Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Варосян Анаит Нерсесовна

 Статья на тему "Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx11.42 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации проектной деятельности детей  раннего возраста

Варосян Анаит Нерсесовна

воспитатель ГБДОУ детский сад №58

Колпинского района Санкт-Петербурга

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое.

Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к педагогической деятельности.

Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования.

Проектная деятельность способствует :

-активизации познавательной деятельности детей;

-формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;

-развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.

К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Некоторые пункты образовательных стандартов можно реализовать посредством проектной деятельности. Например принципы:

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество Организации с семьёй и т. д.

В настоящее время выделяют следующие этапы и уровни формирования проектной деятельности у дошкольников : первый – от 2,5 до 5 лет – подражательно исполнительский; второй – от 5 до 6 лет – развивающий; третий – от 6 до 7 лет – творческий.

Подражательно-исполнительский уровень характеризуется тем, что дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей.

Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников.

Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Роль педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия.

Как утверждал Ян Амос Коменский, что нужно принимать меры к тому, чтобы постоянно детям было, что делать:

«Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают,несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы игр».

Для детей раннего возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Примерные этапы работы воспитателя по подготовке проекта :

- Постановка цели и определение задач проекта, поиск форм его реализации

-Разработка плана движения к цели: содержания воспитательно-образовательной работы с детьми (интеграция материала по теме проекта во все образовательные области); плана работы с родителями.

-Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

-Организация развивающей предметно-пространственной среды,

сбор, накопление материала по теме проекта.

-Определение возможных рисков и способов их устранения.

-Презентация проекта, открытое занятие.

Как было сказано выше, в группах раннего возраста выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая детей к деятельности.

Особое внимание следует уделить проектной деятельности по формированию у детей раннего возраста простейших навыков опрятности и самообслуживания, фундамента гигиенической культуры, формированию доступных правил поведения, ознакомлению с окружающим миром, воспитанию любви к природе, животным. Такие проекты являются доступными для восприятия и актуальными для малышей, а большинство навыков и знаний, приобретается детьми во время выполнения различных игр и упражнений в проектной деятельности.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

В заключении хочется сказать, именно проектная деятельность в раннем возрасте может быть благодатной почвой для развития детей. Применение метода проектирования в работе с детьми также помогает развиваться педагогу, как творческой личности. А родители в процессе работы над проектом,являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальнос...

Особенности организации проектной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (2018)

Особенности организации проектной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагоги работают в тесной связи с родителями воспитанников,  уделяют большое внимание не только подготовке ребенка к школе, но и воспитанию, и развитию его ...

Особенности организации проектной деятельности детей раннего возраста

                              ДЖАЛЕНКО НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА...

Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста...