Ритм вокруг нас
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Швец Елена Анатольевна

Конспект музыкального занятия по тхнологии "Этот удивительный ритм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ритм вокруг нас24.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Ритм вокруг нас»

Конспект занятия по развитию чувства ритма детей 5 – 6 лет

Задачи: закрепить представления детей о весенних изменениях в

              природе.

              Воспитывать эмоциональную отзывчивость  на

              красоту весенней природы.

              Развивать внимание, координацию движений при

              выполнении музыкально-ритмических движений.

              Развивать наглядно-образное мышление: мыслительные

              операции анализа, сравнения.

              Совершенствовать умение решать познавательные задачи.

              Продолжать расширять знания детей о творчестве

              П.И.Чайковского.

              Формировать  чувство ритма через игру

              на инструментах, в польке, марше, песне.

Оборудование: портрет П.И.Чайковского, записи произведений, картины

 с зимним и весенним пейзажем, музыкальные инструменты, магнитная доска, магнитики для игры.  

Ход занятия

Дети стоят врассыпную по залу. Предложить детям закрыть глаза. Тот, до кого педагог дотронется, говорит: «Здравствуйте!» или «Доброе утро!». Все остальные повторяют приветствие.

Музыкально – ритмические движения:

«Чики-чики-чикалочка» русская народная прибаутка.

Муз.руководитель. Ребята, а какое у нас сейчас время года

Дети. Зима.

Муз.руководитель. Назовите, пожалуйста, признаки зимы.

Дети называют приметы зимы.

Муз.руководттель. А за зимой приходит весна. Давайте отправимся в лес и

                     рассмотрим в лесу признаки весны.

Двигаясь по залу зигзагом, в соответствии с темпом дети выполняют прямой приставной шаг, боковой приставной шаг, пружинящий топающий шаг.

Дети садятся на стульчики  и под руководством музыкального  руководителя рассматривают две картины о весне.

Муз.руководитель.  Давайте рассмотрим признаки весенней погоды.

Дети перечисляют признаки весны в лесу.

Муз.руководитель. А какие животные живут в лесу?

Дети перечисляют животных и птиц, проживающих в лесу.

Слушание музыки:

Муз.руководитель. Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством П.И.Чайковского. Произведение называется «Утренняя молитва». П. И. Чайковским написан целый цикл произведений по каждому месяцу года. Этот цикл называется  «Времена года».

«Утренняя молитва» соответствует месяцу Февраль. Давайте повторим названия зимних и весенних месяцев.

Дети :………………….

Далее дети рассказывают свои картины природы после прослушивания произведения П.И.Чайковского и путем анализа приходят к признакам весенней природы.

 Развитие чувства ритма, музицирование.

Далее идет прослушивание произведения П.И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков»

Муз.руков: ребята, в лесу живет много разных животных и птиц. Давайте подумаем, что могут делать звери под ритм этого произведения. Для начала давайте прохлопаем  в ладоши. А затем простучим ритм на бубне.

В заключение предлагается пальчиковая гимнастика на ритм произведения.

Детям выдаются ударные инструменты для передачи ритмического рисунка. В результате дети должны прийти к выводу: ритм марша.  

Распевание. Пение:

Упражнение «Вопрос - ответ». Упражнение на разогревание голосовых связок.

Голос за сценой:

Кричу в лесу: -А-а-а-у-у-у!

А мне в ответ: -А-а-а-у-у-у!

Опять кричу: -А-а-а-о-о-о!

А мне в ответ: -А-а-а-о-о-о!

Кричу в лесу: -А-ы-ы-ы-ы-ы!

А мне в ответ: -А-ы-ы-ы-ы-ы!

Опять кричу: -А-и-и-и-и-и!

А мне в ответ: -А-и-и-и-и-и!

Дальше предлагается исполнить песню «Про козлика» муз. Г. Струве  с инсценировкой.

Муз. руководитель: теперь ребята предлагаю вам поиграть  в загадку. На                       фланелеграфе я выкладываю ритмический рисунок. Повторяю                        вам: цветочки – длинные нотки, а кружочки – короткие. А вы                       попробуйте угадать песню или часть песни.

Муз.руководитель . выкладывает ритмический рисунок припева, просит детей

назвать длительности звуков (длинный-короткий), простучать их в ладоши, проиграть на музыкальном инструменте, разбив детей на подгруппы: хор и оркестр.

 Пляска:

Исполняется полька на «Музыкальный момент» Шуберта.  Перед исполнением предлагается простучать ритм по танцевальному рисунку, предложить выбрать ритмический движения.

 

Игра:

Как заключение проводится игра на произведение П.И.Чайковского «Па-де-труа» из балета «Лебединое озеро».

                 

Тема: «Палитра для гнома»

Конспект занятия по развитию чувства ритма для детей 5 – 6 лет

Цель.  Развитие музыкально - ритмического слуха у детей старшей группы.

Задачи: 

1. Учить различать долгие и короткие музыкальные длительности, составлять ритмический рисунок  (восьмая - восьмая - четвертная), играть ритм на музыкальных инструментах; ускорять и замедлять темп  движений  в соответствии с музыкальным сопровождением, моделировать в воздухе ритм музыкального фрагмента;  

2. Развивать мелкую моторику, внимание, координацию движений;

3. Воспитывать коммуникативные качества.

Оформление: солнышко, тучки,  море, апельсиновое дерево, трава, красные плоскостные цветы.

Оборудование: игрушка – гном, оранжевые кисточки,  широкие ленты из синего капрона,  «бабочки» на ниточках,  колокольчики, кастаньеты,  картонная палитра с красками на липучках,  радуга на воздушном  шарике.

Пособия к дидактической игре: магниты: большие и маленькие.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал.

 Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Друг друга за руки возьмем, улыбнемся и споем: «Добрый день!», а теперь гостям спойте «Добрый день».

 Муз. руководитель. Ребята, к нам в гости пришел Гном, давайте поиграем с ним в игру «Хлоп-шлеп». Смотрите на меня внимательно и выполняйте хлопки по моему показу.

Упражнение «Хлоп-шлеп»  (автор Е.Железнова).

 Описание игры: ритмично под музыку выполняют движения: по 4 хлопка перед собой, по коленям, над головой, по бедрам, за спиной, по полу.

Муз. руководитель. Дети, Гном к нам пришёл за помощью: он  хотел нарисовать радугу, но все краски в палитре потерялись. Поможем Гному? (Дети: Да!). Краски  спрятались в этом зале, а где их найти, подскажут загадки. Слушайте внимательно:

«Растут в лесу, на клумбе, в поле небывалой красоты. Отвечайте, дети хором, это яркие (цветы)».

Муз. руководитель. А вы видите здесь цветы? (Да!) Как вы думаете, какая краска спряталась в цветах? (Красная). Цветы отдадут краску, если мы поиграем на этой полянке.

Муз. руководитель. Сейчас  девочки возьмут «бабочек» и будут весело бегать  с ними под быструю музыку. Затем    мальчики превратятся в гномов и будут шагать под спокойную музыку и играть колокольчиком, а девочки в это время присядут на любой цветок.  (Объяснение сопровождается показом).

Упражнение «Бабочки и гномы»  (автор Т. Суворова).

 Звучит контрастная музыка: быстрая, легкая -  девочки легко бегают врассыпную   (бабочки летают); важная, неторопливая  - мальчики (гномы)  ходят и ритмично звенят колокольчиками, а девочки присаживаются на плоскостной цветок.

Муз. руководитель. Посмотрите, цветы отдали нам красную краску!

Муз. руководитель закрепляет краску на палитре)

Муз. руководитель. Следующую краску нам поможет найти такая загадка:

«С оранжевой кожей, на мячик похожий,

Внутри не пусто, а сочно и вкусно» (Апельсин)

Муз. руководитель. Давайте найдём апельсины.

(Дети подходят к апельсиновому дереву) 

Муз. руководитель. Дети, если мы порисуем оранжевыми кисточками, то краска отыщется. А рисовать  будем  в воздухе  ритмично под музыку вместе со мной.

 (Дети берут кисточки из коробки, стоящей под деревом и выполняют упражнение)

Упражнение «Рисуем песенку» (Моделирование музыкального  ритма в воздухе. Звучит песня  «Оранжевая песенка» муз. К.Певзнера, сл. А.Арканова, дети рисуют в воздухе оранжевыми кисточками в соответствии с  ритмом песни.)

Муз.руководитель. Апельсиновое дерево дарит нам оранжевую краску.

Муз.руководитель. А вот ещё загадка:

«Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все (солнце)».

