Интегрированное музыкальное занятие "Загадки старого паучка" для детей старшей группы
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

 

Программное содержание:

- расширить знания детей о русских народных музыкальных инструментах (гусли, деревянные ложки, русская гармонь);

- формировать у детей навыки поисковой деятельности, способствовать развитию познавательного интереса;

- продолжать формировать вокально-хоровые навыки, умение петь по аккомпанемент разных музыкальных инструментов;

- способствовать развитию речи, обогащать словарный запас детей;

- развивать умение выполнять аппликацию по представлению, передавать характерные особенности, пропорции;

- содействовать развитию умения передавать в движении особенности музыки, дви­гаться ритмично, соблюдая темп музыки;

- развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности;

- развивать ритмический, интонационный слух;

- способствовать развитию танцевального творчества, фантазии и воображения;

- воспитывать интерес к русским народным музыкальным инструментам;

- воспитывать патриотические чувства к Родине, уважение к традиционным ценностям, интерес и любовь к русской культуре, желание ее познавать и гордиться ею.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_zanyatie_zagadki_starogo_pauchka.docx20.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход музыкального занятия «Загадки старого паучка»

Дети под русскую народную мелодию заходят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Дарит осень чудеса,
                                                      Да еще какие!
                                                      Разнаряжены леса
                                                      В шапки золотые.
                                                      На пеньке сидят гурьбой
                                                      Рыжие опята,
                                                      И паук – ловкач какой! –
                                                      Тянет сеть куда-то.

Ребята, посмотрите, какие красивые перья оказались в паутине у паучка. Вот бы поближе на них посмотреть… Хотелось бы вам? Как же нам их достать? (варианты детей) Как вы думаете, если мы ему песенку споем, ему понравится она? Давайте сейчас споем и станцуем, тогда, может быть, он нам спустит на своей паутинке красивые перышки…

Танец «Паучок»

(после танца паучок опускает перышки детям на паутине)

Музыкальный руководитель: Спасибо паучок! Ах, какие они красивые! (дети с педагогом рассматривают перья, замечают схематичные рисунки предметов) Ребята, посмотрите на перышки, мне кажется, паучок нам загадал загадки, что-то нарисовал на перышках. О чем он нам хотел рассказать? Что изобразил? Как вы думаете?

Дети высказывают предположения о своем рисунке.

Музыкальный руководитель: Дерево держится корнями, а человек друзьями. Чтобы разгадать загадки старого мудрого паучка, без помощи друзей не обойтись. Давайте посмотрим повнимательней на рисунки друг друга и постараемся найти сходства между ними.

Дети находят сходства рисунков, таким образом, объединяются в малые группы.

Музыкальный руководитель: Подумайте теперь вместе, какой предмет изобразил паучок?

Дети совместно обсуждают, высказывают свои предположения.

Музыкальный руководитель: Совсем не понятны нам рисунки паучка… Ребята, как же нам узнать, что нарисовал паучок? Откуда мы берем знания?

Дети высказывают свои предположения.

Музыкальный руководитель: В народе говорят: «Золото добывают из земли, а знания — из книги». Давайте мы с вами отправимся сегодня в библиотеку, может быть, нам книги помогут ответить на этот вопрос.

Дети отправляются в импровизированную библиотеку. На столе разложены иллюстрации и книги с изображением разных музыкальных инструментов.

Музыкальный руководитель: Вот мы и на месте. Как себя нужно вести в библиотеке?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Попробуйте тихо, совещаясь друг с другом найти такой же по очертаниям предмет.

Дети самостоятельно ведут поиск информации. Стараются узнать сходный по очертаниям предмет. После того как дети догадались, какой  музыкальный инструмент изображен на их перышке, они берут найденный материал по этому  инструменту и садятся на свои места.

Музыкальный руководитель: А сейчас благодаря книгам, которые вам удалось найти в библиотеке, мы узнаем, какими бывают ваши музыкальные инструменты и как на них играют. Посмотрите внимательно на иллюстрации, и, опираясь на схему (музыкальный руководитель показывает опорную схему, по которой дети составят рассказ) совместно составьте рассказ о своем музыкальном инструменте.

Последовательность рассказа по опорной таблице:

- название музыкального инструмента;

- какого цвета бывает инструмент?

- каким по форме бывает инструмент?

- из какого материала изготавливают инструмент?

- как играют на этом инструменте?

Дети самостоятельно составляют рассказ. В это время музыкальный руководитель каждой малой группе дает их музыкальный инструмент для исследования приемов игры на нем.

