«Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста» (из опыта работы музыкального руководителя)
методическая разработка по музыке

Проект это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                    Музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада №17 

                             Волынина Ирина Сергеевна

                                                                                                                    Петроградский район

                                                                                                                      г.  Санкт-Петербург

«Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста»

(из опыта работы музыкального руководителя)

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. 

Проектная деятельность в работе с детьми раннего возраста способствует:

- успешной адаптации;

-активизации познавательной деятельности детей;

-формированию специфических умений и навыков коммуникативного характера;

-развитию творческой активности в процессе игровой и познавательной деятельности.

В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь со следующими противоречиями:между возрастающим объемом информации, который необходимо донести детям, согласно учебному плану и достаточно долгой и сложной адаптацией детей к детскому саду, между желанием родителей к получению информации о жизни группы, совета по развитию ребенка и отсутствием таких возможностей в группе.

Выявленные противоречия приводят к возникновению следующих проблем:

Трудная адаптация ребенка к детскому саду.

Недостаточный уровень  развития детей группы.

Слабая информированность родителей о жизни группы.

Поэтому, именно проектная деятельность  может быть благодатной почвой для успешной адаптации и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста.

Идея, лежащая в основе данной технологии, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т. к. она:

• Личностно - ориентирована;

• Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

• Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

• Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

• Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в детском саду как одного из методов интегрированного обучения детей раннего возраста, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить мышление, речь, познавательность, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете. Организация проектной деятельности делает образовательную систему нашего учреждения открытой для активного участия родителей.

В связи с этим, я решила использовать в своей работе с детьми раннего возраста метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно - образовательный процесс;

Активная роль в моем проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Роль педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия. Что бы ребенок получил полноценное, качественное развитие нужно, чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность, сам к чему-то стремился. В группах раннего возраста выбор проекта осуществляет музыкальный руководитель и воспитатель, основываясь на интересах детей. Музыкальный руководитель и воспитатель моделируют специальную игровую ситуацию, побуждающую детей к деятельности. Этапы проекта, постановка цели; поиск формы реализации проекта; разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; организация развивающей, познавательной, предметной среды; определение направлений поисковой и практической деятельности; организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; работа над частями проекта, коррекция; коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Вид проекта: Информационно-творческий, практико-ориентированный, групповой, среднесрочный.

Место реализации проекта: группа раннего возраста (2-3лет)

Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, дети и родители группы.

Сроки реализации проекта: сентябрь-ноябрь 2021 года.

Актуальность: Ребенок. Малыш. Это маленькое солнышко, чудо, радость для папы и мамы. Но вот и пора в детский сад

И родители слышат пугающее их слово: «Адаптация». Им и в голову не приходит, что вместе с малышом они уже проживали этот процесс.

 Дословно понятие «адаптация» означает приспособление. Но это не только приспособление к новым условиям, но и этап развития, находящихся в этом процессе. После момента рождения малыша, ребенок и родители прожили процесс адаптации, и каждый получил свою долю нового для себя. И вот новый этап в жизни малыша. Он идет в детский сад. Кардинально меняется обстановка и его окружение. Из мира семьи, где около него ежеминутно были родные с первых минут жизни люди, он попадает в совсем иной, разнообразный, привлекательный, но и пугающий его мир. Ребенок входит в социум. Для наиболее оптимального и комфортного существования ребенка в период адаптации одним из компонентов этих условий используется музыка.

Цель проекта: Освоить инновационный метод и с его помощью создать благоприятные условия социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

• Изучить инновационный опыт;

• Установить систему взаимодействия участников проекта;

• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;

• Вызвать положительное отношение к музыкальным занятиям у детей и их родителей;

• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;

• Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции по вопросам музыкального развития детей;

• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.

Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, (педагог не сразу берется учить петь и плясать, а сначала стремится стать другом, участником событий в жизни ребенка, много играет, все больше заинтересовывая детей), то это позволит детям значительно легче перенести этот период.

