, которого он учил музыке. Мальчик любил играть в деревянных солдатиков, и Чайковский сочинил для него «Марш деревянных солдатиков». ( слайд 11  ,12).

Давайте  мы с вами украсим музыку марша звучанием музыкальных инструментов.

И вспомним с вами, что такое симфонический оркестр. (показ слайдов) ( 13 ,14,15)

Вопросы к слайдам.

Что такое оркестр? ( Слайд 13,14)

Кто главный в нем ?  ( Слайд15)

Ответ.(дирижер).

Какие  инструменты входят в оркестр?( скрипки, барабаны, духовые инструменты).

Ответы детей .

Музыкальный руководитель.

Мы  на прошлом занятии  знакомились с какими инструментами, кто помнит ?

Ответ детей. ( ударными).

Муз рук. Правильно. Давайте мы свами вспомним, какие это инструменты.

( показ слайдов 16)

Раздел игра на музыкальных инструментах.

Застучали барабаны, ( слайд17)

И трубы раздался звон.

Марш солдатов  деревянных

Зазвучал со всех сторон.

Звучит марш « Деревянных солдатиков».

Дети на слог  та ..та.., исполняют партию в музыкальном оркестре.

Оркестр: бубны, треугольники, тарелки, маракасы.

Музыкальный руководитель.

Какой замечательный оркестр у нас с вами получился. Все очень старались и слушали друг друга.

Раздел.

Слушание.  

Музыкальный  руководитель.

 Сегодня мы с вами будем знакомиться  с новым музыкальным произведение, из детского альбома П. И Чайковского. Называется оно…давайте послушаем ,может вы сами услышите название в музыке.?

Вопросы:

Что  услышали в музыке?

О чем музыка рассказала?

Что можно делать под эту музыку?

Ответы детей.( скакать на лошадке).

Муз рук. Вам сама музыка рассказала ,как стучат  копытца у лошадки .

Давайте и мы с вами изобразим, как можно скакать на лошадке. ( слайд18).

Раздел

Музыкально – ритмические упражнения.

Дети выполняют под музыку прямой галоп( нога ногу догоняет, цокают языком).

Раздел ( слайд19)

- танцевальное творчество.

Дети, угадайте эту музыку из Детского альбома. Звучит полька

Как вы думаете, кто танцует эту польку?

Дети (игрушки,)   ( Слайд20)

Давайте и мы с вами превратимся в игрушек.

Девочки у нас будут куколки,  это высокие звуки, мальчики –мишки, волки, слоники, петрушки-это низкие звуки.

Раздел – музыкальное  творчество.

 Музыкальный руководитель.( берет куклу в руки)

 В детском альбоме П.И. Чайковского есть история куклы. ( Слайд 21)

У одной девочки заболела любимая кукла, и Чайковский сочинил музыку «Болезнь куклы». Девочка сидит у кроватки своей куклы, и слышно, как капают её слёзы.

Тише, тише, тишина:

Кукла бедная больна.

Дайте, что ей нравится,

И она поправится.

Звучит  пьеса из альбома П.И.Чайковского  «Болезнь куклы»

Музыкальный руководитель.

Вопросы детям:

1 Что вы услышали в этом произведении, о чем вам рассказала музыка?

2 Радостная или печальная?

Давайте мы с вами нашу куклу пожалеем и покачаем, вот так ( плавные движения руками).

Может нашей кукле станет легче, и она поправиться. ( слайд22).

Музыкальный руководитель.

Чайковский любил сочинять музыку к сказкам, поэтому в его альбоме и появились  такие произведения как  «Сладкая греза»,  « Баба Яга».

Раздел –музыкально – игровая деятельность.

Звучит музыка «Баба Яга».

Музыкальный руководитель. Я знаю, что это произведение вы очень любите, даже рисунки рисуете, так оно вам понравилось, а называется оно ..

Дети: «Баба Яга». (  слайд 23)

В зал влетает  Баба яга.

Баба яга .Ох и злющая  я! Заберу всех я.

Проводиться игра « Баба  Яга».

Дети встают в круг поют дразнилку ,идут по кругу.

Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала ножку сломала,

Села в ступку полетела, УУУУУУ!!!!!

На начало второй фразы разбегаются чтобы , Яга их не поймала.

В конце игры, убегает, из зала.

Музыкальный руководитель.  ( слайд23).

Вот и закончилось  сегодня  наше путешествие по стране волшебных звуков великого композитора Петра Ильича Чайковского ,но мы с его альбомом  будем знакомиться еще на других занятия, слушать новые произведения и путешествовать по миру музыки. Давайте вспомним с каким новым произведением мы сегодня познакомились .

Ответы детей.(игра в лошадки).

Музыкальный руководитель.

На сегодня наш альбом закрывается.

Ой, посмотрите, какой- то странный предмет оставила нам Баба Яга.

Находит сундучок ,в нем сладкие угощения для детей.

Муз. руководитель. Действительно  музыка не перестает нас удивлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доминантное занятие по слушанию музыки "Музыкальное путешествие"

Доминантное занятие по слушанию музыки" МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"ЦЕЛЬ: Вспомнить знакомые произведения русских и зарубежных композиторов, исполнить танцы и муз.оркестр, прослушать новые произведе...

Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.

Решение задач развития  эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...

Детский альбом. Конспект из цикла занятия по слушанию музыки. В гостях у Феи музыки.

Рассказ о жизни и творчестве композитора П,И,Чайковского. Слушание произведений  из Детского альбома композитора Чайковского....

Музыкальное занятие по слушанию музыки с использованием ИКТ "Музыка вокруг нас"

Цель:Формирование  эмоционально-чувственного восприятия музыки средствами ИКТ.Задачи:Воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу;Развивать зрительное и слуховое внимание;Развивать ...

Конспект занятия по слушанию музыки "Волшебное путешествие". Интегрированное занятие с применением ИКТ.

Расширять представление детей о воплощении сказочных образов в музыке. Побуждать сопоставлять контрастные музыкальные характеристики, давать им соответствующую оценку. Развивать тембровый слух. Воспит...

«Детский альбом». Цикл занятий по слушанию музыки «В гостях у Феи Музыки»

Цель: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла « Детский альбом»Задачи: 1. Воспитание у детей положительного отношения к творчеству велико...

Доминантное музыкальное занятия по слушанию музыки в старшей группе дошкольного учреждения «Мир ребенка в музыке «Детского альбома»

В  музыкальных пьесах «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского (1840-1893) описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам композ...