Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников
статья по музыке

Сарви Людмила Николаевна

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников

Подготовила: музыкальный руководитель Сарви Людмила Николаевна

 

Аннотация: автор статьи утверждает, что музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении отводится важное место. Для того чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю необходимо выстроить взаимодействие не только с педагогическим коллективом сада, но и с родителями воспитанников. Ребенку очень важно научиться видеть прекрасное и взрослые должны ему в этом помочь.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, дошкольники, эмоциональная сфера, музыкальные способности.

Каждый родитель желает видеть своего ребенка самым красивым, умным, развитым, мечтает, чтобы он умел общаться со сверстниками, ни в чем не отставал от своих друзей и был творческой личностью. В этой связи музыке и музыкальному воспитанию детей отводится особое место, так как она оказывает огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка. Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать, развивает чувство красоты, направляет на добрые дела. Помимо эстетических и образовательных задач, музыкально‐ритмические движения и пение способствуют укреплению здоровья, развивают память и речь, повышают устойчивость внимания.

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к снижению значимости музыкального воспитания дошкольников. На передний план выдвигаются образовательные задачи и забывается основная – сохранение и укрепление здоровья детей. Большая часть новых методических разработок для дошкольных учреждений направлена на интеллектуальное развитие. Такое противопоставление физического и умственного воспитания приводит к ухудшению всех показателей здоровья и физических качеств. Вместе с тем музыка и музыкальное воспитание имеют большое значение для формирования духовного мира ребенка, его физического развития. Доказано, что музыка обладает широким спектром воздействия. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы организма человека. Например, восприятие музыки влияет на частоту сердечных сокращений и дыхание. А в зависимости от высоты, силы звука и тембра музыки вырабатываются различные гормоны (например, эндорфин – гормон радости). Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. В соответствии с этим ученые пришли к выводу, что музыку можно использовать для коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и т. д.

В дошкольном обучении музыкальному воспитанию детей отводится большое место и придается важное значение. В Программе воспитания в детском саду указано, что к моменту поступления в школу ребенок должен достигнуть определенного уровня развития музыкальных способностей. При этом начинать знакомить ребенка с музыкой необходимо уже в семье, с самого раннего возраста. Родителям необходимо знать, какие цели и задачи ставит перед собой детский сад при формировании основ музыкальной и общей духовной культуры ребенка.

Целью музыкально‐образовательной деятельности является формирование общей культуры и развитие у детей эстетических чувств и воспитание интереса к художественно‐творческой деятельности.

Задачи:

  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;

 

  • развивать музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, формировать песенный музыкальный вкус;
  • побуждать детей к самостоятельной творческой музыкально‐художественной деятельности.

Для решения поставленных задач было проведено анкетирование родителей на тему «Участие родителей в развитии у детей музыкальных способностей». В анкетировании приняли участие 42 родителя младших, средних и старших групп. Выявлено, что 76% родителей указали на важность развития у детей музыкальных способностей, а 5% – вообще не считают это необходимым.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников

Подготовила: музыкальный руководитель Сарви Людмила Николаевна

Аннотация: автор статьи утверждает, что музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении отводится важное место. Для того чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю необходимо выстроить взаимодействие не только с педагогическим коллективом сада, но и с родителями воспитанников. Ребенку очень важно научиться видеть прекрасное и взрослые должны ему в этом помочь.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, дошкольники, эмоциональная сфера, музыкальные способности.

Каждый родитель желает видеть своего ребенка самым красивым, умным, развитым, мечтает, чтобы он умел общаться со сверстниками, ни в чем не отставал от своих друзей и был творческой личностью. В этой связи музыке и музыкальному воспитанию детей отводится особое место, так как она оказывает огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка. Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать, развивает чувство красоты, направляет на добрые дела. Помимо эстетических и образовательных задач, музыкально‐ритмические движения и пение способствуют укреплению здоровья, развивают память и речь, повышают устойчивость внимания.