Ожидаемые результаты: Дети:

• Легко войдут в контакт с музыкальным руководителем, откликнутся на взаимодействия с ним, войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;

• Сформируются первые умения и навыки во всех видах музыкальной деятельности, предусмотренной программой для этой группы.

Родители:

• Сложится эмоционально-положительное отношение к музыкальным занятиям и детскому саду;

• Повысится стремление родителей к сотрудничеству.

Педагоги:

• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;

• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации музыкальных занятий в адаптационный период.

Программа проекта:

этап: Организационно-подготовительный – с 1 по 10 сентября;

II этап: Основной – с 10 сентября по 15 октября;

III этап: Заключительный – с 15 октября по 15 ноября.

I этап: Организационно-подготовительный этап:

# Изучение методической литературы, повышение уровня педагогической компетенции;

# Подбор анкет для родителей, анкетирование.

# Составление планов работы с детьми, родителями, создание системы в планировании;

# Создание эмоционального комфорта;

# Исследование социальных навыков детей, посредством посещения групп.

# Прогноз вероятной степени адаптации детей.

II этап: Основной:

Принципы работы:

# Проведение занятий в виде игр непосредственно в группе, в относительно привычной среде для детей.

# Гибкая структура занятия, основанная на настроении малышей.

# Учёт индивидуальных особенностей ребенка.

III этап: Заключительный:

Проведение занятий в зале, вовлечение малышей в процесс.

Приобщение к восприятию музыки, эмоциональному отклику.

Показ интерактивного кукольного спектакля «Репка»

Форма предоставления результатов

• Презентация проекта

• Методические разработки, конспекты.

. Кукольный спектакль «Репка»

Методические разработки и рекомендации по вопросам о роли музыкальных занятий в период адаптации.

Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.

Термин «маленькие» дети применим скорее к их росту. У «маленьких» детей нет маленьких проблем, для них все очень важно и серьезно, в их сознании идет ежесекундная работа, формирующая дальнейшее отношение к миру, и к нам, взрослым, мотивация поступков, и конечно, их любовь к музыке, желание творить и познавать. И нельзя решение «маленьких» проблем перенести на завтра, на следующую неделю, «по отсутствию опыта ребенок живет настоящим. Отложенная на неделю игра перестает быть действительностью» (Я. Корчак)

Моя задача пробудить у малышей желание познать мир музыки. Моя деятельность в этот период не только музыкальная. В течение месяца -полутора (это зависит от контингента новичков, от времени формирования группы и ее состава) регулярно посещаю группу. Первые посещения только наблюдаю за детьми, у воспитателей получаю сведения об особенностях каждого ребенка, о его семье, о течении адаптационного периода. По мере привыкания ребенка к обстановке делаю первые попытки сближения, т. е. в зависимости от ситуации могу помочь воспитателям покормить детей, переодеть, проводить на прогулку, взять ребенка на руки, пожалеть его, посочувствовать, разглядеть его игрушку, похвалить и т. д. Наконец, я понимаю, что перестала быть чужой. Дети привыкли к моим посещениям, чаще идут на контакт. Созрел момент для первого музыкального занятия. Это занятие должно быть проведено обязательно в группе, а не в зале, и без использования музыкальных инструментов. Голос - это универсальный музыкальный инструмент, знакомый и доступный детям.

В помощь себе беру игрушку (собачку или кошку). Сообщаю, что к ним пришли гости. Усаживаю детей вокруг себя, даю возможность пообщаться с игрушкой и предлагаю послушать меня: «Я сейчас буду петь». И исполняю песню. Как правило, это песня «Жучка» муз. Клоковой, или «Кошка» муз. А. Н. Александрова. Первое знакомство с музыкой не должно быть затянуто. Чаще это всего 4-5 минут, пока детям интересно. Далее могу зайти в группу в течение дня и предложить детям меня послушать. Каждый раз заостряю внимание на фразе: «Я пою». Некоторые дети, чаще из семей, связанных с музыкальным миром, сразу начинают подпевать. Но в основном слушают, наблюдают, а иногда и пытаются прервать процесс пения, привлекая внимание на себя. Но для меня главное - не отвлекаться, я продолжаю петь песенку до конца, а ребенка можно погладить в этот момент по головке, осторожно прижать к себе, посадить на колени и прочее. Моя задача в этот период - научить детей слушать меня и пробудить зачатки желания делать как я. «Ребенок еще не заговорил, он все еще слушает» (Я. Корчак).

Далее прошу детей помочь спеть для кошки или собачки. Активизирую процесс подпевания: «Как кошка молочка просила?» «Мяу» «А как спасибо говорила?» «Мур»,               «А как Жучка лаяла?».Но если ребенок еще не готов это выполнить - не настаиваю. Наблюдая за детьми, часто вижу, как дети сначала не решительно «двигают губами», как бы пробуя: «Смогу ли я?» Следующая установка: «я пою, я широко открываю рот». Открыть рот - это же так знакомо детям. И они делают это с удовольствием - просто открывают рот, без звука. Не стоит смеяться, они уже целенаправленно запоминают это ощущение открытого рта. А затем соединяют эти два действия - открыть рот и извлечь звук. Вот так дети поняли смысл слова петь. На первом этапе поощряю любые «упражнения со звуком» - пение, подпевание, допевание, запаздывающее пение и любой набор звуков. Главное, чтобы ребенок включился в этот процесс, а не замолчал.

Но вот на занятие Жучка «приносит» погремушку. И опять знакомая тема. Я пою и манипулирую погремушкой, предлагаю наиболее активным детям повторить - рукой с погремушкой управляю сама. Даю далее возможность попробовать каждому ребенку в отдельности, помогая ему, если нужно (песенка звучит многократно). И, наконец, приношу погремушки для всех детей. Как правило, к этому времени большая часть детей справляется с заданием самостоятельно и с удовольствием. Нерешительным, малоактивным помогаем с воспитателем. Под сопровождение погремушки теперь уже можно выполнить несложные танцевальные движения. И опять же, сначала откликаются наиболее активные дети, часть детей предпочитает быть наблюдателями. Не спешите их заставлять и получите «приз» - через 3 -4 занятия они сами это выполнят и с удовольствием.На этапе проведения занятий в группе дети услышат звук бубна, металлофона, колокольчика. В сопровождении голоса и этих инструментов мы поем, пляшем, играем. Дети учатся различать звучание этих, инструментов.

Теперь уже дети воспринимают мой приход в группу с радостью, могут просто подбежать и обнять. Значит этап «приручения» закончен пора познакомиться с залом.

В группу приходят игрушки. Я им сообщаю: «Жучка вас приглашает в гости. Хотите посмотреть, где живут Жучка и Кошка?». Дети озадачены. Но любопытство берет вверх.

При помощи воспитателя и няни идем в зал, проходим по его периметру и приближаемся к инструменту. Дети располагаются свободно вокруг меня. Игрушки усаживаю на фортепиано и говорю: «Сейчас я буду исполнять музыку. Хотите послушать? Жучка и Кошка тоже любят слушать музыку. А какую вам сыграть музыку - веселую или грустную?». Чаще дети выбирают веселую. После исполнения некоторые дети нажимают на клавиши. Разрешаю всем желающим осторожно коснуться пальчиком клавиш. И предлагаю помочь мне «Вы будете хлопать, а я играть».                                                                      На этом занятии впервые звучат песни с сопровождением, но в основном звучат голоса взрослых - дети увлечены наблюдением за игрой на фортепиано. Не следует им мешать. Это новая ступенька знакомства с музыкой. Как правило, повышенный интерес к наблюдению за процессом исполнения на инструменте через два - три занятия угасает, и они вновь активно подпевают, а некоторые уже и поют, пляшут, играют и сопровождают мое исполнение игрой на шумовых инструментах.                                                               Игровая форма проведения занятий становится основнойЗанятия превращаются в маленький спектакль. Мы «гуляем» и пляшем, превращаемся в цветочки и листочки, ищем любимые игрушки и для них поем, приглашаем в гости игрушки из группы или из дома и учим их тому, чему уже сами научились, катаемся на лошадке, на поезде, на самолете. И я рада, когда в конце занятия дети говорят мне: «Мы еще прилетим (или приедем)», в зависимости от ситуации. Часто повторяю детям, что в музыкальном зале живут песни, пляски и музыкальные сказки.На одном из занятий встречаемся со сказкой «Теремок». В литературном изложении сказка уже знакома детям. И вдруг слова обернулись песней. Но это не просто сказка, эта сказка решает задачу формирования звуковысотного слуха. Несколько занятий - и малыши безошибочно по звучанию определяют, где поет мышка, а где Мишка. Добавляю имитацию движений мышки и Мишки - получилась увлекательная развивающая игра. Далее Мишка из сказки «Теремок» захочет поиграть в игру «У медведя во бору», а в следующий раз он не захочет играть: «Надоело мне играть, лучше лягу я спать» - и дети исполнят ему колыбельную, каждый свою. Это будут первые попытки музыкального творчества. В следующую встречу споют Мишке песенку: «Мишка мы пришли». И опять робкие попытки спеть по - своему. С каждым занятием эти попытки смелее и смелее. Колыбельную мы поем тихим голосом, а при встрече Мишки песенка будет громкая. Идет развитие динамического восприятия. Наряду с решением проблем музыкального развития решаем и проблемы нравственные.

Однажды, в дождливый день, войдя в зал, дети видят около скамейки брошенного зайца. Цикл стихов А. Барто «Игрушки» хорошо знаком детям и опять они неожиданно для себя

открывают, что это можно спеть, и не только спеть, а и услышать, как плачет зайка, как капают его слезы. Анализируя характер музыки, делают однозначный вывод: «Жалко зайкуМузыка грустная». И самостоятельный вывод: «А я не бросаю свою игрушку». И поверьте, это заменит многократные повторения окружающих о том, что к игрушкам следует относиться бережно. Эта песенка обычно глубоко западает детям в душу, они с первых звуков вступления узнают ее, объясняют, что капают слезки — это зайка плачет. И почти с первой строчки, еще не зная мелодии, начинают подпевать. А в дальнейшем, довольно часто просят ее исполнить.

Отдельно нужно обратиться к показу, так как действия по образцу являются ведущим приемом обучения детей в раннем возрасте. Малыши буквально копируют действия взрослых. Поэтому движения следует исполнять выразительно. Надо обратить внимание и на согласованность музыки и движения, предусмотреть «огрехи», которые потом очень мешают в работе. Например, раскачивания корпуса при пении. Часто воспитатель наклоняется к детям при движении. Этого делать не стоит. Корпус должен быть естественен, иначе дети тоже наклоняются вперед. Чтобы этого не случилось, требуется предварительная работа с воспитателями. Не надо бояться и во время занятий поправить воспитателей. Исправляя ошибку воспитателя, дети еще больше подтягиваются и стараются выполнить движения правильно и изящно. Таким образом, в условиях особого взаимодействия музыкального руководителя и детей формируется баланс в отношениях взрослый — ребенок и выстраиваются гармоничные отношения ребенка со сверстниками; малыши начинают активно проявлять себя в музыкальной деятельности.

Результатом реализации проекта является:
• Успешная социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
• Благоприятное воспитательно-образовательное пространство семьи и ДОУ в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
• Низкий уровень заболеваемости детей в период адаптации.
• Достаточный уровень психолого-педагогических компетенций родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
• Партнёрские, доверительные отношения между ДОУ и семьями воспитанников, активная позиция родителей и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...

Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста

                              ДЖАЛЕНКО НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА...

СТАТЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯВ настоящее время проблема художественно-эстетического воспитания, разви...

Статья«Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста».

Статья«Особенности организации игровой  деятельности детей раннего  возраста»....

Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте (1 год - 3 года) особое внимание мы уделяем формированию самостоятельности. Сюжетная игра становится более развернутой, используется более разнообразное количество игрушек. Пров...

Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста

Статья на тему "Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста"...