Мастер-класс "Звуки ритма"
методическая разработка по музыке

Шалимова Виталина Васильевна

Мастер-класс для педагогов с целью повышения  уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения приемами развития ритмического восприятия детей старшего дошкольного возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master1.docx23.77 КБ
Файл master-klass.pptx2.65 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №31»

Мастер-класс

Тема: «Звуки ритма»

Образовательная область: «Музыка»

Автор (разработчик):

Шалимова Виталина Васильевна

музыкальный руководитель первой категории

Бакал, 2019 г.

Мастер-класс

«Звуки ритма»

Цель: повышение  уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения приемами развития ритмического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в процессе НОД, образовательная область «Музыка».

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.  
- Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Слайд 1.

1 часть – презентация педагогического опыта мастера.

Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.

Педагог: Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире... Ритмы лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений - биение сердца, дыхание, стук капель дождя по подоконнику... Разные ритмы встречаются в быту, в работе. Я предлагаю вам определить по небольшим фрагментам, что звучит?

 Слайд 2. (звучание бытовых ритмов, ответы зала)

Но ведь ритмы представлены не только как бытовые звуки. Прошу обратить внимание на следующие слайды

(Слайд 3).

Что объединяет все эти изображения?

(ответы зала).

 Конечно же, ритм! Он присутствует и в архитектуре, и в орнаментике народных узоров, в математике, в живописи и во многих других областях наук и искусства.  

Ритм является основой любого музыкального или стихотворного произведения. Разучивая стихи с детьми, вы, наверное, не раз сталкивались с тем, что ребенок плохо запоминает стихотворение, переставляет слова местами. И как бы вы не старались, результат оставался тем же. Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии? Почему плохо запоминает стихи?». Зачастую только мама может понять, что говорит  малыш. Как  же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с нарушением фонематического восприятия и слоговой структуры слова. Ученые давно доказали, что  одной из причин  задержки речевого развития   является нарушение ритмического восприятия.
Моя музыкально – педагогическая позиция основывается на том, что залогом успешной учебной деятельности, правильного формирования речи является развитое чувство ритма.

Я предлагаю опробовать несколько, на мой взгляд, эффективных приемов развития ритмического восприятия у детей и приглашаю  четырех желающих.

2 часть – практическая.

Цель - создать для участников игровую ситуацию «исполнение по ритмослогам» на ложках, при помощи звучащих жестов  как итоговый результат.

Звучащие жесты

Итак, звучащие жесты – это первые инструменты человека, которые всегда под рукой. Инструменты, которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии музыкальных.

ТИК-ТАК

(Зоя Петрова)

Есть часы во всех домах,
Тик-так, тик-так. (щелчки)
Стрелки ходят на часах,
Тик-так, тик-так. (хлопки)
Очень всем часы нужны,
Тик-так, тик-так. (шлепки по коленям)
Мы их слушаться должны
Тик-так, тик-так. (притопы ногами)

Звучащие жесты – это игра на поверхности своего тела: хлопки, щелчки пальцами, шлепки по коленям, притопы ногами.

Ритм, заложенный в словах, фразах очень легко усваивается детьми – прихлопывается, притопывается и переносится на музыкальные или шумовые инструменты (раздаю участникам деревянные палочки). Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, дикцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков. Но самое главное это то, что дети незаметно для себя выучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством.

Игры с палочками

Весенняя телеграмма 

(В.Суслов)

Дятел сел на толстый сук,

Тук да тук.

Всем друзьям своим на юг

Тук да тук.

Телеграммы срочно шлет,

Туки-туки-тук.

Что весна уже идет,

Туки-туки-тук.

Что растаял снег вокруг,

Туки-тук, туки-тук.

Что подснежники цветут,

Туки-тук, туки-тук.

Педагог: А сейчас наши уважаемые участники могут пройти за свои рабочие столы. Следующим заданием будет запись наших ритмов.

Из звуков разной высоты получается мелодия, а из звуков разной длины получается ритм. В музыкальных школах России существует традиция называть долгие и короткие звуки соответственно «ТА» и «ти». Для детей закрепление понятий «долгий»  и «короткий» звук происходит на примере изображений «божьих коровок», «грибочков» и т.д.  

(Слайд 4, 5,6).

