Методическая разработка "Музыкотерапия в детском саду"
методическая разработка по музыке

Методическая разработка "Музыкотерапия в детском саду" предназначена для педагогов и воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx46.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

  1. Введение

Музыка использовалась на протяжении всей истории человечества для выражения и воздействия на человеческие эмоции. Она помогает детям преодолеть физические, эмоциональные, интеллектуальные и социальные проблемы, может изменять настроение, оказывать стимулирующее или седативное действие, а также изменять физиологические процессы, такие как сердцебиение и дыхание.

Музыка полезна для всех: хотя она может использоваться терапевтически для людей с физическими, эмоциональными, социальными или когнитивными нарушениями, но даже те, кто здоров, могут использовать музыку, чтобы расслабиться, уменьшить стресс, улучшить настроение или сопровождать физические упражнения. Здесь нет потенциально вредных или токсических эффектов. Функция мозга физически меняется в ответ на музыку. Определенный ритм может привести тело к дыханию медленными, глубокими паттернами, которые оказывают успокаивающее действие. Частота сердечных сокращений и артериальное давление также зависят от типа прослушиваемой музыки.

Предлагаю обратиться к одному из нетрадиционных методов, который ещё мало изучен, но очень эффективен, в качестве средства коррекции эмоциональных и психологических отклонений. Это метод – музыкальная терапия.

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. А, также, как раннее было сказано, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, и при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний.


  1. Основная часть

Актуальность

Работая музыкальным руководителем в детском саду, я часто наблюдаю, что некоторые дошкольники не могут самостоятельно справиться с нагрузками. Дети, приходя в детский сад, испытывают сильнейший стресс, который иногда может затянуться и на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДОУ у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении.

В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше - на вегетативную нервную систему и внутренние органы. Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра.

Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Так, например, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности на гормональный уровень в крови. Под ее воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Посредством воздействия вибрации звуков создаются энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма. Таким образом, своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Интересно, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. Поэтому прием пищи в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

Достоинствами музыкотерапии являются:

1. Абсолютная безвредность;

2. Легкость и простота применения;

3. Возможность контроля;

4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

В основе музыкотерапии лежит несколько видов воздействия:

 1. Психо-эстетическое – возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд.

 2. Физиологическое – с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма.

 3. Вибрационное – звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.

Таким образом музыка способствует формированию богатой эмоциональной сферы и нормализации психической жизни ребенка, восстанавливает слаженность всех процессов, возвращая душевное равновесие, поэтому самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

1.2 Цель разработки:

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников посредством музыкотерапии.

 1.3 Задачи разработки:

1. Обучающие:

- обогащение информацией об окружающем мире;

- формирование двигательных умений и навыков;

- знакомство с метроритмикой.

2. Развивающие:

- развитие социально-коммуникативных качеств личности.

- развитие пространственных представлений;

- развитие координации, переключаемости движений;

 3. Воспитательные:

- психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

- установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

- снятие эмоционального напряжения.

Примерная структура занятия

  1. Логоритмика
  2. Музыкально-пластические этюды, терапевтические игры
  3. Самостоятельное музицирование
  4. Театрализация
  5. Слушание музыки, релаксация

Примерный план занятий

Месяц, тема

Логоритмика

Психо-эмоциональное упражнение

Игра на музыкальных инструментах

 

Сентябрь, 1 неделя

«Давайте познакомимся!»

«Здравствуйте, ладошки»

Музыкальный этюд под музыку «Если добрый ты» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами.

 

 2 неделя

«Давай дружить»

«Ты похлопай вместе с нами»

Музыкальный этюд под музыку

«Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б.Савельев.

Игра на деревянных ложках под р.н.м.

 

 3 неделя

«Моя любимая игрушка»

«Вот ручки, вот ножки»

Музыкальный этюд под музыку

«Марш деревянных солдатиков» Детский альбом П.Чайковский

Игра на барабане

 

 4 неделя

«Моя любимая игрушка»

«Пальчик, где твой домик?»

Музыкальный этюд под музыку «Новая кукла» Детский альбом П.И. Чайковский

Игра на треугольнике.

 

 Октябрь, 1 неделя

«Опадают листья»

«Ты похлопай вместе с нами»

Музыкальный этюд под музыку А. Вивальди «Времена года»

Игра с разноцветными султанчиками

 

 2 неделя

«Веселые путешественники»

«Вот мы в автобусе сидим»

Музыкальный этюд под песню «Веселые путешественники» С.Михалков, М.Старокадомский.

Игра на детских духовых инструментах

 

 3 неделя

«Мои любимые сказки»

Ритмическое упражнение под «Польку» Чичкова

Музыкальный этюд под музыку «Избушка на курьих ножках» Мусоргский М.

Игра на металлофоне

 

 4 неделя

«Мы любим цирк»

«Лошадка»

Музыкальный этюд под музыку Кабалевский Д. «Клоуны»

Игра на барабане и ударных инструментах.

 

 Ноябрь, 1 неделя

«Моя любимая книга»

«Мы читаем»

Музыкальный этюд к сказке «Колобок» под русские народные мелодии

Свободный выбор музыкальных инструментов к сказке

 

 2 неделя

«Любимые мультфильмы»

«Буратино»

Музыкальный этюд под музыку «Улыбка» В. Шаинский из мультфильма «Крошка енот»

Игра на колокольчиках и металлофоне

 

 3 неделя

«Домашние животные»

«Бежали бегемотики»

Музыкальный этюд под музыку «Курочки и петух» К. Сен - Санс

Игра на деревянных ложках и барабане.

 

 4 неделя

«Птицы»

«Прилетели птички»

Музыкальный этюд под музыку «Лебедь» К.Сен-Санс

Игра на металлофоне

 

 Декабрь, 1 неделя

«Дикие животные»

«У жирафа пятна»

Музыкальный этюд под музыку

«Королевское шествие львов» К.Сен -Санс

Игра на шумовых инструментах

 

 2 неделя

«Любимые сладости»

«Мы конфетки»

Музыкальный этюд под Музыку «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский

Игра на треугольнике, колокольчиках, бубнах.

 

 3 неделя

«Дед Мороз»

«Дед Мороз»

Музыкальный этюд под музыку «Дед Мороз» Р. Шуман

Игра на ударных шумовых инструментах

 

 4 неделя

«Новогодний бал»

«Праздник»

Музыкальный этюд под музыку «Декабрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковский

Игра на колокольчиках.

 

 Январь, 1 неделя

«Рождество»

«Коляда»

Музыкальный этюд под музыку из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский

Игра на детских духовых инструментах

 

 2 неделя

«Зимние забавы»

«Снежки»

Музыкальный этюд под музыку «Камаринская» П.И Чайковский

Игра на бубнах

 

 3 неделя

«Герои любимых сказок»

«Буратино»

Музыкальный этюд под музыку «Бу-ра-ти-но» Ю.Энтин, А.Рыбников

Игра на детских духовых инструментах

 

 4 неделя

«Герои любимых мультфильмов»

«Бежали бегемотики»

Музыкальный этюд под музыку «Антошка» Ю.Энтин, В.Шаинский.

Игра на деревянных ложках и детской гармошке

 

 Февраль, 1 неделя

«Игра в лошадки»

«Лошадка»

Музыкальный этюд под музыку «Игра в лошадки» Детский альбом П. Чайковский

Игра на ксилофоне

 

 2 неделя

«Буду солдатом»

«Маршируем дружно»

Музыкальный этюд под музыку «Марш» С. Прокофьев

Игра на барабане

 

 3 неделя

«Мой папа»

«Ходим-бегаем»

Музыкальный этюд под песню «Про папу» В.Шаинский

Игра на инструментах по выбору

 

 4 неделя

«Тает снежок»

«Ручеек»

Музыкальный этюд под музыку «Утро» Э. Григ

Игра на гуслях и арфе

 