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к снижению значимости музыкального воспитания дошкольников. На передний план выдвигаются образовательные задачи и забывается основная – сохранение и укрепление здоровья детей. Большая часть новых методических разработок для дошкольных учреждений направлена на интеллектуальное развитие. Такое противопоставление физического и умственного воспитания приводит к ухудшению всех показателей здоровья и физических качеств. Вместе с тем музыка и музыкальное воспитание имеют большое значение для формирования духовного мира ребенка, его физического развития. Доказано, что музыка обладает широким спектром воздействия. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы организма человека. Например, восприятие музыки влияет на частоту сердечных сокращений и дыхание. А в зависимости от высоты, силы звука и тембра музыки вырабатываются различные гормоны (например, эндорфин – гормон радости). Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. В соответствии с этим ученые пришли к выводу, что музыку можно использовать для коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и т. д.

В дошкольном обучении музыкальному воспитанию детей отводится большое место и придается важное значение. В Программе воспитания в детском саду указано, что к моменту поступления в школу ребенок должен достигнуть определенного уровня развития музыкальных способностей. При этом начинать знакомить ребенка с музыкой необходимо уже в семье, с самого раннего возраста. Родителям необходимо знать, какие цели и задачи ставит перед собой детский сад при формировании основ музыкальной и общей духовной культуры ребенка.

Целью музыкально‐образовательной деятельности является формирование общей культуры и развитие у детей эстетических чувств и воспитание интереса к художественно‐творческой деятельности.

Задачи:

  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;

  • развивать музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, формировать песенный музыкальный вкус;
  • побуждать детей к самостоятельной творческой музыкально‐художественной деятельности.

Для решения поставленных задач было проведено анкетирование родителей на тему «Участие родителей в развитии у детей музыкальных способностей». В анкетировании приняли участие 42 родителя младших, средних и старших групп. Выявлено, что 76% родителей указали на важность развития у детей музыкальных способностей, а 5% – вообще не считают это необходимым.

На вопрос: «Слушаете ли Вы музыку вместе с детьми?», только 19% родителей ответили положительно, остальные ответили отрицательно или воздержались от ответа на вопрос, сославшись на нехватку времени и отсутствие желания слушать музыку.

Важным было узнать, какой музыке родители отдают предпочтение при прослушивании с детьми. Наибольшее число респондентов – 36% предпочитают слушать популярную и эстрадную музыку и только 10% – классическую.

Также было выявлено, что только 24% опрошенных родителей посещают с детьми театры и концерты, 43% – иногда посещают и 33% – не посещают вообще.

Важным результатом проводимой работы является пропевание или повторение детьми дома знакомых песенок и попевок. При этом, 76% родителей отметили, что дети поют дома разучиваемые в детском саду песни и 14% указали, что поют иногда. Также 43% родителей отметили, что их дети узнают и называют знакомые им музыкальные произведения, ранее услышанные на музыкальных занятиях.

Проведенное анкетирование показало, что необходимо продолжать просветительскую работу с родителями о необходимости музыкального воспитания детей. Также с родителями необходимо проводить работу, в процессе которой они стали бы проводниками культурного становления ребенка, умело поддерживали его интерес к богатому культурному наследию русской и зарубежной музыки.

С целью приобщения родителей к задачам музыкального воспитания детей были проведены: выступление на родительском собрании с докладом «Знакомство с планом работы по музыкальному воспитанию детей. Требования к подготовке музыкальных занятий» и тематические консультации на темы: «Влияние музыки на развитие личности ребенка с функциональными нарушениями ОДА», «Значение пения в жизни ребенка», «Развитие у детей творческих способностей в различных видах деятельности», «Слушаем музыку дома». В консультации «Влияние музыкальных занятий на развитие личности ребенка с нарушениями ОДА» большое внимание уделяется особенностям проведения занятий с детьми, имеющими эти нарушения. При этом подчеркивается, что часто нарушения ОДА у детей сочетаются с нарушениями речи и эмоциональной сферы, которые можно корректировать на музыкальных занятиях.

