Цикл занятий "Веселые ритмы"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Наталья Петровна Котляревская

Цикл занятий в старшей группе "Веселые ритмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_veselye_ritmy_starshiy_vozrast.docx31.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия в старшей группе «Подружитесь с ритмом» №1

Цель: Формировать элементарную музыкальную грамотность

дошкольников.

Задачи:

  • Развивать слуховое, зрительное восприятие.
  • Развивать коммуникативные навыки, моторику рук.
  • Активировать интерес к музыкальным инструментам.
  • Доставить радость от совместной игры.

Ход занятия

Дети под марш входят в зал, обходят 2-3 круга и останавливаются, лицом в круг.

Музыкальный руководитель:

Дети, я хочу вам задать вопрос, когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого вы встречаете? (ответы). Я вам предлагаю вам поприветствовать друг друга необычно, музыкально. Наше музыкальное приветствие — это песенка - эхо. Где можно встретить эхо? (ответы детей) Что эхо делает? (ответы детей) Правильно, оно все повторяет. Хотите стать моим эхом?

Я буду петь музыкальную фразу, а вы ее повторите как эхо. А когда я подниму наши сцепленные руки вверх, мы все вместе громко крикнем «Ура!». Задание понятно?

Музыкальное приветствие «Как здорово!» (автор слов Е. Плахова)

МР: - Как здорово, что все мы здесь

Собрались, собрались!

Дети: - Как здорово, что все мы здесь

Собрались, собрались!

МР: - Друзьям своим ты улыбнись,

Улыбнись, улыбнись!

Дети: - Друзьям своим ты улыбнись,

Улыбнись, улыбнись!

МР: - Все друзья собрались вместе!

Дети: - Все друзья собрались вместе!

Все: - Ура!

Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга и всех, кто присутствует в зале!

Музыкальный руководитель :

Нас, с вами окружает очень много звуков, давайте закроем глаза и послушаем, какие звуки мы слышим? (стук, кашель, гул машины и т. д.)

Музыкальный руководитель :

Это ребята были звуки шумовые, а есть ещё звуки музыкальные.

Вот я вам сей час сыграю два звука, послушайте внимательно, чем они отличаются?

Дети отвечают (сообща выясняют).

Музыкальный руководитель :

Замечательно ребята, вы правильно определили, один звук был долгий, а другой короткий.

Ребята, а вы любите секреты? Смотрите сюда, я вам расскажу один секрет.

Оказывается у каждой мелодии, и у каждой песенки есть свой ритмический рисунок. Долгий звук в ритмическом рисунке называется «та», а короткий «ти», и если я сыграю такой ритмический рисунок, то послушайте, что у меня получится.

Играю на пианино. (Светит солнышко, к нам в окошечко – ти-ти-та-та-та-ти-ти-та-та-та).

Музыкальный руководитель :

Ребята, что у меня получилось?

Дети:

Песенка.

Музыкальный руководитель:

Правильно! Молодцы, я играла всего на одном звуке, но звуки были организованны, чередование долгих и коротких звуков, и получилась песенка. Вот в чём ребятки секрет, оказывается, без ритма не бывает ни одной песенки.

Музыкальный руководитель :

Дети посмотрите вокруг, сегодня я вам столько интересного приготовила (перечисляю).

Привлекаю внимание детей к интерактивной доске.

Ребята, а вы сказки любите? Тогда сделаем так, одну сказку расскажу вам я, а другую придумаете вы.

В одном лесу жили грибочки – мама, дочка, сыночек и папа. Они все выстроились друг за другом и отправились в гости к своим друзьям, и получилась вот такая ритмическая формула. Большой грибок (вопрос к детям) –«та», как вы думаете это какой звук долгий или короткий! Правильно, молодцы да вы всё уже знаете. Давайте прохлопаем формулу, которая у нас получилась,

(та-ти-ти-та) .Это была моя сказка, а ещё ребята я приготовила вам разные картинки, чтобы вы сами сочинили свою сказку, только знаете ребята я предлагаю вам разделиться на две группы и совместно поработать,

(снежинки, елочки)

Так ребята, какая из подгрупп хочет, рассказать, свою сказку. (Дети поочерёдно рассказывают и прохлопывают ритм своей сказки).

Музыкальный руководитель :

Вот какие интересные сказки у нас получились! Молодцы!

Музыкальный руководитель :

Дети, посмотрите, у нас ещё есть снежинки и музыкальные инструменты. Куда бы вы хотите пойти? Выбирайте.

«Снежинки»

Дети, предлагаю вам присесть на стульчики, у нас сейчас будет ещё что-то интересное. Вы любите играть со снежками? Я вам, сейчас предлагаю половить снежинки под музыку двумя пальчиками указательным и средним, мы будем «ходить» ими по разным частям нашего тела, и на конец музыкальной фразы будем делать хлопок (т. е. ловить снежинку).

(«Ходят» от туловища вниз, к голове, снизу от ног, можно подруг дружке походить, главное хлопнуть – поймать снежинку).

Слушание Делиб

Музыкальный руководитель :

Всех снежинок поймали? Молодцы!

Музыкальный руководитель :

Ну, что ребята наши инструменты уже нас заждались, а кто играет на инструментах? Музыканты – да? Мы сейчас с вами будем музыкантами, возьмём ложки и бубны и будем играть, а чтобы мы с вами были настоящими музыкантами, разделимся на две партии- сюда стали ложечки, а сюда бубны, а поможет нам в этом волшебный экран. Сейчас мы с вами сыграем песенку 

«Ромашки и букашки» (Л. Раздобарина, проект Коломиец Л. А.)

Вы помните ребятки, что большая ромашка это долгий звук «та», а маленькая это короткий звук «ти» приготовились, внимание на экран.

Музыкальный руководитель :

Прекрасно! Вы настоящие музыканты!

А теперь ребята положите музыкальные инструменты на столик.

Музыкальный руководитель :

А еще я вам предлагаю послушать, что вы услышите?

Слушание «Часики»

Как звучат часики? Тик-так, тик-так.

Посмотрите вот какие у меня есть тарелочки.

Бери кружок тарелочки,

На месте ты не стой,

Повторяйте все за мной.

Музыкально-ритмические движения «Часики»

Молодцы, присаживаемся на стульчики.

Дети, какое у вас настроение (ответы детей).

Наше время с вами так быстро пролетело, часики у нас говорят, что нужно заканчивать нашу встречу.

У меня есть вот такая ёлочка, предлагаю вам разукрасить эту ёлочку.

Если у вас не очень хорошее настроение, то украшаете белыми шариками, а если у вас очень хорошее настроение, то украшаете красными шариками.

Мне так понравилось с вами играть, общаться, большое вам спасибо ребята.

До свидания! Поем.

Дети строятся друг за другом и под марш выходят из зала.


Конспект  занятия в старшей группе по теме «Веселые ритмы» № 2

Цель: развивать чувство ритма у старших дошкольников.

Задачи:

1. создать атмосферу комфорта и доверия в совместной музыкальной деятельности;

2. вызвать интерес к музыкальному ритму, развивать умение его слушать, эмоционально откликаясь;

3. учить двигаться в соответствии с характером музыкального ритма, передавать простейший ритмический рисунок в игре на музыкальных инструментах;

4. побуждать к творческой импровизации в движениях, в игре на музыкальных инструментах;

Материал к занятию: мольберт, мультимедиа, музыкальные инструменты (ложки, бубны), весёлые «ритмики», бумажные сказочные герои + поезд с вагончиками, мячики, синтезатор, музыка для музыкальной разминки.

Ход занятия

Муз. рук: Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас в этом уютном зале и хочу поздороваться с вами необычно музыкально и ритмично. Посмотрите внимательно, здесь изображен ритм (1 модель): длинные и короткие звуки: "Здравствуйте! ". Давайте поздороваемся так же, с хлопками. А теперь посмотрите на этот ритм (2 модель): " Здравствуйте, гости! ", повторите. И закончим приветствие так: "Гости дорогие! " (3 модель) Молодцы, вы были внимательными и ритмичными. А как еще можно поздороваться (ответы детей)?

Муз. рук:  Ребята, давайте посмотрим вокруг? Что вы видите? Чем бы вы хотели сейчас заниматься? (дети разглядывают музыкальный зал и выбирают  ту деятельность, которая показалась интересной).

Вопросы: (пианино)

Муз. рук: Ребята, давайте закроем глаза и послушаем, какие звуки нас окружают? (предположительный ответ детей: разговор детей из соседней группы….) Это были звуки ШУМОВЫЕ, а есть звуки МУЗЫКАЛЬНЫЕ!

Муз. рук: Я сейчас я сыграю на синтезаторе два звука, и определите, чем они отличаются друг от друга (ответ детей: короткий и долгий звук).

Муз. рук: Дети, а вы любите секреты? (ответ детей)

 Знаете ребята, оказывается у каждой мелодии и каждой песенки есть свой ритмический рисунок! Долгий звук называется – Та, а короткий – Ти. А если я сыграю на синтезаторе эти звуки, что у меня получится (ответ: мелодия)? На скольких звуках я вам сыграл песенку? (ответ: один звук). Вот в чем секрет! Оказывается ни одна мелодия не обходиться без ритма!  Посмотрите ребята на мольберт и скажите, что изображено?(ответ детей: поезд из вагончиков, в котором расположены разной длины кружочки)

Давайте прохлопаем этот ритм?  Сейчас я выберу одного из вас, и он мне сыграет этот ритм на синтезаторе! (на синтезаторе отмечена нота маркером)

Стол «Весёлые ритмики»

Приветствие друг с другом! (каждый одевает себе на указательный палец бумажного героя)

Пример приветствия: «Здравствуй Анечка – здравствуйте Павел Иванович»

(при приветствии нужно пальчиком покланяться соседу) 

Игра с пальчиками

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Стульчики с комариками (дети садятся на стульчики)

Муз. рук: Перед вами картина с комариками, как вы думаете, сколько их на картине (ответ детей)? 

Муз. рук: Ребята, а давайте мы под музыку половим этих комариков? Согласны? Задание такое: когда звучит музыка мы указательным и большим пальчиком (двумя руками) ползаем по нашему телу, а как закончится музыкальная фраза, мы должны хлопнуть все вместе. 

Игра: «Поймай  комарика»

Сказка на мольберте

Муз. рук: Сейчас я сочиню свою сказку, а вы внимательно смотрите, так как в дальнейшем сочините свою.

(руководитель рассказывает сказку, закрепляет сказочного героя на мольберт). В конце должен получится ритм, который дети прохлопают. 

Экран + музыкальные инструменты

Муз. рук:  Нас ребята музыкальные инструменты уже заждались, возьмите в руки бубны и ложки и встаньте напротив экрана по партиям: одна  партия ложек, другая бубнов. А поможет нам в этом музыкально - волшебный экран. Когда на экране будут изображены ложки, то тогда играют одни ложки, а если на экране появится бубен, то играют одни бубны, ну а если на экране появятся бубны и ложки, то играем все вместе. Большие ромашки означают долгий звук, а маленькие – короткий (игра детей на музыкальных инструментах).

Муз. рук:  Вот и закончилось наше  удивительное путешествие. Напоследок хочу вас спросить: Что мы нового узнали и научились на занятии? На каких музыкальных инструментах мы играли?

Муз. рук: В завершении я вам хочу подарить: весёлых, музыкальных  «Ритмиков», которые  всегда поднимут ваше настроение!


