Картотека заданий "Творческая коллекция"
учебно-методический материал по музыке

Картотека заданий "Творческая Коллекция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_kollektsiya.docx63.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека заданий «Творческая коллекция»
https://test.uralschool.ru/referer/banner

Музыкально-двигательные импровизации являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Перед детьми ставится задача прослушать некое музыкальное произведение, определить образ, услышанный в музыке и дать этому образу устную характеристику. После этого детям предоставляется возможность сценического воплощения музыкального образа пантомимическими средствами (мимика, пластика, жесты, позы и т.д.).

 «Семечко»

Дети слушают рассказ о том, что однажды на спящее в земле семечко попала дождевая капля. Семечко стало разбухать от влаги, из него пробился росток, который через некоторое время превратился в некое растение. Это может быть подсолнух, колокольчик или просто колосок. А может и колючий кактус:

Дождик землю поливает,

Влагой семечко питает.

Вот проклюнулся росток...

Что же это за цветок?

Для каждого растения (с помощью концертмейстера или используя фонограмму) дети выбирают музыкальную зарисовку (например, для колокольчика). С детьми обязательно обсуждается, почему та или иная музыкальная зарисовка подходит для этого образа. Например, «эта музыка подходит для колокольчика, потому что она звонкая», «потому что она такая же весёлая как колокольчик», «потому что она также дрожит от ветра» и т.д.

Затем педагог просит детей (по одному или сразу нескольких желающих) попробовать перевоплотиться («превратиться») в образ колокольчика, используя соответствующие, по их мнению, выражение лица, жесты, движения корпуса и ног. Педагог вместе с детьми выявляет удачные находки.

«Волшебное гнёздышко»

Дети слушают музыкальные пьесы и, выбирая для каждой какой-либо образ (лиса, медведь, кенгуру, лебедь и т.д.), объясняют свой выбор. Например, «музыка хитрая и мягкая, как лиса», или «музыка тяжёлая и неуклюжая как будто медведь идёт», или «музыка прыгает с места на место, как кенгуру», или «музыка плывёт будто лебедь» и т.д. Наиболее удачные находки детей отмечаются.

Затем педагог предлагает детям (по одному или группой) попробовать, прислушавшись к музыке, «превратиться» в тот или иной музыкальный образ, используя соответствующие мимику и жесты: ковёр, на который садится ребёнок, превращается в волшебное гнёздышко, а сам ребёнок - в яичко, из которого должен проявиться необыкновенный обитатель этого гнёздышка (лиса, медведь, кенгуру, лебедь и т.д.).

Гнёздышко волшебное...

Странное яичко...

Кто сейчас появится:

Волк или лисичка,

Зайчик или ёжик?..

Кто в яичке всё же?

«Музыкальный портрет»

Педагог предлагает детям прослушать музыкальные пьесы, представляющие портреты-зарисовки некоего характера. Это пьесы из сборника И. Смирновой «Забавные портреты»: «Плакса», «Засоня», «Забияка», «Озорник» и др. Дети сопоставляют изображаемый характер с выразительными особенностями музыки (темп, динамика, штрихи и др.), а затем эти выразительные музыкальные особенности с выразительными мимико-пластическими возможностями.

Далее кто-либо из детей (или несколько желающих детей) с помощью мимики и пластики пробует «поиграть» в один из характеров. Для комфортности молено создать детям некую обстановку для выполнения действий с помощью сценических атрибутов: кубов, стульев, стола или ширмы.

«Киндер - сюрприз»

Дети очень любят киндер-сюрпризы. Ведь они скрывают от детей приятные тайны. Педагог предлагает поиграть в необычные киндер- сюрпризы. Необычность заключается в том, что сюрприз будет скрываться в музыке. Для игры как нельзя лучше подходит цикл пьес В. Калистратова «Картины русских сказок», где каждая пьеса «рисует» какого-либо сказочного персонажа: Царевна-Лебедь, Баба-Яга, Жар-птица, Иванушка. Выявляя изобразительные особенности конкретной пьесы, дети сопоставляют их с характерными движениями сказочных персонажей. По желанию дети (по одному или сразу несколько) под музыку конкретной пьесы из киндер-сюрприза пробуют «превратиться» в того или иного сказочного героя, используя выразительные движения лица и тела (мимика, пластика), соответствующие этому образу.

«Перепревращения»

Игра имеет литературную основу. Это может быть любое стихотворение от какого-либо конкретного лица, например, от лица «зайчика»:

Я всё по лесу скакал,

Круглый год беды не знал.

