Музыкально-дидактические игры для второй младшей и старшей групп
методическая разработка по музыке

Музыкально-дидактические игры для второй младшей и старшей групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_-didakticheskoe_posobie.docx78.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад №  1 « Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по музыкальному развитию  детей закрытого  административно- территориального образования поселок Солнечный

Красноярского края


Музыкально-дидактические игры для второй младшей и старшей групп.

Музыкально- методическое пособие.

Музыкальный руководитель: Куприянова А.Н.

Назначение музыкально-дидактических игр.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах.

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.

Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей жизни. Оперируя звуками, дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.

«Решение сенсорных задач,- пишет Н.А. Ветлугина,- возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действия, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки». Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.

В Программе музыкального воспитание отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр - научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений.

Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения.

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:

1. Спокойное музицирование.

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки- в пространстве групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие -другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на три подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучании погремушки – помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки – имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т.е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать в ней, после подведения итога, победившие награждаются – по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т.д. Если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.

Методика проведения игр третьего вида (типа хороводных) аналогична, но наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя детьми в пространстве игровой комнаты), а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении.

Н.А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музыкально-дидактических игр «характерна симультанность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго - элемент игровых соревнований требует отречённости по времени от выполнения заданий, облеченных в более спокойную игровую форму».

Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших. На каком бы уровне возрастного развития не находился ребенок, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях.

Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуковысотные отношения. Поэтому музыкально-дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков. («Три медведя», «Три поросенка», «Какой колокольчик звучит»). Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра), но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений. В старшей группе для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная- спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по две разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения заданий. Дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, Исключение составляют дети с неуравновешенные, легко возбудимые, с ослабленным вниманием и т.п. При помощи наглядных пособий, музыкальных инструментов и игрушек дети  учатся сами и обучают других - производят обучающие и самообучающие действия в их самых разнообразных вариантах («Я начну, а ты закончи», «Повтори за мной», «Знаешь ли ты музыку», «Догадайся, чья музыка звучит?» и т.д.)

Музыкально-дидактическим материалом игр являются:

  • Песни, инструментальные произведения;
  • Набор музыкальных инструментов;
  • Наборы музыкальных игрушек.

Развитие  музыкально-сенсорных способностей в младшей группе.

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Курица и цыплята.

Ход игры: Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они все разбежались. Маша позови своих птиц. Послушайте, ребята, кого зовет Маша». Играет Ре 2-й октавы. Дети, у которых в руках цыплята, встают и ставят их перед Машей, поют тоненьким голосом «пи-пи-пи».

Затем играет Ре 1-й октавы. Дети ставят фигурки кур на стол и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Игровой материал: Домик, кукла, карточки кур и цыплят по числу детей, или игрушки.

Птицы и птенчики.

Ход игры: У каждого ребенка по одной игрушке или картинке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком, если звук низкий – поднимают картинку с птицей.

Игровой материал: Картинки или игрушки с большой птицей и птенцами.

Найди и покажи.

Ход игры: взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.

Игровой материал5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных.

Игры  на развитие чувства ритма.

Зайцы на поляне.

Игровой материал: На планшете изображен лес, поляна. В центре сделаны разрезы, куда вставляются картинки «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушае-

те музыку. Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют соответствующую картинку на планшете.

Игра с бубном.

Игровой материалЛюбой музыкальный или шумовой инструмент.

Ход игры: Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает играть желающему ребёнку; «концерт (играющий выходит на середину); ребёнок передаёт бубен, кому хочет (развитие коммуникативных способностей); один ребёнок играет на бубне, другой водит игрушку по столу. На занятие приносится от одного до четырёх инструментов постепенно.

Цель игры: Вызывать у детей радость и желание играть; не акцентировать внимание детей на ритмичном исполнении.

Картинки и имена.

Ход игрыРебёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, ко-шеч-ка.

Игры с нитками.

Цель: Дать понятие о длинных и коротких звуках.

Игровой материалКлубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы. Стол.

Ход игры: Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает. Варианты:

Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

Игры с пуговицами.

Цель: Закреплять понятие о длинных и коротких звуках. Приближать к восприятию понятия «нота».

Игровой материал: Пуговицы разной величины (большие и маленькие, одного диаметра).

Ход игрыКрупные пуговицы пропеваются длинными звуками, мелки – короткими. Игра проводится аналогично игре с нитками. В дальнейшем пуговицам даются «имена»: большим – «та», маленьким – «ти».

Усложнение: выкладывание из пуговиц ритмических рисунков и их проговаривание, пропевание и прохлопывание.

Игры на различие тембровой окраски.

В лесу.

Ход игры: Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь березки, елки, ягодки. Пришла Таня в этот лес, а за елкой кто-то прячется. Поможем Тане отгадать кто же там сидит.

Послушайте песенку-загадку (играет «Зайку» р.н.м.), дети вместе с Таней отгадывают, для верности Таня заглядывает за елку, там, в кармашке – зайка. Воспитатель незаметно меняет картинку за елкой, выбирают другого ребенка, и он вместе со всеми детьми определяет, кто снова спрятался за елкой.

Игровой материал: Елка с кармашком, картинки зайца, медведя, кошки.

Музыкальный репертуар«Зайка» р.н.м., «Медведь» М.Саркова, «Кошка» А.Редитова.

Кошка Мурка и музыкальные игрушки.

Игровой материал: Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры: Воспитатель приносит коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они их узнают по звучанию.

Воспитатель незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушку ребёнку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).

Игры на различие динамики.

Весёлый и грустный заяц.

Игровой материалкартинка с весёлым зайчиком (с морковкой) и картинка грустного зайца (в зимнем лесу).

Ход игры: музыкальный руководитель показывает картинки и проигрывает пьесы, соответствующие характеру картинок. После прослушивания каждой пьесы определятся её звучание (быстрое, весёлое, громкое или медленное, печальное, тихое).

Тихие и громкие звоночки.

Игровой материал: Погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры: Исполняется песня Р.Рустамова.

1.Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит. 2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог! 2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.

Игры на восприятие музыки.

Кто подошёл к теремку.

Цель: развивать умение запоминать и различать музыкальные произведения.

Игровой материалКартинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.

Ход игры: Взрослый начинает сказку: «Стоит в поле терёмок-теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Ребёнок показывает ответ с помощью выдвижной ленты.

Волшебный мешочек.

Цель: Развивать музыкальную память.

Игровой материалНебольшой, красиво оформленный аппликацией мешочек. В нём игрушки: мишка, собачка, кошка, зайка, петушок, птичка. Можно использовать куклы бибабо.

Ход игры: Взрослый говорит детям, что к ним пришли гости, но они где-то спрятались? Предлагает их поискать, показывает мешочек. Проигрывает на любом инструменте песенку, а дети отгадывают, кто там спрятался. Достаётся игрушка из мешка ребёнком.

Картинки и игрушки с музыкальными инструментами.

Ход игры: Дети называют картинку или игрушку, одновременно ударяя в барабан, бубен, треугольник или пианино. Педагог называет тот инструмент, на котором играет ребёнок. В дальнейшем педагог спрашивает у детей, на каком инструменте они играют. Таким обра-зом дети ненавязчиво запоминают названия инструментов.

Игровой материал: Картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.

Развитие музыкально-сенсорных способностей в старшей группе.

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Кто поёт?

Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).

Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса,

звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.

Музыкальный материал: «Рассказ папы», «колыбельная песня», «Маленький марш» Г.Левкодимова.

Лесенка.

Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.

Игровой материал: Две квадратные карточки (7см) с изображением лесенки в пять ступенек. На одной карточке изображена девочка, идущая вверх; на другой – вниз.

Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать карточку с соответствующим изображением.

Музыкальный репертуар: «Лесенка» Е.Тиличеевой.

Музыкальное лото.

Игровой материал: Карточки с изображением пяти линеек, кружочки-ноты, музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры: Ребёнок-ведущий играет мелодию вверх, вниз или на одном звуке (на одном из инструментов). Дети должны выложить на карточке ноты-кружочки от первой линейки до пятой или на одной линейке.

Труба.

Игровой материал: 8 карточек типа лото с цветной полоской внизу (2 с красной, 2 с синей, 2 с зелёной, 2 с жёлтой). На каждой карте по 5 клеток, в 3-х – изображение трубы, наклоненной вниз или поднятой вверх. На всех карточках по две пустые клеточки, они по- разному перемежаются с теми, на которых есть рисунок. Труба, опущенная вниз, обозначает низкий звук, вверх – высокий. Карточки с цветным изображением труб.

Ход игры: Ведущий раздаёт детям по две длинные карточки с полосками одного цвета. Маленькие карточки складываются одна на другую картинками вниз. Воспитатель с маленькими карточками и металлофоном садится за ширму. Предлагает детям спеть песню «Труба» и говорит, что звук «соль» - это опущенная труба, а звук «до» 2-й октавы – это поднятая труба. Ведущий берёт верхнюю карточку рисунком к себе и проигрывает звук, соответствующий изображению трубы. Отвечает тот ребёнок, у которого на карте есть такая труба. Если он отвечает правильно, то получает карточку и закрывает ею рисунок у себя на карте.

Угадай колокольчик.

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки, цветные фишки-ноты (красный, жёлтый, зелёный), тир музыкальных колокольчика или металлофон.

Ход игрыРебёнок-ведущий звенит поочерёдно то одним, то другим, то третьим колокольчиком или играет на металлофоне три различных звука, дети располагают кружочки на соответствующих линейках. Красный – низкий звук, жёлтый – средний звук, зелёный – высокий звук.

Повтори звуки.

Игровой материал: Карточки с изображением трёх бубенчиков: красный – «дан», зелёный – «дон», жёлтый – «динь»; металлофон; три больших карточки с изображением таких же бубенчиков.

Ход игры: Ведущий-воспитатель показывает детям большую карточку с бубенчиками и рассказывает о том, что каждый бубенчик имеет свой цвет, свою высоту и своё имя. Красный бубенчик звучит низко и поёт «Дан-дан». Зелёный бубенчик звучит повыше и поёт «Дон- дон- дон». Жёлтый бубенчик звучит высоко и поёт «Динь-динь-динь». После воспитатель предлагает детям спеть, как каждый бубенчик и раздаёт всем карточки с изображением бубенчиков. Воспитатель поёт и играет определённый звук на металлофоне, ребята узнают, какой из бубенчиков звучит, поют и поднимают карточки, соответствующие этому звуку.

Игры на развитие чувства ритма.

Определи по ритму.

Игровой материал: Карточки с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни, часть карточки пустая. Картинки, иллюстрирующие эти песни, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, молоточки, барабан.

Ход игры: Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок песни на одном инструменте. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половинку карточки.

Музыкальный квадрат.

Ход игры: Игра проводится под любую мелодию. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два» - хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз.

Прогулка.

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдём гулять, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленно ударяет молоточком), дети повторяют ритмический рисунок. А теперь мы вышли на улицу и стали бегать (быстро ударяет молоточком), дети повторяют. Девочки стали играть в мяч (медленные удары). Но вот загремел гром и начался частый дождик (частые удары). Дети испугались и убежали (очень частые удары).

Танец воды.

Игровой материал: Карточки с изображением различных линий: «забор», «волна», «черта», «капелька», «снежинка».

Ход игры: Попросить ребёнка войти в роль музыканта или художника и нарисовать или сыграть танец воды, изображённый на карточке. Дети должны попрыгать, поплавать рукой по клавишам, нарисовать дождик или речку, снег.

Карусель.

Цель: Учить детей чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному и медленному.

Игровой материал: Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.

Ход игры: Исполняется пьеса, в которой чётко прослеживается изменение темпа. Педагог обращает внимание детей на эту особенность произведения и при повторном исполнении предлагает кому-либо из детей передать постепенное изменение темпа в музыке с помощью игрушечной карусели. Вращая рукой верхнюю часть карусели, ребёнок раскачивает её то усиливая, то замедляя движение карусели в соответствии с изменениями темпа музыки.

Музыкальный материал: «Карусель» Г.Левкодимова.

Игры на различие тембровой окраски.

Сколько нас поёт.

Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами), три матрёшки-картинки (на фланели), карточки по числу играющих, музыкальные инструменты.

Ход игры: Ребёнок-ведущий играет на одном из музыкальных инструментов один звук, два или три одновременно. Дети определяют количество звуков и поднимают карточки с изображением поющих детей (одного, двух или трёх). Вызванный ребёнок выкладывает на фланелеграфе матрешек или вставляет в карманы планшета.

На чем играю.

Цель: Упражнять детей в различении звучания дет. муз. инструментов: ксилофон, флейта, маракас и др. знать песню «Весёлые инструменты» Левкодимова.

Игровой материал: Карточки: на оной половине изображение музыкального инструмента, другая половина пустая, фишки, музыкальные инструменты.

Ход игры: Детям раздают по несколько карточек (3-4). Дети поют песню, ведущий напоминает звучание инструментов. Ребенок-ведущий играет за ширмой мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают его по звучанию и накрывают вторую половину карточки.

Музыкальный домик.

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Игровой материал: Музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов, сказочный домик.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, на столе стоит сказочный домик, воспитатель рассказывает, что в этом домике живут музыканты. Если внимательно слушать, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают музыку, определяют на слух, какой инструмент звучит, один ребёнок находит инструмент на карточке и показывает его в окошко.

Выбери инструмент.

Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.

Игровой материал: Набор маленьких квадратных карточек с изображением детских музыкальных инструментов – металлофона, цитры, гармошки, барабана, тарелок и др. Можно использовать карточки из пособия «Музыкальный домик».

Ход игры: Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. Первая пьеса («Белка») звучит нежно, в высоком регистре, напоминая по звучанию металлофон или колокольчик; вторая («Парень играет на гармошке») – напоминает звучание гармошки. После прослушивания дети должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.

Музыкальный репертуар: «Белка» Римского-Корсакова, «парень играет на гармошке» Свиридова.

Что музыкальный инструмент расскажет о себе.

Игровой материал: Два одинаковых комплекта музыкальных инструментов. Коробка для одного набора.

Ход игры: Один комплект кладут в коробку, а второй расставляют. Выбирается рассказчик, выбирает инструмент, начинает рассказывать, какая она, что умеет делать, какой у игрушки или инструмента внешний вид, форма, как на нем извлекаются звуки, какие по окраске (цитра – нежные, металлофон – звенящие, барабан – гремящие), на что похож звук инструмента. Какие звуки из природы можно на нём изобразить. Дети могут задавать рассказчику вопросы.

Кто поёт.

Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Игровой материал: Три карточки из картона, на которых изображены папа, мама, сынишка.

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает соответствующие картинки и говорит, что все члены семьи любят музыку и песни, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах. Объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная» (мама поёт песню сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется «Маленький марш» (мальчик поёт и марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её педагогу, объясняя свой выбор.

Музыкальный репертуар: «Рассказ папы», «Колыбельная», «Маленький марш» Г.Левкодимова.

Игры на различие динамики.

Узнай сказку.

Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал: Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.

Ход игры: 1-й вариант. После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.

Музыкальный репертуар: «Красная Шапочка и Серый волк» Г.Левкодимова.

2-й вариант. Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка – оранжевый квадрат, Волк – зелёный квадрат.

Звенящие колокольчики.

Цель: Развивать у детей умение различать динамические изменения в музыке.

Игровой материал: Тамбурин с бубенчиками, обруч с колокольчиками, колокольчик. Карточки, разделённые на три части, маленькие карточки, определяющие динамику.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что тамбурин с бубенчиками звучит громко (форте), обруч с колокольчиками звучит не слишком громко (меццо форте), а один колокольчик звучит тихо (пиано). Рассказ сопровождает показом. Раздаёт карточки, разделённые на три части и предлагает детям закрывать «окошки» на карточке в той последовательности, в какой изменились динамические оттенки прослушанной ими музыки.

Музыкальный материал: «Звенящие колокольчики» Г.Левкодимова.

Громко – тихо запоём.

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры он имеет право спрятать сам игрушку.

Домик для музыки.

Цель: Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко, не слишком тихо.

Игровой материал: Карточки из картона одного цвета, но разных тонов (более светлые или более тёмные оттенки). Цвет соответствует оттенку: бледно окрашенный – тихому звучанию, более яркий – более громкому, яркий – громкому.

Ход игры: Карточки раздают. Музыкальный руководитель исполняет короткую и плавную мелодию сначала тихо, потом громче, затем громко. Выбрать для каждой мелодии домики.

Музыкальный материал: На выбор музыкального руководителя.

Колобок.

Игровой материал: Вырезанный из бумаги колобок, а также несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенёк, муравейник, ёлку, гриб и др. Указка. Стол в качестве игрового поля или затонированный зелёным цветов лист бумаги. Все предметы расположены в любом порядке на игровом поле.

Ход игры: Участвующие в игре рассматривают фигурки на игровом поле. Выбранный водящий выходит за дверь. Участники игры за выбранную фигурку прячут колобка и зовут водящего. Перед началом игры произносится текст:

Укатился колобок, колобок-румяный бок,

Как же нам его найти, деду с бабой принести?

Ну-ка, Оля, по дорожке походи, походи,

И по песенке весёлой колобочка отыщи.

Играющие поют любую знакомую песню, водящий берет указку и водит по дорожке от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихо, если близко - громко.

Игры на восприятие музыки.

Буратино.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие, дети должны угадать. Дети прослушивают песни и отгадывают, для проверки достают из коробки соответствующую картинку. Игра может проводиться на муз. занятиях с целью закрепления материала.

Игровой материал: Картинки к музыкальным произведениям, коробка, Буратино (би-ба-бо).

Песня – танец – марш.

Цель: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Игровой материал: 1-й вариант: Длинные белые карточки, разделённые на три квадрата. На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан (песня, танец, марш).

2-й вариант: На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном.

Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок.

Музыкальный материал: «Труба» Тиличеевой или «Две тетери» р.н.п., «Под яблоней зелёной» р.н.м., «Марш» по выбору.

Подбери музыку.

Цель: Учить детей различать характер музыки (лирический. Героический, комический)

Игровой материал: Три карточки, на них изображены шапочка клоуна, корона, будёновка, фишки.

Ход игры: Дети прослушивают музыкальные пьесы: «Кавалерийская», «Вальс», «Клоуны» узнают их, называют. За правильные ответы получают фишки.

Слушаем музыку.

Игровой материал: 4-5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых песен /инструментальных/, аудиозаписи этих песен.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они были видны всем. Звучит какое-либо произведение. Вызванный ребёнок должен найти соответствующую картинку, вспомнить название и композитора. Если ответ правильный, все хлопают.

Сложи песенку.

Цель: Развивать умение различать форму музыкального произведения.

Игровой материал: Разноцветные кружки и белые прямоугольники.

Ход игры: Педагог проигрывает сам или дает детям прослушать песню в записи, затем предлагает определить, есть ли в песне запев, припев и сколько в ней куплетов. Объясняет, что любую песню можно выкладывать. Например, с помощью геометрических фигур: кружки – запевы, прямоугольники – припевы. После вторичного прослушивания предлагает детям выложить структуру песни.

Солнышко и тучка.

Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).

Игровой материал: Карточки с изображением улыбающегося солнышка, солнышка, прикрытого тучкой, тучка с дождём. Набор по числу детей из трёх карточек.

Ход игры: Детям раздают по одному набору карточек и предлагают прослушать музыкальные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением.

Музыкальный материал: «Рондо-марш» Д.Кабалевского, «Ходит месяц над лугами» С.Прокофьева, «Зима» М.Крутицкого.

Цвет-настроение.

Цель: Различать контрастный характер музыки выражать его через цвет.

Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке:

Синий – спокойное, уверенное;

Зелёный – гордое, торжественное, сила;

Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;

Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;

Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;

Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;

Белый – надежда, вера.

Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.

Какую линию выбрать?

Игровой материал: Фломастеры, бумага.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку под звучание музыкального произведения начертить линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые,

изогнутые - под решительную; прерывистые – под лёгкую, отрывистую музыку. Линии могут быть такого цвета, который по мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению исполняемого фрагмента.

Музыкально- дидактические игры различной направленности.

Чудесный мешочек.

Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, — говорит воспитатель, — к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» — русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Подумай и отгадай.

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М.’ Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева.Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

Птицы и птенчики.

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Курица и цыплята.

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Угадай-ка.

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки— по две на карточку.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

Кто в домике живет.

Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игрыВоспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, — говорит воспитатель, — живут мамы, на втором — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже. Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки. В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.

Найди игрушку.

Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; фонотека (программные произведения).

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

В лесу.

Игровой материал. На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.

Ход игры«Дети, посмотрите, какой красивый лес», — говорит воспитатель. — Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек). Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

Буратино.

Игровой материалКоробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т.д.), знакомым детям.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку.

Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» З. Компанейца – из коробки достают картинку паровоза и т. д.

Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

Большие и маленькие.

Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.

Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.

Игровая цель: Угадать первым.

В лесу.

Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.

В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.

Как по лесу у нас У него соседи- А на ветке птичка,

Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!

Программное содержание: (Для старшей группы) Развивать ритмическую память учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуковысотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие, расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не мешать отвечать другим и не подсказывать,

Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента.

Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть соответствующую картинку.

Вертушка.

Программное содержание: Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по - вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки.

Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.

Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.

Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.

Выложи мелодию.

Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.

Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки. В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.

Программное содержание: Развивать ритмическую и ассоциативную память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков: короткие и долгие, уметь передавать ритмический рисунок с помощью ассоциативных элементов:

квадраты и прямоугольники, соотносить таким образом мелодию с графическим изображением.

Игровые правила: Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот.

Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии.

До, ре, ми.

Программное содержание: Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.

Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке.

Программное содержание: Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при этом музыкально-аналитическую деятельность.

Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.

Игровые действия: Выбирать соответствующее изображение, накрывать фишкой.

Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.

Зайцы.

Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.

Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.

Кого встретил колобок?

Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах (высоком, среднем, низком).

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например, «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей. узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.

Игровая цель: Угадать первым.

Кто в домике живёт?

Программное содержание: Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии.

Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

Игровая цель: Угадать первым.

Лесенка.

Программное содержание: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.

Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:

-До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,

соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду. (на трезвучии).

Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.

Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.

Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.

Игровые действия: Показ рукой.

Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

Море.

Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы.

Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.

Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо(р), громко (f), не слишком громко ( ), очень громко ( ) и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

Игровая цель: Угадать первым.

Музыкальная карусель.

Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке.

Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.

- Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом (бегут)

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)

Карусель остановите! (останавливаются).

Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.

Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.

Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.

Игровая цель: Принять участие в хороводе.

Музыкальное лото.

Программное содержание: Учить детей различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.

Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическую деятельность детей – умение по слуховому восприятию через сравнение, сопоставление различать форму музыкального произведения (запев, припев), развивать ассоциативное мышление – умение передавать форму музыкального произведения с помощью различных графических изображений.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу.

Игровые действия: Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот.

Игровая цель: Первым угадать и выложить мелодию.

Найди и покажи.

Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:

Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!

А утята ей отвечают:

Кря-кря, мы здесь!

Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.

Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.

Найди маму.

Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).

Ход игрыПедагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:

Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:

Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!

И все остальные птенчики стали звать своих мам.

В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.

Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков

Определи по ритму.

Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

Рекомендуемые попевки:

«Петушок» рус.н.м. «Мы идем с флажками» «Дождик» рус.н.м.

Петушок, петушок, Е.Тиличеевой Дождик, дождик!

Золотой гребешок! Мы идем с флажками, Веселей!

Что ты рано встаешь, Красными шарами. Капай, капай

Деткам спать не даешь? Не жалей !

В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.

Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.

Игровая цель: Угадывать первым.

Слушай внимательно.

Программное содержание: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.

Программное содержание: Проводить музыкальный анализ основных жанров музыки по слуховому восприятию, развивать музыкальную память, способность различать песню, танец, марш, развивать песенное и танцевальное творчество по жанрам музыки.

Ход игры: Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку, предложить им творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр.

Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т.е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.

Игровая цель: Угадать первым.

Солнышко и тучка.

Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.

Игровая цель: Угадать первым.

Тихо-громко.

Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко ( ), не слишком громко ( ).

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.

Рекомендуемые цветовые сочетания:

Для старших групп: для младших групп:

Голубой – синий - темно-синий голубой – синий

Розовый – красный – бордовый розовый – красный

Бледно-желтый – оранжевый – коричневый желтый – коричневый

По-разному музыка может звучать.

Оттенки ее научись различать.

Громко и тихо я буду напевать,

Слушать внимательно, чтоб отгадать.

Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки: тихо (р), громко ( ), не слишком громко ( ).

Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.

Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.

Игровая цель: Угадать первым.

Три поросёнка.

Программное содержание: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа).

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них, поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.

Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.

Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.

Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.

Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение.

Узнай бубенчик.

Программное содержание: Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия) до-ля-фа.

Ход игры: После исполнения попевки «Бубенчики» Е.Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом, где он находится, т.е. какой это звук –высокий, средний или низкий.

Качаются, звенят.

Повторим мы их звон:

Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, средние и низкие звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.

Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.

Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.

Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение.

Узнай по голосу.

Программное содержание: Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания.

Ход игры: Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша: Ко-ко-ко!

Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все.

Программное содержание: Развивать элементарную музыкально-аналитическую деятельность детей – учить различать простейшие звукоподражания по слуховому восприятию и соотносить музыкальный образ с изображением на картинке.

Игровые правила: Сначала слушать звукоподражания, затем повторить их за педагогом.

Игровые действия: Выбирать картинки, соответствующие звукоподражаниям.

Игровая цель: Собрать все картинки.

Узнай, какой инструмент играет.

Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:

Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять.

А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет,

Ну-ка быстро говори. Ты попробуй отгадай.

Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, семь.

А какой сейчас сыграет

Отгадаем дружно все.

Программное содержание: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу.

Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами.

Игровая цель: Первым собрать всех музыкантов.

Чья музыка?

Программное содержание: Развивать у детей представление о национальном характере музыки.

Ход игры: Педагог знакомит детей с произведениями русского, узбекского, украинского фольклора, обращает внимание на отличительные особенности музыки разных народов, показывает при этом картинки, изображающие детей в национальных костюмах. Когда дети уже достаточно хорошо знакомы с народной музыкой, детям предлагают выбрать картинки, соответствующие по рациональным особенностям исполненной педагогом песне. И наоборот, педагог показывает детям картинку и просит исполнить песню того народа, национальный костюм которого изображен на картинке.

Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическое мышление: умение по слуховому восприятию сравнивать и сопоставлять произведения с различными музыкальными оттенками, придающими музыке определенный национальный характер, национальные особенности. Закреплять умение сопоставлять слуховой образ со зрительным (детали национального костюма).

Игровые правила: Прослушать фольклорный напев до конца, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывать национальную принадлежность мелодии, выбирать соответствующее изображение.

Игровая цель: Угадать первым.

Использованная литература.

1. Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»: М. Просвещение- 1982.

2. А.Н. Зимина «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: М. ВЛАДОС-2000.

3. А.Н.Зимина «Музыкально-дидактические игры»: М.-1999 г.

4. Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»: М. Просвещение-1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социально – коммуникативному развитию «Как научиться дружить или секреты дружбы» Во второй младшей и старшей группе

Проект по социально – коммуникативному развитию «Как научиться дружить или секреты дружбы» Во второй младшей и старшей группе...

Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.

Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...

Сценарий праздника на улице для второй младшей и старшей групп «Широкая Масленица!»

Создавать детям радостное, праздничное настроение.Способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным праздником Масленица.Расширять знания и представления детей о народных традици...

Мастер класс «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей второй младшей и средней группы»

Мастер-класс для педагогов «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»Цель: совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-р...