Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей в детско-взрослом сообществе «Развеселая игра».
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Сольвьева Татьяна Михайловна

 Данный материал позволит повысить уровень профессиональной компетентности педагогов-музыкантов, их мотивацию на приобретение собственного опыта по  теме "Музицирование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Соловьева Татьяна Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Дельфин» МО «Алданский район».

Тема моего мастер-класса «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей в детско-взрослом сообществе «Развеселая игра».

Цель: ознакомление участников мастер-класса с методами развития творческих способностей детей посредством элементарного музицирования.

Задачи:

- представить участникам мастер-класса методы и приемы элементарного музицирования

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на приобретение собственного опыта по данной теме.

«Педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества»

Болеслав Леопольдович Яворский.

С  2015 года наш коллектив участвует в инновационном республиканском проекте «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО». В проект вошли дети младшего и среднего дошкольного возраста. С целью развития детской одаренности и индивидуализации образовательного процесса, как основного приоритета, я использовала индивидуальные и подгрупповые формы работы (в парах – дуэт, в тройках – трио.) Также    создала оркестр русских народных инструментов «Развеселая игра». В состав его входит детская и взрослая группы (родители, сотрудники детсада). Помимо концертных выступлений, родители присутствуют на индивидуальных и подгрупповых занятиях, репетициях, участвуют в творческом процессе.

Для выявления одаренности детей я провела первоначальную диагностику. Музыкальные задатки были выявлены у 7,7% детей младшего возраста и у 15% детей среднего дошкольного возраста. Проанализировав результаты, я обратила внимание, что почти у всех детей есть желание играть на каких-либо музыкальных инструментах.

Поэтому, планируя работу по созданию эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей, я выбрала музицирование как приоритетный вид музыкальной деятельности.

        Что же такое элементарное музицирование (ЭМ)? Элементарное музицирование –  форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.

        Я целенаправленно занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.  Ценной находкой стала технология Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа, где музыкальные инструменты составляют главную строку в успехе музыкального развития детей.

С целью повышения уровня самообразования я приняла участие в двух вебинарах федеральной инновационной площадки «Преемственность в образовании  по темам:

  1. «Идеи и методы орф-педагогики в работе музыкального руководителя»
  2. «Творческое музицирование как основа начального музыкального воспитания»

        

Основные виды деятельности, которые я использую на  занятиях ЭМ:

- звучащие жесты;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- речевое музицирование;

- пение;

- озвучивание стихов, сказок;

- танец;

- импровизированное движение;

- пантомима;

- спонтанная импровизированная театрализация.

        На некоторых видах деятельности и методических приемах я остановлюсь более подробно и постараюсь показать их практическое применение.

        «Звучащие жесты».

Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела: хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.д. Звучащие жесты позволяют организовать музицирование при отсутствии любых других инструментов. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии чувства ритма, т.к. оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека. Поэтому этот вид деятельности я использую с первого знакомства с детьми.

        Приглашаю для демонстрации 10 участников.

Музыкально-ритмический этюд «Поздороваемся- познакомимся»

Итак, музыкальное приветствие:

- Здрав-ствуй-те, де-ти!  ( IПII )

- Здрав-ствуй-те!  ( III  )

Знакомство.

Зовут меня Татьяна Михайловна. Но когда я была девочкой, меня звали просто Та-ня        (хлопки). А мои родные называли меня ласково: Та-неч-ка (шлепки ). Сейчас мы все познакомимся.  Свое короткое имя вы будете произносить, сопровождая хлопками, а ласковое имя мы будем произносить вместе, сопровождая шлепками (выполнение задания). Вот мы и познакомились. Теперь нужно сделать музыкальную зарядку.

Музыкальная зарядка.

Перед каждым упражнением я буду говорить маленькое стихотворение:

1.Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки. Что надо приготовить? (руки) . Первый раз слушаем: Хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!- Повторяем со словами                                                                                                     - Теперь сами                                                                                                                             -  А теперь без слов

2. Тюшки-тютюшки, сделай топотушки:                                                                                   Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ! Топ! Топ! Топ!                                                              - Еще раз! Хорошо живет на свете Вин-ни-пух!                                                           - Теперь сами

3. Тюшки-тютюшки,  щелкушки и шлепушки!                                                          -- Скажем: щелк, щелк, шлеп-шлеп-шлеп!                                                                            - Еще раз!                                                                                                                                       - Сами!

4. Тюшки-тютюшки, бомбушки, топотушки!                                                             - Бом! Бом! Бом-бом-бом! Топ! Топ! Топ!                                                                       - Сами!                                                                                                                    ------- ---- Замечательно! Вот мы и сделали зарядочку.

Музыкально-ритмический этюд «Звучащие жесты»

Под музыку веселую двигаться хотим?

Звучащими жестами ритм передадим.

Звучит «Ливенская полька», на каждую фразу поочередно выполняем ритмичные движения - звучащие жесты: а)два хлопка; б) два шлепка по коленям; в) два притопа; г) два щелчка над головой.

- Молодцы! Просто замечательно!

В таких играх у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений и, самое главное – ритмический слух.

Речевое музицирование – это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. В речевых упражнениях стараюсь использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот), плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка. Тексты подбираю таким образом, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом.

