Исследовательский проект "Стеклянная песенка"
опыты и эксперименты по музыке

Самойлова Алёна Витальевна

детский исследовательский проект, изучающий извлечение звуков из стеклянных стаканов, наполненных водой и настроенных по звукоряду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_steklyannaya_pesenkka.docx732.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельностипо художественно – эстетическому развитию воспитанников №4 «Сказка»

Российская Федерация, Свердловская область, 624401,

город Новая Ляля, улица Лермонтова, 19

Исследовательский проект: «Стеклянная песенка»

        Выполнила:

Руководитель:

Самойлова Алена Витальевна,

музыкальный руководитель

г.Новая Ляля

Содержание

Введение ……………………………………………………………..3

Теоретическая часть…………………………………………………5

Практическая часть………………………………………………….6

Заключение …………………………………………………………..8

Литература……………………………………………………………9

Приложение ……………………………...…………………………..10

Введение

Актуальность. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Все могут импровизировать музыку, даже совсем маленькие дети.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем тот волшебник. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов из разного подручного материала дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Материал для музицирования можно найти в любой квартире, особенно на кухне. Крышки от кастрюлек-литавры, стучать по дну кастрюльки-барабан. Очень много возможностей предоставляет стеклянная посуда. Было решено на стеклянной посуде исполнить песенку.

Но существует проблема: как исполнить мелодию, если стаканы звучат одинаково.

Цель:  исполнить мелодию на стеклянной посуде.

Задачи:

  1. Ознакомиться с информацией в сети интернет.
  2. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей игры на стеклянной посуде.
  3. Подумать о практическом применении данного опыта, представить концертный номер игры на стеклянных бокалах.

Объект: процесс извлечения звука

Предмет: звук

Гипотеза: Если знать особенности игры на стеклянной посуде, можно исполнить песенку.

Методы исследования: опыт, эксперимент, слуховой анализ, сравнение.

Ценность данного проекта: те, кто не знает музыкальной грамоты и не имеет музыкального инструмента, но будет знать разработанные особенности игры  на бокалах, сможет исполнить любимую мелодию,

Теоретическая часть

Для того, чтобы исполнить музыкальное произведение не всегда нужны музыкальные инструменты,  можно сыграть на пиле, ложках и даже стаканах, которые издают невероятные звуки! Но как же заставить петь бокал? «Запеть» можно заставить не всякий бокал. Лучше поют бокалы из простого тонкого стекла. Извлекают звук из бокала, водя пальцем по ободку, но руки должны быть чистыми, без малейших следов жира. Основную роль в возникновении звука играет сила трения между пальцем и краем бокала. В отличие от силы сухого трения, сила трения со смазкой, роль которой играет вода, зависит от скорости скольжения пальца по краю бокала.

Тонкие бокалы дают довольно чистый звук, однако стоит руке сделать неверное движение, и звук становится неприятным – сложным. При этом вода в бокале совершает движения, образуя волну.

Звукоряд в теории музыки – последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Музыкальный звукоряд – это определенный порядок музыкальных звуков, которые применяются в музыке. Основными звуками в звукоряде являются ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си, которые в дальнейшем снова повторяются в таком же порядке. В случае повторения основных звуков, становится заметна очень важная особенность звукоряда – каждый звук, идущий восьмым по счету, совпадает по звучанию со звуком такого же обозначения, хоть и находится выше или ниже него по высоте. Такие звуки, которые похожи по звучанию, имеют одинаковое обозначение, но отличаются высотой, называются октавными звуками, а расстояние между ними, состоящее из нот, называется октавой.

Практически любые музыкальные звуки имеют свои особые качества – тембр, высоту, длительность и силу. От определенной частоты колебаний физического объекта напрямую зависит, какая именно будет высота у издаваемого им звука. Силой звука является ничто иное как его громкость. Тембром музыкального звука называют его особую окраску.

Практическая часть

Для достижения цели нами проведена опытно-экспериментальная работа по изучению особенности игры на стеклянной посуде.  

Опыт 1 выбор стеклянного сосуда.

Материал для изготовления музыкальных инструментов можно найти в любой квартире. Очень много возможностей предоставляет стеклянная посуда. Мы взяли посуду из стекла: граненые  стаканы, банка, бокал на ножках. В ходе эксперимента выяснили, что разная стеклянная посуда имеет разное звучание. Стеклянная банка звучала глухо, и низко. Граненные стаканы звучали звонче, чем банка. Красивое звучание была у бокалов на тонких ножках. Сделали вывод, что разная толщина стенок дает разную высоту звука.

Опыт 2 выстраивание звукоряда.

Мы выбрали стеклянный сосуд, но мелодия на стаканах не выстраивалась. Было решено налить в бокалы воды.

Для этого поставили стаканы рядом на стол. Проверили, одинаковый ли они дают звук. Не должно быть очень резких различий. В стакан, который дает слишком низкий звук, добавили воды. Можно сделать и иначе, приняв его звучание за основной тон и настроив по нему остальные. С помощью клавиатуры определили, какой именно звук дает пустой стакан. Звук пустого стакана примите за основной тон. Постепенно наливая воды в стакан и сравнивая со звучанием звукоряда, мы настроили все бокалы. В ходе опытно-экпериментальной работы пришли к выводу, чем больше воды - тем ниже высота  звука. Чтобы в дальнейшем каждый раз не настраивать бокалы с водой, мы  маркером пометили уровень воды, соответствующий каждому тону. Так же можно использовать другой способ: Если под рукой есть мерная посуда, перелейте воду из стакана в нее и запишите, сколько миллилитров надо налить, чтобы получить звук определенной высоты. Стакан, дающий самый низкий звук, должен оказаться крайним слева.

Опыт 3  поиск разных способов извлечения звука.

Подготовительный этап пройден, выбран стеклянный сосуд, бокалы выстроены в необходимой последовательности. Теперь – самое интересное. Начинаем на них играть: но каким образом?

В ходе эксперимента мы нашли несколько способов извлечения звука из бокалов.  

  1. Извлечение звука с помощью стучащей палочки. В ходе эксперимента выяснили, что звонкость звука зависит от материала палочки. Нами были взяты палочки из дерева, металла, пластмассы. В ходе опыта выяснили, что более звонкий звук получается у металлической палочки.
  2. Извлечение звука из бокала, водя пальцем по ободку. В ходе испытаний этого способа сделали несколько выводов: руки должны быть чистыми, без малейших следов жира. Звук возникает благодаря тому, что край бокалаи пальцы руки смочены водой. Выяснили, что при сухом трении звук не возникает. Чем сильнее нажимаешь, тем быстрее получаешь звук. Подметили, что бокал начинает звучать не сразу, он должен «обтереться» и звук достигает своего максимального звучания тоже не сразу.

Чтобы было удобно играть и бокалы не двигались, не скользили на поверхности, а  вода не расплескивалась, нами было придумано поставить бокалы на деревянную платформу, в которой выпилены отверстия. Неожиданно получился музыкальный инструмент. Назвали мы этот инструмент стеклофон,  по принципу названия таких инструментов, как металлофон – у него металлические пластинки, по которым ударяют, ксилофон – у него деревянные пластинки по которым ударяют, у нас стеклянные бокалы по которым ударяют.

Стоит заметить, что еще в 17 веке такой инструмент был известен под названием «стеклянная арфа».

Для удобства игры на стеклофоне использовали метод игры по цветам радуги, применяемый во всем мире, каждая нота соответствует своему цвету радуги. Стеклянную песенку можно исполнить на концерте.

Заключение

Таким образом, мы ознакомиться с информацией в сети интернет по проблеме музицирования на стеклянных стаканах. Были просмотрены видеоуроки, мастер-классы по игре на бокалах.

Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей игры на стеклянной посуде:

  1. Только бокалы с тонким стеклом дают высокий, звонкий звук;
  2. Звукоряд настраивается с помощью фортепианной клавиатуры и происходит от полного бокала, который дает низкий звук, к менее наполненному, у которого звучание становится выше предыдущего;
  3. Стучащая палочка должна быть металлической.
  4. Для тех, кто не знаком с музыкальной грамотой пользоваться методом выбора цвета радуги и звука.
  5. Использовать в исполнении два способа игры.

Подумали о практическом применении данного опыта. Стеклянную песенку можно исполнить на концерте, дома, утреннике.

Таким образом, гипотеза подтвердилась, если знать особенности игры на стеклянной посуде, то можно использовать песенку.

Литература

  1. Игра на стеклянных стаканах / [электронный ресурс]  // www.1rnd.ru/afisha/full/19762$
  2. Мастер-класс на стеклянных бокалах [электронный ресурс] // https://www.liveinternet.ru/users/5004965/post229820317/
  3. «Как просто играть на стеклянных стаканах» // https://www.kakprosto.ru/kak-103981-kak-igrat-na-stakanah 

Приложение

C:\Users\Admin\Documents\IMG_3380.JPG  C:\Users\Admin\Documents\IMG_3383.JPG

C:\Users\Admin\Documents\IMG_3494.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации песенок-игр для малышей И. Попляновой

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам посмотреть и использовать в работе эти презентации. Я думаю, что они смогут помочь музыкальным руководителям, которые используют в своей работе музыкальный материал Ир...

Русские народные песенки

Приобщение детей к фольклору...

Логопедические песенки-помощницы

В данной разработке используются авторские упражнения ,целью которых являются нормализация речевого дыхания,формирование умения изменять силу и высоту голоса,улучшение интонационной стороны речи,уточн...

"Сочинили песенку" авторская

Песня для детей дошкольного возраста. Минусовку можно найти в моих аудиозаписях, а ноты и текст ниже....

Песенка Винни - Пуха

Занятие по математике в старшей группе....

Песенка Незнайки

авторская песня...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Песенка за песенкой"

Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте о...