Конспект занятия-развлечения для старшей группы «Веселые ритмы»

 Цели и задачи:

- Развивать чувство ритма,  музыкальной памяти  и музыкально- творческих способностей.

-Способствовать самовыражению, эмоциональной отзывчивости.

-Закреплять умение пользоваться раздаточным материалом.

Музыкальный репертуар:

Песня «Паровоз  Букашка».

Песня « Солнечный лучик»

Музыка для релаксации.

Хор рук «Пасадоболь»

Вальс "Анастасия"

Песня "Дорога  добра»

Ритмический танец " Полька по кругу"

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку « Паровоз  Букашка». Змейкой двигаются по залу и останавливаются в центре зала.

М.Р. Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Мы с вами знаем очень интересную игру- приветствие, которая называется «Здравствуйте».Давайте мы с вами поприветствуем друг друга

Игра – приветствие.

Станем рядышком по кругу

Скажем здравствуйте друг другу

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день

Добрый день, добрый день

Встретились мы снова

Слушать музыку и петь

Мы уже готовы

М.Р. Мы с вами поздоровались,  а теперь мы с вами познакомимся.

М.Р. Много есть имен на свете

        Вы согласны со мной дети?

        Имена все назовем,

         Простучим и пропоем.

(каждый ребёнок прохлопывает ритмично свое имя и припевает)

М.Р. Знаете , ребята сегодня утром я захожу в наш муз. зал и вижу, что на нашем ковре блестят какие-то яркие огоньки. Я удивилась, подбежала, и успела схватить только один огонек. Остальные исчезли.

Посмотрите, что у меня в руках? Смотрите, какой-то цветок. Что это за цветок? (ответы детей---цветок-огонёк).

М.Р  Наш цветочек потерял свои  огоньки  и просит нас найти их . Поможем найти огоньки цветочку?

Под музыку "Вальс Анастасия" открывается занавес и виден сказочный королевский замок, где повсюду блестят разноцветные огоньки.

М.Р. Ребята, посмотрите – там видны красивые огоньки.

Я кажется, знаю куда делись огоньки нашего цветочка. Этот замок находится в королевстве музыкальных ритмов. Там и спрятались красивые огоньки нашего цветочка.

М.Р.. Этим королевством управляет знаменитый король Ритм. Вам знакомо это слово?(Да!)

  Дети: Это чередование длинных и коротких звуков. И мы не представляем себе музыку без ритма.

М.Р. Правильно, ребята! Ритм играет очень важную роль не только в музыке,но и в жизни человека. Ритм-это отсчет времени, тиканье часов, биение сердца, смена дня и ночи.

М.Р. Ребята, давайте, послушаем с вами ритм своего сердца.  Для этого нам нужно закрыть свои ушки руками, закрыть глазки, и затаить на несколько секунд дыхание, и мы услышим ритм своего сердца.

М.Р. Ребята, в  Королевстве ритмов есть много станции и сегодня мы отправимся в путешествие по этим станциям и будем искать цветные огоньки.

М.Р. а теперь нам пора в путь. ( под веселую песенку "Гимн детских садов" дети отправляются в путь и останавливаются около станции «Песенная».

М.Р  Чтоб научиться петь красиво, нам надо подготовить наш голосок.

Сверху- вниз, сверху – вниз, ( поглаживают кончиками пальцев по шее)

Голосочек наш проснись

снизу –вверх , снизу-вверх   (поглаживаю кончиками пальцев)                                                        

В пении нас ждёт успех.

М.Р. Наш голосок готов для пения. А какую песню мы будем петь, вы узнаете когда отгадаете загадку:.

Утро начинает, лучиком встречает

Светит нам в окошко, ласковое (солнце)

М.Р. А теперь назовите это слово ласково.

Дети: Солнышко.

М.Р.А что есть у солнышка?

Дети: Лучики.

М.Р. Правильно ребята  мы с вами споем песню  про солнечные лучики

(переводит на родной язык слово лучики)

Дети исполняют песню «Солнечные лучики».

М.Р. О чем поется в этой песенке?

Дети: О солнышке, и о лучиках.

М.Р.  Как вы думаете, какая по характеру эта песенка?

Дети: Веселая, лёгкая, подвижная,

М.Р. А как нужно петь эту песенку?

Дети: Легко и весело

М.Р. Молодцы! посмотрите, ребята тут что то блестит .

 Мы сейчас посмотрим что это?

Дети: красивые огоньки

М.Р правильно, огоньки  вернем эти огоньки цветку.(Дети прикрепляют огоньки к цветку)

 Теперь отправляемся в путь. Наша следующая станция -  "Станция слушания музыки».

Голос из-за кулис: Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

                                 Что такое эта музыка? Расскажите мне скорей.

                                  Птичьи трели – это музыка, и капели –эта музыка.

                                   Есть особенная музыка, в тихом шелесте ветвей.

                                    Видишь,  лист кленовый кружится,

                                  Тихо кружиться под музыку.

                                  Видишь, в небе тучка хмурится,

                                   Будет музыка дождя.

М.Р .Ребята, посмотрите какие волшебные палочки и шарики  я нашла на этой станции.

М.Р. прежде чем мы послушаем шум дождя, давайте отстучим палочками ритм дождя. (Дети сидят на стульчиках и шарики  находятся между коленками)

РИТМЫ ПАЛОЧКАМИ

Дождь  по улице идет---- (ударяют по очереди палочками по шарику)

Кап-кап; кап-кап;-------- (стучат палочку о палочку).

Громко песенку поет--- (по очереди ударяют палочками по шарику).

Кап-кап; Кап-кап.   ---- (стучат палочку о палочку).

Дождик, дождик подожди -- (стучат палочкой справа).

Ты в окошко не стучи--- (стучат палочкой слева).

Ты нас дождик не пугай-- (ударяют по очереди палочкой)

Пошалил и перестань-- (палочка о палочку)

( в конце поднимают палочки вверх и стучат друг об друга.)

М.Р. Ребята, мы с вами на станции «Слушания музыки». В королевстве Ритма нам приготовили краски и кисточки .Сейчас мы будем слушать шум дождя, а вы будете рисовать капельки в такт ритма дождя.

( Дети рисуют капельки дождя.)

(Звучит шум дождя в записи)

М.Р. Вот какие  красивые капельки у нас получились

М.Р. Давайте, мы отыщем другие огоньки. (дети находят огоньки и прикрепляют к цветку)

М.Р. Я вижу , вы устали с дороги. Давайте немного отдохнем с вами. Ложитесь на коврики , послушаем спокойную музыку, глазки закрываем и отдыхаем.

( Дети слушают спокойную музыку для релаксации и отдыхают).

М.Р. Мы отдохнули и нам пора в путь. Но пока мы не отправилисьна новую станцию, я познакомлю вас с оригинальным видом ритма. Называется « Ритм на стаканчиках»

М.Р. « Свой ритм мы вкладываем во все, к чему прикасается наша рука или мысль»

М.Р. И мы сейчас вложим свой ритм в наши стаканчики -непроливайки. Наши стаканчики должны быть пластмассовыми, чтобы мы не поранили свои пальчики.( рассказывает что нельзя брать стеклянные предметы  дома без присмотра взрослых)

( М.Р. показывает ритм. Дети повторяют,  затем  извлекают  ритм под музыку.)

«РИТМ СТАКАНЧИКАМИ»

М.Р. Вот ?какой красивый ритм у нас получился  прикрепляют огоньки к цветочку)

М.Р  Теперь  нам пора отправляться в путь. Смотрите, какая красивая станция! она называется « Бумажная симфония».

Голос из за кулис:

 Вот волшебная бумага, .ты теперь не хуже мага.

