ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
рабочая программа по музыке (старшая группа)

Лебедева Ольга Леонидовна

Программа саморазвития музыкального руководителя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_.docx43.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Ладушки»

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Лебедева О.Л.

Введение

В процессе музыкально-ритмического воспитания я использую программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального»)  инструмента.  Основная направленность этой программы  - ориентация  не только на развитие детей, но и совершенствование   профессионализма  самого педагога в области ритмопластических движений,  выявление индивидуального стиля  деятельности  и в связи с этим  коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность данной программы.

  Вторая особенность – это использование  в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном «живом» исполнении, а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято  в традиционных музыкально-ритмических Идя от простого к сложному, от детских песен  к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М,Мусоргского,  П.Чайковского, Э. Грига, К. Сен упражнениях. -Санса и др.),   ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская  как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроения и содержание  и постигая при этом  на телесном, зрительном, и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

 Третья особенность данной программы  - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне  обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их  подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребёнка.

 Другими словами, данная программа  является  музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку, что требует  свободного и  осознанного   владения телом. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. За год работы передо мной всегда стоял вопрос - выбора танцевального материала, программа представила мне 100 различных композиций для детей от 3 до 9 лет. Другая ее особенность - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, какие как: «Антошка», «Чебурашка» В.Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» В. Чичкова , но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Среди всего этого многообразия  А.И. Буренина предлагает нам коммуникативные танцы-игры, которые занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…» то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.  Особенность коммуникативных танцев-игр заключается в несложных движениях, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т.д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах  как правило, есть игровые сюжеты, что облегчает их запоминание. Таким образом реализуются следующие направления воспитательной работы:

-развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

-развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

-развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

   Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение к друг другу, то в целом они производят  положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляется в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата  в детской группе.

 Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а присутствующие являются участниками и созидателями игрового действия. Этот момент  является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом   сам процесс его участия в танце-игре.

  Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Это особенно  актуально  для настоящего времени, поскольку совместные праздники  и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах, где собраны дети разных возрастов  (дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов).

Ещё  одно важнейшее направление использования подобного материала – это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми имеющие различную патологию развития (как правило у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

Как известно, особый ребёнок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него не адекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В  несложных, но весёлых и подвижных  танцах-играх  дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Всё это делает прекрасный эффект. В коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).

 Коммуникативные игры являются  универсальным материалом в педагогической работе.

Доступность этого материала позволяет нам использовать его  в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, и в коррекционной работе с детьми.

Современный  ФГОС  ДО предъявляет  высокие требования к развитию творческих способностей дошкольников. Это обязывает музыкальных руководителей  организовывать процесс  художественно-эстетического  воспитания с учётом новых требований. Готовых программно-методических материалов  по данному направлению разработано достаточно, но они разработаны до создания ФГОС  и нуждаются в доработке и  адаптации.

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях

ДОУ, возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально- ритмическим и танцевальным движениям.

Проблема развития творческих способностей у старших дошкольников

состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмических и       танцевальных движений, заложенных природой, т.к. такое творчество может развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога.

Поэтому наш проект посвящён развитию творческих способностей, посредством ритмических движений.

В процессе педагогической деятельности выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений, предлагаемых программой музыкального воспитания в ДОУ, который влияет на развитие творческих способностей старших дошкольников. При этом, в качестве средства подготовки детей к творчеству, выступает обучение.

Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными выполнять творческие задания. Причина в том, что в процессе обучения дети механически  заучивают движения, не осмысливая их, без яркой выразительности исполнения.

Исходя из этого – одним из главных условий развития у старших дошкольников творчества в танце, является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение танцевальными движениями.

Самостоятельно дошкольники этого сделать не могут. Требуется целенаправленное обучение, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения.

Основная часть

С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с пониженной эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя в танце. Поэтому процесс развития творческих способностей у ребенка замедляется. Проблеме изучения произвольности поведения в процессе развития двигательной активности никогда не уделялось должного внимания.

В связи с этим перед музыкальным руководителем стоит задача формирования двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, посредством освоения ребенком музыкально-ритмических движений и, как следствие, развиваются творческие способности у ребенка, в виде раскрепощенности в движениях, ориентации в пространстве, координации движений. Танец является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, положительных эмоций, способствует повышению работоспособности и психологической разрядке.

Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, изучая законы жизни, ученые-физиологи, ученые-врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных целях. «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).

Особенно ярко проявляется взаимосвязь музыки и движений у детей. Известно, что при помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к Родине.

Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.

Возраст 4 — 5 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

Кружок дополнительного образования «Хрустальный каблучок» разработан на основе:

  • программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» (по ритмической пластике для детей 3–7 лет);
  • учебно-методическому пособию «Са-фи-дансе» (по танцевально-игровой гимнастики для детей).

Цель:

Разработать и реализовать программу развития музыкально-ритмических движений в рамках музыкального образования старших дошкольников. Определить уровень развития у  воспитанников ДОУ творческих способностей через развитие музыкально- ритмических и танцевальных движений.

Задачи:        

 1. Совершенствовать ритмопластические движения как у детей, так и у педагогов.

 2. Приобщать к миру прекрасного  от детских песен до симфонических произведений  композиторов –классиков с помощью пластических этюдов.

 3. Свободно осознанно владеть телом.

 4. Развивать  коммуникативные качества .

  5. Выявить, какими знаниями, умениями и навыками владеют       дошкольники для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений в начале учебного года.

  6. Проследить изменения показателей музыкально-ритмических и танцевальных движений в период  учебного года.

   7. Определить уровень развития творческих способностей у дошкольников  в конце учебного года.

Инновационность

Заключается в определении путей развития творческих способностей  дошкольников посредством музыкально-ритмической и танцевальной деятельности:

- изменение требований к педагогической работе (от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие  задачи, развивать способности к самореализации сочетанием творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов);

- расширение форм социальных и культурных практик на основе идеи  творческих способностей ребенка, предоставив ему возможность выбора

Образовательные:

  • Обучить детей танцевальным движениям.
  • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.
  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

  • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
  • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Развить музыкальный слух и чувство ритма.
  • Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей.

Возраст детей и срок реализации программы.

Курс программы рассчитан на 1 год — проведение занятий 2 раза в неделю, длительность занятия – один академический час – 30 минут (общий объём – 72 занятий в год).

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Форма работы:

Используется групповой способ реализации (10-14 детей).

В соответствии с ФГОС программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • единство  воспитательных,   развивающих  и обучающих   целей   и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, художественно-эстетическое творчество, познание, социально-коммуникативная, речевое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

 Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

  • принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.
  • принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

  • принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
  • принцип — развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

Перечень вспомогательного материала

  • музыкально-дидактически игры для развития чувства ритма;
  • видеопособия (ритмические игры);
  • нотные приложения;
  • аудио- и видео-записи;
  • схемы танцевальных движений;
  • разнообразная атрибутика;
  • танцевальные костюмы.

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:

  1. танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:
  • игроритмика
  • игрогимнастика
  • игротанцы
  • диско-разминка
  1. нетрадиционные виды упражнений:
  • игропластика
  • пальчиковая гимнастика
  • игровой самомассаж
  • музыкально-подвижные игры
  1. креативная гимнастика:
  • музыкально-творческие игры
  • специальные задания

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям:

  1. Музыкальная игра.

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т. д. Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

  1. Пляски, танцы, хороводы.

Своеобразной формой музыкально — ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.

Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппировать:

- пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения;

- пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

- свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску;

- хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями; 

детский «бальный танец»,включающий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Лёгкий, оживленный характер музыки сопровождается всё время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа);

характерный танец,в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок, танец Петрушки).

В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как детям трудно запомнить их последовательность.

  1. Упражнения.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, динамику, метроритм) , передавая это в движениях.

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала.

Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание движений только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании возможностей ребенка, а так же требуется строгий учет его возрастных психофизиологических особенностей. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки.

Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков.

Ожидаемые результаты

  • Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста.
  • Улучшение физического развития.
  • Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности.

Интеграция содержания образовательной области

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

Художественно-эстетическое творчество

  • Развитие детского творчества.
  • Приобщение к танцевальному искусству.
  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

 Физическая культура

  • Развитие физических качеств  для музыкально- ритмической деятельности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья  детей. Релаксация.

Социально-коммуникативная

  • Формирование представлений о танцевальной культуре и искусстве.
  • Развитие игровой деятельности.
  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности к окружающему сообществу.
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

«Познание»

  • Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений.
  • Знакомство с историей танца, ритмическими движениями разных танцев. 
  • Расширение кругозора детей.
  • Сенсорное развитие.
  • Формирование целостной картины мира в сфере творчества

Критерии уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей старших дошкольников:

Музыкально-ритмические движения:

  • Высокий: знает словесное обозначение движений, самостоятельно выполняет движения.
  • Средний: путается в словесных обозначениях, выполняет движения частично с педагогом.
  • Низкий: не называет движения, выполняет их только с педагогом

Танцевальные  движения:

  • Высокий: самостоятельное исполнение, движения яркие, выразительные.
  • Средний: знает движения, движения невыразительные.
  • Низкий: выполняет движения только с педагогом.

Вывод

Программа развития музыкально-ритмических движений ставит своей целью приобщить детей  к танцевальному искусству, способствовать развитию творческих способностей старших дошкольников через танцевальную и  музыкально – ритмическую деятельность.

 Главными условиями развития детей на занятиях  являются:

- поддержка интереса и желания заниматься;

- сочетание игровых и творческих моментов

 -доброжелательная обстановка.

Ресурсное обеспечение

Дидактический и наглядный материал:

Костюмы, атрибуты к сюжетным, народным танцам, учебно-методические пособия (картотека музыкальных игр, ритмические карточки, копилка  движений «Танцующие человечки», копилка пальчиковых игр, сборник  «Ладушки»).

Программа танцевального кружка «Хрустальный каблучок»: направленность программы, ее принципы, цель и задачи, перспективное планирование, календарное планирование  и т.д.

Литература:

- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей  дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000.

-А.И.Буренина «Коммуникативные игры» - 2007.

- Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002.

- М.А.Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» –М.: Ярославль  «Академия развития», 2004.

- М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду – М.:ТЦ Сфера2003

- Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981.

- Н.В.Зарецкая «Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для практических  работников ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2005.

- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др. – М.: Учитель, 2012.

- С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду – М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2006.

- С.И.Бекина, Т.П. Ломова «Музыка и движение». Упражнения, игры, пляски для детей  5-6, 6-7 лет. – М., 1984.