методическая разработка на тему-воспитание посредством музыки «Природа и музыка» для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Ронжина Ольга Сергеевна

Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль «человек – часть природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_zanyatie_priroda_i_muzyka.docx618.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое занятие «Природа и музыка» для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет

Актуальность темы.

Экологическое образование и воспитание – это не только привитие уважения и бережного отношения детей к природе. Это – познание детьми себя, как части природы, ощущение целостности бытия, единства всего живого на земле.

Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Именно в такой интересной творческой форме решать задачи экологического образования помогает музыкальное искусство.

 Музыка – это особое искусство, поскольку музыка - это язык чувств и эмоций. Яркие краски, красивые мелодии привлекают детей, пробуждают у них воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить и узнавать новое. У детей появляется интерес к классической музыке, что способствует формированию духовного и эмоционального мира дошкольников.

«Всё хорошее в людях из детства!

 Как истоки добра пробудить?

 Прикоснуться к природе всем сердцем?

Удивиться, узнать, полюбить?

Я хочу, чтоб земля расцветала,

 И росли, как цветы, малыши!

 Чтоб для них экология стала

 Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин

Цель: Формирование экологического сознания, экологической культуры, становление на их основе научно-познавательного, эмоциональнонравственного, практико - деятельностного отношения детей к живой природе.

Обучающие задачи:

∙ формировать в сознании детей чувство уважения и ответственности к природному окружению;

 ∙ развивать творческие музыкальные способности при обыгрывании различных музыкальных образов.

Развивающие задачи:

 ∙ развивать эмоциональную сферу дошкольников в восприятии окружающего мира;

∙ развивать мышление в ходе слушания музыкальных произведений;

∙ развивать активную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи:

∙ воспитывать чувство ответственности перед природой на Земле, человеческую доброту.

 Образовательные области: художественно-эстетическая, познавательная, речевая, социально–коммуникативная.

 Виды деятельности: слушание музыки, движение под музыку, рассуждение, ответы на вопросы педагога.

Методы: наглядный, слуховой, метод практической деятельности. Оборудование: Музыкальный центр, фортепиано, ноутбук, экран.

Методическое обеспечение:

Презентация к занятию.

Музыкальный материал:

∙ «Подснежник» П. И. Чайковский.

 ∙ «Королевский марш льва», «Лебедь», «Черепахи» К. Сен- Санс.

Предварительная работа: слушание музыкальных произведений, рассказ педагога о растительном и животном мире планеты, о правилах поведения людей в природе, пение знакомых песен о природе.

Место проведения: музыкальный зал, длительность занятия – 30 минут. Форма организации: групповая.

Конспект занятия.

Ведущий (музыкальный руководитель): Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы с вами будем говорить об охране природы. Скажите, что такое природа? Ответы детей.

Ведущий: Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека. Природа бывает живой и неживой. Живая природа – это то, что может дышать, двигаться, питаться, жить, развиваться и умирать. Человек тоже является частью живой природы. А неживая природа – это то, что не дышит, не питается, не растет, не размножается. Давайте рассмотрим картинку на слайде.

На слайде № 2 таблица

«Природа» Звучит музыка, в зал «влетает» воздушный шар с большим конвертом. Ведущий: Вот так неожиданный гость! Что он нам принёс?

 В конверте - эмблема организации «Гринпис».

 Ведущий: Это эмблема международной организации «Гринпис», что в переводе с английского языка означает «Зелёный мир». Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле. Но здоровье нашей планеты зависит полностью от деятельности человека. И только мы, люди, должны заботиться о ней. Организация «Гринпис» борется против загрязнения окружающей среды промышленными отходами фабрик и заводов, против уничтожения лесов, некоторых видов растений и животных. Как вы думаете, почему многие растения, животные исчезают? Предполагаемые ответы детей: Недобрые люди уничтожают их для своих целей.

Ведущий: Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! В. Берестов.

Ведущий: Чтобы защитить природу в нашей стране была создана комиссия по редким видам растительного и животного мира, в составе которой было много ученых. Они составили списки данных о животных и растениях, рыбах, насекомых, которые срочно нуждаются в охране, и которым грозит исчезновение. Ученые решили назвать этот список Красной книгой. Как вы думаете, почему эту книгу назвали Красной, а не какого-либо другого цвета?

Ответы детей.

Ведущий: Красный цвет – цвет опасности! Он, как красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» Красная Книга – Красная! Значит, природа в опасности! Значит, нельзя терять даже миг! Всё живое хранить зовет, Пусть зовет не напрасно, Красная Книга – Красная!

Слайд № 3

 

Вот так выглядит Красная книга России.

 Ведущий: Все животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, занесенные в Красную книгу, охраняются законом. Сегодня мы поговорим о некоторых из них, а поможет нам в этом нам музыка.

 На слайде № 4 анимационная картинка «Подснежники на лесной полянке»

 Ведущий: Посмотрите, что за цветы растут на лесной полянке? Правильно, это подснежники. А почему их так называют?

Ответы детей.

Ведущий: Подснежники – первые весенние цветы, они появляются на лесных проталинках ранней весной. Подснежники занесены в Красную книгу. Давайте и мы создадим образ растущего подснежника, передавая взволнованный, немного грустный и ласковый характер музыки движениями рук, тела, а потом потанцуем под музыку.

 Импровизация под музыку «Подснежник» и комментарии ведущего: Вот сквозь снег прорастают первые росточки подснежников. Они упорно тянутся к солнышку, впитывая влагу из земли. Растения набирают силу, листочки распрямляются. И вот бутоны раскрываются, встречая солнышко и радуясь ему. Навстречу солнцу поднимаются головки цветов, они покачиваются на ветру. Давайте теперь все вместе покружимся на весенней полянке.

 Ведущий: Какие красивые подснежники у вас получились! А сейчас продолжим нашу беседу и поговорим о животных, которые тоже нуждаются в охране и защите.

 Угадайте, о ком сейчас пойдет речь?

 У него большая грива: И - пушиста, и - красива! Какая миленькая киска… Подходят дети к клетке близко, К ней тянут руки, осмелев, Но, осторожно - это …(Лев)

Ребята, почему льва называют царем зверей?

Ответы детей.

Ведущий: Да, лев - величественный, грозный и прекрасный.

Французский композитор Камиль Сенс–Санс написал музыку, которую назвал «Королевский марш льва». Её в один голос («унисон») мощным звуком исполняют струнные инструменты. Поступь льва важная, неторопливая. Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки. Это лев подает свой голос, он рычит.

Слайд № 5

Дети смотрят видеоролик и слушают музыку «Королевский марш льва» с музыкой К. Сен – Санса. Ведущий: Соответствует ли музыка облику льва?

Предполагаемый ответ: Лев - это царь зверей, поэтому музыка звучит торжественно. Ведущий: Зевая и потягиваясь, выспавшийся лев неторопливо поднимается на ноги, чтобы отправиться на охоту. Давайте попробуем изобразить его повадки.

Физкультминутка.

Ведущий: Лев – отважный царь зверей, (Дети сгибают ноги в коленях, наклоняются к полу, ставят ладошки на пол и неторопливо ходят в таком положении, изображая грациозного льва) Всех на свете он храбрей, (Дети встают на ноги, разводят руки в стороны, с силой сжимают кулачки. Далее поочерёдно, то одной, то другой рукой сгибают руки в локтях, показывая сильные лапы льва. Затем вновь приседают, прижимают туловище к ногам, обхватывают руками колени. (Все звери боятся льва и прячутся от него). Лев гордится пышной гривой, (Дети поднимаются, вытягивают руки вверх, соединяют ладони, и делают круговое движение над головой, показывая пышную гриву льва) До чего же он красивый! (А теперь можно произвольно побегать и покрасоваться перед «обитателями саванны») Автор стихотворения – Валерия Зубкова.

Слайд № 6

Ведущий: Ребята, львы относится к животным, которым нужна особая забота. Охота на них запрещена. Но на нашей планете еще много зверей, численность которых сокращается. Вот некоторые животные из них: снежный барс, амурский тигр, дальневосточный леопард, красный волк и многие другие.

Слайд № 7

 Ведущий: Среди числа исчезающих видов животного мира много птиц: сокол Сапсан, розовая чайка, белый журавль, розовый фламинго и величественная птица - лебедь. Длинная, гибкая шея, белоснежное оперение завораживают своей красотой. Послушайте, как необыкновенно точно К. Сен-Санс средствами музыки «рисует» эту царственную птицу. Мелодию лебедя исполняет виолончель, а музыку воды - фортепиано. Неторопливая, необыкновенно певучая мелодия изображает плавное движение лебедя по поверхности воды.

 Слайд № 8

Видеоролик «Лебедь» с музыкой К. Сен – Санса.

Ведущий: Какой характер у этой музыки? Ответы детей.

Ведущий: А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и отправиться в небольшое путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы идём по берегу моря. Воздух наполнен светом и теплом. Наше путешествие будет сопровождать красивая волшебная мелодия. Звучит музыка релаксации. Дети открывают глаза.

Ведущий: В морских глубинах живет много морских обитателей. И многие из них тоже нуждаются в особой охране.

Слайд № 9

Видеоролик «Черепахи» с музыкой К. Сен – Санса.

Ведущий: Если на черепаху кто-нибудь нападёт, сумеет ли она убежать от врага? Правильно, не сумеет. Как же ей от врагов спастись? Подумайте! Точно, она втянет голову и лапы под панцирь. Помните маленький стишок поэта Самуила Маршака? Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха. Панцирь черепахи - настоящая броня. Он может выдержать огромную тяжесть - в 200 раз больше, чем вес самой черепахи! Можно подумать, что панцирь сделан из камня. Но на самом деле это всего-навсего затвердевшая кожа, которая срослась с ребрами и позвоночником. Именно из-за твердого панциря браконьеры истребляют черепах. Они делают из него декоративные изделия и разные безделушки.

Пальчиковая гимнастика «Черепаха». Шла купаться черепаха, (ладони сложены, руки вращаются вправо – влево) И кусала всех от страха: (основания ладоней сложены, пальцы разъединяются и соприкасаются) «Кусь, кусь, кусь, кусь, (одновременно пальцы сжимаются и разжимаются) Ничего я не боюсь!» (качают ладошками перед собой, пальцы подняты вверх).

Ведущий: Еще очень многих животных и птиц ученые занесли в Красную книгу. Но люди вовремя пришли им на помощь. Как вы думаете, каким образом они это сделали? Да, они запретили охотиться на них, создали заказники и заповедники.

Картинка на слайде № 10

Заповедники – это территория, где охраняются все виды животных и растений. В заповедниках категорически запрещается рвать растения, охотиться на животных. Они находятся под особой охраной государства. Заповедники – это место, где природа имеет право жить по своим законам, а человек не вмешивается в эти законы и приходит в это место как гость. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Ответы детей.

Ведущий: Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы. Дети выходят с экологическими знаками и называют их.

∙ Не рвите цветы!

∙ Нельзя разоряйте муравейник!

∙ Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

∙ Не ломайте деревья!

∙ Не разоряйте гнёзда птиц!

∙ Не разводите костёр в лесу!

∙ Не сбивайте грибы, даже несъедобные!

∙ Не раскапывайте норы и не тревожьте зверей!

∙ В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум!

∙ Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

 Картинка на слайде № 11

Ведущий: Ребята, эти несложные правила помогут вам стать настоящими друзьями природы. Давайте мы будем природу любить, И в дружбе, и в мире со всеми жить! Я надеюсь, наша встреча была для вас полезной, интересной и увлекательной. Давайте завершим наше занятие знакомой песенкой «Вместе весело шагать по просторам» (музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского).

Дети уходят из зала. После занятия предложить детям в группе нарисовать рисунки на тему «Берегите природу!»

 Вывод: Использование музыки в экологическом воспитании дошкольников приводит к замечательным результатам.

Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль «человек – часть природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.

Литература:

 1.«Музыкальные шедевры» О. П. Радынова.

2. «Музыкальное развитие детей 5 – 7 лет в детском саду» Е. Минина Ярославль, 2008.

3. «Ожидание чуда» Л. Гераскина ч. 2, М., 2007. 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария развлечения «Доброта – она от века украшенье человека» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.

В предлагаемом материале  решаются следующие задачи:o       расширять представление детей о влиянии благоприятного психологического состояния (хорошее настроен...

Методическая разработка с использованием технологии ИКТ. Создание презентации "Угадай песню" для детей старшего дошкольного возраста.

Созданная презентация "Узнай песню" демонстрировалась на музыкальном занятии. Сначала дети слушали песни (вставка музыки: слайды 1,3,5) и угадывали название. Во второй части занятия дети пели пес...

Методическая разработка "Конспект занятия из цикла «Я всего добьюсь!» (по адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям новой группы)"

Вариант занятия педагога-психолога в период адаптации старших дошкольников С ТНР к условиям новой группы, ДОУ. Материал будет интересен педагогоам-психологам, воспитателя, логопедам. Отдельные игры мо...

Методическая разработка праздника " НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" для детей старшего дошкольного возраста

Разработка  включает в себя материал для подготовки детей к празднованию 9 мая...

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка призвана помочь логопедам-практикам в развитии мелкой моторики у детей-дошкольников....

Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»

Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....