 Март, 1 неделя

«Моя мамочка»

«Мамочка родная»

Музыкальный этюд под музыку «Мама» Детский альбом П. Чайковский

Игра на музыкальных инструментах по выбору

 

 2 неделя

«Весеннее настроение»

«Капель звенит»

Музыкальный этюд под музыку «Март» Времена года П.И. Чайковский

Игра на металлофоне

 

 3 неделя

«Звонкая капель»

«Весна пришла»

Музыкальный этюд под музыку «Весна» А.Вивальди

Игра на треугольниках и колокольчиках

 

 4 неделя

«Солнечные зайчики»

«Солнечные зайчики»

Музыкальный этюд под музыку «Утро» Э.Григ

Игра на колокольчиках и бубнах

 

 Апрель, 1 неделя

«Птицы прилетели»

«Птички»

Музыкальный этюд под музыку «Песня жаворонка» П. Чайковский

Игра на детских духовых инструментах и маракасах

 

 2 неделя

«Подснежник»

«Первые цветы»

Музыкальный этюд под музыку «Апрель» Времена года П.Чайковский

Игра на колокольчиках и металлофоне

 

 3 неделя

«Ручейки и реки»

«Ветерок»

Музыкальный этюд под музыку «Аквариум» К. Сен-Санс

Игра треугольниках и металлофоне

 

 4 неделя

«Прогулка в лес»

«Очень ножки хороши»

Музыкальный этюд под «Звуки леса» природные звуки

Игра на музыкальных инструментах по выбору.

 

Игра «Отгадай загадку»

 Май, 1 неделя

«Цветочная поляна»

«Плясовая»

Музыкальный этюд под музыку «Вальс цветов» П.И. Чайковский

Игра на колокольчиках и треугольниках

 

 2 неделя

«Солнышко и дождик»

«Прыг-скок»

Музыкальный этюд под музыку «Солнышко и дождик» А.П. Карасев

Игра на музыкальных инструментах по выбору.

 

 3 неделя

«Воробушки»

«Полетели»

Музыкальный этюд под музыку «Воробей А. Руббах, «Воробушки» М. Красев

Игра на музыкальных инструментах по выбору.

 

 4 неделя

«Здравствуй, лето красное»

«Ножки быстро мы потрем»

Музыкальный этюд под музыку «Песенка Бременских музыкантов» Ю.Энтин, Г.Гладков.

Игра на музыкальных инструментах по выбору.

 


  1. Заключение

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.


  1. Литература.

  1. Абрамова Т. «Скрипичный ключ к здоровью» (Журнал «Иркутская культура», № 15, 1997 г.)
  2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
  3. Жавина О. «Музыкальное воспитание: поиски и находки» («Просвещение», Москва, 1985 г.)
  4. «За тайной музыки – энергия здоровья» («Библиотечная газета», № 20, 2003 г.)
  5. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет. Издательство: Аркти Год: 2004
  6. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
  7. Копытин А.И. Основы арт – терапии. – СПб., 1999.
  8. «Музыкальная психология и психотерапия» № 1/2007
  9. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия: Теория и практика» (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000г.)
  10.  Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947 г.
  11.  Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985 г.
  12.  Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
  13.  Шушарджан С.В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М.,1994.


  1. Приложения

  1. Музыка для использования в детском саду и дома

Музыка для свободной деятельности детей

  1. Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»
  2. Брамс И. «Вальс»
  3. Вивальди А. «Времена года»
  4. Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и Волк»
  5. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
  6. Мусоргский М. «Картинки с выставки»
  7. Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
  8. Шопен Ф. «Вальсы»
  9. Штраус И. «Вальсы»

Детские песни

  1. «Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)
  2. «Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
  3. «Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)
  4. «Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)
  5. «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)
  6. «Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)
  7. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев)
  8. «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)
  9. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)
  10. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)
  11. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)
  12. «Танец маленьких утят» (французская народная песня)

Музыка для пробуждения после дневного сна

  1. Боккерини Л. «Менуэт»
  2. Григ Э. «Утро»
  3. Лютневая музыка ХYII века
  4. Мендельсон Ф. «Песня без слов»
  5. Моцарт В.»Сонаты»
  6. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»
  7. Сенс-санс К. «Аквариум»
  8. Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Музыка для релаксации

  1. Альбиони Т. «Адажио»
  2. Бетховен Л. «Лунная соната»
  3. Глюк К. «Мелодия»
  4. Григ Э. «Песня Сольвейг»
  5. Дебюсси К. «Лунный свет»
  6. Римский-Корсаков Н. «Море»
  7. Сен-Санс К. «Лебедь»
  8. Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
  9. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
  10. Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»
  11. Записи природных звуков (шум прибоя, журчание ручейка, шелест листвы, шум дождя, стрекотание сверчков) в сочетании с классической, гитарной, мелодичной инструментальной музыкой, колокольным звоном.

  1. Рекомендации для педагогов и родителей по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми

1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владение им способами музыкального выражения - игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а также включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 минут до 45 минут, кратность применения в неделю 1-7 раз.

3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться, это поможет им «открыть двери бессознательного» и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т. к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.

11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.

12. Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

13. Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.

14. Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.

15. Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу »25-го кадра».

  1. Упражнения по музыкотерапии

«Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства)

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (Чайковский Увертюра «Буря»). Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20»).

«Маленькое привидение»

Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») В конце игры привидения превращаются в детей.

«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии).

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия (Кабалевский «Клоуны»). Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

«Ночные страхи» (переживание своего эмоционального состояния)

«Над деревней взошла луна. С гор на дома и огороды полез скользкий липкий туман. И в этом тумане неясными тенями замелькали древние зловещие духи. У них сегодня праздник – вальпургиева ночь. До самого утра ведьмы, привидения, гоблины и тролли будут кружиться в дикой пляске на лысой горе». (Мусоргский «Ночь на лысой горе»)

«Снеговик» (расслабление, снятие напряжения)

Взрослый и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка»).

«Медвежонок Бука» (Замкнутость)

Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (Сен-Санс «Заяц», поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Римский-Корсаков «Белка», лапку протянула: «Привет, - говорит, -  Давай дружить!». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», - пробурчал он. Ежик мимо проползал, ягодкой медвежонка угостить хотел. Миша ягоду взял и отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки, он бука!» - удивились зверята. Но вот подул сильный ветер. (Вагнер «Полет Валькирий») Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать-то? Друзей ведь него нет. И вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ежик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» - подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо!». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо», «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке).

5.4. Организационный раздел

Оборудование:

1. Музыкальный центр (колонка), компьютер, проектор, экран;

2. Файлы с музыкальными записями;

3. Музыкальные инструменты: синтезатор, треугольники, деревянные ложки, колокольчики, погремушки, металлофоны, ксилофоны, маракасы, детские арфы и другие.

Материалы:

1. Подушки, платочки, клубочки, мягкие игрушки и др.;

2. Перчатки с пуговицами, бутылочки с крупой, стаканчики и др. для ритмических игр;

3. Картотека логоритмических игр и упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа в детском саду

Представление опыта работы методической службы Излучинского МБДОУ ДСКВ "Сказка" Нижневартовского района на конкурсе "Методическая служба -новой школе", заместитель заведующей Ануфриева Ирина Леонидовн...

Учебно- методический комплект в детском саду.

Предлагаемый материал признан для знакомства родителей с новыми подходами в обучении детей государственным языкам  в ДОУ Республики Татарстан....

Методическая разработка воспитателя детского сада Богдановой Ольги Вячеславовны по теме "Санкт-Петербург- наш любимый город"

Актуальность нравственно-патриотического воспитания у дошкольников,воспитание любви кРодине,к городу где родился и живёшь....

Методическая разработка "Методическая работа в детском саду, направленная на повышение компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО"

В материале представлен опыт работы детского сада по повышению компетенций педагогов в условиях введения ФГОС ДО....