Музыкально-образовательный проект для детей старшей группы «В стране музыкальных инструментов»
проект по музыке (старшая группа)

Музыкально-образовательный проект для детей старшей группы  «В стране  музыкальных инструментов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_strane_muzykalnyh_instrumentov.docx628.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного  вида №3 «Сказка»

Музыкально-образовательный проект для детей старшей группы

«В стране  музыкальных инструментов»

C:\Users\Teacher\Desktop\maxresdefault-178.jpg

Подготовили:

музыкальный руководитель

Рубинова Е.Б.,

Воспитатель Борисова С.В.

г.о. Химки

2018 г.

Вид  проекта: музыкально-образовательный

Возраст детей: 5-7 лет

Продолжительность проекта: долгосрочный, с 14.01.2019 г. по 14.05.2019 г.

Участники проекта:  дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность

Современная жизнь и возможности техники уводят детей от музыки классической. Ведь это труд, а сейчас почти всё можно  сделать простым нажатием «мышки». Но как  доказывает жизнь, музыка вечна. Как правило, дети безошибочно могут угадать пианино, потому что постоянно видят его  в детском саду, но не смогут отличить флейту от кларнета. А ведь именно многообразие инструментов и даёт такую яркую звуковую палитру. А что за люди, которые водят смычком по струнам, ударяют ритмично по барабанам и тарелкам? Что заставляет людей изобретать новые инструменты? И что это за профессия – музыка?

В результате проведения опроса среди родителей мною было выявлено, что некоторые дети посещают школу искусств. Из музыкальных инструментов дома имеются гитара, пианино, баян. Многие родители заинтересованы в музыкальном образовании  детей. Поэтому возникшие противоречия с одной стороны – важность и необходимость  ознакомления детей с музыкой, с многообразием инструментов, их эволюцией и модернизацией, формирование у них любознательности, творческой инициативы, а с другой  – отсутствие целенаправленной систематической работы и привели к выбору данной темы.

Цель:

 - содействовать развитию у детей творческого мышления;

 - расширять знания о музыкальных инструментах;

 - привлекать внимание к профессии  музыканта.

Задачи:

Обучающие:

 - закрепить и расширить знания детей  о многообразии музыкальных инструментов.

Развивающие:

 - развить  коммуникативные умения, творческие навыки;

 - способствовать заинтересованности в слушании  музыки;

 - создавать атмосферу эмоционального комфорта и поддержки.

Воспитательные:

 - воспитывать любовь к музыке;

 - воспитывать у детей привычку заниматься делом , добиваться поставленных целей, с уважением относиться  к результатам чужого и своего труда.

Проектная идея:

музыкальное развлечение по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».

Работа с родителями:

 - беседа с родителями на тему: «Дети и музыка»;

 - изготовление шумовых инструментов.

Предполагаемые результаты:

  - по окончании  проекта у детей  появится интерес к симфонической музыке;

 - расширится кругозор детей в области музыкальных инструментов и их многообразии;

 - появится умение и желание слышать  музыку во всём.

Формы реализации  проекта:

 - беседы;

 

- слушание музыки;

 - музыкально-дидактические игры;

 - концерт учащихся МХС;

 - изготовление шумовых инструментов из бросового материала.

Пути реализации  проекта:

Проект проходит в три этапа и рассчитан на 4 месяца.

План реализации  проекта:

1 этап – подготовительный (2 недели)

Подразумевает под собой  создание информационной базы. Проведение, осуществление рекламно-информационной деятельности.

2 этап – основной (3 месяца).

Это реализация  основных видов деятельности по направлениям проекта – беседы об инструментах, слушание музыки, просмотр  видеоматериалов, изготовление шумовых инструментов).

3 этап – заключительный

Музыкальное развлечение по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».

При организации  проекта  педагоги  должны  отслеживать и контролировать возникновение проблемной ситуации, поддерживать у детей интерес к теме проекта.

Цикл бесед

Беседа №1

«Знакомство с ударными инструментами»

Цель:

Развивать у детей творческий процесс восприятия музыки, интерес  к духовым инструментам.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:  Ребята, нашу первую  встречу я хочу начать со стихотворения, послушайте его.

Есть на Земле одна страна, зовётся музыкой она, созвучья в ней живут и звуки, но чьи их оживляют руки?

Кто заставляет мир звучать, когда он устаёт молчать?

Когда он будто-бы струна, которая звенеть должна?

Конечно, это музыкант, его порыв, его талант,

Его желание творить, и людям красоту дарить.

Ребята, а что необходимо  музыканту, чтобы зазвучала музыка? (ответы детей)

Правильно, музыкальные инструменты. Я предлагаю вам начать знакомство с интереснейшим и загадочным миром музыкальных инструментов. Ну что, начнём?

Люди  давно заметили, что  если подуть в срезанный камыш, то получится звук, а если ударить по натянутой шкуре животного, то тоже получается звук.   И что самое интересное, что звук получается даже если его извлечь из натянутой тетивы  лука. Вот это и были самые первые инструменты человечества.

Духовые, потому что в них дуют.

Ударные, потому что в них ударяют.

Струнные, потому что у них есть струны и они звучат.

А начнём мы знакомство с ударных инструментов.

Барабаны и тамтамы, маракасы и литавры, тарелки, бубны, ксилофоны, колокола, металлофоны. Их то трясут, то сильно бьют, не зря ударными зовут.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\tamburin_djeco_obratnaya_storona.jpgБубен состоит из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям  бубнов подвешены металлические колокольчики, которые  начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\32429.970.jpgКолокольчик  - металлический ударный инструмент куполообразной формы. А звук издаёт язычок внутри колокольчика. Когда колокольчик трясут, язычок ударяется о стенки и звенит.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\41858.970.jpgБарабан – известен с давних пор.  В старину его использовали для сигналов, для  ритуальных танцев. Выделанные шкуры животных натягивали на деревянный корпус с двух сторон и ударяли по нему колотушкой. Сейчас барабан широко используют в оркестре.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\Zildjian-ZBTP390-A-2.jpgТарелки – ударный музыкальный инструмент с  неопределённой высотой звука. Обычно имеет круглую выпуклую форму. В центре имеет отверстия для крепления инструмента на специальной стойке или ремне. При игре на тарелках используют палочки или щёточки-метёлочки. При этом звук получается лёгкий, немного шипящий.

Сегодня мы познакомились с представителями какой группы инструментов? (ударной) Правильно. А почему они так называются? (ответы детей)

В следующий раз мы продолжим знакомство с  инструментами ударной группы.

Беседа №2

«Знакомство с ударными инструментами» (продолжение)

Музыкальный руководитель:  Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с инструментами ударной группы. И начнём  мы со всем знакомой нам погремушки.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\img_140112.jpgПогремушка (маракас) – древнейший ударно-шумовой инструмент. При потряхивании издаёт своеобразный шуршащий звук. Обычно музыкант при игре на маракасах держит их в каждой руке.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\hello_html_33249416.jpgЛожки – древнейший музыкальный ударный инструмент. Музыкальные ложки почти ничем не отличаются от простых, бытовых. Только у музыкальных рукоятки подлиннее  да иногда  к ним подвешивают маленькие колокольчики.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\hello_html_d5d6b94.jpgТрещотка -  русский народный  ударный инструмент, известный с давних пор. Бывают разные по форме. Самые распространённые состоят из 10-12 тонких деревянных пластинок. А между ними чаще вставляют маленькие пластиночки или бусины.

Ребята, мы с вами познакомились с инструментами, имеющими многовековую историю. Но как я вам говорила, человек не останавливается на достигнутом.  Вот и сейчас, я хочу вам представить инструмент, который был изобретён в Швейцарии  в 2000 году.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\DXjUVfFWAAIvGwS.jpg Ханг – это современный ударный инструмент, состоящий из двух соединённых металлических полушарий. Играют на нём рукой.

