Картотека ритмических игр
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Афонченкова Светлана Петровна

Методическая разработка музыкально-ритмических игр направлена на развитие: эмоциональности, чувство ритма, восприятия, воображения. Музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивают музыкальную память память, слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_ritm._igr.docx35.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         

Тихо – громко

Цель: Развитие выдержки и умения слушать.

Ход игры: Участники делятся на две группы соответственно типам инструментов, садятся напротив друг друга и готовятся играть по очереди. Ведущий объясняет, что группа с бубенцами должна играть тихо, а группа с бубнами — громко. Звучит музыка, и группы соответствующим образом играют.

В каждой группе может быть «руководитель», или «дирижер». Поначалу можно делать перерыв между различными по стилю музыкальными фрагментами. Возможно, некоторым участникам нужно помочь слушать и ожидать своей очереди, когда играет другая группа.

Можно использовать контрастную музыку — как энергичную, так и спокойную. У каждой группы может быть своя песня или музыкальная тема

Бубенцы и бубны

Цель: Развитие сотрудничества в группе и способности концентрировать внимание. Развитие умения слушать.

Ход игры: Участники распределяются по группам соответственно типам инструментов: в одной группе — с бубнами, в другой — с бубенцами. Когда начинает звучать музыка, все танцуют, свободно передвигаясь по комнате. Когда музыка смолкает, участники с бубенцами образуют одну группу, а участники с бубнами — другую. Музыка звучит вновь, группы смешиваются, и все танцуют. Игра продолжается таким же образом. 

Игра может стать более захватывающей, если задействовать не два, а три вида инструментов.
Может звучать танцевальная музыка различных стилей.

Поймай ритм

Цель: Развитие умения слушать.

Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить. По мере возможности участники присоединяются к ведущему и, в конце концов, хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.

Можно отстукивать ритм на разных частях тела.

Простые ритмы группа может повторять немедленно (как эхо).
Участники могут повторять заданный ритм один за другим, по очереди.
Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следующему без перерыва. Он может произнести: «Все меняется», чтобы подать группе сигнал перехода к новому ритму

Приклеенная нога

Цель: Развитие танцевального творчества, умение наблюдать и подражать.

Каждый участник выбирает себе массажный коврик и место для него на полу. Поставив на коврик одну ногу, участник как – бы приклеивает  ее  к полу. Звучит музыка, все танцуют в свободной манере, не отрывая от пола «приклеенную ногу».  

Ведущий наблюдает за танцующими детьми и предлагает кому-то из них станцевать для всей группы, чтобы группа подражала его манере. Игра продолжается, и участники представляют разные танцы.

Варианты игры:

Можно «приклеить» к полу колени, ладони, руку  и т.д.

Участники «приклеиваются»  к коврику.

Музыкальный ежик

Цель: Развитие чувства ритма

С барабаном ходит ежик. Бум – бум – бум!

Целый день играет ежик. Бум – бум – бум!

С барабаном за плечами, Бум – бум – бум!

Ежик в сад зашел случайно. Бум – бум - бум!

Очень яблоки любил он. Бум – бум – бум!

Барабан в саду забыл он. Бум – бум – бум!

Ночью яблоки срывались. Бум – бум – бум!

И удары раздавались. Бум – бум – бум!

Ой, как зайчики струхнули. Бум – бум – бум!

Глаз до зорьки не сомкнули. Бум – бум - бум!

Вопрос:

- Какие слова все время повторялись;

- А чем можно заменить эти слова (хлопками, притопами, шлепками, щёлканьем пальцев, имитацией игры на барабане и т.д.)

- Какими движениями мы заменим эти слова?

Предлагаю послушать стихотворение еще раз и повторяющиеся слова Бум-бум-бум заменить движениями.

Читаю текст еще раз, но слова « бум – бум – бум» - каждый раз заменять движениями.

Забавная игра

Цель: Развитие танцевального творчества

 

Все участники игры стоят в кругу.  Два человека образуют « воротики», остальные участники игры пробегают через эти воротики. Звучит музыка. С окончанием звучания  «воротики» закрываются; кто из участников остался перед закрытыми воротиками – танцует;

Погремушка и бубен

Цель: Концентрация внимания.

Дети свободно располагаются в группе. Воспитатель стоит лицом к детям,

объясняет правила игры:

Звучит погремушка – дети свободно бегают.  В определённый момент  воспитатель громко ударяет в бубен  - дети должны присесть на корточки.

Встречная передача

Цель: Развитие чувства ритма

- Предлагаю участникам встать в круг, объясняю правила игры.