Муз.руководитель. Правильно! Подойдём к солнцу! Споем песню солнечных лучиков, и они подарят нам желтую краску. Мы сейчас возьмём в одну руку  лучик (дети берут из коробки по отрезку желтой пряжи),  пальцами другой руки  поведем по нему и споем звук «ля». Лучики есть короткие и длинные, значит, звук будет коротким или долгим (Демонстрирует исполнение упражнения). А теперь берите лучики.

Музыкально–дидактическое упражнение «Солнышко» (автор И.Каплунова).

Муз. руководитель. Молодцы! Солнце дарит желтую краску. В палитре у Гнома уже три краски. А где найти следующую?  Слушайте загадку:

«Зелёная, как трава, моя песенка – ква-ква!» (Лягушка)

Муз. руководит. Ищите лягушку! (Дети подходят к лягушке). Послушайте песню про лягушек и  подпевайте.

Музыкальный руководитель исполняет песню  «Лягушки» Е. Железновой сначала без музыкального сопровождения, прохлопывая ритмический рисунок на фразу «ква–ква-ква» (восьмая-восьмая-четвертная).

Муз. руководитель. Дети, зелёная краска отыщется, если мы исполним песню лягушки на музыкальных инструментах. Начинают играть девочки на кастаньетах (берёт кастаньеты и показывает приём игры и ритмический рисунок), затем продолжают мальчики на ложках (педагог демонстрирует игру на ложках). Берите каждый свой инструмент.  

         Песня «Лягушки» Е.Железновой в сопровождении оркестра.

Муз.руководитель –  Молодцы, замечательный оркестр получился у нас.  А вот и зелёная краска. Теперь будем искать следующую. Отгадайте загадку:

«Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе» (Тучки)

Муз. руководит. Правильно! Подойдём к тучкам. Скажите, краску какого цвета мы здесь найдём? (Голубую).  Чтобы тучки нам отдали голубую краску, надо нарисовать песню дождя. (Педагог играет на металлофоне ритмический рисунок – восьмая, восьмая, четвертная). Короткими полосками обозначим короткие звуки,  длинными полосками – долгие. Вначале все вместе прохлопаем в ладоши песню дождя. (Вызывает одного ребёнка к магнитной доске).  

Музыкально–дидактическое упражнение «Ритм дождя» (автор И.Каплунова).

Муз.руководитель. Мы отыскали голубую краску(Крепит краску к палитре).

Муз.руководитель. Где же нам найти следующую краску? Снова поможет загадка: «Плещут волны на просторе в синем неспокойном (море)»

Муз. руководитель. Тогда отправляемся к морю. (Подходят к бутафорскому морю). Море бывает разным: оно то взволнованное, то бушующее, то спокойное.   Мы будем слушать музыку  и играть волнами. Возьмите синюю ленту вдвоем за края и качайте ею в ритм музыки, а музыка вам подскажет, какие волны на море.

         Активное слушание «Аквариум» (К. Сен-Санс) –  «Морская импровизация».

Муз. руководитель. Подарило море синюю краску. Нужно найти последнюю. Снова поможет загадка:

«Очень яркий как фонарик держу в руке воздушный (шарик)»

 Муз. руководитель. Найдите шарик в зале, какого он цвета? (Фиолетового). Где-то рядом фиолетовая краска! Надо с бубном поиграть, чтобы краску отыскать. А играть будем так: на первую часть музыки водящий играет на бубне ритм: (педагог демонстрирует), все дети в это время бегут по большому кругу поскоком. На вторую часть все останавливаются, приседают и закрывают глаза. Водящий кладёт бубен на пол у кого-нибудь за спиной. Когда музыка закончится, все открывают глаза. У кого сзади оказался бубен – тот новый водящий.

Музыкальная игра «Весёлый бубен» (Автор Н.Френкель).

Муз. руководитель. Дети, вот и нашлась   фиолетовая  краска. Заполнилась палитра, теперь Гном сможет нарисовать радугу. Вы очень помогли ему, он благодарит вас. А теперь,  Гном просит всех  закрыть глаза (в это время радуга на  воздушном шарике взлетает к потолку). Открывайте глаза. Посмотрите, Гном нарисовал радугу. А вам дарит цветные нотки. (Педагог раздаёт всем детям нотки, дети благодарят за это Гнома). До свиданья, дети! Попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....