Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МАЛЕНЬКИЕ ВИРТУОЗЫ»
рабочая программа по музыке (подготовительная группа)

Юрьева Елена Геннадьевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«МАЛЕНЬКИЕ ВИРТУОЗЫ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_aleksandrova_a.e.docx354.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 комбинированного вида

 Красносельского района Санкт-Петербурга

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«МАЛЕНЬКИЕ ВИРТУОЗЫ»

Программа предназначена для детей 5 – 7 лет

Срок реализации программы – 2 года.

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021г.

Содержание

1.Пояснительная записка

2 – 9

2. Учебно-тематический план

10

3. Содержание программы

10 – 22

4. Педагогическая диагностика музыкальных способностей детей

22 – 32

5. Методическое сопровождение программы

32

6. список литературы

32 – 33

Пояснительная записка

        «Маленькие виртуозы»- программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не только в процессе специальных занятий, а в главной деятельности дошкольника - в игре.

        В дошкольном возрасте ребенок-сама эмоция и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.В. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему происходящему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение-это, как известно, наши эмоции. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер. формирует «творчество души», как качество личности.  

        Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

        Неоспоримо значение игр в развитии ребенка. В игре формируются «все стороны души человеческой: его ум, его сердце. его воля» (К.Д. Ушинский).  И если говорят. что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. стоит отметить. что именно в игре ребенок может в полной мере проявить свою инициативу, получить новый социальный опыт. В игре быстрее устанавливаются коммуникативные связи. развиваются умения, внимание и навыки ребенка.

        Так как игра является привлекательным для ребенка видом деятельности, то эффект ее воздействия на развитие ребенка, становление его, как личности, исключительно высок. Игра выполняет активную информационно-коммуникативную роль в процессе общения между детьми, во время совместного музицирования. Игра-это деятельность, предполагающая соучастие и сотворчество, с ярко выраженной обратной связью между участниками игры. Присущий момент развлекательности усиливает мотивационную сторону игры, включает в ее процесс настроение праздника и радости.

         К ним, в первую очередь, следует отнести способности к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на народных музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего виды музыкального слуха:

- звуковысотный

- метроритмический

- ладогармонический

- тембровый

- динамический

        Кроме того, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность и внимание.

        Еще в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки- трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.п. Они развивали у детей, сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем- интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что эти игрушки-инструменты являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры. В каждом крае бытовали свои игрушки, в которых нашли отражение местные культурные и этнические традиции. Красота, самобытность и доступность помогали войти ребенку в мир родной культуры, в мир творчества и гармонии.

        Народные музыкальные инструменты, как правило, изначально функционировали в быту, то есть имели практическую предназначенность. Например, рубель применялся в качестве гладильной доски; сторожевая колотушка- как средство охранной сигнализации; пастуший барабан, свирель, жалейка были необходимыми атрибутами пастухов; хлопушка- своеобразная версия щипцов-прищепок. народные умельцы, экспериментируя с предметами домашнего обихода, давали им новую жизнь, превращая в музыкальные инструменты. Происходило соединение быта и искусства, обретение предметами нового предназначения.

        В народной практике применялись прежде всего природные материалы, которые окружали человека. Обычно народный умелец владел плотницким, столярным делом, знал секреты обработки дерева, глины, кожи и других материалов. Подобная универсальность была обусловлена необходимостью для мастера уметь все делать самому, иначе в деревне невозможно было вести домашнее хозяйство и заниматься другими работами.

Мастер на все руки:

И швец. и жнец,

И на дуде игрец.

Названия инструментов показывают место их изготовления и территорию бытования:

- курская трещотка

- валдайский колокольчик

- владимирский рожок

- тульские гармони

- новгородские свистульки и т.д.

        Народные музыкальные инструменты приносят детям радость от общения с красотой, помогают лучше узнать особенности прикладного искусства русского народа, способствуют формированию у маленького человека национального самосознания и развитию творчески активной личности, знающей и понимающей культуру, уважительно к ней относящейся.

        В процессе исполнительства на народных музыкальных инструментах создается благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных свойств личности каждого ребенка, чувства коллективизма и ответственности перед товарищами, развитию у детей музыкально- эмоционального восприятия, фантазии, общей сенсорной и исполнительской культуры. Слушая звучание инструментов, знакомясь с историей их создания, дети постигают культуру своего народа.

Тем самым музыкальные инструменты выступают в роли источников информации и своими названиями наталкивают детей на развитие логического мышления:

- «рожок» (сделан из рога животного)

- «звонница» (звон)

- «шаркунок» (шаркать)

- «копытца» (перестук копыт)

- «свистульки» (свистеть) и т.д.

Играя на инструменте с понятным названием, ребенок подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии в творческий процесс, учится выделять и распознавать отдельные свойства народных инструментов, а впоследствии и формировать их по определенным признакам.

        Происходит расширение чувственно-эмоционального опыта детей. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает определенные чувства и ощущения, которые воплощаются в придуманные образы, таким образом, народные музыкальные инструменты помогают создавать эмоциональную связь.  Эмоциональное воздействие музыкального инструмента усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа.

        Играя на народном инструменте, дети входят в мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента. Помощниками в этот мир образов являются:

- потешки- заклички и считалки- частушки и запевки- пословицы, и поговорки- сказки и былины и т. п.

        Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных музыкальных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение музыкального опыта- все это создает предпосылки к активной творческой деятельности детей и сочинительству.

        Игра на народных инструментах с использованием театрализованных приемов-особая форма игровой деятельности детей, которая помогает в развитии творческих и психических качеств, физических данных ребенка, обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Она способна оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности.

Исходной точкой в работе являются интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития, умение стать на его позицию, учесть его точку зрения, не игнорируя его чувства и эмоции, взгляд на ребенка, как на полноценного партнера в условиях сотрудничества. Ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений и возрастных особенностей. При этом сохраняются такие ценности как:

Ценности демократии: самоопределение, самовыражение, самореализация.

