Использование элементов музыкального языка в играх и упражнениях на музыкальных занятиях с детьми с ТМНР.
материал по музыке

Гомзякова Екатерина Борисовна

Общение – это процесс коммуникации между отдельными людьми и группами людей. В своем выступлении я расскажу, как происходит передача информации на музыкальных занятиях невербальными способами (жесты, мимика, пантомимика и т. д.).

К невербальным языкам относится музыкальный язык . В музыкальном языке можно обнаружить некоторые свойства, подобные тем, что наблюдаются в словесном языке. Подобно языку, в музыкальном искусстве есть средства выразительности  (мелодия , штрихи, темп, динамика, лад)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gomzyakova_pedsovet_1.docx16.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Музыкальный руководитель Гомзякова Е.Б.

Тема: Использование элементов музыкального языка в играх и упражнениях на музыкальных занятиях с детьми с ТМНР.

Общение – это процесс коммуникации между отдельными людьми и группами людей. В своем выступлении я расскажу, как происходит передача информации на музыкальных занятиях невербальными способами (жесты, мимика, пантомимика и т. д.).

К невербальным языкам относится музыкальный язык . В музыкальном языке можно обнаружить некоторые свойства, подобные тем, что наблюдаются в словесном языке. Подобно языку, в музыкальном искусстве есть средства выразительности  (мелодия , штрихи, темп, динамика, лад)

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Около 10 лет тому назад, начиная ставить наши театральные постановки, мы со Светланой Сергеевной, столкнулись с трудностью, что не всегда есть возможность подсказать тому или иному герою его выход, так как сами были заняты в спектакле, поэтому стали подбирать каждому актёру свою мелодию, дети, услышав свою музыкальную тему включались в роль безошибочно.

Регистр. Бывают такие виды регистра: Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание. Высокий. Лёгкое и тонкое звучание. Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека. Игра «Медведи и Птички» (слушание – подбираем изображение; активное слушание – выполняем определенные движения, изображая медведей или птичек в соответствии с музыкой)

Темп - это скорость исполнения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции. Маленький дождик – Сильный дождик

Лад – это выражение настроения в музыке. Мы чаще всего на занятиях определяем веселая-грустная музыка. Покажу вам на примере игры «Солнышко-Тучка». Дети прослушивают попевки «Солнышко» (мажор), «Тучка» (минор), кто может, поет их. Далее слушают музыкальные загадки, а ответы показывают жестами рук: солнышко  - ладошки с прямыми пальчиками, тучка – два кулачка вместе. ( 1, 3, 4 гр)

Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них. Запомнить тембр музыкальных инструментов воспитанникам помогают жесты имитации игры на них. Например, в песне  «Веселый музыкант». Также у всех воспитанников каждое занятие заканчивается определённым ритуалом. Например в 1,3,4 группах это просмотр музыкальных произведений, исполняемых   на разных инструментах. Здесь я часто предоставляю выбор и могу спросить: «Полина, какой бы музыкальный инструмент ты хотела бы послушать?»  Полина отвечает жестом, показывая «игру» на том или ином инструменте.

Игра «отгадай инструмент»

Динамикой называется громкость музыки. С этим средством выразительности знакомы большинство детей и с удовольствием играют в игру «Музыкальные прятки»

Многие своевременно реагируют на смену динамики и показывают это соответствующими движениями.

Штрихи - один из важнейших инструментов выразительности в музыке. Основные штрихи это Legato. плавные звуки. Staccato. Звуки следует извлекать резко. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. Non legato. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.

Наши воспитанники знают эти штрихи, как отрывистые и плавные звуки. Здесь нам помогают жесты рук. Дети не только смотрят на мои руки, но и пропевая плавную попевку помогают себе рукой, как будто тянут ниточку.

Одним из главных методов общения на музыкальном занятия является дирижерский жест. Дирижерский жест помогает в таких видах деятельности , как пение, игра на детских музыкальных инструментах. С элементарными жестами дирижера знакомы большинство детей и понимают их. Например: взмах  и кивок головы  - начать петь или играть на инструменте, завершить (снять звук), тихо (маленькая амплитуда) – громко, отрывисто – протяжно. А с воспитанниками 3 группы мы успешно играем в игру, которая так и называется «Дирижер». Каждый воспитанник побывал в роли дирижера и попробовал жестом передать то, что хочет от своих музыкантов.

Использование элементов музыкального языка как средства общения на музыкальных занятиях с детьми с ТМНР  позволяет:

  -  более экономно использовать время на занятии;

- расширить набор выразительных движений детей.

  -  способствовать большей самостоятельности детей;

  - создать положительный эмоциональный настрой у воспитанников.

Свидетельством педагогической эффективности каждого из проведённый

занятий является положительный эмоциональный настрой и дружелюбие

детей в отношении к педагогу и к друг к другу.

Коммуникация — в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.

Музыкальная речь доходит до адресата в звуковой форме посредством музыкальных символов. Каждый музыкант старается донести до слушателя свои представления и чувства, вызванные у него конкретным произведением. Так же очень важным в музыкальном общении является передать задумку самого композитора произведения.

Важным средством развития эмоционально-волевой сферы ребенка-

сироты, ребенка лишенного родительского попечения является музыка как

самый эмоциональный и непосредственно воздействующий на личность вид

искусства. Только музыкальное искусство способно непосредственно

воздействовать на эмоциональную сферу человека, заставляя его

прислушаться к звукам окружающего мира и звукам собственной души,

упорядочивать и согласовывать их между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для музыкально-логоритмических занятий с дошкольниками

1.Актуальность темы2. Методические рекомендации3. Игры и упражнения...

Буклет "Игры и упражнения с музыкальными инструментами"

Буклет содержит игры и упражнения с музыкальными инструментами для дошкольников...

Дыхательные игры и упражнения на музыкальных занятиях

Ниже представлены дыхательные игры и упражнения, используемые мною на музыкальных занятиях....

Буклет: "Игры и упражнения для домашних занятий с детьми"

В буклете представлены игры и упражнения для домашних занятий с детьми...

План-конспект мастер-класса для музыкальных руководителей "Театрализованные игры и упражнения для семейного досуга

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поиграть в театрализованные упражнения, которые можно предлагать родителям и детям, как игровой материал для домашнего досуга. Главная цель творческого взаимодействи...

Игры и упражнения с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста «Утром солнышко проснется»

Игры и упражнения с музыкальными инструментамидля детей младшего дошкольного возраста«Утром солнышко проснется»...

Дыхательные игры и упражнения на музыкальных занятиях

Предлагаю вашему вниманию дыхательные игры и упражнения, используемые на музыкальных занятиях....