С началом музыки играющие передают два музыкальных инструмента (бубен и погремушка) противоходом навстречу друг - другу; с окончанием звучания музыки передача инструментов прекращается, и тот участник, у кого  в руках оказался бубен, загадывает ритмические загадки. Другие их повторяют в хлопках.

Повторить игру 2-3 раза.

Где я буду играть?

Цель: Развитие инициативы, чувства ритма.

Участники танцуют в свободной манере и играют на бубнах. Через несколько минут ведущий делает музыку тише и предлагает участникам играть на бубнах, показывая разные места, по которым они будут ударять бубном. Это может быть спина другого участника, пол или стена комнаты, собственное колено и т.д.

Участники могут сами предлагать разнообразные места для игры на бубнах.
Участники могут объединяться в пары с одним общим бубном.

Танец шляпы

Цель: Развитие танцевального творчества

Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение — с тем, чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается

Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа.
Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы
.

Игры с именами «Успевай

Цель: Развитие творческого воображения и чувства ритма.

1-й этап: 

Я попрошу каждого из вас четко произнести своё имя (произносят)

А теперь произнести своё имя под ритм (стучу деревянными палочками, произносят)

А теперь каждый произнесет своё имя в соответствии с метроритмом. Имя, два удара палочками, имя, два удара палочками и т.д.

2-й этап:

На этом этапе можно произносить своё имя в различных вариантах.

Как вы думаете, в каких вариантах?

(громко, очень быстро, шёпотом, нараспев, «как будто мама хвалит», «как будто дразнятся плохие мальчишки» и т.д.)

Предлагаю снова поиграть и произнести своё имя в том варианте, который вам больше понравился.

Игры с именами «Успевай»

3-й этап:

- А как вы думаете, что можно сделать, чтобы наша игра стала интересней?

(добавить движение)

- Какие движения можно добавить в этой игре?

(хлопки, притопы одной ногой, двумя, шлепки, приставные шаги, присев на корточки и т.д.)

- Правильно – тогда наша игра приобретет другую окраску – получится «Моё имя – моё движение». Это сложнее, но интересней.

- Хотите поиграть в игру в этом варианте?

Путешествие на поезде

Цель: Развитие чувства ритма

Группа садится в круг. У одного из участников имеется свисток. Ведущий начинает «путешествие на поезде», отбивая ладонями характерный ритм «тух-тух-тух». Группа присоединяется к нему — вначале в медленном темпе и ритмично, и затем равномерно убыстряя движение. Когда «поезд достигает максимальной скорости», участник со свистком дает сигнал. Свист означает, что поезд должен так же равномерно сбавлять скорость и, в конце концов, остановиться.

Чем медленнее начинается «движение поезда», тем более интересна и захватывающа эта игра.

Если нет свистка, сигнал можно подавать голосом.
Участники могут производить звук не одними лишь ладонями, а движением ладоней по коленям.

Повторяй мой танец!

Цель: Развитие танцевального творчества

Участники свободно танцуют под музыку. Ведущий несколько минут наблюдает за группой и затем останавливает музыку. Он предлагает всем танцевать, копируя танец одного из участников. Этот участник показывает свой танец, и группа начинает танцевать, подражая его манере. Затем ведущий выбирает участника, танцующего в другой манере, и группа снова подражает. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не покажут свой танец.

Ведущий может познакомить участников с этой игрой, предложив копировать под музыку его собственный танец.
Ведущий может выбрать для показа группе самые простые движения (например, покачивание головой) или более сложные (например, состоящие из трех или четырех простых).

Дождь

Цель: Развитие у детей чувства ритма

Дождь,  дождь, дождь с утра    (Хлопки чередуются со шлепками по коленям) 

Веселится детвора!          (Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам,        (Притопы)

Шлеп – шлеп!

Хлоп в ладоши         (Хлопки)

Хлоп – хлоп!

Дождик нас не поливает,      (Грозят пальцем)

А скорее догоняет!         (Убегают от дождика)

                                       

Пчёлы водят хоровод

Цель: Развитие у детей чувства ритма

Водят пчелы хоровод –   Дети топают на              

                                                              месте

Брум, брум -   Хлопки «тарелочками».

В барабан ударил кот – Имитируют пальцами игру  на барабане

Трум, трум -    Стучат кулачком о кулачок

Стали мыши танцевать –                   Выставляют ногу на пятку.

Тир – ля – ля.

Так, что начала дрожать  -    Кружатся  

                                              дробным шагом.

Вся земля -                     Хлопают в ладоши.

Обезьянки

Цель: Развитие у детей чувства ритма

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи!       Хлопки

Обезьяна на печи.           Шлепки по коленям

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи!       Хлопки

Грызет с маком калачи.  Щелчки пальцами

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!        Хлопки

Поиграть я с ней хочу.   Притопы

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!       Хлопки

Я смеюсь и хохочу!       Дети весело смеются.

Фома

Цель: Развитие у детей чувства ритма

Стучит, бренчит по улице: Притопы с хлопками.

Фома едет на курице -  Щелчки по бедрам.

Тимошка – на кошке                         Щелчки.

По кривой дорожке  - Показывают руками кривую дорожку         

                                                               

Фома песенку поёт - «Пружинка» с хлопками.

Тимка семечки грызет.

Ехали, ехали -  Кружатся дробным шагом.

В темный лес заехали.

В лесу мишка сидит -  Присаживаются на корточки.

И на нас рычит:

- Р-р-р-р!    Убегают от «мишки».

 

Слово на ладошке

Ход игры: педагог поет песню:

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде.

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в СЛОВО!

— У меня есть корзинка, в которую «собирают» слова. Давайте поищем слова в воде! Дети поют слово и ритмично прохлопают. (Дети «кладут» в корзинку по слову: «рыбы», «водоросли», «ракушки», «камешки» и т.п.)

— А в кармане они есть? А на полу? На потолке.

Передай хлопок

Игровой материал: музыкальные инструменты

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Один из играющих «посылает» хлопок или несложный ритм стоящему ребёнку (т. е. хлопает, повернувшись к нему, тот «передаёт» хлопок (ритм) своему соседу и так далее. Хлопок (ритм) «катится» по кругу пока не вернётся к первому игроку.

Озвучь потешку

Цель: Развитие творческого воображения и чувства ритма.

Описание игры: ребёнку предлагается прослушать потешку и, выбрав музыкальный инструмент из шумовой группы, исполнить её в сопровождении выбранного инструмента. Когда потешка озвучена всеми детьми, её могут озвучить несколько детей одновременно, играя на разных инструментах. Каждый из детей может придумать свой ритмический вариант потешки.

Гоп, гоп, гули, гоп,

Сели Машеньке на лоб.

Крылышками хлоп, хлоп,

Маша ножкой топ, топ!

Не зевай

Игровой материал: музыкально-шумовые инструменты

Ход игры: «Раз, два, три - ребенок исполняет ритм на музыкальном  инструменте

Не зевай! передает соседу музыкальные  инструмент

Поиграл – выполняют действия первой строки

 Передай! передают следующему соседу 

Раз, два, три - выполняют действия первой строки

Не спеши! передают следующему соседу 

Как играть – выполняют действия первой строки

Покажи!»

Игровой материал: любой музыкальный инструмент. Правила игры: дети сидят на ковре, одному из ребят педагог дает музыкальный инструмент. Под текст дети выполняют задания, у кого остался музыкальный инструмент, придумывает свой ритмический рисунок, а дети повторяют его хлопками.

На дачу

Описание игры: дети воспроизводят ритмические рисунки хлопками.

Мы едем в электричке - подпрыгивают на стульчиках

“Ура, ура, ура! - Стучат, стучат колеса шлепки по коленкам.

“Та-та! Та-та! Та-та!” -  хлопки

Мелькают мимо сосны

И ели, и дома –  повороты головы вправо, влево

Стучат, стучат колеса - шлепки по коленкам.

“Да-да! Да-да! Да-да!” - хлопки 

На даче ждет нас Мурка - имитация “мягкие лапки кошки”

Дружище верный Рекс - кисти рук трясут.

Приедем мы на дачу –

Пойдем все вместе в лес - Шлепки по коленкам.

Кубик-оркестр

Игровой материал: кубик, музыкальные и шумовые инструменты

Ход игры. Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека ритмических упражнений (ритмопластика)

Развитие мышц кисти и мелкой моторики руки, пальчиковые игры и ритмические упражнения...

Картотека ритмических игр с палочками.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.Ритмические игры и упражнения ...

Картотека ритмических упражнений

Картотека ритмических упражнений...

Картотека" Ритмические минутки"

Игра «Представьте себе» Цель. Развивать имитационные способности. -Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.) Сейчас вы придумаете, в кого...

Картотека "Ритмические игры с палочками - клавесами"

Картотека "Ритмические игры с палочками - клавесами"...

Картотека ритмических схем

Картотека ритмических схем для дошкольников старшего дошкольного возраста, предназначенная для воспроизведения речевого и моторного ритмов....

Картотека ритмических игр

Картотека ритмических игр...