Но мы обратимся к ритмическим шахматам. (Слайд 7)

Они устроены из деревянных планшетов прорезями для нитки и пуговицами белого и черного цветов. Выкладывать ритм мы будем слева направо.

(каждому участнику раздаю ритмические планшеты)

С ритмом детей я знакомлю с помощью образов кошки и мышки. Белые пуговицы мы превращаем в кошек, а черные - в мышек (показ на планшете «Мяу» и «пи-пи»).  Но, мы с вами взрослые люди и в состоянии освоить настоящие музыкальные термины «Та» и «ти». Однажды музыканты всего мира придумали, что длительности графически будут выглядеть вот так. Сейчас мы посмотрим на экран и поиграем в игру «Ритмическое эхо». Я буду начинать, а вы вторить. 

Игра «Ритмическое эхо»

(Слайды 8,9,10,11).

Так графический рисунок выглядит на экране, а как же его записать на ритмических шахматах? Не хотите попробовать?

(участники выкладывают последний ритм на своих ритмических планшетах)

Мы помним, что для ребенка интересно все то, что не лишено смысла, настроения. Если дать ему музыкальные инструменты, например, ложки, то это упражнение для него станет веселой игрой (раздаю участникам деревянные ложки). Обычно, когда игра интересная, то  усложняются правила игры и увеличивается  количество игроков.

Обращение к аудитории: Увеличить количество игроков нашей игры я бы хотела за счет вас, уважаемые слушатели. Поэтому попрошу вас проговорить следующую скороговорку. Внимание на экран.

(Слайд 12)

(Участники  проговаривают: «Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход».

Разделяю зал на две команды, задавая определенный ритм каждой половине участников)

А сейчас, когда каждая команда знает своё задание,   объединим свои усилия в дружный ритмический оркестр!

(все участники исполняют игру в общем оркестре)

3 часть — рефлексия.

Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.

Педагог: Спасибо вам за слаженность, за работу, за веселье.

(Слайд13).

Ведь ритм – это удивительный мир. Вместе с ритмом мы можем научить детей петь, танцевать, заниматься физкультурой, решать логопедические задачи, знакомиться с математикой, геометрией, все познавать и просто повышать свое настроение.

Обращение к фокус - группе: Не возникло ли у вас, уважаемые участники, прямо завтра в своей повседневной жизни использовать возможности ритма? (ответы фокус группы). Тогда попрошу вас отметить свою линию настроения на ритмическом планшете. Если ваше настроение стремиться вверх, то нужно отметить его так (демонстрирую на планшете). Если настроение не изменилось, то отметьте его ровной дорожкой. Ну, а если вдруг ваше настроение стремиться вниз, то отметьте его нисходящей линией.

(участники фокус -группы отмечают свою линию настроения на ритмическом планшете)

Обращение к аудитории: Совершенно не важно, воспитатель ли вы или логопед, музыкальный руководитель, но как важно помнить, что слышат не только уши, но и каждая клетка организма. Чем младше ребенок, тем восприимчивей он относится к звуковому воздействию. Сегодня мы с вами использовали голос, ладони, ноги, деревянные палочки и ложки. Это те природные инструменты, которые своим звучанием не превышают звуковой порог физически, а значит, не могут принести вред здоровью детскому организму.

Обращение к фокус группе: Спасибо вам большое за вашу линию настроения. Я думаю,  нам понятно, что тема развития чувства ритма стала близка нашим участникам, и мне бы хотелось, чтобы вы, дорогие участники, познакомили детей с этой темой, потому что ритм это удивительный мир, достойный, чтобы познакомить с ним ребенка.

А чтобы вы были уверены в себе, я вручаю памятку о том, что такое ритм, ритмические стихи и ритмические шахматы.

 (Слайд14)

Я благодарю вас, дорогие участники, и вас, уважаемые слушатели, за внимание! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31» г. Бакал Мастер-класс « ЗВУКИ РИТМА » Автор: Шалимова Виталина Васильевна музыкальный руководитель первой категории

Слайд 4

Ритмические слоги ТА ти ти

Слайд 7

Ритмический планшет

Слайд 8

ТА

Слайд 9

т и

Слайд 12

Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход .

Слайд 13

Вместе с ритмом можно: петь, танцевать, р ассказывать стихи и познавать языки, з аниматься физкультурой, з накомиться с математикой, геометрией, р ешать логопедические задачи, п однимать настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....