«В лесу»

Я предлагаю совершить увлекательную поездку в лес.

(Распределяю роли: лошадка, ветер, дятел, зайки (2), белка, лисичка, ручеёк, цветок)

(Инструменты: трубчатый ксилофон, бубенцы, ложки, маракасы-2, кастаньеты-2, пакет, металлофон, колокольчики-2, рубель, тарелки)

Едем, едем на лошадке                                                                                      По лесной дорожке гладкой                                                                                                      Скок-скок-скок,   ( трубчатый ксилофон)                                                                     Скок-скок-скок!

Ветер шумит    (шумелка)                                                                                             Дятел стучит    (ложки)

        Едем, едем на лошадке                                                                                      По лесной дорожке гладкой                                                                                                      Скок-скок-скок,   ( трубчатый ксилофон)                                                                     Скок-скок-скок!

Зайки сидят,                                                                                                                       От страха дрожат  (маракасы)

Едем, едем на лошадке                                                                                      По лесной дорожке гладкой                                                                                                      Скок-скок-скок,   ( трубчатый ксилофон)                                                                     Скок-скок-скок!

Белка на ветке орешки грызёт  (кастаньеты)                                                           Рыжая лисичка зайчишку стережет   (шуршун)

        Едем, едем на лошадке                                                                                      По лесной дорожке гладкой                                                                                                      Скок-скок-скок,   ( трубчатый ксилофон)                                                                     Скок-скок-скок!

Зажурчал ручеёк   (бубенцы)                                                                          Распустился цветок  (колокольчик).

Ехали мы, ехали,                                                                                                    Наконец приехали!                                                                                                               С горки – Ух!     (рубель)                                                                                                                      В ямку – Бух!     (тарелки)

Молодцы! Вы все отлично справились с заданием.

Импровизированное движение.

Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе работы.

Барабан гремит,                                                                                                                 Двигаться велит!

Послушайте, что барабан велит делать: (исполняю различные ритмы)

- Шагать.

- Скакать

- Бежать

- А так? (Замереть, не шевелиться. Изменить позу. Стать по- другому)

Танцевальная импровизация «Море»

(Раздать шарфы)

Внимание! Сейчас произойдёт волшебное превращение… «Раз, два, три – повернись, в волну морскую превратись, на дно морское опустись!

(Звучит фонограмма моря. Дети сидят на коленях, свободно располагаясь по залу. Лица закрыты газовыми платками, которые держат в руках).

Педагог: «На море лёгкий бриз. Ветер пробежался по волнам и разбудил дремлющее море. Волны проснулись, зашевелились, заиграли с первыми лучами солнца (платком размахиваем вправо-влево). Всё больше и больше море наполнялось движением. И вот каждая волна встала во весь рост, показывая свою красоту (медленно поднимаемся, продолжая размахивать платком). Ветер приглашал волны в морское путешествие, и они побежали вперёд, догоняя друг друга (двигаемся свободно по залу, передавая движениями платка бегущую волну). Волна плыла всё дальше и дальше, унося с собой звуки прибоя и крики чаек. Иногда две волны встречались, приветствовали друг друга, общались, мирно беседовали (общаемся в парах). На самой глубине моря волны встречались все вместе, чтобы поболтать, рассказать последние новости, пошептаться, и потом снова убегали к берегам ( собираемся в центре круга, поднимаем быстрым движением платок вверх и волнообразным движением опускаем вниз, двигаемся из круга). Весь день без устали волны плывут, гонимые ветром, уносят вдаль прекрасные корабли и яхты, и только к вечеру ветер стихает, волны успокаиваются и мирно засыпают. Наступает полный штиль (садимся на колени, накрываем голову платком и засыпаем).

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Игра на детских музыкальных инструментах

Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха.

Инструментальная зарисовка.

Посмотрите! Я увидела эту картинку и придумала слова:                                               «Ге-на  кро-ко-дил    (2 хлопка, 3 шлепка)                                                                          Пе-сню  по-да-рил  (2 хлопка, 3 шлепка)

- Повторим вместе со словами

- Теперь слова в голове, только жесты

- Прекрасно! Теперь под музыку!

- А сейчас возьмите инструменты. Исполним все вместе, соблюдая ритм

Рефлексия:

Подведем итоги. Закончите, пожалуйста, предложение –

Мне было приятно с вами работать! Спасибо! На память о нашей встрече примите эти веселые смайлики.

Результат моей работы -  положительная тенденция в развитии музыкальных задатков и способностей детей. На данном этапе участия в проекте 80% детей проявляют интерес и активное участие в музыкальных занятиях; 75% чутко реагируют на характер и настроение в музыке; 70% способны правильно повторить несложный музыкальный ритм; 65%  свободно и легко выполняют элементарные танцевальные движения; 50% узнают знакомые мелодии по первым звукам и 100% желают играть на музыкальных инструментах. 

Элементарное музицирование способствует  появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации. 

И закончить выступление хочу словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Мастер класс на тему: Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить педагогов дошкольного образования с интегрированным подхо...

Мастер – класс «Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников»

Мастер – класс«Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников» Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развити...

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное ис...

Презентация к выступлению на город. Мастер-класс "Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников."

Мастер-класс. Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников....

Консультации для родителей (ноябрь) "Элементарное музицирование - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека. Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить.Игра на му...