Организация игры на музыкальных инструментах
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)

Кондратьева Елена Ивановна

Организация игры на детских музыкальных инструментах:  подходы методики технологии процесса.

Цель:  формирование у детей навыков игры на музыкальных инструментах, развитие творческих способностей.

1.Системы и методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

2.Мастер класс
Детям очень нравится такой вид деятельности, как игра на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны. 
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
3.Сказка-шумелка «Глупая лисичка»

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация игры на детских музыкальных инструментах:  подходы методики технологии процесса.

Цель:  формирование у детей навыков игры на музыкальных инструментах, развитие творческих способностей.

Задачи:

1.Воспитание интереса и любви к музицированию;

2.Установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и  музыкой.

3.Развитие эмоциональности детей  и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;  

4.Формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Системы и методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик), привлекает внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления   ребята получают  в занимательной игровой форме.

Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку (первая младшая группа), воспитатель или музыкальный руководитель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике.

 Когда дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, они пробуют играть на этих инструментах. Сначала воспитатель или музыкальный руководитель помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными.

Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

 В более старшем возрасте начинается обучение  детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон.

Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет.

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.

В музыкально-дидактические игры  я включаю несложные музыкальные фразы из знакомых песен и попевок. Дети прохлапывают их ритмический рисунок, в дальнейшем передают его музыкальным молоточком, на бубне или металлофоне (на одной пластинке).

Музыкально-дидактическая игра «Угадай колокольчик» для старших дошкольников развивает у детей способность различать три звука (низкий, средний, высокий).

Для развития тембрового слуха можно предложить музыкально-дидактическую игру «На чем играю?». Детям нравится эта игра, каждый старается стать ведущим и загадывать музыкальные загадки на различных музыкальных инструментах и.т.д.

В своей деятельности я опираюсь на методику «Элементарное музицирование» Т. Тютюнниковой, которая  берёт за основу систему обучения К. Орфа, построенной на развитие чувства ритма.

Мастер класс

Детям очень нравится такой вид деятельности, как игра на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны.  
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания.

Например:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
(Под фонограмму любой детской песенки можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт», используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен,  треугольник и другие).
2. Звуковая иллюстрация стихов(подбор стихов в соответствии с темой музыкального занятия, развлечения, праздника)
3. Сказки-шумелки
Важной особенностью работы с шумовыми  инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать воспитатели в самостоятельной деятельности и  родители без специальной музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Благодаря использованию инструментов история или сказка становиться более интересной и яркой.
Перед сказкой раздаются инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используются жесты и мимика, говорится медленно и выразительно, выдерживаются паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее

условленным сигналом.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу .

Сказка-шумелка «Глупая лисичка»

Оборудование: пакеты,  колокольчик, бутылка пустая, бутылка с водой и пластиковой трубочкой, тарелки, барабан.
Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.
КОЛОКОЛЬЧИК
Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка.
Не возьму тебя!
И побежала лисичка дальше.
ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ
Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.
ДУТЬ В БУТЫЛКУ
- Напугать меня хочет! – сказала лисичка.
А я её сейчас утоплю!
Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду.
ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ
Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан.
- Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка.
Посижу - ка я на ней, отдохну.
Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост!
ТАРЕЛКА
Уж лисичка его царапала – царапала,
ПЛАСТИК БАРАБАНА
стучала – стучала…
СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ
Еле вырвалась!
И скорей домой побежала.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

(Шумовые инструменты могут  быть другими).В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива,  повышается уровень познавательных и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала для детей дошкольного возраста

Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала ...

Презентация музыкальная дидактическая игра"Кто играет на музыкальном инструменте?"

Игра - презентация. Закрепляет знание детей музыкальных инструментов. Закрепляет знание и  умение называть специальности музыкантов, их музыкальную профессию....

«Организация мини-музея «Музыкальный островок» в приобщении детей дошкольного возраста к миру музыки и обучению игре на музыкальных инструментах».

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ос...

Организация занятий по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах-один из видов детского исполнительства.Игра на ударных музыкальных инструментах ,не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма,расширяет тембровые представле...

Организация работы с музыкальными инструментами с детьми ОВЗ

Музыкальные занятия с использованием музыкальных инструментов в ОВЗ группе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Играем в оркестре» (художественной направленности) для детей 4-5 лет.

Программа  «Играем в оркестре»  - программа  дополнительного  образования  художественно-эстетической  направленности. Данная программа составлена на основе п...