Ценности творчества: самооценка, самоконтроль, рефлексия, самокоррекция, саморазвитие, самовыражение.

Ценности взаимодействия: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, этика отношений, доверие, взаимоподдержка, участие в образовательном процессе родителей; вовлечение их в процесс творческой деятельности.

        Цель - развитие природной музыкальности, первоначальных навыков музицирования, индивидуальности; создание предпосылок к формированию творческого мышления; приобретение многообразного опыта самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия, удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка, на основе принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса для воспитания человека и гражданина.

В процессе работы с детьми решаются такие задачи, как:

- обеспечение социально-нравственного и эмоционально-личностного развития детей.

- обеспечение своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка;

- воспитание интереса и любви к музицированию

- развитие эмоциональности детей, как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку

- формированию качеств, способствующих самоутверждению личности- индивидуальности восприятия и способности к импровизации

-сохранение и укрепление здоровья детей

Активно используются методы, в которых отдается предпочтение личностно-ориентированному и дифференцированному подходу - это исследовательский метод, интегрирование и использование электронных образовательных ресурсов.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному проявлению у ребенка своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии.

 Примеры использования исследовательского метода в технологическом процессе:

- разрисовывание ложек-заготовок

- изготовление театральных кукол

- поиск звучания инструмента к определенному театральному герою

- самостоятельный подбор приемов игры на ложках под определенную музыку

- поиск способов интонационных нюансов при озвучивании ролей

- выбор мимики и пантомимики для показа характера театрального персонажа

Интегрирование

Современные тенденции развития образования предполагают необходимость содержательного обогащения, дополнения к обязательному базовому компоненту других дисциплин, актуальность которых наиболее ощущается.

Образовательные программы с помощью интегрирования приобщают детей к музыке и народному искусству, истории и родному языку, к началам компьютерной грамотности и др.

Интегрирование позволяет реализовывать большее количество разделов образования за меньшее время. В младшем дошкольном возрасте деятельность детей строится на дополнении одних средств другими, на сочетании средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности.

В старших группах интегрирование видов деятельности может определяться спецификой какого-либо вида, того, который выполняет доминирующую роль.

Примеры интегрирования:

- музыкальна и театрализованная деятельность

- музыкальная и художественно-эстетическая деятельность

- музыкальное и национальное образование

- музыкальное образование и нравственно-патриотическое воспитание

- музыкальное образование и экологическое воспитание и образование

Использование электронных образовательных ресурсов является одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания.

Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей, но ни в коем случае не могут их заменять.

Примеры использования ЭОР в работе по музыкальному воспитанию:

- изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм

- пригласительные билеты на утренник, поздравительные открытки;

- раздаточный материал на занятиях

- материал для самостоятельной творческой деятельности детей

         Музыкальные занятия способствуют развитию здорового образа жизни, тем самым происходит внедрение здоровьесберегающих технологий:

-благоприятное социальное окружение

- духовно-нравственное благополучие

- культура движений

-положительные эмоции

Музыкальные занятия с использованием народных инструментов проходят, как правило, на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровне, что благоприятствует развитию психического здоровья ребенка:

-  творческого мышления

-  образного сознания

-  большой внутренней и моральной силе, побуждающей к созидательной деятельности.

Задания и упражнения имеют дидактическую и воспитательную направленность, учитывают индивидуальные возможности каждого ребенка.

С самых первых занятий дети включаются в активную музыкальную деятельность, получая творческий импульс к эмоционально-эстетическому и музыкальному развитию.

Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «родные корни». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, мелодии, формы пронизывают его насквозь. И он осознает, что является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры, тем самым происходит развитие нравственного и духовного здоровья детей.

Логоритмические и пальчиковые упражнения, театрализованные игры и этюды, упражнения-имитации с палочками и упражнения для правильного управления куклами разных стилей, разучивание разных приемов игры на ложках и других музыкальных инструментах способствуют развитию физического здоровья, а именно:        

- мелкой моторики

- координации движений

- локтевого и кистевого суставов

- гармонии физиологических процессов

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем знаний, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности.

Учебный план

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Учебное музицирование

44

2

Творческое музицирование

12

3

Концертное музицирование

4

4

Театрализованные игры и этюды

6

5

Логоритмическая и пальчиковая гимнастика

6

Итого: 72 часа

Содержание программы

Игра на народных музыкальных инструментах- это взаимосвязанная работа по трем направлениям:

- учебное музицирование

- творческое музицирование

- концертное музицирование

        Учебное музицирование включает в себя систематический курс, в котором определены главные ступени процесса освоения детьми основ музыкальных знаний по принципу «от простого к сложному»: мелодия, начинаясь с ритмизированной речи переходит затем к декламации; пентатоника переходит к диатонике, мажору- минору; восприятие музыки в тесной связи со словом и движением предшествует ее чистому восприятию.

        Творческое музицирование подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, эксперементируя и фантазируя.

        Концертное музицирование предполагает исполнение детьми произведений, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора.

Особой, развивающей формой музыкального творчества детей – являются народные игры. Именно здесь создается естественный простор для детского творчества и самовыражения. Народная игра, обладающая высоким эмоциональным потенциалом, всегда приносит удовлетворение и радость. Построение многих игр основано на диалоге действующих лиц, в которых описывается мир сельской жизни, что способствует формированию у детей социальных установок. Изображение характера участника игры можно доверить звучанию определенного народного музыкального инструмента:

- «Андрей-воробей» (свистульки)

- «Кострома» (трещотка)

- «Гори, гори ясно» (колокольцы)

- «Ваня-простота» (копытца) и т. П.

Вовлекая детей в стихию музицирования с использованием звучащих жестов, пения, импровизационного движения и народных инструментов, заинтерисовав этой деятельностью, пробуждая двигательные реакции на музыку, как основу ее эмоционального переживания- развивается стабильное чувство равномерной ритмической пульсации, формируются элементарные навыки взаимодействия, импровизации.

        Особым направлением игровой деятельности являются музыкально-дидактические игры с применением народных инструментов. Развивая музыкальные способности, эти игры помогают при изучении музыкальных инструментов, закреплении пройденного материала. В процессе игры непринужденно решаются разные задачи творческой направленности.

И для достижения этой цели необходимо и очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

        И в этом немаловажная роль принадлежит театрализованным играм, которые пользуются у детей неизменной любовью. Ребята с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно- ролевых игр сохраняют их типичные признаки:

- содержание

- творческий замысел

- роль

- сюжет

- ролевые действия

- организационные отношения

Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества взрослых и детей. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах. Тем не менее, в отличии от сюжетно- ролевых, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание сказки, потешки. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру.

        Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждом фольклорном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, доброта, отзывчивость, честность, смелость, любовь к родному краю.

Любимые герои становятся образцом для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

        Художественно-эстетическое влияние на детей оказывают разрисованные со вкусом ложки-куклы, яркие народные инструменты и красочные театральные куклы, которые начинают «оживать» в собственных руках. Активное участие детей в подготовке атрибутов, декораций, развивает их вкус, чувство прекрасного.

        Образное, яркое изображение сказочно-социальной действительности, явлений природы знакомит ребят с окружающим миром во всем его разнообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, сделать выводы и обобщения.

              С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

        Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

        Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей,

который позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с:

- художественным образованием и воспитанием детей

- формированием эстетического вкуса

- нравственным воспитанием

- развитием коммуникативных качеств личности

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

        В обучении и воспитании детей превалирует креативный принцип – максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Весь материал базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития детей дошкольного возраста.

Обучение игре на большинстве ударных народных инструментах (трещотка, хлопушка, колокольчики, бубенцы и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты (звонница, дрова и др.), приемы игры на увеличивающемся количестве ложек, а также музыкальные инструменты других групп оркестра.

В процессе знакомства с ударными инструментами дети узнают об истории его создания, изучают исполнительские возможности, выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента, познают как образовывается звук и его свойства, приобретают знания об особенностях применения народных инструментов.

При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти рук, ее мышцы не должны быть напряжены, что поможет при игре избежать скованности и зажатости движений, а также быстрой утомляемости. В этом большую помощь оказывают специальные упражнения для разминки рук без инструмента. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном ударном инструменте, его конструктивными особенностями и индивидуально- выразительными характеристиками.

Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в форме игры, в которой огромная роль отводится театрализованной деятельности. Применяются такие средства музыкально- творческого обучения, как:

- театрализованные игры и этюды

- логоритмическая и пальчиковая гимнастика

На занятиях дети получают информацию о театрах СПб, об истории создания кукол, костюмов, театральных профессиях, театральной терминологии. В работе над этюдами дети постигают основы актерского мастерства, секреты управления театральными куклами, импровизируют и сочиняют вместе с ними на музыкальных инструментах, выбирая для них свои выразительные средства.

Обучение детей игре на народных инструментах с использованием театрализованных приемов в разных возрастных категориях происходит следующим образом:

Для детей 5-6 лет

 Дети знакомятся и обучаются навыкам игры на музыкальных инструментах:

- трещотка курская- ложки-веера- звонница

Закрепление и приобретение навыков и умений игры на ложках:

- «лягушка-2» (удары двумя ложками в правой руке)

- «лягушка-3» (добавляется для удара по двум ложкам в правой руке одна ложка в левой)

- «лобик в лобик-3» (быстрая игра между ладонью и коленом двумя ложками в правой руке)

- «лобик в лобик-4» (игра в четыре приема двумя ложками в правой руке: ладонь-плечо-колено-пятка)

- «лобик в лобик-5» (игра двумя ложками в левой руке)

Соединение разных приемов игры под аккомпанемент и под г\запись.

Происходит знакомство с ритмическими и мелодическими схемами, развивается умение игры по ним. Самостоятельное выкладывание мелодического и ритмического рисунка. Дети закрепляют умение показывать высоту звука рукой. Для развития звуковысотного слуха используются упражнения- имитации.

Дальнейшее развитие мелкой моторики при помощи тренингов и пальчиковых упражнений с палочками. Обучение умению играть на музыкальных инструментах интервалов: Б.2 и Ч.5, восходящего и нисходящего звукоряда из трех и пяти ступеней. Закрепление умений и навыков игры в оркестре. Дальнейшее развитие внимания, музыкальной памяти, собранности.

Игровая деятельность способствует дальнейшему развитию самостоятельной творческой деятельности:

- сочинение своих композиций на тему потешек

- на темы считалок - попевки

Придуманные детьми сценки, используются как материал для этюдов, помогающий закрепить навыки и умения управлять куклами с «живой рукой», они импровизируют с ними с использованием музыкальных инструментов.

Для детей 6-7 лет

Закрепление умений и навыков игры на народных музыкальных инструментах.

Приобретение и дальнейшее развитие навыков и умений игры на ложках:

- «горка-1» (игра одной ложкой в правой руке по трем ложкам в левой руке одновременно)

- «горка-2» (игра одной ложкой в правой руке поочередно по трем ложкам в левой руке вниз и вверх)

- «горка-3» (игра одной ложкой в правой руке по трем ложкам в левой руке одновременно с ударом четвертой ложки, эажатой между колен)

- «горка 4» (игра одной ложкой в правой руке поочередно по трем ложкам в левой руке, заканчивая ударом- «горка-3»)

- «лобик в лобик-6» (игра двумя ложками в правой и левой руке одновременно и поочередно)

Игра разными приемами под аккомпанемент или под г\запись. Развитие умения играть на музыкальных инструментах интервалов: Б.2, Б.3, Ч.5, Б.6, и Ч.8.Дальнейшее развитие умения играть с динамическими оттенками, отражая характер музыкального произведения. Выкладывание динамического и ритмического рисунка мелодии самостоятельно.

Упражнения для развития кистей рук и тренинги пальчиковой гимнастики побуждают детей правильно играть на музыкальных инструментах. Закрепление умений и навыков игры в оркестре, внимания и музыкальной памяти.

Побуждать к самостоятельной творческой деятельности:

- сочинение партитур к попевкам, потешкам

- сочинение аранжировок маленьких песенок

- сочинение музыкального оформления инсценировок

Дети знакомятся с куклами системы «люди-куклы», которые могут сами играть на музыкальных инструментах свои «сказочные» сочинения и импровизации.

Тематическое планирование старшая группа

месяц

Программный материал

Музыкальные инструменты и атрибуты

Цели и задачи

сентябрь

Повторение пройденного материала: игра на музыкальных инструментах попевки «Дождик» и потешки «Тук-тук».

Игра на ложках в три приема под г/з «Кадриль» Г/З «Автобус»-путешествие в музыкальную страну. Игра «Ловишки». Тренинг для развития кисти рук на палочках. Театрализованная игра «Договорим с куклами и допоем с  инструментами то, чего не придумал автор»

Ложки, палочки, рубель, трещотка круговая, коробочка, копытца, шаркунок, колокольцы. дрова.

Г/з «Кадриль» и «Автобус».

Театральные куклы.

Развитие музыкальной памяти, внимания, самостоятельной творческой деятельности. Дальнейшее развитие мелкой моторики. Закрепление умений и навыков  игры на ложках различными приемами, развитие музыкально-ритмического слуха.

октябрь

Попевка «Андрей-воробей»-метроритм на палочках и ложках приемом «лягушка-2», ритмическая и мелодическая схема. Прибаутка «Пошел котик на торжок»-знакомство с куклой марионеткой и игра-пантомима с ней. Этюд по потешке «Егорушка-Егор».

Дидактический материал, палочки, ложки.

Кукла-марионетка «Мышка»

Знакомство с схематическим материалом, с новым видом театральных кукол. Обучение новому приму игры на ложках. Дальнейшее развитие умений и навыков игры на инструментах

ноябрь

Театр ложек рассказывает сказку об инструменте «Ложки-веера». Проигрывание схемы мелодического рисунка на инструменте. Потешка «Чух, чух, дятел»-игра на ложках «лягушка-3»

Театрализованная игра «Ходит аист по болоту».

Ложки-веера, дрова, ложки, рубель, копытца. Дидактический материал. Театр ложек, иллюстрация дятла

Кукла аист на гапите. Г/з «Крик лягушек»

Знакомство с новым музыкальным инструментом. Развитие умения выкладывания схем мелодии и ритма. Обучение новому приему игры на ложках. Воспитание желания управлять театральными куклами разных систем

декабрь

Игра в оркестровой обработке попевки «Андрей-воробей». Импровизации на тему потешек «Ты, мороз, мороз», «Я медведя поймал». Игра на воображение «Придумай диалог музыкальных инструментов»

Ложки, дрова, ложки-веера, рубель, трещотка, коробочка, копытца, шаркунок.

Кукла  медведя би-ба-бо

Закрепление умения навыка игры в оркестре и умения игры на ложках различными приемами, развитие внимания, музыкальной памяти, пантомимических навыков и воображения

январь

«Лесенка»-упражнение-имитация на палочках на различие высоты звука, игра на инструменте по схеме. Игра на ложках «лобик в лобик-4» г/з

Палочки. дрова, ложки. Театр ложек

Дидактический материал. Г/з «Полено»

Обучение новому приему игры на ложках и закрепление умение выкладывать и проигрывать схемы.

февраль

Импровизация попевки «Пастушок», народная игра «Горшки»-обыгрывание нового инструмента-курская трещотка.

Игра прибаутки «Лиса по лесу ходила» на ложках «лобик в лобик-5». Выкладывание мелодического, ритмического рисунка и проигрывание метроритма попевки «Тра-та-та». Театрализованный этюд на эмоции «О чем разговаривают кошки». Игра «Кот и мыши». Пальчиковая гимнастика на палочках.

Курская трещотка, ложки, дрова, палочки, бубенцы, копытца.

Дудочка, кукла-марионетка-мышка

Верховая кукла кота и кошки би-ба-бо. счеты и деревянные бусики

Знакомство с новым музыкальным инструментом, с новым приемом игры на ложках.

Расширение знаний о старинном быте русского народа и забавах. Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа с помощью движений, мимики, жестов и интонации. Закрепление умения выкладывать мелодию схематично.

март

Сказка Театра ложек о звоннице. Музыкально-дидактическая игра «Композитор». Игра-выступление ансамбля ложкарей под г/з «Субботея» перед малышами и подготовительной группой. Игра попевки «Тра-та-та» в оркестровой обработке. Игра на воображение «Поиграем-угадаем». Театрализованный этюд на развитие движения «Представьте себя»

Звонница, ложки, дрова, копытца, бубенцы, рубель, палочки. Г/з «Субботея».

Театр ложек, дидактический материал

Знакомство с новым музыкальным инструментом с помощью театрализации. Закрепление умений и навыков игры на ложках различными приемами. Развитие умения играть на инструменте восходящего и нисходящего звукоряда из пяти ступеней и Б.2. Развитие самостоятельной творческой деятельности, музыкального слуха и памяти.

апрель

Загадка про часы. Попевка «Часы» Тиличеевой –показ рукой высоты звука, игра на инструментах метроритма, схематическое выкладывание мелодического и ритмического рисунка. Тренинг на палочках. Игра в оркестре попевки «Тра-та-та».