В консультации о значении пения в жизни ребенка рассказывается о том, что пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий мозга, в ходе которого тренируются память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение/ В логопедии с помощью пения лечат различные дефекты произношения, например, заикание. В работе с детьми, имеющими нарушения осанки очень важно использовать пение, так как умение петь учит ребенка «держать спину». Профессиональные певцы «поют телом», поэтому у них, как правило, идеальная осанка. Пение спасает от депрессии, улучшает настроение, избавляет от отрицательных эмоций. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Также занятия пением являются своеобразной гимнастикой, тренировкой легких, бронхов и голосовых связок.

Консультация «Развитие у детей творческих способностей в различных видах деятельности» раскрывает возможности использования различных средств музыкального воспитания. Взрослым необходимо косвенно направлять, подталкивать ребенка к реализации уже имеющихся у него навыков в самостоятельной и творческой деятельности. Так, например, во время прогулки с детьми младшего возраста, увидев котенка или щенка – обратить внимание малыша на то, как «разговаривают» животные на своем языке. Кошечка – «мяу», собачка – «гав», побуждать ребенка звукоподражать, а именно: «Спой ласково, как кошечка», «Как лает собачка, когда сердится?», простучать в ладошки или на деревянных ложках ритм стука копыт лошадки и т. д. Приобщая детей к музыке, родителям нужно отнестись к этому процессу, как к развлечению, игре и сделать так, чтобы ребенок сам просил научить его еще чему‐то новому. С детьми среднего возраста можно организовать маленький семейный оркестр, предварительно обговорив, кто на каких инструментах будет играть. Дети в этом возрасте уже умеют простучать на погремушках, бубнах, кубиках своё имя, имена своих родителей, бабушек и дедушек, простые ритмы попевок, песенок и словосочетаний. Удачные попытки окрыляют ребенка, доставляют ему и родителям радость. Также необходимо побуждать детей показывать плясовые движения, которым они научились в детском саду на музыкальных занятиях, включаться в игру с ними. Для развития у детей творческих способностей необходимо стараться петь вместе с ребенком детские песенки, и, заметив, как ребенок укачивает куклу или любимую игрушку, помочь ему напеть колыбельную мелодию. Отправляясь на прогулку с детьми старшего возраста, в ландшафтный парк к каскаду прудов, или просто гуляя по дорожкам рядом с домом, необходимо стараться обращать их внимание на осеннюю палитру, радующую взор, на красоту окраски листьев, веселый вихрь листопада. Можно придумать на ходу сказку о волшебном листочке, которому весело кружиться вместе с осенним ветерком под мелодию вальса. Совместные фантазии объединяют родителей с детьми. Необходимо учиться творить, созидать и учить своих детей видеть прекрасное, слушать и слышать музыку вокруг нас.

В детском саду стало хорошей традицией проводить музыкальные гостиные для родителей и детей по тематике: «Восприятие детьми красоты природы через музыку», «Сказка в музыке П.И. Чайковского и Н.А. Римского‐ Корсакова, а также – дни открытых дверей, когда родители могут присутствовать на музыкальных занятиях и наблюдать за своим ребёнком в разных видах музыкальной деятельности. Таким образом, роль родителей является неоценимой при формировании у ребёнка интереса к музыкальной деятельности, приобщению к классической и современной музыке, развитию музыкальных способностей и его творческих проявлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в образовательной деятельности. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников МАДОУ №7

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по новому взглянуть на проблему взаимодействия МАДОУ №7 с родителями, с целью создания единого образовательног...

"План взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников, педагогами на 2018-2019 учебный год."

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям и педагогам детских садов и содержит информацию по взаимодействию муз рук с родителями воспитанников и педагогами детского сада по музыкаль...

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников

Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников...

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников.

В настоящее время открытость и взаимодействие-неотъемлемая часть педагогического процесса! В своей практике я ежедневно встречаюсь с родителями, делюсь с ними нашими достижениями, привлекаю в со...

«Инновационные подходы взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников ДОУ»

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формиров...

Проектная работа «Инновационные подходы взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников ДОУ»

На примере этого проекта я рассматриваю модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников. Разработан план по взаимодействию музыкально...