«Организация мини-музея «Музыкальный островок» в приобщении детей дошкольного возраста к миру музыки и обучению игре на музыкальных инструментах».
методическая разработка

Котолевская Марина Юрьевна

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kotolevskaya_m.yu_.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

« Современные подходы к организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»

структурное  подразделение  государственного  бюджетного учреждения  Самарской  области  средней  общеобразовательной школы  №26  города  Сызрани  городского  округа  Сызрань  Самарской  области - «Детский сад», расположенного  по  адресу: 446012, Самарская обл., г.Сызрань, ул. Кинельская, д.11  ГБОУ   СОШ№ 26 г.Сызрани.

«Организация мини-музея «Музыкальный островок» в приобщении детей дошкольного возраста к миру музыки и обучению игре на музыкальных инструментах».

Сызрань 2015

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

- комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам

Решить поставленные задачи, можно реализовывать через различные виды  детской деятельности. Задача музыкальных руководителей – посредством музыки помочь ребёнку пробудить в его душе благородные чувства, переживание, сопереживание, доброту, сердечность, развить художественный вкус, способствовать формированию общей духовной культуры. Нам необходимо ввести каждого маленького человека, независимо от его возможностей и музыкальных способностей в мир познания искусства. Решение этой задачи возможно в процессе целенаправленного, систематического воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные музыкальные произведения, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания, творческой активности в различных видах детской музыкальной деятельности, в том числе и игре на музыкальных инструментах. Ведь игра на детских музыкальных инструментах – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности, исполнительские возможности всех детей. «Дети любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым педагог не имеет права пренебрегать».  Одними из основных задач воспитания всесторонне развитой личности дошкольника является формирование основ творческого мышления, которое необходимо во многих сферах будущей деятельности ребёнка, не уничтожение своего личного опыта ребёнка, а его преумножение.

Мир  музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

Музыка - это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах

(мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску. Поэтому понятие музыкальность включает в себя музыкальный слух, а также чувство ритма, который неразрывно связаны с эмоциями.

    Восприятие музыки - это активный  слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.            Музыкально - слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Это способность развивается, прежде всего, в пении, в игре на музыкальных инструментах, и в музыкально-ритмических движениях, и  в слушании музыкальных произведений.

     В своей работе я использую все виды музыкальной деятельности, т.к. они являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Очень важно при знакомстве со звуками  использовать принцип интеграции детских деятельностей

    Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных, творческих проявлений.

    Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлечённых в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр.

    Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

     У ребёнка развивается большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

      В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, экспериментировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей. Чаще всего мы формируем умение у малышей  слушать звуки  при  слушании музыкальных произведений, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях. В процессе расширения   возможности при экспериментировании  детьми с окружающими их звуками, для меня стал актуален вопрос о создании мини – музея (музыкальных инструментов) «Музыкальный островок».

Сегодня в детском саду очень актуальны  мини-музеи. Они дают ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки

В нашем ДОУ,  мы создали свой  музей музыкальных инструментов   «Музыкальный островок»,  который находится в музыкальном зале.  Удобное расположение экспонатов позволяет осуществлять знакомство с инструментами и музыцирования в любое удобное  для детей и педагогов  время. На «Музыкальном островке» живут:

 - Струнные инструменты;

- Ударные и шумовые инструменты;

- Клавишные инструменты;

- Народные инструменты;

- Игрушки самоделки

 Наша работа в музее направлена на решение следующих задач:

  • Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;

  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности;

  • Вовлекать дошкольников в разные виды музыкальной деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов различных по звучанию;

     • Поддерживать инициативу и стремление детей к экспериментированию со звуками при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах.

На экскурсию в мини-музей  приходят маленькие дети младшего возраста, они с удовольствием музицируют на музыкальных инструментах-самоделках: барабанчиках, различных маракасах, погремушках.

Сколько выдумки и фантазии в «пошумелках», сделанных руками педагогов из различных баночек, трубочек, стаканчиков, дощечек! Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании.

Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Там жалобно мяукает котенок, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер... Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.

Использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями, способствует развитию чувства ритма и двигательной активности.

Шумовые инструменты несложно изготовить. И это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями их деятельностей   при проведении тематических мероприятий.

В рамках музейной педагогики тесно сотрудничаем с родителями наших воспитанников: проводим  совместные досуги, развлечения, праздники,   тематические концерты. Мини-музей «Музыкальный островок» это огромная творческая работа всех педагогов детского сада и родителей, которые помогают в преобразовании окружающей среды.

Результативность работы:

Внедрение данного опыта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них  способствуют самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и мелодий. Этому эффективно помогает работа мини- музея «Музыкальный островок».

Литература:

1. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. –  М., 1989.

2. Дыбина О. В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М,  2002.

3. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П., Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.

4. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах – М., 1990.

5. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.,2006.

6. Рыжова Н., Логинова Л., Мини-музей в детском саду.– Линка-Пресс, 2008.

7. Тютюнников Т., Музыкальные инструменты К.Орфа. – Д/в №2,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальное партнерство в ДОУ как средство реализации проекта по формированию и развитию приобщения детей дошкольного возраста к миру культуры»

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением,  предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать  образоват...

Роль музыкальных инструментов в приобщении детей дошкольного возраста к классической музыке

 Преобразования, происходящие в системе образования (новые Федеральные государственные требования), порождают новые требования к подготовке детей к школе.  Одним из них является разви...

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Современное общество столкнулось с проблемами нарушения речи и мелкой моторики. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих п...

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Игра относится к основным видам деятельности дошкольников. Поэтому в детском саду игры являются частью всех режимных моментов, включающих и обучение, в которых усвоение какого-либо материала происходи...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НА ТЕМУ "Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки через активное музицирование в оркестре"

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НА ТЕМУ "Приобщение детей дошкольного возраста  к миру музыки через активное музицирование в оркестре"...