После того, как дети составили рассказ, первая малая группа (дети рассказывают о гуслях) представляет его всем детям, ребята демонстрируют приемы игры на нем.

Музыкальный руководитель: Чтобы еще больше узнать о гуслях, мы обратимся с вами к волшебной, говорящей книге, которая находится в нашей библиотеке. Лежит она в самом укромном месте, в сундучке (музыкальный руководитель достает сундучок, показывает детям книгу).

Чтобы книга заговорила, нам нужно положить в нее перышки с изображением того инструмента, о котором мы хотим узнать (дети складывают в книгу перья с изображением гуслей). А теперь все подуем на нее и обязательно все дружно скажем волшебные слова: «Книга тайны открывай, нас скорее удивляй!» (дети повторяют слова, звучит голос волшебной книги)

Голос волшебной книги: «Здравствуйте ребята! Я очень рада поделиться с вами знаниями. Гусли – старинный русский музыкальный инструмент.  Люди, которые играют на этом инструменте, зовутся гуслярами. На гуслях можно играть и стоя, и сидя. Музыканты извлекают звук специальной пластинкой или пальцами рук. Гусли – это струнный музыкальный инструмент и бывают они разной формы: крыловидные – похожие на крыло птицы, шлемовидные – похожие на шлем. А есть гусли и другой интересной формы. В форме трапеции».

Музыкальный руководитель: Спасибо волшебная книга за ответ. Что вы узнали нового о гуслях?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: А сейчас вспомним, как звучат гусли. Послушайте внимательно, какая песенка спряталась в волшебных звуках гуслей?

Музыкальный руководитель играет мелодию знакомой детям русской народной песни «Жил-был у бабушки серенький козлик».

Дети: Это песня «Жил-был у бабушки серенький козлик».

Музыкальный руководитель: Правильно. Сейчас мы с вами попробуем исполнить ее под звучание старинного русского народного инструмента гусли.

Пение «Жил-был у бабушки серенький козлик»

Музыкальный руководитель: Сейчас мы узнаем о другом русском народном музыкальном инструменте.

Дети второй малой группы рассказывают о деревянных ложках.

Музыкальный руководитель: Давайте снова обратимся к нашей волшебной книге и узнаем еще больше об этом замечательном инструменте. Я предлагаю вам снова обратиться к нашей волшебной говорящей книге (дети складывают в книгу перья с изображением гуслей). А теперь все подуем на нее и обязательно все дружно скажем волшебные слова: «Книга тайны открывай, нас скорее удивляй!» (дети повторяют слова, звучит голос волшебной книги)

Голос волшебной книги: «И снова мои друзья я рада поделиться с вами знаниями. Деревянные ложки – это русский народный ударный музыкальный инструмент. Людей, которые играют на таком музыкальном инструменте, называют ложкарями. Для игры используют не только две ложки, но и три, и четыре. Ложки, собранные на одну ручку называют веерными ложками, потому что так они похожи на веер. Есть ложки и с бубенцами, чтобы звучание было более ярким и звонким».

Музыкальный руководитель: А сейчас я всех ребят, приглашаю посетить музей ложек.  

Дети рассматривают представленные ложки.

Как вы думаете, все ли ложки пригодны для игры, как на музыкальном инструменте?

Какими должны быть ложки, чтобы на них можно было бы играть?

Дети: прочными, красивыми, деревянные.

Музыкальный руководитель: Чтобы изготовить деревянные ложки для игры, используют твердые породы деревьев – дуб, клен, ясень. Такие ложки будут прочными и звонко звучать.

Как вы думаете, а как играют на ложках с длинной ручкой? (дети предлагают варианты игры) 

Поиграйте на ложках разных по размеру, одинаковое будет их звучание? Почему?

А теперь давайте послушаем звучание цельной ложки и составной (состоящей из двух частей). Одинаковое или разное будет их звучание?

Выберите сейчас себе ложки, пригодные для игры, как на музыкальном инструменте. Как можно поиграть на ложках?

Дети предлагают варианты игры на ложках.

Музыкальный руководитель: Ложкари знают много приемов игры на ложках. Давайте посмотрим, как играют музыканты на трех ложках и на веерных ложках.

Просмотр видеороликов игры на ложках

Музыкальный руководитель: А сейчас я всех ребят приглашаю танцевать!

Танец с ложками (импровизация с ложками)

Музыкальный руководитель: Сейчас пришло время узнать еще об одном русском народном музыкальном инструменте.

Дети третьей малой группы рассказывают о гармошке.