Ну  вот мы и познакомились с ударными инструментами. А сейчас я загадаю вам загадки, а вы подтвердите усвоенный знания своими ответами. Готовы?

Он похож на погремушку, только это не игрушка (маракас)

Деревянные пластинки, разноцветные картинки, стучат, звенят – плясать велят (трещотки)

Дом пустой, голос пустой, дробь отбивает, ребят созывает (барабан)

Купи,  денег  не жалей, со мной ехать веселей, головой об шапку бом, и на всю округу гром! (колокольчик)

И щи хлебают и барыню играют .(ложки)

Знайте, они с барабаном соседи, сделаны они из меди, вовремя нужно руками взмахнуть. Звонко ударить, потом отдохнуть, партия их не пустяк, не безделка, в музыке тоже бывают ….(тарелки)

Беседа №3

«Угадай-ка»

Цель:

Закрепить знания об ударных инструментах.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в «Угадай-ку». Перед вами лежат карточки с изображением ударных инструментов с которыми мы познакомились в прошлый раз. Сейчас будут звучать музыкальные фрагменты, а вам надо будет угадать инструмент и показать соответствующую картинку.

(музыкальный руководитель включает фонограммы ударных инструментов , а дети отгадывают)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, а теперь давайте помузицируем (дети берут в руки шумовые и ударные инструменты)

Дети озвучивают сказку «Медведь и пчёлы»

Шёл однажды по лесу медведь C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\41858.970.jpgЗахотелось ему медку покушать. Вдруг видит он улей, полный мёда, а пчёлы в нём так и жужжат C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\tamburin_djeco_obratnaya_storona.jpgЗнал медведь, что связываться с пчёлами опасно, но уж больно мёда ему захотелось. «Авось не покусают» - подумал медведь и полез в улей. Тут пчёлы накинулись на него и стали больно жалить C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\32429.970.jpgЗавыл медведь, застонал медведьC:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\585f9f8b479e75ae93e35f01.jpg Еле ноги унёс! Бежит по лесуC:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\41858.970.jpg , а сам пчёлам грозит: «Вот ужо  я вас!» Спилю сейчас сук побольше и всех вас разгоню. Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук и начал пилить егоC:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\img_140112.jpg 

Летела мимо птичка-синичка C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\pioAqaxET.jpg. Увидела она медведя и говорит ему:  «Не пили медведь ветку, и сам упадёшь и гнёздышко моё разоришь!» - прощебетала она ему тоненьким голосом C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\pioAqaxET.jpg

«Без тебя обойдусь!» - прорычал в ответ медведь, а сам продолжал пилить ветку C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\img_140112.jpg

Скакала по веткам белочка C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\hello_html_d5d6b94.jpg. Увидела она медведя и говорит ему: «Перестань, косолапый  пилить , всех бельчат разбудишь и сам упадёшь».

«Скачи своей дорогой», - буркнул медведь, а сам дальше пилит C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\img_140112.jpg

Пробегал мимо олень с оленятами C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\kolotushka-br.jpg. «Не пили, медведь, сук! Нас без свежей листвы оставишь и сам упадёшь!»

Не слушает медведь никого, знай себе пилит C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\img_140112.jpg

Вылезли из нор своих все маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь всё пилит. C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\img_140112.jpg Тут  мимо ворона летела C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\1271.970.pngи каркнула: «Ой, упадёт медведь!» Тут сук обломился и рухнул C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\41858.970.jpg . Упал медведь с дерева, все бока   себе отшиб C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\41858.970.jpg  C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\hello_html_d5d6b94.jpgC:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\kolotushka-br.jpg. Заплакал, застонал: «Простите меня, друзья!  Всех вас обидел и сам пострадал!»

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли подняться и впредь ему наказали:  »Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

Молодцы! Хорошо у нас получилось. Ребята,  вы знаете, что все музыкальные инструменты изготавливаются мастерами. А вы хотите почувствовать себя мастерами? Тогда в следующий раз принесите пустые коробочки от киндер-сюрпризов, использованные фломастеры, пустые баночки из под йогурта, майонезные ведёрки. Мы будем творить.

Беседа №4

«Сделай сам»

Цель:

Изготовление шумовых инструментов из бросового материала.

Музыкальный руководитель:  Ребята, на прошлой встрече мы с вами угадывали инструменты ударной группы, а сегодня я предлагаю вам их сделать. Как вы думаете, какие инструменты мы можем сделать? (ответы детей) Правильно, это – маракас, колокольчик, барабан. Вот этим мы сегодня и займёмся.

(дети и музыкальный руководитель изготавливают инструменты)

Предложить детям дома сделать такие же инструменты (маракасы из киндер-сюрпризов, колокольчик из баночки для йогурта, барабанчики из майонезного ведёрка).

Беседа №5

«Духовые инструменты»

Цель:

Знакомство с группой духовых инструментов.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с инструментами духовой группы. Вспомните. Почему они так называются? (ответы детей) Правильно.

Инструменты духовые, они медные, большие.

Валторна, туба, геликон, труба, тромбон, саксофон.

Всегда украшают оркестр духовой флейта, кларнет, фагот и гобой.

Тот, кто захочет на них поиграть – должен подуть и кнопки нажать.

Итак, первый наш инструмент – всем известная дудочка.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\flute_PNG11.png Свирель – древний русский духовой инструмент. Давным-давно пастушки играли на свирели, когда пасли скот. Это простая деревянная дудочка с отверстиями на корпусе. Их обычно 6 штук.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\Mollenhauer2206-Canta-Alt-Barock.jpgФлейта – когда первобытный человек срезал камышовую тростинку и увидел,  что она внутри пустая, подул в неё. У него получился громкий звук. Звук был один и человеку этого было мало. Тогда человек догадался на дудочке проделать отверстия и стал затыкать их пальцами, и полилась музыка. Сейчас мы услышим прекрасную «Мелодию» К. Глюка. (прослушивание фрагмента)

А вам понравилась эта печальная красивая мелодия? Сейчас я расскажу вам легенду. Очень давно жили- были два брата. И вот один из зависти убивает второго брата. Никто не знает этой страшной тайны. Проходит время и на могиле убитого  брата вырастает тростник. Кто-то срезал этот тростник и сделал дудочку. А когда он заиграл на ней,  флейта поведала грустную историю, но флейта может играть не только печальные мелодии. Ещё ей хорошо удаются пассажи (звучит фрагмент «Шутки» И. Баха)

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\Кларнет.jpgКларнет – этому инструменту более  300  лет. У него очень тёплый, бархатный звук. Этот  инструмент уже более  сложный, нежели простая дудочка. Состоит она из 5 частей.

Ребята, эти инструменты относятся к деревянным духовым инструментам. Давайте отгадаем загадки про  эти инструменты и закрепим их названия.

Расскажу  тебе, дружок, в древние века дунул тихий ветерок в трубку тростника. Человек услышал вдруг мелодичный звук, и родился в тот момент музыкальный инструмент  (дудочка свирель)

Весёлая птичка в орешнике пела, лесного ручья где-то струйка звенела, а может в траве колокольчик звенел? А может, не птичка, а ветер свистел? Весёлую, звонкую песенку лета пропела волшебная дудочка……  (флейта)

Вышла дудочка точёная, вся изящная и чёрная. «Я на весь известна свет, а зовут меня…….(кларнет)

Беседа №5

«Духовые инструменты» (продолжение)

Цель:

Продолжить знакомство с духовыми инструментами медной группы.

Музыкальный руководитель:  Ребята, прошлую встречу мы закончили с вами загадками о деревянно-духовых инструментах. А сейчас я расскажу вам о C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\628609_1.jpegмедно-духовых инструментах. И это будет труба.

Существует предание. В древние времена на городской башне стоял в дозоре воин. В руках у него была труба. И вот он увидел вдали столб пыли. Через некоторое время он понял, что враг приближается. Тогда он  приложил к губам трубу и над городом зазвучал сигнал тревоги. Одна вражеская стрела смертельно ранила стражника, но он сумел доиграть тревогу. И ценой  своей жизни спас город.  Это было в одном польском городе. У трубы чистый мощный звук. Обратите внимание, что трубочка, в которую дует трубач, согнута в несколько раз. И при игре нажимают уже на клапаны. Давайте послушаем трубу.

(звучит  небольшой музыкальный  фрагмент в исполнении трубы)

C:\Users\Teacher\Desktop\trumpet-musical-instrument-wind-instrument-tuba-metal-instruments-trombone.jpgТуба – ну а это самый низкий  духовой инструмент. Он был изобретён в 19 веке. И сейчас  невозможно представить без него симфонический оркестр.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\french_horn.jpgВалторна  -  а этот медный духовой инструмент напоминает улитку. Прародителем валторны был охотничий сигнальный рог.

Беседа №7

«Угадай, чей голосок?»

Цель:

Уметь определять звучание духовых инструментов.

 - используется подготовленный видеоряд духовых инструментов;

 - флэш-игра «Угадай, что звучит?»

Ребята, давайте подытожим наш экскурс в мир духовых инструментов. Итак……….

  1. Какие бывают духовые инструменты? (деревянные и медные)
  2. Какой из деревянных духовых инструментов самый простой по устройству?
  3. У какого инструмента самый низкий звук?
  4. Какой звук у трубы?
  5. Какой голос у флейты?
  6. Можно ли флейте давать боевые сигналы?

7.Угадай с одной попытки, ну-ка, время не тяни! Я похожа на улитку, медным трубам я сродни, инструмент я духовой, и бывает, полковой (валторна)

8. Первые марши играют военные, дяденьки дуют лишь в них здоровенные. А вот вторые на крыше стоят, дружно зимою все сильно дымят. (труба)

Беседа №7

«Струнные инструменты»

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы познакомимся со струнными инструментами. Почему они так называются? Как вы думаете? (ответы детей)  Правильно. А какие бывают струнные инструменты, мы сейчас узнаем.

Бандура, гусли, арфа – недотрога имеют струн довольно много, сотни лет. Они известны, далеко не новые, инструменты древние, струнные щипковые. Балалайка, банджо, домра, мандолина и гитара – кто желает поиграть, должен струны пощипать.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\1200px-Balalaika_by_gnokii.svg.pngБалалайка - это музыкальный символ русского народа.  Впервые о балалайке заговорили в 17 веке. Это струнный щипковый инструмент. У неё три струны. Звук у балалайки звонкий. Имеет она треугольную форму. Балалайку ещё называли «балабайка», «балаболка».

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\VESTON_C_45_dop1.jpgГитара – один из самых популярных инструментов в мире. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы  и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Его изготавливали из высушенной тыквы, панциря черепахи, из дерева. На гитаре играют непосредственно пальцами. Иногда играют пластинкой – медиатором. Корпус напоминает объёмную восьмёрку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн. В прошлом веке появились электрогитары. Это доступный инструмент.

C:\Users\Teacher\Desktop\2116d937e83bb74240c61d027a2f280d.jpgАрфа – струнный инструмент, напоминающий крыло огромной  бабочки.  По преданию, игрой на ней наслаждались боги олимпа. Затем она стала инструментом аристократическим, т е. для богатой знати. Поэтому  её украшали золотом, перламутром, мозаикой. А голос у неё нежный, прозрачный, аристократический. Самый древний предок арфы – простой охотничий лук. Когда-то давно охотник, задел тетиву своего лука заметил, как долго и мелодично  она звучит. Ему это понравилось и он натянул ещё несколько струн. Это было восхитительно. Так появились струнные щипковые инструменты. Близкими родственниками арфы являются лютня и лира. Встретить арфу  можно в концертном зале как солистку, и как аккомпанирующий инструмент в симфоническом оркестре.

Беседа №8

«Струнные инструменты» (смычковые)

Цель:

Дать  представление о группе струнно-смычковых инструментах.

Не можем слушать без улыбки чудесный голос нежной скрипки. Достойна всяческих наград и встрече с нею каждый рад. Хоть больше скрипки в десять раз виолончель и контрабас, они на скрипочку похожи – на них смычком играют тоже.

C:\Users\Teacher\Desktop\hello_html_4c5c6fac.jpgСкрипка – самая маленькая в семействе струнных смычковых инструментов. Инструменты этой группы похожи друг на друга.   И посмотрите, как они похожи на наше тело. Есть  головка с колками (как ушки), есть шея, есть плечи, талия, бёдра. Ну всё, как у нас!  Звук у скрипки нежный, прозрачный, высокий. Скрипач держит её горизонтально  у плеча. У неё  4 струны, а на корпусе есть красивые прорези в виде буквы «ф». Изобрели её  очень давно. Когда-то охотник изобрёл лук, и пуская стрелы слушал, как звучит тетива, но звук быстро угасал. И тогда охотник попробовал   потереть тетивой о тетиву. От трения звук тянется дольше. Инструмент запел. Из второго лука охотник сделал смычок – палочку с натянутым не неё пучком конского волоса, а на первый добавил ещё несколько струн. Такую, как  сейчас скрипка, сделали итальянские мастера из города Кремона 400 лет назад.

Существует инструмент, внешне очень похожий на скрипку, но немного большего размера. Это альт.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\650x700-595237_1.jpgВиолончель – название произошло от прародительницы Виолы, что в переводе означает фиалка. Её голос больше всего напоминает мужской голос.  Особенно удаются виолончели широкие напевные мелодии, но она справляется и с виртуозными пьесами. Играют на виолончели сидя, уперев шпиль в пол.

C:\Users\Teacher\Desktop\95306df6-588c-47a9-afcf-c41be3d98216.jpg Контрабас – уже название инструмента указывает на то, что он поёт басом. При игре на нём музыкант стоит, уперев контрабас шпилем в пол.

Ребята, давайте отгадаем загадки про эти инструменты.

Как будто девушка запела, и в зале, словно, посветлело.

Скользит мелодия так гибко, затихло всё, играет …..(скрипка)

Назовите без ошибки инструмент чуть больше скрипки. Он её ближайший друг, но немного  ниже звук. Есть и струны и  смычок, о в игре не новичок! (альт)

Он для скрипки старший брат, ей помочь в оркестре рад. Он и альту верный друг, у него басовый звук. Он смычковый исполин, крупный важный господин…..(контрабас)

Богиня инструментов всех – звучит журчанье, шелест, по струнам пальцы пролетят – что даже птицы замолчат….(арфа)

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду. Мне дивный инструмент поможет, по- разному звучать он может: то нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко. Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт. Не контрабас и не свирель, зовут его…(виолончель)

Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало! Струны ты мои задень и услышишь длень, длень, длень! Ну-ка, кто я? Отгадай-ка! Озорная………(балалайка)

Молодцы, вы хорошо запомнили названия инструментов струнной группы.  Ребята, а что общего у инструментов струнной группы? А чем щипковые отличаются от смычковых инструментов? (ответы детей)

Занятие №9

«А это что за инструменты?»

Цель:

Познакомить детей с клавишными инструментами.

Музыкальный руководитель:  Ребята, мы  с вами познакомились с инструментами духовой ударной и струнной групп, но среди них не увидели пианино, баяна, аккордеона. К какой же группе инструментов они относятся? Чтобы это определить, надо посмотреть, как они устроены. Давайте заглянем в пианино. Посмотрите, здесь есть много струн и молоточков. Когда мы нажимаем клавишу, молоточек ударяет по струне и получается звук. Поэтому мы можем сказать, что это клавишно-струнный инструмент. Пианино может играть тихо, как флейта или арфа, а если нажать педаль, то может громко звучать, как целый оркестр. И поэтому  его ещё называют фортепиано. Специально для больших

концертов, где собирается много народу и где звук должен быть громким и сильным. Изобрели рояль. Чтобы всем было хорошо слышно,  у рояля поднимают крышку, похожую на крыло большой птицы. И пианино и рояли имеют по две педали,  с помощью которых меняется окраска звука.

Ящик на коленях пляшет – то поёт, то громко плачет (баян, гармонь)

Слово «гармоника» объединяет музыкальные   инструменты, в которых звук извлекается из пластинок язычков, колеблющихся от продуваемого через них воздуха. При вдувании пластинки звучат одним звуком, а при выдувании – другим. Существуют разные гармоники – ручные, губные, механические.

C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\351-se-4681_img.jpg   C:\Users\Teacher\Desktop\Проект 2\4-p7bhWTQbo.jpg Баян и аккордеон – родственники гармони. Только на правой клавиатуре расположены не нотки, а клавиши фортепианного типа.

Ребята, вот мы и познакомились с музыкальными инструментами. Сегодня я предлагаю вам нарисовать любой инструмент. А может кто-то придумает новый инструмент.

Беседа №10

Выступление учащегося  МХС.

Видеоролик   с музыкальными инструментами.

Беседа №11

Цель:

Высказать и обобщить впечатления от концерта и увиденного видеоролика.

 - Какие инструменты звучали в видеоролике?

 - К каким группам инструментов они относятся?

  А сегодня мы   с вами посмотрим музыкальные мультфильмы. Кстати, а вы любите мультфильмы?

Просмотр мультфильмов, приготовленных музыкальным руководителем.

Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьев в рамках музыкально-образовательного проекта «В стране музыкальных инструментов»

Цель:

 - Подарить детям радость от слушания симфонической сказки;

 - воспитывать в детях живой интерес к миру музыки, в весёлой познавательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами симфонического оркестра.

Задачи:

 - развитие творческих способностей, фантазии, воображения;

 - воспитание музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости;

 - умение выражать свои эмоции и настроение.

Музыкальный руководитель:  Ребята, я рада снова встретиться  с вами и поговорить о творчестве С. Прокофьева. Нам  предстоит  знакомство с самой необычной музыкальной сказкой С. Прокофьева  «Петя и волк». Обычно, композиторы писали  музыку к сказкам с уже готовыми текстами, музыка полнее  раскрывает этот сюжет, дополняет, обогащает эмоциями и т. д. А вот Прокофьев решил создать такую сказку, которая бы учила детей слушать музыку, в частности, симфоническую, ведь каждый инструмент имеет свой особый голос, тембр, характер. Композитор сочиняет сюжет, текст сказки, для каждого персонажа он выбирает инструменты  так, чтобы они были похожи по характеру на персонажей сказки.  Прежде чем мы начнём слушать сказку, давайте познакомимся с главными персонажами сказки, и их музыкальными характеристиками.

Петя – струнные инструменты (скрипки)

Птичка – флейта.

Утка – гобой, «крякающая « мелодия.

Кошка – кларнет, изображает грацию и мягкую поступь кошки.

Дедушка – фагот, ритм, имитирующий ворчание.

Волк – три валторны.

Охотники – литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

В сказке «Петя и волк» С. Прокофьев устроил поход в оркестр и показал разные инструменты и их звучание. Итак, мы начинаем.

Демонстрация презентации, параллельно идёт объяснение музыкального руководителя.

Вот маленькая порхающая  с ветки на ветку птичка. Её тема поручена флейте – инструменту с самым высоким  светлым голосом.

Прослушивание лейтмотива птички.

А вот неповоротливая утка. Ходит она неторопливо, переваливаясь с боку на бок. Её тема поручена гобою, у которого плотный, немного гнусавый звук (тема утки)

Следующий персонаж сказки – кошка. Она хитрая и ходит неслышно, вкрадчиво. Её тема поручена мягкому, бархатному тембру кларнета (лейтмотив кошки) Самый страшный персонаж сказки – волк. Голодный, коварный, злой. Тему волка исполняют сразу три валторны. А знаете ли вы, ребята, что название инструмента валторна в переводе с немецкого значит «лесной рожок» -  ведь сначала валторна служила  сигнальным инструментом для охотников и волкам следовало бояться её медного голоса (прослушивание темы волка). Их тембр мрачный, зловещий.

А главный герой  - это пионер Петя.  Это смелый, бесстрашный мальчик, не испугавшийся самого волка. Музыка для Пети написана в форме марша – бодрого, энергичного. А исполняет тему Пети струнный квартет, в основном скрипки и, наконец, недовольный дедушка, сердитый на Петю. Его тему исполняет фагот, который издаёт низкие ворчливые звуки.

Теперь, когда мы знакомы со всеми персонажами сказки, можно приступить  к просмотру мультфильма «Петя и волк». Давайте сядем поудобней, если кому-то из вас во время просмотра захочется изобразить того или иного персонажа, можете это сделать, но тихо и не причиняя  неудобства окружающим.

Просмотр мультфильма по одноимённой сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Музыкальный руководитель даёт возможность  обменяться впечатлениями об увиденном и услышанном.

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на карточки, рассыпанные по полу.

Ребята,  на этих картинках изображены герои сказки и музыкальные инструменты, которые их озвучивали. Прошу вас помочь мне подобрать пару, т.е. к инструменту подобрать героя.

Музыкально-дидактическая игра «Найди пару»

Молодцы, справились! А теперь  я хочу дать вам ещё одно задание. Сейчас вы прослушаете темы героев и попробуете изобразить их походкой, жестами, т. е. пантомимой.

Пластическая импровизация

Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.

Музыкальный руководитель:  Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель предлагает детям нарисовать понравившийся персонаж или эпизод из сказки. Дети рисуют. В этот момент негромко звучит  музыка С. Прокофьева на усмотрение  музыкального руководителя. По окончании под музыку дети  покидают зал.

Литература:

  1. Аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр»
  2. Википедия
  3. Карточки  для занятий  в детском саду и дома «О музыкальных инструментах»
  4. Журнал «Музыкальный руководитель»  №2, 2004г.
  5. «Справочник музыкального руководителя»  №6, 2015г.
  6. Т. Тютюнникова  «Элементарное музицирование дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород на подоконнике» Проектная деятельность в детском саду. Старшая группа

Проект для детей старшей группы«Наш веселый огород на подоконнике»Проектная деятельность в детском саду. Старшая группаАвтор:Кукунина Ольга Сергеевна; Антонец Ирина Витальевна воспитатели МАДОУЦР...

Проект (для детей старшей группы) «Мир музыкальных инструментов»

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – п...

музыкально-образовательный проект для детей старшей группы "В стране музыкальных инструментов"

Вид проекта: тематический, групповой, комплексный.Участники:  дети старшей группыВозраст детей: 5-6 летПродукт совместной деятельности: творческие гостиные, музыкальные праздники, изготовление аф...

Краткосрочный исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные инструменты в жизни человека»

Этот материал может быть использован музыкальными руководителями, а также теми педагогами, у которых нет музыкальной подготовки....

Конспект музыкальной образовательной деятельности доминантного типа в старшей группе "Этот удивительный ритм" (открытое занятие)

Цель: формировать представления о ритме в природе и в жизни посредством перевода слуховых, зрительных, тактильных ощущений в восприятие ритмической структуры звуковой среды; способствовать усвоению му...

Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".

Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....

Долгосрочный проект для детей старшей группы «Мир музыкальных инструментов»

Цель: формирование основ музыкальной культуры и развития творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами....