Методическое пособие по музыкальному развитию
методическая разработка по музыке

"Музыкально - дидактические игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_po_muzykalnomu_razvitiyu_v_dou.docx118.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад №  1 « Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по музыкальному развитию  детей закрытого  административно- территориального образования поселок Солнечный

Красноярского края

Методическое пособие по музыкальному развитию.

"Музыкально-дидактические игры"

для развития детей старшего дошкольного возраста.

3341577.jpg

Музыкальный руководитель:

Куприянова Анна Николаевна

ЗАТО п. Солнечный , 2020


Пояснительная записка.

«Игра развивает индивидуальность.Играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи. Поэтому игра - могущественное орудие для укрепления способности мыслить и для развития сознания»

Э. Жак-Далькро

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребёнок закрепляет жизненные впечатления, уточняет и расширяет знания об окружающем, делает первые шаги в самостоятельной деятельности.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний.

Цель музыкального воспитания в детском саду – развитие музыкальной культуры ребенка, освоение им  ценностей музыкального искусства и  формирование на их основе музыкальных способностей и нравственно – эстетических качеств личности.

     Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия   требуют привлечения наглядных средств. К  ним  относятся  музыкально – дидактические пособия и игры.

Актуальность их  применения, заключается в системном  музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников  с учетом возраста и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Привлекательность музыкально-дидактических игр заключается  в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают  интерес и желание участвовать в них. Использование игр и пособий   позволяют в простой, доступной  детям игровой форме дать представление  о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений,  переданную  музыкой, привить к ней  любовь. У ребят  возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью  пособий, значительно активизируют  умственную деятельность детей,  развивают их самостоятельную музыкальную  деятельность, которая приобретает творческий характер. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они  учат ребенка применять полученные знания  и  навыки в повседневной жизни.

Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть  два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать, различить,  сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Создавая данное пособие преследуется следующая цель:

Цель: развитие музыкальных способностей, углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

- учить детей ориентироваться в игровой ситуации;

- развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;

- совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;

- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

В данном методическом пособии все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:

1. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах.

3. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающие задачи,

- содержания,

- правил,

- игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее

.

Музыкально-дидактические игры используются во всех видах музыкальной деятельности дошкольников:

- в процессе пения,

- в процессе слушания музыки,

- в процессе музыкально-ритмических движений,

- в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Методическое пособие рассчитано на старший дошкольный возраст. Все представленные дидактические игры предназначены для развития музыкально-сенсорных способностей детей, а так же для развития слуха, памяти, творческих способностей. Все музыкально дидактические игры распределены по разделам:

- игры на определение характера музыки,

- игры на развитие звуковысотного слуха,

- игры на развитие чувства ритма,

- игры на развитие динамического слуха,

- игры на развитие тембрового слуха,

- игры на развитие музыкального слуха и памяти.

При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал, который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею.

Такие игры усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание.

Данные игры рекомендованы для использования в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию.

Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. И музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и способности. У них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности, способствуют формированию у детей психологических качеств: внимание, память, сообразительность, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению словарного запаса.

Музыкально-дидактические игры

для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры на определение характера музыки.


Три подружки.

Цель: развивать умение детей передавать характер музыки через мимику, жесты, эмоции; развивать творческую активность детей.

Игровой материал: платочки на количество играющих, аудиозапись пьес Д. Кабалевского «Резвушка», «Плакса», «Злюка».

Ход игры:
Педагог: вы знаете, что музыка может выражать разное настроение человека, его переживания, чувства и даже черты характера. У композитора Дмитрия Кабалевского есть пьесы «Плакса», «Злюка», «Резвушка». Музыка в этих пьесах рисует портрет человека. Давайте попробуем передать движениями платочка характер музыки. Во время звучания тихой, жалобной музыки («Плакса») движения будут плавными, печальными, а когда музыка будет передавать сердитый характер («Злюка») движения будут резкими, четкими, более быстрыми. А характер девочки резвушки мы будем передавать легкими размашистыми, стремительными, изящными, игривыми движениями платочка. А теперь, угадайте какая по характеру девочка перед вами и покажите это в движениях с платочками.

Три цветка.

Цель: развивать умение определять характер музыки.

Игровой материал:
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо»- спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
Раздаточный: у каждого ребёнка - один цветок, отражающий характер музыки.


Ход игры:
1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.
Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки.

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Волшебный веер.

Цель: закрепить представление детей о музыкальных жанрах, развивать воображение и творчество.

Игровой материал: веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.

Ход игры:

Дети становятся в круг, всем раздаются веера. Вспомнить с детьми жанры в музыке, которые они знают.

Воспитатель: "У нас в руках волшебный веер, он может превращаться в различные предметы. Сейчас мы с вами будем слушать музыку, в зависимости от того какой жанр прозвучит веер наш будет менять свою форму. Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой".

Сложи песенку.

Цель: развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющих элементов в виде условного изображения.

Игровой материал: прямоугольники одного цвета и кружки разных цветов.

Ход игры:

Воспитатель включает песню в аудио записи (желательно хорошо знакомую детям) и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью геометрических фигур: каждый новый куплет обозначается кружком, какого – либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного прослушивания ребенок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы.

Веселый колокольчик.

Цель: развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление, навыки создания танцевальных импровизаций.

Игровой материал:имитация лесной полянки; большие плоскостные цветы, разложенные по «полянке», с обратной стороны которых прикреплены картинки с изображением танцующих детей (дети танцуют вальс, польку, русский народный танец, современный танец); колокольчик.

Ход игры:

Воспитатель вспоминает с детьми, как хорошо весной, когдарастаял снег: можно побегать по мягкой травке, погулять по лесной полянке, где растёт много красивых цветов. Затем предлагает детям погулять по такой полянке, только нужно взять с собой волшебный колокольчик. Он будет указывать путь. Под музыку дети с колокольчиком бегают по «полянке» вокруг цветов и когда музыка останавливается, дети подходят к выбранному цветку. Музыкальный руководитель говорит, что это цветы не простые, а с заданиями. Дети поднимают цветок и смотрят, что на нём изображено и под соответствующую музыку выполняют задание (придумывают каждый свой танец).

Дидактические игры для развития звуковысотного слуха.

Музыкальное лото.

Цель: научить слышать движение мелодии.

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты,музыкальные инструменты: металлофон, фортепиано,

ксилофон.

Ход игры:

Ребенок-ведущий или воспитатель играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны поднять соответствующую карточку.

Повтори звуки.

Цель: развивать звуковысотный слух, внимание и память.

Игровой материал:Карточки с изображением трех бубенчиков: красный - "дан", зеленый - "дон", желтый - "динь", металлофон.

Ход игры:

Воспитатель-ведущий показывает детямкарточки с изображением бубенчиков: «Посмотрите, дети, на этих карточках нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет do первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий.

Воспитатель показывает карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы).

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Пчела.

Цель: Способствовать расширению диапазона голоса, умению определять высоту звучания, формированию правильного дыхания.

Игровой материал: пчелка на палочке.

Ход игры:

Дети наблюдают за движением пчелы: выше, на одном уровне, ниже. В соответствии с движением пчелы моделируют голосом движения звука вверх, на одном уровне, вниз.

Дидактические игры на развитие чувства ритма.

Сыграй как я.

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т. д.

Ход игры:

Воспитатель предлагает прослушать, а затем исполнить на любом из предложенных инструментов ритмический рисунок из пяти – семи звуков. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

Эхо.

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: бубен, барабан, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т. д.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о том, что такое эхо, что оно бывает в лесу, в горах и т.д. Слово или звук повторяется несколько раз. Воспитатель предлагает изобразить эхо с помощью музыкальных инструментов. Дети сидят на стульчиках с инструментами в руках. У воспитателя в руке любой инструмент. Воспитатель играет простой ритмический рисунок. Дети должны сыграть по цепочке, передавая заданный ритм.

Наше путешествие.

Цель: развивать чувство ритма, воображение и творчество.

Игровой материал: Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой рассказ вы можете продолжить или придумать, свой рассказ».

Выполни задание.

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, ложки, барабан).

Ход игры:

Воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен подобрать к нему нужную карточку.Затем прохлопать угаданный ритмический рисунок или проиграть его на любом музыкальном инструменте.

Любим мы в оркестр играть.

Цель: Содействовать развитию чувства ритма. Играть ритмично с изменением темпа и динамики.

Игровой материал: различные музыкальные инструменты, презентация.

Ход игры: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куклой Машенькой. Она замечательно играет на разных инструментах. Сама играет и вас научит.

Презентация. На фоне музыки появляются разные инструменты и ритмический рисунок. Дети, используя свои инструменты, повторяют заданный ритм.