Музыкальный руководитель: Хотите еще больше узнать об этом интересном музыкальном инструменте? Я предлагаю вам снова обратиться к нашей волшебной говорящей книге (дети складывают в книгу перья с изображением гармошки). А теперь все подуем на нее и обязательно все дружно скажем волшебные слова: «Книга тайны открывай, нас скорее удивляй!» (дети повторяют слова, звучит голос волшебной книги)

Голос волшебной книги: «Вновь поделюсь своими знаниями дорогие ребята. Гармонь – русский народный музыкальный инструмент. Человека, который играет на этом инструменте, называют гармонистом. На гармошке можно играть и стоя, и сидя, потому что помогают удержать гармонь специальные ремешки. Раньше, ни один праздник не обходился без русской гармошки. Под нее и пели, и танцевали».

Музыкальный руководитель: Гармонь  –  очень интересный музыкальный инструмент - он и не струнный, как гусли, и не ударный как ложки. Гармонь – это клавишный инструмент, потому что у нее есть клавиши-кнопочки (музыкальный руководитель демонстрирует способ игры на гармошке).  Гармонист нажимает на  кнопочки, одновременно раздвигает мех у гармошки – ее среднюю часть, и раздается звук.

Давайте мы с вами посмотрим, как крокодил Гена в мультфильме играет на гармошке.

Просмотр фрагмента мультфильма «Крокодил Гена»

Музыкальный руководитель: Звонкая, нарядная,
                                                      Русская, двухрядная.
                                                      Заиграет, только тронь,
                                                      Наша русская гармонь.
 

Гармонь привлекала внимание людей не только свои ярким, колоритным тембром, но и красотой росписи. Давайте посмотрим, какими красивыми были русские гармошки.

Просмотр презентации с изображением гармошек

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами превратимся в художников-декораторов, будем украшать русские гармошки, а после  с ними поиграем. Давайте пройдем с вами в мастерскую гармошек.

Аппликация «Русская гармонь»

Дети, используя цветы и листья разного цвета и размера,  украшают корпус своей гармошки.  

Музыкальный руководитель: А сейчас вы не зевайте, с гармошкой в круг скорей вставайте!

Танец с самодельными гармошками «Заиграй, гармошка!»

Музыкальный руководитель: Вот и разгадали мы с вами все загадки старого, мудрого паучка. Благодаря чему нам удалось это сделать? Давайте сейчас мы расскажем паучку, что нового мы узнали сегодня на занятии. А поможет нам в этом музыкальная шляпка.

Игра-рефлексия с использованием приема незаконченного предложения. Дети по очереди подходят к педагогу, надевают шляпу и продолжают предложение.  

Музыкальный руководитель: (Имя ребенка) шляпку надевает, предложение продолжает.

«Сегодня на занятии мне было интересно узнать о…»

«Теперь я могу…»

«Больше всего мне понравилось…»

«Сегодня у меня получилось…»

«Мне захотелось…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное музыкально-спортивное мероприятие для детей подготовительной группы "Спасём Снегурочку"

Веселое мероприятие с новогодним характером, проводили перед Новым годом! В видеописьме Дед Мороз попросил освободить Снегурочку, которую похитил Кощей!  Снежные завалы, лесные дороги, волшебство...

«Путешествие в страну сказок» Интегрированное музыкально – театральное открытое занятие в старшей группе

«Путешествие в страну сказок»Интегрированное музыкально – театральное открытое занятие в старшей группеЗадачи:- учить детей слушать музыкальные произведения разного характера и выполнять теа...

Интегрированный музыкально-речевой досуг для детей старшей логопедической группы «Делу время - потехе час»

Создание условий для речевого развития детей посредством знакомства  с традициями русского народа, различными жанрами устного народного творчества и малыми фольклорными формами....

музыкально-образовательный проект для детей старшей группы "В стране музыкальных инструментов"

Вид проекта: тематический, групповой, комплексный.Участники:  дети старшей группыВозраст детей: 5-6 летПродукт совместной деятельности: творческие гостиные, музыкальные праздники, изготовление аф...

Буклет "Интегрированный подход в физическом воспитании детей старшей группы посредством музыкального сопровождения"

Буклет "Интегрированный подход в физическом воспитании детей  старшей группы посредством музыкального сопровождения"...

Музыкально-образовательный проект для детей старшей группы «В стране музыкальных инструментов»

Музыкально-образовательный проект для детей старшей группы  «В стране  музыкальных инструментов»...

План-конспект занятия по музыкально - ритмическому движению для детей старшей группы «В мире музыкальных инструментов»

Конспект рассчитан на детей старшей  группы и будет интересен музыкальным руководителям ДОУ...