«Русская ярмарка».
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Мешалкина Светлана Викторовна

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_meshalkina.docx24.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

 «Русская ярмарка».

Музыкальный руководитель Мешалкина С.В.

Цель занятия: формирование у детей целостного представления о   ярмарочных гуляниях на Руси.

Задачи.

Обучающие:

- формирование системы знаний о русской народной традиции, проведения ярмарочного гуляния;

- познакомить детей с традиционными героями ярмарок;

- научить детей правильно подбирать костюм, реквизит для своего героя;

- закрепить знания РНП «Где был Иванушка»;

- учить слушать РНП «Шёл да пошёл», научить детей понимать юмор.

- научить отбивать ритмический рисунок (на шумовых инструментах), РНП «Блины»;

 

Развивающие:       

- развивать художественный вкус, фантазию, творческое мышление, память, культуру речи, чувство юмора;

- развивать умение анализировать литературное произведение, охарактеризовывать героев, оценивать их поступки;

- научить детей ярко и эмоционально передавать особенности характера героев и их действия;

- развивать раскрепощенное исполнение РНП, с движениями;

- развивать чувство ритма, правильного интонирования мелодии в русском народном пении;

- научить детей оценивать и анализировать исполнительское мастерство своё и своих  товарищей;

 

Воспитывающие:

- воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям;

- воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.

 

Материалы к занятию:

 Русские народные костюмы;

 Шумовые инструменты,

 Короба с товарами;

 Матрёшка;

 Ноотбук, фонограммы.

 

Методы:

Словесный:

-рассказ педагогов о русской традиции проведения «ярмарочных гуляний».

Наглядный:

-показ педагогами скоморошины; показ ритмического рисунка РНП «Блины»;  игра на шумовых инструментах; исполнение этой песни педагогом.

 

Репродуктивный:

-неоднократное повторение определённых действий детьми.

Дифференцированный:

-работа с группой детей, составленной с учётом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Личностно – ориентированный:

-индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Стимулирующий:

-состязательность, поощрение, создание ситуации успеха.

 

Ход занятия:

Звучит весёлая скоморошья музыка. На сцене появляются две потешницы(педагоги, ведущие занятие).

1 Потешница

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовёт!

2 Потешница

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

1Потешница

Что душа твоя желает –

Всё на ярмарке найдёшь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдёшь!

2  Потешница

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается –

Ярмарка открывается!

1 педагог.

Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на необычное занятие.

2 педагог.

Ребята, как вы думаете, какой теме оно будет посвящено?

(Ответы детей)

1 педагог.

Правильно. Тема нашего занятия «Русская ярмарка». Издавна любили на Руси после хорошей работы повеселиться. Рождество, Масленица, Троица… много любимых праздников было на Руси. Но были и особые праздники, на которых могли люди на других посмотреть и себя показать, товары продать и  купить что-нибудь для хозяйства, посмотреть весёлые представления. На ярмарках выступали бродячие актёры, там можно было познакомиться с весёлым Петрушкой, увидеть настоящего живого медведя, исполнить любимые песни и частушки, принять участие в  забавах, играх и состязаниях, покататься на санях или каруселях. Конечно же, это были праздники шумных русских ярмарок. Ребята, а кто-то из вас бывал на подобных праздниках.

(Ответы детей)

2 педагог.

Часто на ярмарках можно было встретить коробейников. Коробейники – это торговцы разными мелкими товарами: лентами, платками, игрушками, сластями, - они не стоят за прилавками, а торгуют вразнос. Они ходят по всей площади праздника и предлагают людям свои товары. Громко их рекламируют, чтобы покупатели обратили внимание на их товар.

1 педагог.

(берёт короб с товарами и проходит мимо детей, показывая товар)

Тары – бары – растабары,

Есть хорошие товары.

Ближе подходите,

Щупайте, смотрите.

На раз взглянул,

На два купил,

На третий – нас поблагодарил!

Ребята, мне очень хочется, чтобы вы попробовали себя в роли коробейника. Но прежде, давайте подумаем, как ведут себя коробейники на ярмарке? Как рекламируют свой товар?

(Ответы детей)

Кто хочет быть коробейником? Тогда выберите для себя нужный товар. (на столе разложен товар)

(Звучит русская народная музыка)

А вот и первые коробейники появились. (дети импровизируют сюжет с коробейниками)

1.

Нитки, иголки,

Для волос заколки!

2.

А вот голубой платочек,

Как нежный весенний цветочек.

3.А вот, сколько ленточек разных

Для девочек прекрасных.

4.

У вас сыночек маленький?

Купите сыну валенки.

5.

Книжки, книжки

Дочке и сынишке!

Ребята, кто из коробейников вам понравился больше и почему?

(Ответы детей. Самый лучший коробейник повторяет своё выступление, затем с учётом ошибок этот эпизод разыгрывается ещё раз).

2 педагог.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки – деревянные,

Матрёшечки  румяные! (показывает детям матрёшек)

1 педагог.

Матрёшки у нас необычные – в каждой написана половина пословицы. Вам, ребята, нужно подумать и продолжить пословицу. (дети берут по матрёшке,  педагог читает начало пословицы , дети заканчивают её).

Любишь кататься – люби и саночки возить!

Семь раз отмерь – один отрежь!

Сделал дело – гуляй смело!

Делу время – потехе час!

2 педагог.

На ярмарках можно встретить самых разных сказочных героев. Самый известный из них Иванушка-дурачок. А вот давайте и узнаем, где был Иванушка? (дети исполняют русскую народную песню «Где был Иванушка?»)

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Курочку!

Курочка по сенечкам зернышки клюёт,

Иванушка в горенке песенки поёт.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке

- Что купил, Иванушка?

- Уточку!

Курочка по сенечкам зернышки клюёт,

Уточка по лужице взад-вперёд плывёт,

Иванушка в горенке песенки поёт.

-Где был, Иванушка?

-На ярмарке

-Что купил, Иванушка?

-Барашка.

Курочка по сенечкам зернышки клюёт,

Уточка по лужицам взад-вперёд плывёт,

Барашек в садике травушку жуёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.

Ребята, а сейчас я вам предлагаю послушать  ещё одну русскую народную песню «Шёл да пошёл».  Слова у неё таковы:

 -Шёл да пошёл!

-Ай, да куда?

-В город на базар!

-Ай, да зачем?

-Сапоги купить!

-Ай, да кому?

Как вы думаете, первую строку «шёл да пошёл» кто должен исполнять девочки или мальчики?

(Ответы детей, дети слушают, подпевают).

Поцелуй дядю Фому,

Да не сказывай никому.

Там на улице шумят,

Сарафан бабы делят.

Кому хлеб, кому сало,

Кому новый сарафан.

Кому пуговки литы,

Кому серьги золоты.

Кому пуговки литы,

Кому серьги золоты.

А теперь  послушаем  второй куплет. Раскрою вам секрет. В нём лишь одна новая строка. Вместо слов «сапоги купить», нам надо спеть – «рубашку купить»! (дети подпевают  второй куплет).

-Шёл да пошёл!

-Ай, да куда?

-В город на базар!

-Ай, да зачем?

-Рубашку купить!

-Ай, да кому?

Поцелуй дядю Фому,

Да не сказывай никому.

Там на улице шумят,

Сарафан бабы делят.

Кому хлеб, кому сало,

Кому новый сарафан.

Кому пуговки литы,

Кому серьги золоты.

Кому пуговки литы,

Кому серьги золоты.

 

Вот здорово! Спасибо за исполнение.

1 педагог.

Мы уже с вами сегодня говорили о том, что на ярмарках выступали бродячие артисты. Они приглашали посетителей ярмарки посмотреть своё представление. И всюду актёры находили множество благодарных зрителей. Народные актёры, в большинстве своём, не были профессионалами. Это были особого рода любители, знатоки народной традиции, которая переходила по наследству от отца к сыну от деда к внуку, от поколения к поколению.

Много спектаклей было на религиозные темы . Любимыми героями представлений были также мужик и баба, Иванушка - дурачок, Фома и Ерёма. Такие сценки высмеивали глупость, коварство, нечестность, жадность. На ярмарке всегда многолюдно. Здесь и торговцы, и покупатели, и балаганщики и зеваки.
Как выдумаете кто такие балаганщики? (ответы детей)
Балаганщики – артисты кукольного театра, скоморохи, которые показывали на ярмарках представления в маленьких шатрах – балаганах.
Кто такие зеваки? (ответы детей)
Зеваки – зрители ярмарочных представлений.
На ярмарку приходили не только продавать и покупать, но еще и веселиться.
Тогда про таких людей говорили: «Людей посмотреть, да себя показать!»

Приглашаем детвору на веселую игру!
А кого не примем, за уши поднимем!
Уши будут красные, до чего прекрасные!
Проводится русская народная игра «Леший»

Лучше куклы не было и нету,

Знаком во всех уголках планеты,
Одним - развлеченье,
Другим - поученье!
Самая веселая в мире игрушка...
Неунывающий русский Петрушка! (из-за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка)
Петрушка А вот и я! Здорово, ребята! Чего вы ржете, как жеребята?
Воспитатель Хватит балагурить, пора публику приглашать!
Петрушка Пора бублики жевать? Это я завсегда готов!
Воспитатель Кричи: «Начинаем балаган!»
Петрушка Нападает хулиган?!!
Воспитатель Не путай ты слова и не пугай зрителей понапрасну. Они, веселиться сюда пришли, к тебе в гости! Кричи: «У нас будет представление!»
Петрушка Вас ждет большое удивление, такого насмотритесь, чего сроду не видывали!
Воспитатель Петрушка, не морочь ребят! Кричи: «У нас сегодня веселая комедия!»
Петрушка У нас осел кидается пельменями, разбегайся народ, а то и вам попадет!
Воспитатель Петрушка! Ребята к тебе в гости пришли, а ты их так принимаешь! Нехорошо! Нехорошо!
Петрушка Да вы на меня сильно не обижайтесь! Просто я веселый!
На ярмарку проходите! Товар у нас важный, похвалит купец каждый.
Пожалуйте к нам сюда! С добрых молодцов пятак берем, а красным девицам даром отдаем.

2 педагог.

А теперь весёлые загадки,-

Не горьки, не кислы, не сладки,

Кто сейчас их все отгадает,

Тот весь год забот не узнает!

Загадка первая!


В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица для меньшей темница.
Красные щечки, цветастые платочки.
Хлопают в ладошки веселые…(матрешки)

Ребенок

Ой ты ,барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский
 сувенир.

Воспитатель открывает лоток

2 лоток (изделия хохломских мастеров)
А вот посуда расписная- была у царя такая!
Да вся побилась!
А наша не бьется, из неё ничего не прольется!
Щи из неё вкусней, да и каша добрей!
Воспитатель: Ребята, что это за  посуда? (ответы детей)

Ребенок:
Когда стоит студеная зима, свистит и стонет зимний ветер.
То солнечная Хохлома напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма, не сумрак в вазах и солонках
Плывет по лету хохлома, расписанная очень ловко.
Дети с воспитателем рассматривают хохломские изделия
3 лоток ( павлово -посадские платки)

На черном фоне – красные розы
Лилии, маки, ромашки, подснежники.
Ими повязаны девичьи головы,
Глазки лукавые, личики нежные.
(Павлово-Посадские платки)

Ребенок:

Павлово-Посадские тонкие шали,

Любую девушку украшали

По яркому полю цветы разбежались

Венком на краешке задержались

Розы, ромашки, бутоны и листья

В хороводе стали кружиться.

Воспитатель: Ребята, откуда эти платки?.( ответы детей).

1 педагог:Самая веселая ярмарка была на масленицу. Длилась она целую неделю.

 На  масленичную ярмарку разворачивались самые большие гуляния. Здесь было множество забав: и кулачные бои, и взятие снежного городка, и катание на тройках, устраивались катальные горки, сжигали чучело Зимы. Пепел её развеивали в поле, чтобы осенью урожай богатый был.
Ну и конечно, на масленичной ярмарке было очень много блинов. Даже поговорки придумали:
Блин не клин- живот не расколет!
Ну-ка, съешь блина, чтоб пришла весна!
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны!

2 педагог : А какая же масленица без веселых музыкантов?

Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.

Игра на ложках рнп «Блины».


Итог занятия

1 педагог: Поиграли, повеселились, а теперь давайте вспомним, где мы с вами сегодня были? Что такое ярмарка? Какой товар там продают? Кто продает товар? Изделия каких мастеров мы видели? Молодцы, ребята! Я благодарю вас за то, что вы были внимательными! До свидания!

2 педагог: Ну и напоследок напутствие от предков«Живите на красную ложку!», что обозначает - праздник каждый день. Чего и вам желаем!!! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская ярмарка. Интегрированное занятие в старшей группе

Фольклор - искусство синкретическое. Объединяя в себе и музыку, и слово, и танец, и народно- прикладное творчество, он наилучшим образом развивает возможности ребенка дошкольника. Интегрированное зан...

Русская ярмарка

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного  возраста. с использованием  игр, танцев, песен, частушек и традиций русского народа...

Русская ярмарка

Совместно- образовательная деятельность с детьми.                      ( младшая группа д/с) «...

Сценарий народного праздника для старшей - подготовительной группы "Русская ярмарка"

Праздник был проведен с целью приобщения детей к истокам народного творчества,  с целью развития художественно-эстетического вкуса у детей через декоративно-прикладное искусство....

Сценарий праздника "Русская ярмарка"

Сценарий праздника для подготовительной группы "Русская ярмарка"...

«Русская ярмарка» Сценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы.

В данной публикации представлен сценарий "русская ярмарка". Здесь мы учим детей формировать праздничную культуру,знакомим традициями народного праздника,особенности организации праздничного действа.Кр...

Русская ярмарка. Театрализованное представление к проекту «Приобщение детей к русской культуре, Моя Родина-Россия».

Цели и задачи: познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора. Оказывать содействие накоплению эстетического опыта. Расширять знания и представления детей о национальной кул...