 Сможешь превратить страничку в зверя, рыбку или  птичку.

 Сделать множество игрушек, для друзей и для подружек.

 И украсить в доме полку, стену, столик или елку.

М.Р. Ребята, как мы с вами пели песенку?

Дети: Хором.

М.Р. Как вы думаете, можно петь песню руками?

Дети : Да.

М.Р. Пение руками – называется « Хор рук».

М.Р. Давайте попробуем исполнить ритмическую  музыку с этими белыми листами бумаги. Для того чтобы наша музыка  получилась еще ритмичнее мы будем играть на бубенцах

(Девочки  сидят, В руках у них листы  бумаги.Мальчики  стоят, в руках  у  них колокольчики или бубенцы)

Исполняется « Посадоболь».

М.Р .Как красиво у вас все получилось (ребята, давайте найдем и другие огоньки. Находят  и прикрепляют к цветку.)

М.Р. А мы  оправляемся к следующей станции.

М.Р. Станция  «Танцевальная.»

Голос из-за кулис:

Танец- это маленькая жизнь, которую проживает танцор! Это песня души , радости и боли. Танец -это поэма и все движения в нем слова. В танце каждый рассказывает свою историю,не похожую ни на одну другую. Танец, как и песня, складывается из разных ритмов и приобретает жизнь.

М.Р. Ребята , какие мы танцы с вами разучивали?

Дети:  Полька, Хоровод, вальс, современные, национальные.

М.Р. Мы сейчас станцуем наш любимый танец.

ИСПОЛНЯЕТСЯ  «Полька по кругу».

М.Р: Едем к другой станции. Ребята, посмотрите, куда мы приехали? Посмотрите что мы видим на экране?

 (показывается  картинки Хабеза , композиторов Аслана Даурова и Султана Сидакова, картинки кавказских гор и танцы кавказа)

Дети: это наш аул Хабез.

М.Р Правильно, ребята, это наш Хабез .В нашем ауле родились и жили много известных поэтов, писателей, композиторов. И среди них композиторы  Аслан Дауров  и Султан Сидаков. Эти композиторы написали очень много музыкальных произведений.

Ребята, мне очень повезло, в годы когда я училась в музыкальной школе и в музыкальном училище, мне выпала честь заниматься у этих  замечательных педагогов и композиторов, присутствовать на их концертах.

Аслан Дауров  является создателем Гимна Карачаево - Черкесской Республики, а также Гимна Международной Черкесской Ассоциации.

Текст гимна «Древней родиной горжусь я!» принадлежит перу поэта Юсуфа Созарукова. Гимн является символом сохранения традиций

национальной культуры, единства многонационального народа Карачаево-Черкесии. Султан Сидаков тоже сочинил очень много произведений. и один из них песня  "Мой аул" Который воспевает красоту нашего аула, и я хочу чтобы вы прослушали эту песню

В записи звучит песня  "Мой аул"

М.Р. Вот и закончилось наше путешествие в королевство  Ритма, и я думаю, что мы нашли все огоньки нашего цветочка

Какие вы молодцы, ребята. Вы замечательно поете. Очень красиво танцуете, и на музыкальных инструментах  играете хорошо. Мне кажется что у нашего цветочка лепестки стали ярче от нашего путешествия в королевство Ритмов и мы нашли  его огоньки. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось?(ответы детей)А на каких станциях мы с вами побывали, ребята? (ответы детей).Ц1ык1ухэ, къэдывгъэц1ыхужыт, сыт хуэдэ  псалъэщ1э  нобэ дэ  къэтц1ыхуахэр?

композиторы -уэрэд  зыусэхэр

солнечные лучики- дыгъэ  бзий.

гимн- къэралым и уэрэд нэхъыщхьэ

Ритм--- жыпхъэ

М.Р. Теперь нам пора возвращаться в  наш детский сад.

Под музыку дети выходят из зала"Дорога добра"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....