(сложность ритма, динамики и темпа зависит от возраста детей). Музыкальное произведение можно оркестровать любыми музыкальными инструментами.

Дидактические игры на развитие динамического слуха.

Тише, громче заиграй.

Цель: Развивать у детей динамический слух и навыки игры на детских музыкальных инструментах. Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: бубен, барабан, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т. д.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках с инструментами в руках. У воспитателя в руке любой инструмент. Воспитатель играет простой ритмический рисунок громко или тихо. Дети должны сыграть точно также, передавая заданный ритм.

Усложнение: После того, как дети начнут хорошо справляться с заданием, им предлагается играть не только очень громко и очень тихо, но и не слишком громко.

Охотники и зайцы.

Цель: Развивать у детей динамическое восприятие.

Ход игры:

Дети строятся в две шеренги, одна за другой. Первая шеренга – «Охотники», вторая – «Зайцы». Охотники идут вперёд решительным шагом и громко поют: Мы охотиться идём, громко песенку поём

Где вы, зайцы серые, где, где, где?

Зайчики идут на носочках за охотниками, тихо поют, охотники стоят на месте:

Мы тихонечко идём, мы тихонечко поём

Вы нас не поймаете, нет, нет, нет!

Охотники: Вот сейчас, сейчас, сейчас, мы поймаем, зайцы, вас.

Вы от нас не скроетесь ни-ког-да!

Зайцы: Мы тихонечко идём, мы тихонечко поём

И от вас мы удерём: да, да, да!

Охотники ловят зайцев. Команды меняются местами, игра повторяется.

Принц и Принцесса.

Цель: Развивать у детей динамический слух и навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Игровой материал: Музыка в аудиозаписи.

Ход игры:

Дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит “Вальс” Г.Свиридова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми воспитатель регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

Кот и мыши.

Цель: Развивать у детей динамический слух и навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Игровой материал: погремушки.

Ход игры:

Дети с погремушками в руках сидят на стульчиках. Их задача играть на погремушках тогда, когда они услышат слова «Тихо», «Громко», «Чуть потише», «Чуть погромче». И играть надо так, как об этом говорится в стихотворении. Воспитатель читает стихи:

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел.

Вот Вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом

Они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул;

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Дидактические игры на развитие тембрового слуха.

Три оркестра.

Цель: Научить различать звучание оркестров разного состава.

Игровой материал: Кассеты или диски с записями музыки в исполнении симфонического, духового оркестров, и оркестра народных инструментов.

Ход игры:

Воспитатель, предлагает прослушать и отгадать: какой оркестр играет. Если играет духовой оркестр – дети имитируют игру на трубе. Если играет симфонический оркестр – дети имитируют игру на скрипке. Если играет оркестр народных инструментов – имитируют игру на балалайке.

Примечание: Игра проводится после того, как дети познакомились со всеми видами оркестров на музыкальных занятиях.

Музыкальная посылка.

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.

Примечание: Игра может быть использована для повторения песенного репертуара к празднику или как игровой момент занятия, как сюрпризный момент группового праздника или развлечения для детей или совместно с родителями.

На чем играю?

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены музыкальные инструменты.

Ход игры:

Детям раздают карточки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и показывают нужную карточку, называют его название.

Найди пару.

Цель: Учить сравнивать звучание инструментов, находить одинаковые по звуку.

Игровой материал:Шумелки-самоделки с различными наполнителями, по два одинаково звучащих: формочки от мороженного, капсулы от киндер - сюрпризов, баночки от кофе или витаминов.

Ход игры:

1 вариант .Шумелки в волшебном мешочке. Ведущий предлагает кому - либо из играющих найти два две одинаково звучащих шумелки. Остальные игроки оценивают правильность выполнения задания. Ребёнку разрешается сравнивать каждый образец с эталоном (шумелкой, которой подбирается пара)

2 вариант. Воспитатель предлагает детям выбрать себе по одной шумелке из мешочка, послушать её и найти себе пару среди ребят. Игра проходит весело с шумом и беготнёй от одного участника игры к другому. Дети развивают в игре также и коммуникативные способности.

Что звучит, прислушайся.

Цель: Развивать тембровый слух и слуховое внимание.

Игровой материал: музыкальные инструменты различных групп: маракасы, ксилофон, коробочка, ложки, ритмические палочки, кубики; металлофон, бубенцы, колокольчик, треугольник, бубен; небольшая ширма.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках, поставленных в ряд. Воспитатель показывает инструменты по одному, прости назвать их, напоминает, как они звучат. Затем предлагает детям отгадать, какой инструмент звучит. Воспитатель играет на инструментах за ширмой, а дети отгадывают. После того, как прозвучал ответ, воспитатель показывает инструмент и ещё раз играет на нём. Затем музыкальные загадки дети загадывают по очереди, подходя к воспитателю и играя на понравившемся инструменте, остальные дети отгадывают.

Примечание: Для игры берутся инструменты одной группы: деревянные, духовые, струнные, металлические и пр.

Слушаем внимательно.

Игровой материал:проигрыватель с аудио записями; картинки с изображениями музыкальных инструментов.

Ход игры:

Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся картинки с изображением музыкальных инструментов. Им предлагают прослушать музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.

Узнай по голосу.

Цель: Развивать тембровый слух, слуховое внимание и память.

Ход игры:

Один ребёнок «Ваня» стоит впереди. Остальные дети идут к нему и поют песенку. С окончанием песни «Ваня» закрывает глаза, отворачивается от детей, а воспитатель незаметно для него показывает на кого-то из детей и тот поёт: «Ваня! Ау!». «Ваня» должен узнать по голосу, кто его позвал.

Дети поют: Ваня, ты сейчас в лесу

Мы зовём тебя, Ау!

Ну-ка, глазки закрывай, не робей!

Кто тебя зовёт, узнай поскорей.

Дидактические игры на развитие музыкального слуха, памяти.

В гости песенка пришла.

Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.

Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры:

Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.

Воспитатель: В гости песенка пришла

И подарок принесла.

Ну-ка, Таня, подойди,

Что в мешочке, посмотри!

Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.

Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.

Угадай сколько?

Цель: Развивать музыкальную память, и слух.

Игровой материал:аудио записи со звучанием музыкальных инструментов, по три полоски из картона разного цвета на каждого ребенка.

Ход игры:

Воспитатель включает аудио запись со звучанием одного, двух или трех музыкальных инструментов. Дети определяют количество звучащих инструментов и поднимают соответствующее число полосок.Если звучит один инструмент - одну полоску, два - две, три - три полоски.

Волшебный сундучок.

Цель: Развивать музыкальную память, и слух.

Игровой материал:На экране располагаются иллюстрации, к ранее изученным программным произведениях по слушанию или пению.

Ход игры:

В аудио записи исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку, и название прослушанного произведения.

Если картинка угадана правильно, она прячется в сундучок.

Список музыкально-дидактических игр.

1. Дидактические игры на определение характера музыки.

Три подружки.

Три цветка.

Волшебный веер.

Сложи песенку.

Веселый колокольчик.

2. Дидактические игры для развития звуковысотного слуха.

Музыкальное лото.

Повтори звуки.

Пчела.

3. Дидактические игры на развитие чувства ритма.

Сыграй как я.

Эхо.

Наше путешествие.

Выполни задание.

Любим мы в оркестр играть.

4. Дидактические игры на развитие динамического слуха.

Тише, громче заиграй.

Охотники и зайцы.

Принц и принцесса.

Кот и мыши.

5. Дидактические игры на развитие тембрового слуха.

Три оркестра.

Музыкальная посылка.

На чем играю?

Найди пару.

Что звучит, прислушайся.

Слушаем внимательно.

Узнай по голосу.

6. Дидактические игры на развитие музыкального слуха, памяти.

В гости песенка пришла.

Угадай сколько?

Волшебный сундучок.

Список литературы

С.Л. Новосёлова «Дидактические игры с детьми раннего возраста»;

М.Б. Зацепин «Музыкальное воспитание в детском саду»;

В.А. Запорожец «Музыкально – дидактические игры»;

В.А. Запорожец «Волшебный мешочек»;

Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»;

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;

Е.Ю. Матвиенко «Музыкальная предметно – развивающая среда»;

Журнал «Музыкальный руководитель».

19

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие " Картотека музыкальных игр на развитие памяти"

В материале представлены музыкальные игры. которые в доступной для ребенка форме помогут воспитателям и музыкальным руководителям развить слуховую, зрительную, речевую и двигательную память дошкольник...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Методическое пособие по музыкальному развитию

quot;Игровые песенки-попевки в развитии вокальных данных дошкольника"...

Методическое пособие по музыкальному развитию

quot;Музыкальные  игрушки-инструменты"...

Методическое пособие по музыкальному развитию

quot;Музыкально-дидактические игры"...