Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие чародеи"
рабочая программа (младшая группа)

Коростелева Татьяна ивановна

Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) и имеет художественную направленность. Большой интерес детей к художественному творчеству, и в частности к нетрадиционным техникам изображения, желании самостоятельно создавать необычные рисунки, поделки, побудили разработать программу по изобразительной деятельности «Маленькие чародеи». Занятия по программе «Маленькие чародеи» направлены на реализацию базисных индивидуальных особенностей детей младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_dlya_3-4_let.docx48.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Золотой ключик»

Рассмотрено и принято

 на педагогическом совете №______

от «___»_____   _201___г.

Протокол педсовета №____

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

____________ Дорофеева Т.А.

Приказ №_____

от «___»__________ 201__г.

Дополнительная общеобразовательная  

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Маленькие чародеи»

(стартовый уровень)

              Возраст воспитанников: 3 – 4 года

                        Срок реализации: 1 год

                              Автор-составитель: Коростелева Т.И.

Мордово – 2018

Информационная карта

Наименование программы

«Маленькие чародеи»

Разработчик программы

Воспитатель: Коростелева Т.И.

Вид программы

Модифицированная

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

Художественно-эстетическая

Направленность программы

Художественная

Способ освоения содержания образования

Практический

Уровень освоения содержания программы

Ознакомительный

Уровень реализации программы

Стартовый

Форма реализации программы

Групповая

Адресат программы

Воспитанники 3-4 лет

Срок реализации программы

1 год

Содержание

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи

1.3. Содержание программы

1.4. Планируемые результаты

II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Форма аттестации

2.4. Оценочный материал

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы

             3 стр.

6 стр.

7 стр.

9 стр.

9 стр.

11 стр.

12 стр.

12 стр.

14 стр.

18 стр.

I. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

     Изобразительная деятельность – одно из любимейших занятий детей, дающее огромный простор для их творческой активности и фантазии. Оно приобщает малыша к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет увидеть красоту и ощутить гармонию окружающего мира.

     Художественно-творческие способности детей необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла при условии правильной их организации и проведении, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности, способствуют развитию воображения, образного мышления, художественного восприятия, учат видеть разнообразие и красоту форм, сочетание цветов и их оттенков. Изобразительное творчество помогает координировать зрение, движения, овладевать формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

     Основной целью современной системы образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство, которое располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Большой интерес детей к художественному творчеству, и в частности к нетрадиционным техникам изображения, желании самостоятельно создавать необычные рисунки, поделки, побудили разработать программу по изобразительной деятельности «Маленькие чародеи». Занятия по программе «Маленькие чародеи» направлены на реализацию базисных индивидуальных особенностей детей младшего возраста.

Практическая значимость программы

       Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Возможность использования нетрадиционных способов и средств изображения - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Педагогическая целесообразность

      Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей мною был сделан вывод, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Нетрадиционная техника помогает увлекать детей, поддерживать их интерес. Кроме того, современные исследования доказали, что нетрадиционные техники изображения способствуют преодолению чувства страха, ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, численность которых с каждым годом увеличивается. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

 Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционные техники доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Широкое внедрение нетрадиционных техник позволяют маленькому чародею выразить свои чувства и эмоции, создать ситуацию успеха и уверенности в своих силах, не зависимо от уровня его развития.     Главная идея программы – приобщить детей к радости творчества, развить у них способность и стремление получать удовольствие от изобразительной деятельности, встречи с настоящим искусством, воспитать потребность в эстетическом наслаждении.

Принципы построения программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

 2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

 3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

  Данная программа разработана с учетом основных действующих нормативных и программных документов РФ в области дошкольного образования:

 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.);

 Закона РФ ―Об образовании в Российской Федерации‖ от 29.12.2012г. № 273- ФЗ;

 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.;

 Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Министерстве России 14.11.2013 №303884)

 Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (подготовленных Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ);

 Устава МБДОУ

      Адресат программы. Программа «Маленькие чародеи» предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Это обусловлено тем, что данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы кружка занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

      Формы обучения. Реализация образовательного процесса по программе «Маленькие чародеи» осуществляется в соответствии с разработанными учебным планом и тематическим планированием. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

 Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю (четверг), продолжительностью – 15 мин, в соответствии с СанПиНом 2.4.1.2660-10. 

 Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детской продуктивной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

Форма реализации программы - групповая.

Общее количество учебных часов – 32ч.

Срок освоения программы – 1 год.

  1. Цели и задачи

     Цель программы: развитие у детей младшего (3-4 лет) дошкольного возраста художественно-творческих способностей и стойкого интереса к изобразительной деятельности.

     Задачи:

Образовательные:

- познакомить с различными видами изобразительной деятельности и многообразием художественных материалов и средств;

- учить приемам работы с разными видами изобразительных средств;

- формировать умение создавать простейшие образы предметов и явлений окружающего мира, используя нетрадиционные приемы и материалы;

- закреплять приобретенные умения и навыки, показывая разнообразие их возможного применения;

- формировать желание проявлять заинтересованное отношение к работам своих сверстников, давать им посильную оценку.

Развивающие:

- способствовать развитию творческого мышления, памяти, внимания, пространственного воображения, цветового восприятия;

-  развивать эстетический вкус, фантазию, творческую самостоятельность;

- способствовать развитию технических и трудовых навыков;

- развивать познавательную активность и желание экспериментировать;

- развитие речевых навыков;

- развивать мелкую моторику кистей и рук.

Воспитывающие:

- воспитывать трудолюбие и волевые качества в достижении результата своего труда;

- воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самостоятельность;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

  1. Содержание программы

     Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка);            декоративной (украшение – работа с разными материалами);

конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

     Предложенная программа является вариативной, при возникновении необходимости, допускается корректировка содержания и форм занятий, время прохождения материала.

 

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

I

Знакомство с красками

2

1

1

Просмотр работ

1.

«В королевстве красок»

1

0.5

0.5

2.

«Бал красок»

1

0.3

0.7

II

Пальцеграфия

5

1.5

3.5

Выставка

1.

«Семейка мухоморов»

1

0.3

0.7

2.

«Ягодка смородинка»

1

0.3

0.7

3.

«По малинку в сад пойдем»

1

0.3

0.7

4.

«Веселая гусеничка»

1

0.3

0.7

5.

«Осенняя полянка»

1

0.3

0.7

III

Тычок полусухой жесткой кистью

4

1.2

2.8

Выставка

1.

«Чебурашка»

1

0.3

0.7

2.

«Желтячок»

1

0.3

0.7

3.

«Винни Пух»

1

0.3

0.7

4.

«Мой любимый Пушистик»

1

0.3

0.7

IV

Бумагопластика

11

3.3

7.7

Выставка

1.

«Елочка-краса»

1

0.3

0.7

2.

«Новогодняя гирлянда»

1

0.3

0.7

3.

«Снеговичок»

1

0.3

0.7

4.

«Зимнее дерево»

1

0.3

0.7

5.

«Мороженое в стаканчике»

1

0.3

0.7

6.

«Рябинка для снегирей»

1

0.3

0.7

7.

«Кудрявый барашек»

1

0.3

0.7

8.

«Белый пудель»

1

0.3

0.7

9.

«Цыпленок»

1

0.3

0.7

10.

«Курочка с цыплятами»

1

0.3

0.7

11.

«Открытка для мамочки»

1

0.3

0.7

V

Экопластика и пластилинография

10

3

7

Выставка

1.

«Золотая рыбка»

1

0.3

0.7

2.

«Ежата»

1

0.3

0.7

3.

«Яблоки для ежат»

1

0.3

0.7

4.

«Подснежники»

1

0.3

0.7

5.

«Насекомые»

1

0.3

0.7

6.

«Божья коровка»

1

0.3

0.7

7.

«Красивые розы»

1

0.3

0.7

8.

«Весеннее дерево»

1

0.3

0.7

9.

«Стоит Антошка»

1

0.3

0.7

10.

«Здравствуй, лето!»

1

0.3

0.7

Итого:

32

10

22

Презентация для родителей

  1. Планируемые результаты освоения программы

- имеет представление о многообразии видов изобразительной деятельности;

- владеет приемами работы с разными видами изобразительных средств и материалов (согласно своим возрастным особенностям и возможностям);

- способен применять усвоенные приемы и способы, самостоятельно подбирать материалы для создания выразительного образа;

-  проявляет повышенный интерес к экспериментированию с красками, цветом, бумагой, пластилином, природным материалом и др.;

- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и детьми, умеет договариваться, уступать, делиться своим мнением, распределять действия;

- может увидеть необычное в обычном;

-способен понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу;

- проявляет упорство в достижении положительного результата своего труда;

- проявляет интерес к работам своих сверстников, пытается адекватно их оценивать;

- улучшились координация движения рук и пальчиковая моторика;

- испытывает положительные эмоции от творческой деятельности.

II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

2.1. Календарный учебный график

 

№ п/п

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема

Место проведения

Форма контроля

1.

4.10

15.45-16.00

групповая

1

«В королевстве красок»

групповая комната

просмотр работ

2.

11.10

15.45-16.00

групповая

1

«Бал красок»

групповая комната

просмотр работ

3.

18.10

15.45

групповая

1

«Семейка мухоморов»

групповая комната

просмотр работ

4.

25.10

15.45

групповая

1

«Ягодка смородинка»

групповая комната

просмотр работ

5.

1.11

15.45

групповая

1

«По малинку в сад пойдем»

групповая комната

просмотр работ

6.

8.11

15.45

групповая

1

«Веселая гусеничка»

групповая комната

просмотр работ

7.

15.11

15.45

групповая

1

«Осенняя полянка»

групповая комната

выставка

8.

22.11

15.45

групповая

1

«Чебурашка»

групповая комната

просмотр работ

9.

29.11

15.45

групповая

1

«Желтячок»

групповая комната

просмотр работ

10.

6.12

15.45

групповая

1

«Винни Пух»

групповая комната

просмотр работ

11.

13.12

15.45

групповая

1

«Мой любимый Пушистик»

групповая комната

выставка

12.

20.12

15.45

групповая

1

«Елочка-краса»

групповая комната

просмотр работ

13.

27.12

15.45

групповая

1

«Новогодняя гирлянда»

групповая комната

просмотр работ

14.

10.01

15.45

групповая

1

«Снеговичок»

групповая комната

просмотр работ

15.

17.01

15.45

групповая

1

«Зимнее дерево»

групповая комната

просмотр работ

16.

24.01

15.45

групповая

1

«Мороженое в стаканчике»

групповая комната

просмотр работ

17.

31.01

15.45

групповая

1

«Рябинка для снегирей»

групповая комната

просмотр работ

18.

7.02

15.45

групповая

1

«Кудрявый барашек»

групповая комната

просмотр работ

19.

14.02

15.45

групповая

1

«Белый пудель»

групповая комната

просмотр работ

20.

21.02

15.45

групповая

1

«Цыпленок»

групповая комната

просмотр работ

21.

28.02

15.45

групповая

1

«Курочка с цыплятами»

групповая комната

просмотр работ

22.

7.03

15.45

групповая

1

«Открытка для мамочки»

групповая комната

просмотр работ

23.

14.03

15.45

групповая

1

«Золотая рыбка»

групповая комната

просмотр работ

24.

21.03

15.45

групповая

1

«Ежата»

групповая комната

просмотр работ

25.

28.03

15.45

групповая

1

«Яблоки для ежат»

групповая комната

просмотр работ

26.

4.04

15.45

групповая

1

«Подснежники»

групповая комната

просмотр работ

27.

11.04

15.45

групповая

1

«Насекомые»

групповая комната

просмотр работ

28.

18.04

15.45

групповая

1

«Божья коровка»

групповая комната

просмотр работ

29.

25.04

15.45

групповая

1

«Красивые розы»

групповая комната

просмотр работ

30.

2.05

15.45

групповая

1

«Весеннее дерево»

групповая комната

просмотр работ

31.

16.05

15.45

групповая

1

«Стоит Антошка»

групповая комната

просмотр работ

32.

23.05

15.45

групповая

1

«Здравствуй, лето!»

групповая комната

Презентация для родителей

2.2. Условия реализации программы.

Занятия проводятся в групповой комнате.

Перечень материалов:

Бумага разных видов: 
картон белый и цветной, ватман, альбомы, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, и т.д. 
Природный материал: 
семена растений, сухие листья, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, мох и т.д. 
крупы, фигурные макаронные изделия.
Бросовый материал:  пробки, поролон, одноразовая посуда, коктейльные трубочки, фольга и т.д. 
Художественный материал: пластилин, стеки, гуашь, карандаши простые, цветные, фломастеры, маркеры;                                                   Принадлежности: клеёнка, клей, кисти, влажные салфетки, непроливайки, 
шаблоны, вата, ватные диски, ватные палочки и пр.

2.3. Форма аттестации 

Контроль за реализацией и освоением данной программы может проводиться в форме:                                                                                                                          - просмотров работ;                                                                                                            - выставок;                                                                                                                          - участия в творческих конкурсах;                                                                          - презентациях работ для родителей;

- составление диагностических карт.                                                                                                    

2.4. Оценочный материал

Механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Форма

Цвет

Изображение предмета

Пропорции

Композиция

Передача движений

Аккуратность

1.

2.


 Показатели и критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью

 Передача формы:

-форма передана точно - 3б.;

-есть незначительные искажения - 2б.;

-искажения значительные, форма не удалась - 1б.

Цвет:                                                                                                                                                            Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства

 -передан реальный цвет предметов - 3б;

 -есть отступление от реальной окраски - 2б;

 -цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно - 1б.

Изображение предмета:                                                                                                                                            Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

 -части расположены верно - 3б;

 -есть незначительное искажение - 2б;

 -части предмета расположены не верно - 1б.

 Передача пропорций предмета:                                                                                                          -пропорции предмета соблюдены - 3б;

-есть незначительные искажения - 2б;

 -пропорции предмета переданы неверно - 1б.

Композиция:                                                                                                                                                  Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

-по всей плоскости листа - 3б

 -на полосе листа - 2б

-не продумано, носит случайный характер - 1б.

Передача движений:                                                                                                                                 -движение передано достаточно точно - 3б;

 -движение передано неопределенно, неумело - 2б;

 -изображение статичное - 1б.

Аккуратность:                                                                                                                                                         -все материалы использованы правильно, работа без видимых помарок - 3б;

-есть незначительные помарки - 2б;

 -работа выполнена неряшливо - 1б.

Общее количество баллов и соответствующий уровень развития детей?

21-17 баллов- Ребенок имеет представление о материале, из которого сделана работа, самостоятельно определяет последовательность ее выполнения. Владеет навыками и умениями работы с инструментами, проявляет интерес к художественной деятельности, чаще использует теплые тона (желтого, оранжевого, розового, красного, малинового, бордового, коричневого), цвета соотносятся с цветами реальных предметов. Этим он проявляет свое отношение к изображаемому предмету, стараясь его украсить, выделить.

17-10 баллов - Ребенок имеет затруднения в работе с различными материалами. Слабо владеет навыками и умениями работы с инструментами, в работе использует только основные цвета, есть некоторые несоответствия реальному цвету, в работе присутствует 2 предмета из 2-х частей разной формы при некотором несоответствии величине и пропорций.

10-7 баллов- Ребенок испытывает затруднения по всем критериям качества освоения изобразительной деятельности. В композиции изображает только один предмет в хаотичном расположении, изображение статично, одного цвета или не совпадают с реальным, части предметов расположены неверно, некоторых не хватает.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

2.5. Методические материалы

Программа рассчитана на обучение детей трех - четырех лет. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения данной программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Система художественно-творческих заданий выстраивается с учетом сбалансированности изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

Содержание программы разбито на разделы и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения, по мере развития моторных способностей. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. 
При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок. 
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата.

Этапы проведения занятия: 
1. Начало занятия – сюрпризный момент, игровая или проблемная ситуация, сказочный сюжет или какая либо мотивация для создания работы.

2.Беседа, которая сопровождается показом материала или образца. Дети исследуют его, обращают внимание на цвет, форму, величину, структуру и т.д. 
3. Обсуждение и показ приёмов создания (важно побудить детей к анализу и высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, используемых приемов, особенностей работы с данным материалом). 
4. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 
5. Самостоятельное изготовление поделки (индивидуальная помощь затрудняющимся). 
7.Рассматривание готовых поделок своих и товарищей. 
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала. 

Способы работы: 

1.Изучение нетрадиционных способов рисования (пальцеграфия, тычок полусухой жесткой кистью, оттиск печатками, ватными палочками) и лепки (экопластика, пластилинография).
2.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги. 
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение. 
4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение. 
5.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение. 
6.Наклеивание ватных дисков на изображение. 
7. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение. 
8. Скрепление различных деталей. 
9. Моделирование из природного материала: семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков. 
10.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами. 

Методическое обеспечение

№ п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

I

Знакомство с красками

Альбомные листы, гуашь, кисточки, влажные салфетки, непроливайки, клеенки, фартуки, магнитная доска, королева кисточка, феи основных красок

Сюрпризный момент, проблемная ситуация, рассказ, показ, наблюдение, обсуждение, опытно-экспериментальная, продуктивно-творческая самостоятельная работа, рассматривание результатов

Просмотр работ

II

Пальцеграфия

Альбомные листы, вырезанные силуэты грибов, ватман, гуашь, влажные салфетки, муляжи грибов и ягод, образцы, клеенки, фартуки

Игровая ситуация, беседа, показ, рассматривание, обсуждение, самостоятельная творческая работа, индивидуальная помощь, рассматривание и итог результатов деятельности

Выставка

III

Тычок полусухой жесткой кистью

Листы бумаги с контурами животных, гуашь, жесткие кисти, влажные салфетки, непроливайки, клеенки, фартуки, мягкие игрушки животных

Сюрпризный момент, игровая или проблемная ситуация, беседа, показ, имитация сухой кистью, самостоятельная творческая работа, индивидуальная помощь, рассматривание и итог результатов деятельности

Выставка

IV

Бумагопластика

Цветные картон, бумага, салфетки, фольга, гофрированная бумага, тонированные листы бумаги с контурами: животных, вафельного стаканчика, ветки рябины, нитка с иголкой, клей, клеенка, кисточки, маркеры, кисть рябины, образцы, мягкие игрушки: пудель, цыпленок

Сюрпризный момент, игровая или проблемная ситуация, беседа, показ, имитация приема в воздухе, самостоятельная творческая работа, индивидуальная помощь, рассматривание и итог результатов деятельности

Выставка

V

Экопластика и пластилинография

Пластилин, картонные шаблоны рыбок, грибов, сухие листья, шишки, семена растений, окрашенные крупы, цветные опилки, мох, трубочки для коктейля, стеки, картинки: золотая рыбка, насекомые, ежа, божья коровка, деревья

Сюрпризный момент, игровая или проблемная ситуация, беседа, показ, обсуждение, самостоятельная творческая работа, индивидуальная помощь, рассматривание и итог результатов деятельности

Выставка-презентация

2.6. Список литературы

1. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре /Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон – М.: Просвещение, 1992. – 143с.

2. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома /Л.В. Куцакова – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа / И.А. Лыкова – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.

4. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду /А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева – Ярославль: Академия развития, 2007. – 144с.

5. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет /под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с.

Интернет ресурсы:

www.shkola7gnomov.ru

www.freedocs.xyz/pdf-437153595





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мукосолька"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мукосолька" является дополнительной ощеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности.В систме дополнительного о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фольклорного кружка «Посиделки»

Данная программа направлена на активное приобретение детьми  культурных ценностей, богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие чародеи» для детей 4-5 лет

Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей 4-5 лет, имеет художественную направленность и является продолжением программы для детей младшего возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...