Импровизация р.н.песни «Как пошли наши подружки» и танцевальная импровизация .

Часы в коробке, загадки, иллюстрации русских костюмов.

Дидактический материал, палочки.

Звонница, дрова, копытца, бубенцы, рубель.

Обучение умению игры на инструменте интервала Ч.5

Развитие умения показывать высоту звука рукой и графически. Закрепление умения игры на ложках разными приемами.

май

Музыкально-дидактическая игра «Дирижер». Игра попевки «Тра-та-та» в оркестровой обработке на отчетном концерте и просмотр выступления других детей. Музыкальная викторина. Импровизационный театр ложек и кукол.

Театр ложек, куклы-марионетки, верховые куклы.

Звонница, дрова, копытца, бубенцы, рубель, трещотка курская.

Закрепление умений и навыков игры в оркестре. Дальнейшее развитие самостоятельной творческой деятельности, внимания. собранности, чувства коллективизма.

Тематическое планирование подготовительная группа

месяц

Программный материал

Муз.инструменты и атрибуты

Цели и задачи

сентябрь

Потешка «Скок-поскок»-выкладывание мелодического и ритмического рисунка, игра на ложках метроритма. Упражнение-имитация на палочках для развития звуковысотности. Импровизация потешки: «Патока с имбирем», этюд на выражение эмоций-«Сидит зайка под кустом»

Дидактический материал, палочки, ложки, дрова, колокольцы.

Шапка зайца

Закрепление навыков игры на ложках в разных позициях и на музыкальных инструментах по схеме. Развитие мелкой моторики и самостоятельной творческой деятельности

октябрь

Игра на ложках «горка-1», музыкально-дидактическая игра «Лягушонок»-выкладывание ритмического рисунка, игра на инструментах с динамическими оттенками «Скок-поскок» и «Лягушонок». Этюд на выразительность жеста «Лягушонок и дрозд». Диалог «Дождя и ложек» с использованием инструментов.

Дидактический материал, ложки, дрова, колокольцы, рубель, звонница, трещотка курская, хлопушка.

Накидка дождика. Куклы би-ба-бо лягушки и птицы

Развитие динамического слуха в игровой форме и умения отображать динамику на инструментах Знакомство с новым приемом игры на ложках. Развитие творческих способностей средствами театрального искусства.

ноябрь

Игра на ложках «горка-2», пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики. «Скок-поскок»-игра в «оркестровой обработке. Г/з «Русская плясовая»-игра на ложках разными приемами. Игра на развитие творчества «Поезд» и «Поездка за город». Игра «Идет дед» с использованием системы «люди-куклы»

Ложки, дрова, колокольцы, рубель, звонница, трещотка курская, хлопушка, палочки копытца. Кукла деда системы «Люди-куклы». Вещи для ряжения.

Обучение новому приему игры на ложках. Знакомство с новой системой «Люди-куклы». Закрепление умения игры на ложках разными приемами под г/з и навыков игры на инструментах с динамическими оттенками. Развитие фантазии и воображения.

декабрь

«Скок-поскок»-игра в оркестровой обработке и игра в ансамбле ложкарей под г/з «Русская плясовая». Игра-импровизация «Живой оркестр»

Театрализованный этюд «Музыкальное письмо Деду Морозу»

Ложки, дрова, колокольцы, рубель, звонница, трещотка курская, хлопушка, палочки копытца.

Развитие умения играть синхронно в оркестре одинаковые партии, мелодии, точно под музыкальные фразы на ложках разными приемами. Обогащение музыкального словаря.

январь

Игра на ложках «горка-3», схематическое выкладывание потешки «Ваня –простота», игра-имитация на палочках Б3 и Ч5, а затем на инструментах. Ответ Деда Мороза на письмо.

Дидактический материал, ложки, палочки, письмо от Деда Мороза

Обучение навыкам игры на инструментахЧ8  Б.3,  новому приему игры на ложках, побуждение к театрализованной деятельности.

февраль

Тренинг для развития кисти, пальчиковая гимнастика, логоритмика «Лепим мы снеговика», театрализованный этюд «Необычный снеговик» из ложек. Танцевальная импровизация «Ах, вы сени», разучивание потешки «Ваня-простота» в оркестровой обработке и сочинение коды детьми. Игра на ложках «лобик в лобик-6», обыгрывание русской народной игры «На блины»

Дидактический материал, палочки,

Ложки, дрова, рубель, звонница, трещотка курская, хлопушка, круговая трещотка, коробочка. Г/з «Ах, вы сени». Иллюстрации празднования Масленицы и рисунки детей.

Обучение новому приему игры на ложках, развитие умения играть на музыкальных инструментах звуки разных интервалов, показывать высоту звука рукой, закрепление умения игры в оркестре. Дальнейшее развитие самостоятельной творческой деятельности.

март

Импровизация игры на ложках и танцевальная импровизация под г/з «Русская плясовая» - свой показ и просмотр выступления других групп. Музыкально-дидактическая игра «Лесенка» из восьми ступеней, выкладывание мелодического рисунка и игра в разном темпе и динамическими оттенками. Игра в оркестре Потешки «Ваня-простота». инсценировка потешки «Котик» и этюд на эмоции по скороговорке «Сбил-сколотил».

Дидактический материал, лесенка палочки,

ложки, дрова, рубель, звонница, трещотка курская, хлопушка, круговая трещотка, коробочка. Г/з «Русская плясовая». Кукла кошки системы «люди-куклы». Театр ложек

Развитие навыка игры на инструментах разным темпом с динамическими оттенками звукоряда из восьми ступеней. Закрепление умения импровизировать при игре на ложках и танцевальных движений. Побуждение через театрализованные приемы к сочинительству.

апрель

Выкладывание мелодического и ритмического рисунка русской народной песни «Я на горку шла» и танцевально-хороводная импровизация на эту тему. Этюд на выразительность движений- потешка «Взял Егор в углу топор». Музыкально-дидактическая игра «Композитор-дирижер». Театральные  куклы рассказывает попевку «Лиса по лесу ходила» (и к нам в садик заходила) на новый лад с использованием игры на ложках.

Дидактический материал, палочки, ложки и народные инструменты

Театр ложек и верховые куклы, куклы би-ба-бо и на гапите, куклы-марионетки и «люди-куклы»

Развитие самостоятельной творческой деятельности

Умения совмещать пение. движения и игру на музыкальном инструменте. Закрепление умения схематичного выкладывания музыкального материала и навыками управления куклами различных систем, используя при этом выразительные средства.

май

Игра в оркестровой обработке

русской народной песни «Я на горку шла» и потешки «Ваня-простота». Исполнение ансамблем ложкарей попевки «Лиса по лесу ходила». Показательный концерт этих произведений.

Дидактический материал, палочки, ложки и народные инструменты

Закрепление умений и навыков игры с пением и движением в разном темпе с динамическими оттенками, разных интервалов, звукорядов до восьми ступеней вверх и вниз.

Педагогическая диагностика

Первое направление диагностики

Метод 1. Игровая ситуация «Знакомство с ложечками»

Приглашаем ребятню в небывалую страну!

Только ложки там живут и танцуют, и поют.

Время даром не теряйте, а скорее приезжайте,

Ждем вас с нетерпением, с хорошим настроением.

Эта ложечка, ребята, вам поможет нас найти,

Впереди ее держите и счастливого пути.

-Поедем, ребята, в гости? Все согласны? Да? А на чем мы поедем?

-Отправляемся в поход, ложку я держу вперед.

(под веселую народную музыку дети «едут» и останавливаются у домика).

-Давайте постучим. Странно, никто не отвечает, посмотрим в окошко, да это же ложки.

Смотрите, какие они красивые, расписные, так и хочется их взять и немножко поиграть.

(дети берут по одной ложке).

Проводится игра-танец «Прятки» под музыку «Ах, вы сени».

1часть-дети крутят ложку перед собой, затем кружатся вместе с ней.

2часть-стучат ложкой по ладошке, потом перетопы.

3часть-спрятались за ложку-открылись, затем прыгают с поднятой вверх ложкой.

Ведущая:

-Ай, да ребята, молодцы! Давайте скажем спасибо ложечкам и поставим их обратно в домик. Какая замечательная страна! Вам здесь нравится, ребята?

-Да!

-Смотрите, наша волшебная ложечка меня тянет куда-то. Да это же театр. И кто же здесь выступает (раскрывает ширму)? Да здесь спрятались настоящие артисты и тоже ложечки.

Давайте и с ними поздороваемся. Здравствуйте, артисты-ложечки!

(родители отвечают за ширмой)

-Здравствуйте, малыши! Мы так рады, что вы к нам пришли.

Приглашаем вас в театр нашу сказку посмотреть.

Вы тихонечко садитесь, очень просим не шуметь.

Сказка «Колобок»

-Давайте скажем спасибо артистам и похлопаем им. До свидания.

Опять меня тянет волшебная ложечка, догоняйте меня, ребята (все подходят к яркой коробке с бантом и открывают ее). Да это же ложечки нам подготовили подарки, вот спасибо (все дети берут себе ложку). Посмотрите, они простые, нерасписные и вы их можете разукрасить сами, как хотите.

-А теперь пора отправляться в группу с подарками и расписывать их кто как хочет. Дети под музыку выходят из зала.

Критерии оценки поведения детей:

-эмоциональная, эмоционально- двигательная реакция на звучание музыки

-сосредоточенность и вслушивание в музыку

- активность и устойчивый интерес к происходящему

Метод 2. Экспериментальные ситуации

Использование авторских музыкально- дидактических игр.

Музыкально- дидактическая игра «Веселая матрешка»

Задачи: определение музыкальной фразы и песенное творчество

Конец фразы обязательно отделить ударным инструментом и хлопками детей.

Последующая песенка матрешки-песенная и ритмическая импровизация.

Можно доставать матрешки одну из другой и придумывать разные песни для каждой.

ВОТ ВЕСЕ-  ЛА –Я МАТ-РЕШ -КА   В ГОС-ТИ    К НАМ ПРИШ ЛА,

--------------------------------------------------------------------------------------

ПЕ-  СЕНКУ ВЕ- СЕ-ЛУ-Ю   ВСЕМ ДЕТКАМ   ПРИ-НЕС-ЛА.

---------------------------------------------------------------------------------

 -

ля-ля………

Песенная импровизация

Музыкально- дидактическая игра «Лягушонок»

Задачи: развитие звуковысотного и ритмического слуха, игровое творчество

Игра на муз. Инструментах, выкладывание и имитационный показ рукой мелодического рисунка, выкладывание и простукивание ритмического рисунка шумовыми инструментами. После этого проводится игра- эксперимент на развитие творческих способностей.

Ход игры: Лягушонок, где ты был?

От ответа зависят последующие действия

-Я комариков ловил, -С лягушатами играл, громко песни распевал

-Я зарядку проводил, лягушат своих умыл…

мелодический

рисунок

ЛЯ-   ГУ-  ШО- НОК   РА-   НО ВСТАЛ, ГРОМ- КО   ПЕС-  НЮ   РАС-    ПЕ- ВАЛ.

Ритмический рисунок

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                     

КВА-КВА,      КВА-КВА. С ДОБ-РЫМ УТ-РОМ, ДЕТ- ВО- РА!        

----------------------------------------------------------------------------------------

Музыкально- дидактическая игра «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота»

Задачи: развитие мелодического, ритмического и динамического слуха; самостоятельное игровое творчество

Имитация –игра на палочках, затем на инструментах мелодического и ритмического рисунка.

Игра на развитие творчества «Что люблю»«Кошечка» стоит в центре круга с бубном, дети под музыку идут и поют: «Кошечка. к нам выходи, то, что любишь-назови». «Кошечка» простукивает метроритм –каша. мороженое и т.п.Затем под музыку бежит по кругу и когда музыка останавливается –отдает бубен тому. около кого остановилась. игра продолжается.

ТРА- ТА-    ТА,   ТРА- ТА-    ТА,     ВЫШ- ЛА КОШ- КА     ЗА КО-   ТА.

---------------------------------------------------------------------------------------------

ЗА   КО- ТА- КО-   ТО-   ВИ- ЧА, ЗА   И-     ВАН   ПЕТ- РО- ВИ- ЧА.

-

------------------------------------------------------------------------------------------

Музыкально- дидактическая игра «Ваня, Ваня- простота»

Задачи: развитие звуковысотного слуха; логоритмическое упражнение; игра в оркестре октавы

Игра метроритма на палочках, показ высоты звука рукой и имитационно на палочках.

Логоритмическое упражнение-игра

Дети стоят в кругу. в центре Ваня

Ваня, Ваня-простота купил лошадь                               идут к нему топающим шагом

Без хвоста                                                                         отворачиваются от него

Сел задом-наперед и поехал в огород                            хлопки- тарелочки

 Дети разбегаются –Ваня их ловит.

ВА- НЯ, ВА-  НЯ- ПРОСТО- ТА, КУПИЛ ЛОШАДЬ БЕЗ ХВОС- ТА.

---------------------------------------------------------------------------------------

СЕЛ ЗА- ДОМ НА- ПЕ- РЕД   И   ПО- Е- ХАЛ В О- ГО- РОД.

Метод 3. Наблюдение за детьми

Выявление особенностей использования детьми музыкально- театрализованного материала вне музыкальных занятий: на прогулке, в перерывах между занятиями, во время игр, в самостоятельной творческой деятельности.

Критерии оценки поведения детей:

- увлеченность и продолжительность использования учебного материала

- активность, привлечение к своей деятельности других детей

- какой именно репертуар использует ребенок в самостоятельной деятельности.

Второе направление диагностики

Выявление особенностей развития музыкальных способностей происходит по следующим направлениям:

Мелодический слух

Определение умений и навыков различать музыкальные фразы, движение мелодий, двухголосие и хор в процессе:

  1. Пения
  2. Игры на музыкальных инструментах
  3. Движения

Ладовый (гармонический) слух

Выявление умений различать настроение, характер музыкального произведения, его запоминание и определение частности в процессе:

  1. Слушания
  2. Пения
  3. Игры на музыкальных инструментах
  4. Музыкально- дидактических игр

Динамический слух

Уточнение способностей детей различать разные по силе звуки, выполнять, в соответствии с изменениями динамики, поставленные задачи в процессе:

  1. Слушания
  2. Пения
  3. Игры на музыкальных инструментах
  4. Музыкально- дидактических игр
  5. Музыкально- ритмических движений

Тембровый слух

Установление умения определять окраску инструментальных и вокальных звуков в процессе:

  1. Слушания
  2. Игры на музыкальных инструментах
  3. Музыкально- дидактических игр

Ритмический слух

Определение умения детей различать и воспроизводить ритмический рисунок музыкального произведения в процессе:

  1. Слушания
  2. Пения
  3. Игры на музыкальных инструментах
  4. Музыкально- дидактических игр
  5. Музыкально- ритмических движений

Музыкальное творчество

Определение умений и навыков детей сочинять простые мелодии, придумывать интересные музыкально- ритмические движения, способность проявить фантазию и воображение в процессе:

  1. Пения
  2. Игры на музыкальных инструментах
  3. Музыкально- ритмических движений

Рекомендуемый музыкальный репертуар

«Мячик» Сатулиной

«Мельница» Ломовой

«Цирковые лошадки» Красева

«Рисуем на песке» Ребикова

«Хлоп- хлоп» Роме

 «Большие крылья» арм..н.м.

«Вальс» Гречанинова                                  

«Змейка с воротцами» р.н.м.

«Узнай по голосу» Ребикова

«Полоскать платочки» р.н.м.                «Ветер и ветерок» Бетховена             «Ускоряй и замедляй» Ломов

«Курочки и петушки «Фрида               «Подгорка» Ломовой                          «Полька» Чичкова

«Васька и кот» Лобачева                      «Марш» Богословского                       «Ищи» Ломовой

«Дождик» р.н.п.                                     «Жучка и кот» р.н.п.                          «Песня друзей «Тиличеевой»

«Солнышко» р.н.п.                                «Горка «Филиппенко                          «Скворушка прощается»

Музыкально-дидактические игры

Петя, Петя- петушок

Задачи: развитие звуковысотного и мелодического слуха

ПЕ- ТЯ,     ПЕ- ТЯ-    ПЕ- ТУ- ШОК,    ЗО- ЛО-  ТИС- ТЫЙ     ГРЕ- БЕ- ШОК.

        

----------------------------------------------------------------------------------------------------

ПЕ-  ТЯ    ПЕ- СЕН- КИ     ПО- ЕТ,   ПЕ- ТЯ   ЗЕР- НЫШ-      КИ КЛЮ- ЕТ.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Затем проводится игра «Курочки и петушок»

Лошадки

Задачи: развитие звуковысотного, тембрового и ритмического слуха; развитие песенного творчества, певческих и хоровых навыков

МАМА     ЛОШАД- КА   ПОЕТ И- ГО- ГО!     А     ЖЕ-РЕ-БЕНОК ПОЕТ И- ГО- ГО.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  И- ГО- ГО!     И- ГО- ГО.        И- ГО- ГО!     И- ГО- ГО.

-------------------------------------------------------------

Изображение мамы-лошадки и жеребенка различными по высоте звучания инструментами.

При пении- показ рукой высоты звука.

Ритмическое упражнение «Лошадки».

Игра «Лошадки в конюшне»

Веселая мышка

Задачи: развитие динамического слуха F-P и тембрового слуха; игровое, песенное творчество

F                                               P

МЫШКА  ВЕСЕЛО БЕЖИТ И  ТИХОНЕЧКО  ПИЩИТ,

P----------------------------------P-------------------------------------

ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ,  ДАЙТЕ  КРОШЕК  МЫШКЕ.

F----------------------------------------------------------------------

ХОЧУ С ВАМИ ПОИГРАТЬ, ХОЧУ С ВАМИ ТАНЦЕВАТЬ.

--------------------------------------------------------------------------

Игра на музыкальных инструментах «тихих» и «громких», на палочках, ладошках.

Танцевальное и игровое творчество.

Черепаха

Задачи: развитие ритмического слуха; определение понятия «акцент»

  ШЛА КУ- ПАТЬ-СЯ  ЧЕ-РЕ-ПА-ХА         И     КУ-САЛА ВСЕХ   СО     СТРА-ХА

                     

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

КУСЬ,    КУСЬ,   КУСЬ,     КУСЬ,                НИКОГО Я  НЕ  БО-ЮСЬ.

---------------------------------------------------------------------------------------

Затем проводится игра:

Дети стоят по кругу- в середине стоит «черепаха». Проговаривая слова с разной интонацией, дети идут вправо, а черепаха противоходом-влево.

Затем ведущая на слова «кусь….»хлопает и грозит пальцем.

Дети ей в ответ хлопают и говорят:

1,2,3, ну скорее нас лови!

Музыкальная игра «Ловишка»

Кого черепаха поймала- тот становится ведущим.

Во время игры черепахе можно дать муз. инструменты.

Выявление особенностей развития театрализованных способностей происходит по следующим направлениям:

Этюдный тренаж

  1. Дикция- потешки, скороговорки и чистоговорки.
  2. Жесты- этюды на выразительность жеста
  3. Мимика- этюды на выражение основных эмоций
  4. Движения- этюды с музыкальным сопровождением

Игры- драматизации

  1. Желание участвовать в играх- драматизациях
  2. Умение общаться с партнером.
  3. Способность импровизировать при создании образа

Этюды с куклами

  1. Желание играть с куклой
  2. Умение управлять ею
  3. Способность импровизировать с куклой

Рекомендуемый репертуар

Потешки:

«Большие ноги»                              «Егорушка- Егор»                                «Патока симбирем»

«Как петух пироги печет»             «Я медведя поймал»                             «Ветер дует влицо»

«Принесла сынку лиса»                  «Ты, мороз, мороз»                            «Какповадилсякот»

Стихи- импровизации:

«Внучонок лягушонок»                «Радость»Карима                        «Муравей» Александрова

Шумилина                                       «Веселые превращения»                   «Дыркисыре»Бжехва              

«Цирк»Михалкова                          «Листопад»Егорова                            «Жадина»Мошковск

«Яблонька»Токмаковой                 «Ежики смеются»                               «Чудаки»Владииров

Скороговорки:

«Мяч»                                               «Батон, буханку»                                  «Дед Данила»

«Назар»                                   «Опята»                                    «Вот так Ермак»

«Хитрая сорока»                             «У Ритки-маргаритки»                         «Все за стол сели»

Танцы, песни- импровизации

«Зайцы»Тиличеевой                       «Три синички танцевали»                    «Мотылек» Майкапара

«Катюшка»Пономаренко               «Простая песенка»                                «Полька»Жилина

«Болезнь куклы»Чайковского        «Солнечный день»                               «Царевна Лебедь»

Театрализованные игры:

«Осенние мотивы»                          «Представьте себя»                              «Убежало молоко»

«Медведь и пчелы»                         «Как варили суп»                                  «Про смеянцев»

«Веселый концерт»                         «Оркестр»                                              «Овсяная каша»

Методическое сопровождение программы

Для успешной реализации данной программы и ее результативности необходим следующий инструментарий:

Стол- 3шт. Шкаф методический -1

 Стул детский -15

 Магнитофон -1

Шаркунок-1

Копытца-1

Коробочка-1

Трещотка круговая-2

 Рубель-2

Дрова-2

Трещотка курская-3

Ложки-веера-1

Театр ложек-10

Театр кукол би-ба-бо Элементы театральных костюмов

Ширма для кукольного театра, картотеки театрализованных игр и этюдов

Элементы театральных костюмов

Список литературы

  1. Радынова О.П. Творческий центр сфера, Москва-2009: «Песня. Танец. марш», «Сказка в музыке-музыкальные инструменты», «Природа в музыке», «Настроения, чувства в музыке», «Музыка о животных и птицах».
  2. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», Аркти, Москва-2000
  3. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских муз. инструментах» Просвещение, Москва-1990
  4. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» Москва -2001
  5. Жилин В.А. «Речевые упражнения» Челябинская обл., с.Варна-1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие чародеи"

Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) и имеет художественную направленность. Большой интерес детей к художественному тво...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие чародеи» для детей 4-5 лет

Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей 4-5 лет, имеет художественную направленность и является продолжением программы для детей младшего возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие почемучки"

Представлена программа  кружка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе....

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа "Маленький актер"

Программа «Маленький актер» - это программа дополнительного образования  по театрализованной деятельности дошкольников 5-7 лет. Основой для разработки  программы  театр...

Вариант примерной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленький умелец» возраст воспитанников 4-5 лет

Программа « Маленький умелец » составлена с учетом меж предметных и внутри предметных связей, продолжения формирования у дошкольников эстетического отношения к миру на основе визуальных ху...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие исследователи»

 На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие волшебники»

Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству....