«Жаворонки весну кличут»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Белавина Лина Ильинична
Конспект интегрированного занятия «Жаворонки весну кличут» в подготовительных группах ДОУ. Занятие на приобщение детей к истокам народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_belavina.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного занятия

«Жаворонки весну кличут»

в подготовительных группах ДОУ.

 Цель: Приобщение детей  к истокам народной культуры.  

 

Задачи:

- Продолжать приобщать детей и родителей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры.                                                                                                                 - Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах.

- Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности

- Формировать технические умение и навыки работы с  тестом, наносить рисунок на хвост и крылья.                                                                                                                                                             - Побуждать к использованию дополнительного материала (изюм).                                                                                                                     - Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.                                                                                                           - Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам.                                                                                                                                                                        

Материал и оборудование:

- тесто,  вилки пластиковые, салфетки, скатерти одноразовые ,влажные салфетки.                                                                                                                                             - аппаратное и программное обеспечение:  ноутбук.

- костюмы                                                                                                                                  

Ход занятия

Педагог -  Здравствуйте дорогие гости, мы рады встречи с вами.                                                                                                                                                                                                                       -                 Нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки   -                 и скажите слова.                                                                                                                                             «Здравствуй, Солнце,                                                                                                                                                                                 Здравствуй, Земля,                                                                                                                                                                 Здравствуйте все мои друзья! » (Дети и взрослые повторяют за воспитателем)                                                                                                                          Педагог - Проходите на стулья, садитесь удобно, да прямо. Посидим рядком, да

            -   поговорим ладком.                                                                                                                                                                                                                                                                        -  Какое сейчас время года?                                                                                                                                                                            - Сегодня я хочу вам рассказать, как раньше весну встречали и зазывали по старой традиции.                                                                                                                                             - А скажите- ка мне, дети, какие вы знаете приметы весны?-

-                             День стал длиннее, тает снег, набухают почки,                                                                                                                                                                                                                                    -                             Прилетают птицы из теплых краев и т.д                                                                                                                                                                              -                             Приметы: Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди -                              лета холодного.                                                                                                                   -                             Ранний прилет журавлей – к ранней весне.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Педагог -  По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну песнями – веснянками, закличками. Слово закличка означает «кликать», т.е. звать.                                                                                                                                                              Жаворонки, жавороночки!                                                                                                                                            Прилетите к нам,                                                                                                                                                          Принесите нам лето теплое,                                                                                                                                        Унесите от нас зиму холодную.                                                                                                                            Нам холодная зима наскучила,                                                                                                                                      Руки, ноги отморозила.                                                                                                                                                         Или так говорили :                                                                                                                                                                                           Солнышко, выгляни, красное посвети!                                                                                                        К нам на праздник приходи, да весну разбуди!  

Педагог - Чтобы приблизить тепло и весну  давным  - давно на Руси люди придумали обряд (праздник) «Закликание жаворонков».                                                                                                                            -         Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран                                                                                                             -         Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?      

Дети - грач, скворец, ласточка, малиновки, перепела, корольки, журавли, лебеди.                                                           Педагог -  А как мы их назовем одним словом? (перелетные. )                                                           Педагог  - Правильно. Пришла весна на Великую Русскую землю и одна из первых птиц ,                  прилетающая на наши родные просторы – это жаворонок.                                                                                                    И вот ранним утром донесется трель - “чри-чрии-и”. Жаворонки прилетели!                              Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют -                 его «певцом весны». Послушайте голос жаворонка (запись)                                                                                                                                        

Педагог -  Какой голос?                                                                                                                                                            Дети -  Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, звонкоголосый, напевный

Музыкальный руководитель – А вот  великий русский композитор Петр Ильич Чайковский передал образ жаворонка и его пения в музыке. Петр Ильич Чайковский в этом произведении рассказал только об одной птичке, как он её услышал, как он передал трель жаворонка. Давайте послушаем.

(показ на фортепиано трель Жаворонка)


(музыкальный руководитель включает первую часть пьесы «Жаворонок». Затем останавливает запись)


Музыкальный руководитель - Скажите, какая песня сейчас звучала по характеру?
Дети отвечают -  Звонкая, радостная, весёлая.
Музыкальный руководитель -  Давайте послушаем дальше, как птичка будет петь.

 
(Включает вторую часть пьесы, затем останавливает по окончании второй части) .


Музыкальный руководитель -  А сейчас как пел жаворонок, что-нибудь изменилось в                                                      характере его  песни?
Дети отвечают -  Песня стала грустная, печальная.
Музыкальный руководитель - Как вы думаете, почему жаворонок загрустил?


(Дети предлагают свои варианты)


Музыкальный руководитель добавляет - А может быть, перестало светить солнышко  , а он ведь так старался петь...
Давайте послушаем последнюю часть песни жаворонка.

(включает третью часть произведения)
Музыкальный руководитель - Что вы можете сказать об этой песне жаворонка?
Дети отвечают - Песня стала опять радостная
, весёлая, уверенная.

     Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

                                                                                                                                                                         

  — Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

        Игра «Жаворонок».        

(Дети стоят в кругу, ребенок «жаворонок»  ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова):

Дети -         В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год

(Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего)                                                                                       Жаворонков, голубей, синичек и других лесных птиц ловили, сажали в клетки, а потом символически отпускали в небо при большом скоплении людей. Например, на рыночной площади. В народе считалось, что птички, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу.

Дети  -  Синички-сестрички,
             Тетки-чечотки,
             Краснозобые снегирюшки,
             Щеглята-молодцы,
             Воры-ворбьи.
             Вы по воле полетайте,
             Вы на вольной поживите,
             К нам весну скорей ведите!
             За нас Божью Мать молите!

       

 Пекли печенье в форме птиц-жаворонков. В старину люди верили, что эти печенья могут привлекать здоровье на целый год. Также в тесто подмешивали различные мелкие предметы, и по тому, что кому доставалось, гадали о будущем. Кольцо – скорая свадьба, монета – прибыль и достаток, пуговица – обновки и т.д.

Также было принято подкидывать печенье в небо: чем больше раз подкинешь, тем больше здоровья получишь в новом году. Головки жаворонков по традиции отдавали домашним животным, чтобы и они были здоровыми.

В этот день мамы рано вставали и из теста лепили булочки, похожие на птичек- жаворонушек. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи.  Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки. Давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков из  теста.

А перед лепкой жаворонка сделаем пальчиковую гимнастику.                                                                                      Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Педагог  сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: “чри- чрии- и”.                                                                                                                                                                                     Хочет – прямо полетит,                                                                                                                                                              Хочет – в воздухе висит,                                                                                                                                           Камнем падает с высот .                                                                                                                                                                               И поет, поет, поет. (Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом) . Педагог: А теперь приступаем к лепке жаворонка. (Объяснение и показ лепки жаворонка из  теста.) Скатываем шар. Раскатываем небольшую колбаску. Делаем петлю. Формируем голову, оттягиваем клюв. Оформляем глаза изюмом. Сплющиваем хвост и с помощью вилки выделяем перья. Воспитатель: Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий!

Педагог: Во время лепки не забывайте о правильной осанке спина прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом. Итак, мои дорогие, приступаем к лепке жаворонков. (Лепка жаворонков  под руководством педагогов) (Звучит спокойная музыка.) (Индивидуальная помощь , если будет необходима)

Педагог: Какие у вас замечательные птицы - жаворонушки. У нас получилась дружная стайка. Мы их попросим испечь наших поваров.                                                                                                                  Анализ: 1. Как вы думаете, какие получились жаворонки? 2. Какое у вас вызывает настроение, глядя на них? Воспитатель: Вы отлично потрудились. Молодцы!

Дети:  Жаворонки, ноги тонки,

  Прилетите к нам,

  Принесите нам                                 
 Конфетки на ветке,

  Весну – красну
 Лету теплую.

(музыкальное сопровождение «Прилет птиц»)

Педагог  -       В небе солнце засияло —

Благовещение настало.

Колокольный льется звон,

Поздравляет всех нас он.

                     Жаворонки прилетали

                          Весну красну отмыкали.

         

    (педагоги  с детьми подходит к дереву с конфетками)

Педагог -    Мы так весну кликали, так звали, что жаворонки принесли нам     конфетки.   

 ( помогают детям снять конфетки с ветки)  

Анализ занятия -  Что вам понравилось в нашей встрече? Что вам показалось трудным? Воспитатель: Посидели мы рядком И поработали ладком Жаворонков мы слепили- Красну- Весну пригласили! Мне было приятно с вами весну кликать, жаворонков лепить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жаворонки весну кличут

Весеннее развлечение для детей подготовительной к школе группы, на основе русского и мордовского фольклора....

Жаворонки весну кличут

Приобщать детей к истокам народной культуры.Познакомить   со старинными обычаями встречи весны....

Конспект игровой программы «Жаворонки весну кличут.

Стихи, заклички жаваронков, песни, игры, сказка....

ЖАВОРОНКИ ВЕСНУ КЛИЧУТ

Праздник для детей старшей группы на основе русского и мордовского фольклора...

Конспект мероприятия для старших дошкольников «Жаворонки весну кличут (Сороки)»

Музыкальное развлечение для старших дошкольников, впроцессе которого дети знакомятся с историей праздника "Сороки", традициями и обычаями русского народа...