Художественно-эстетическое развитие
методическая разработка по музыке

Керимова Зухра Бадрутдиновна

В этом разделе размещены материалы по развитию художественных способностей дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дидактические

игры для детей               4-5 лет

                                 

Составила Керимова Зухра Бадрутдиновна

Музыкально - дидактические игры на развитие чувства ритма

Дятел, Эхо                                                                                                                    

Цель: Выстукивание заданного ритма.                                                                                     

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием: 
Тук, тук, тук-тук-тук,                                                                                                                   Мы в лесу слыхали стук.                                                                                                                        Тук, тук, тук-тук-тук, 
Это дятел сел на сук. 
Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют.                                                               
                                                                                                                                                           
К нам гости пришли
Цель: Побуждать детей подбирать нужные ритмы для разных персонажей. 
Ход игры: К детям приходят в гости разные игрушки:  Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно), 
Зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне), 
Лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек), 
Птичка (летит под звон колокольчика). 

Ритмический кубик
Цель:
 Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать "звучащие" жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры. 
Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов: 
1 – 1 бабочка 
2 – 2 цветка 
3 – 3 клубнички 
4 – 4 листика 
5 – 5 шишек 
6 – 6 елочек 
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая: 
Ты возьми веселый кубик, передай его друзьям, 
Что покажет этот кубик – повтори за ним ты сам! 
Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему сосчитать, сколько точек изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать "звучащие" жесты нужно счетом вслух. 


           
Музыкально - дидактические игры на развитие звуковысотного слуха

Кого встретил колобок 

Цель: Воспринимать и различать звучание высокого, среднего и низкого регистра. 
Ход игры: Воспитатель предлагает отгадать музыкальные загадки. Мелодия звучит в разных регистрах. 

"Заяц" - в высоком, 

"Лиса" - в среднем, 

"Медведь" - в низком 

Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии. 

Лесенка 
Цель: Различать движение мелодии вверх и вниз 

Ход игры: Воспитатель поет с детьми песенку "Лесенка" ("Вот иду я вверх, вот иду я вниз") несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движения мелодии вверх или вниз на слова "Топ, топ, топ" и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка: вверх или вниз по лесенке. 

Лесенка-чудесенка 
Цель:
 Различать движение мелодии вверх и вниз, слышать первую и пятую ступени лада 
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сыграть на металлофоне песенку "Лесенка". Затем загадывает загадки: играя движение мелодии вверх или вниз, просит узнать, куда пошла мелодия песни. Затем усложняется задание. Воспитатель, исполняя любую фразу, не доигрывает последний звук. Просит ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук. 

Песенки-картинки
Цель: Закреплять с детьми знакомые песни 

Ход игры: Собираются картинки знакомых детям песен, наклеиваются на кубик. Затем проводится игра. 

 

Музыкально - дидактические игры на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти

Песня-танец-марш 
Цель:
 развивать представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш. 

Ход игры: В игре используется набор карточек: девочка поет, девочка пляшет, мальчик шагает. Дети слушают 3 пьесы разных жанров и выбирают нужную карточку. 

Передай кубик 

Цель: Побуждать детей к сочинению коротких мелодий в жанре марша и колыбельной на заданный текст. 

Ход игры: Воспитатель с детьми держа в руках кубик, шагает и поет: Мы идем, мы идем, Тра-та-та, Мы поем, мы поем, Ля-ля-ля. Затем передает кубик ребенку. Ребенок выбирает картинку на кубике по желанию.       И соответственно сочиняет свою песенку: 


Я иду, я иду, Тра-та-та 

Я пою, я пою Тра-ля-ля 

Я шагаю далеко Раз, два, три 

Я шагаю далеко Посмотри 

Я пою, я пою: Баю-бай 

Баю-бай, баю-бай Засыпай 

Баю, баю, баю Куколку качаю 

Баю-бай, баю-бай Поскорее засыпай 

         Музыкально - дидактические игры на развитие музыкальной памяти

Кто как поет 
Цель:
 Повторять короткие звукоподражания за взрослыми 
Ход игры: Воспитатель читает короткие стихотворения: 

Ясное солнышко рано встает 
Песни петух на заборе поет: 
Ку-ка-ре-ку Ку-ка-ре-ку 
Свинка на завтрак 
Ведет поросят 
Круглые глазки 
Как бусы блестят, 
Хрю, хрю, хрю. 

Утки спешат 
Искупаться в пруду 
Желтой цепочкой 
По тропке идут, 
Кря, кря, кря. 

Скачет козленок 
По траве: 
Скок-скок. 
Весело лает 
У будки щенок: 
Гав-гав. 
Рыжий Бобик 
Кошку Мурку напугал: 
Гав-гав-гав. 
Ссоры все пора забыть, 
Лучше весело дружить 
Долго не сердить, быстро помирись. 
Вместе весело играли, 
И друг друга догоняли: 
Мяв-гав, мяв-гав, мяв-гав. 

                               

                             

                                       Музыкально - дидактические игры

Музыкальный кубик 

Цель: Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу. Доставить радость от совместной игры. 
Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты: бубен,  барабан,  Ложки,  дудочка, колокольчик, маракас (эти же инструменты изображены на гранях кубика).
Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами: 
Все играет и поет,  Кубик скажет, кто начнет! 
Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра повторяется по желанию детей. 

Кубик - оркестр 

Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах. 

Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова: 
Кубик движется по кругу,                                                                                                    Передайте кубик другу. 
Кубик может показать, 
На чем тебе теперь играть! 
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в "оркестр". Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно проводить несколько раз. 

Кубик - Угадай-ка 
Цель: учится подражать звучанию различных предметов голосом. 
Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: 
Кубик детям передай, 
Кто пришел к нам, угадай! 
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу, затем показывает голосом, какой звук может издавать предмет, изображенный на верхней грани кубика. На гранях кубика могут быть изображены: часы, молоток, туча и капелька, самолет, паровоз, желтые листочки и т.д. 

                           

Кубики-календарики 
Цель:
 Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Учить сочетать текст с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить понимать красоту сменяющих друг друга времен года и воспитывать творческое отношение к природе. 
Ход игры: На гранях кубика – картинки с изображением времен года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст: 

Календарик мы листаем, 
Кубик другу отправляем, 
К кому кубик попадает 
Тот стишок нам всем читает! 
Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз. В процессе игры можно выучить с детьми стихотворение из цикла С.Маршака "Круглый год".

Аплодисменты

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.  Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам "автор" может точно его запомнить и воспроизвести. Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: "И раз!", "Оле-оле-оле", "Раз, два, три" и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

Зов

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.  По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова "речка", "печка2, немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо). Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание 

Музыкально – дидактические игры, направленные на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике, воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения,  образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.

Веселые матрешки

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие. "Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Веселые лягушата

Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.                                                                       Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.                                                                        Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!                                                                                        Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках. Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.

Три медведя

Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.      

Ход игры: Педагог: Вы помните, ребята, сказку "Три медведя"? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.) Педагог (выводит фигурку): Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

Прыг, прыг, скок

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство.                                         Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые "зайчик" прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый "зайчик".

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?                             Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок! Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

Куколка любит танцевать

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны.. если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

По тропинке

Цель: Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках. Развивать ритмический слух детей.                                                                                    

Ход игры: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог.

По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.                                                             Ежика в лесу найдем, ежика найдем! (играют на маракасах)

По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем.                                                 Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем. (играют на ложках)

По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.                                                              Мишку мы в лесу найдем, Мишку мы найдем. (играют на бубнах)

Веселый колокольчик

Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.

Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.                                                                           Смеется и хохочет – динь, динь, динь.                                                                                              Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.                                                                         Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.                                                                                    И звонкие капели – динь, динь, динь.                                                                                               В ответ ему запели – динь, динь, динь.

Не зевай

Цель: научить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Педагог может ставить перед детьми различные задачи: - чередовать громкое и тихое исполнение; - менять поочередно приемы исполнения на музыкальных инструментах.

Текст песни: Раз-два-три, не зевай! Поиграл – передай!                                                         Раз – два-три, не спеши, как играть научи!

Зайцы

Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.                                                          Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку "Зайцы пляшут"). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка "Зайцы спят"). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети "спят", дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Сладкий колпачок

Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и ещё один - для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод) на карточках- рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты на каждого ребёнка.

Ход игры: Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка. Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок. А под какой - забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком - угощение. Колпачок с угощениями может находится не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. 



Предварительный просмотр:

Музыкально-эстетическое воспитании детей

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни. Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад? Это можно сделать посредством русской народной музыки: песен, попевок, потешек, прибауток. Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.  Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.  Знакомство с музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования.
"Программа воспитания и обучения в детском саду" рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора.

Народная песня

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах.

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: "У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее". Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку.

Народная хореография

В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку ("ковырялочка"), топать с остановками (подготовка к упражнению "в три ноги"). Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах "крендельком", под локоток, на талии или на плечах у партнера. В этом возрасте при показе роль взрослого чаще выполняет ребенок (по желанию), в таких хороводах как: "Воробышек", "Утеночек Вася", "Заинька мимо сада". Так же в хороводах обучать детей менять направление в кругу, разрывать круг по окончанию мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим "змейкой", перестраиваться в пары из круга и наоборот.

Народные игры

В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки чтобы выбрать ведущего. В играх "Волк и гуси", "У медведя во бору", "Снежная баба", "Два мороза", усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его.

Народные музыкальные инструменты

В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле. Обучать на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют; добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по "щеке" другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах можно предложить песни "На зеленом лугу" (дудочка), прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки). Учить играть в ансамбле, оркестре со старшими детьми.
Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, воспитатели привлекают детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.

Многие уроки носят корректирующий характер. Например, пение в хоре полезно тем, у кого проблемы с дикцией и болезни органов дыхания. Благодаря танцам дети начинают правильно ходить, не сутулятся. Рукоделие развивает мелкую моторику (напрямую связанную с работой мозга), усидчивость, аккуратность, фантазию. Рисование побуждает пристально вглядываться в окружающее, экспериментировать с цветом, позволяет отразить в рисунке то, что накопилось в душе.

 Зачем нужна ребёнку музыка? Странный на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Для достижения этой цели нет лучшего средства, как занятия музыкой, импровизацией, которые призваны стать уроками жизни. Выдающиеся педагоги говорят о том, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Музыкальные занятия со старшими дошкольниками направлены не только на достижение задач музыкального развития, но и в большей степени на целостное развитие личности, достижение ими школьной зрелости, выравнивание стартовых возможностей накануне  обучения в первом классе. Поэтому особое внимание мы обращаем на коммуникативные навыки детей, развитие эмоционально-волевой сферы.

Различные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего воспитания, раскрытия творческого потенциала у каждого ребёнка. С чего же начинать решение этой важной и непростой задачи?

1. Поддерживать интерес ребенка к движению под музыку. При этом нельзя делать замечания ребёнку, даже если они вполне заслуженные. Главное – получение ребенком удовольствия от самого процесса движения под музыку.

2. Обогатить двигательный опыт детей под музыку.

3. Важно учить воспринимать музыку, её характер, "Видеть" ушами, фантазировать под музыку. Кстати, это даётся нелегко даже взрослым, поэтому можно учиться вместе с детьми.

Занятия музыкальным движением развивает зрение (бинокулярное зрение, глазомер, периферическое зрение) Кроме того, важно подчеркнуть роль профилактики глазных патологий, значение укрепление зрения для будущих дошкольников.

На пятом году жизни пение остаётся одним из любимых видов деятельности. В этом возрасте дети уже самостоятельно могут придумывать несложные песенки. Здесь важен накопленный багаж различных жизненных ситуаций, передача различных интонаций. Например, вопрос - ответ.

При игре на детских музыкальных инструментах ребёнок может самостоятельно подбирать инструмент, по тембру соответствующий особенностям действий персонажа сказки, играть на нём.

При игре на металлофоне ребёнок может импровизировать своё имя, марш, плясовую.  

Литература

1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 2009. 
2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

5. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей до-школьного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. 
7. Народное искусство в воспитании дошкольников: Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2006.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Музыка:  

Воспитание души

                       

     

В совместном музыкально-игровом творчестве дети легко и быстро запоминают и слова, и мотив песни. Музыка раскрепощает их, помогает найти способы конструктивного взаимодействия друг с другом. Изучение классической музыки. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физиологические процессы нашего организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Ритмический рисунок классических произведений оказывает положительное влияние на работу сердечно-сосудистой системы, а значит, и на весь организм в целом. У детей, занимающихся плаванием под аккомпанемент классической музыки, улучшаются показатели работоспособности, ребёнок лучше засыпает под звуки спокойной классической музыки. Аналогичные примеры можно продолжить. Так как же музыкой можно воздействовать на душу ребёнка? Воспитывать нравственную личность через музыкальное искусство нужно целенаправленно. Не стоит ждать, что ребёнок послушает музыку и станет лучше: поймёт, как оказать поддержку сверстнику, найдёт что сказать, когда близкому человеку плохо.  Музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик, поэтому основная задача – сделать всё, чтобы музыка "жила" для ребёнка, а не ребёнок для музыки.    Детям младшего дошкольного возраста можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно только включить или сыграть минорную музыку, и ребёнок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, страстей. Главной целью приобщения к музыкальному искусству  является развитие доброго отношения детей друг к другу, отзывчивости, а также позитивного восприятия самого себя. Только такой ребёнок, который верит в свои силы и знает, что он любим, способен любить других.  В совместной игровой деятельности используются: пальчиковые игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук (игры могут быть подобраны по тематике); музыкальные игры-танцы, которые дают возможность разрядиться; игра на музыкальных инструментах:  скрипке, фортепиано, ксилофоне, металлофоне, флейте (позволяет детям повысить самооценку, сформировать и развить навыки и сольного выступления и совместной игры на детских музыкальных инструментах); пение потешек и простых песенок (при этом важно разыграть сюжет песни, превратив нудное заучивание в подвижную игру).  

Учёные  предполагают, что эмоции улучшают память. Когда включаются эмоции, мозг активизируется. Не бойтесь эмоций. Дайте детям возможность свободно выражать чувство радости и волнения. Смех повышает активность белых телец в крови и меняет её химический баланс. Это вызывает появление химических элементов, которые необходимы для оперативности ума и укрепления памяти. Смех снижает стрессы, а это в свою очередь повышает способность учиться.                                       Учёные считают, что смех (чувство радости) также укрепляет иммунную систему человека на три дня (день радости и следующие 2 дня).

Как использовать смех для развития умственных способностей.                                Пойте с детьми весёлые песенки – считалки и дразнилки, которые так нравятся детям. Пусть дети сами придумывают различные варианты.

На берегу реки                                                                                                                                Сижу на берегу реки,                                                                                                                 Вокруг трава и лопухи.                                                                                                                  Сегодня не пойду домой, Ведь сразу мама скажет "Ой!".                                                  Пришёл домой ребёнок, Ну чистый поросёнок.

Вот стать бы…                                                                                                                          Вот стать бы апельсинчиком, сочным апельсинчиком.                                                               Я б по дорожкам прыгал и на рубашки брызгал.                                                                      Вот стать бы мне мочалочкой, мохнатенькой мочалочкой.                                                   Я б мыла всех подряд с головы до пят.                                                                                      Вот стать бы твёрдым камешком,  Таким вот круглым камешком.                                 Валялся на дорожке и прыгал в босоножки.                                                                                Вот  стать бы хлебной крошкою, малюсенькою крошкою.                                                        Я б щекотала пузики в детсаде карапузикам.                                                                              Вот если б стать мне радио, Таким хорошим радио.                                                Включало б без подсказки я детям чудо-сказки.

Птичка польку танцевала
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Нос налево, хвост направо, –
Это полька Карабас.
Два жука – на барабане,
Дует жаба в контрабас.
Нос налево, хвост направо, –
Это полька Барабас.
Птичка польку танцевала,
Потому что весела.
Нос налево, хвост направо, –
Вот так полечка была          

Пойте эти песенки на любой знакомый весёлый мотив. Можно спеть про пчелу, у которой на солнце сгорели коленки, про лося, который поцеловал гуся, про кита, танцующего польку со своим хвостом, и т.д. пусть дети сами придумывают смешные пары и события.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...