Был зимой я белым гнетом,

Ну а серым буду летом.

Стихотворение разучивается с детьми, после чего педагог просит кого-либо из детей продекламировать стихотворение с интонациями, характерными для зайчика, а именно легко, беззаботно, весело. Но это только превращение.

Перепревращения заключается в том, что образу зайчика задаётся не характерное для него настроение и состояние. В случае перепревращения ребёнок пробует рассказать стихотворение от имени зайца то хвастливого, то трусливого, то рассерженного, то мечтательного и т.д. При этом поощряются не только интонационно-речевые импровизации, но и двигательно мимические.

Можно предложить детям следующие варианты стихотворений:

Дую, дую на просторе: До зари я утром встал,

На полях, в лесу и в море. Встрепенулся и сказал:

Гну деревья до земли, «Эй, засони, хватит спать!

Подгоняю корабли. День пришёл, пора вставать!»

(Ветерок) (Петушок)

«Интересно об известном»

В основе игры лежит какое-либо хорошо знакомое детям стихотворение, написанное от лица автора. Это стихотворение нужно рассказать так, чтобы всем было интересно его слушать. Для этого придумываются различные воображаемые ситуации (т.н. «предлагаемые обстоятельства»), в рамках которых разворачиваются события стихотворения. Кто-либо из детей по желанию рассказывает это «старое» стихотворение на «новый» лад, используя выразительные возможности своего голоса (темп, динамика, высота, а также звукоподражание).

Можно, например, предложить детям стихотворение В.Степанова «Почему не спят котята?»

«Театр слова»

Игра основывается на любом известном детям стихотворении, где в диалог вступают несколько персонажей. Как и в предыдущей игре, дети вместе с педагогом придумывают различные воображаемые ситуации, в условиях которых для каждого персонажа выбираются характер, настроение, поведение. Дети распределяются по ролям. Далее разыгрывается этюд - сценка.

Можно предложить детям стихотворение В.Медведевой «У меня кругом друзья» или А.Усачёва «Жужжащие стихи».

«Театр музыкального звука»

Педагог предлагает детям послушать стихотворение. После вопроса педагога «Если бы стихотворение ожило, то какие бы звуки мы могли бы услышать?», дети перечисляют «звуки стихотворения». Затем из многочисленных детских музыкальных инструментов они выбирают те, тембры которых могут взять на себя «роль» того или иного звучащего образа. Дети вместе с педагогом обсуждают выразительные возможности выбранных инструментов для «музыкальной театрализации» этих образов. Распределив «роли», дети озвучивают стихотворение, которые вновь читает педагог.

Для музыкальной театрализации можно взять следующие стихотворения: А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Зимняя дорога», А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом», «Вечер», «Ласточки пропали», С.А.Есенин «Ночь», Я.Л.Аким «Песенка в лесу», Ф.И.Тютчев «Как весел грохот», «В небе тают облака», Н.М.Языков «Буря».

"Цветик – семицветик"

Правила игры: семь разных музыкальных мелодий по характеру. Когда педагог включает музыку - дети импровизируют, как только педагог выключает музыку- дети замирают в красивых фигурах, а кто пошевелится, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или закончатся музыкальные мелодии.

"Клоуны" (под «Канкан», муз. Ж. Оффенбаха)

Вначале надо поговорить с детьми о том, что делают в цирке клоуны: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются. Можно надеть детям колпачки и клоунские носы, и затем предложить им сыграть в цирк. 2-4 клоуна танцуют, остальные зрители. Можно предложить такой вариант: на одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую — с красными.

"Волшебные руки"

Исходное положение – дети становятся в свободном порядке на ковре. Один ребенок – водящий. Он выполняет под ритмичную музыку различные движения руками, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.


"Кто я?"

Педагог или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то (например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку) – это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

"Обезьянка"

Предложить одному ребёнку стать обезьянкой или зеркалом и повторять все, что делает ведущий: он шагает и обезьянка, поднимает руки – и обезьянка тоже. Данное игровое упражнение можно делать в паре. Зрители наблюдают и оценивают «правильно-неправильно», «успевает обезьянка или не успевает». Играющие могут поменяться ролями, когда правила игры становятся понятны ребенку. Смена ролей активизирует творческое воображение ребенка.

"Море волнуется раз"

Эта игра широко известна и любима детьми. Предлагается внести в нее новые элементы движения. Один ребенок импровизирует на металлофоне, остальные дети движутся свободно, как волны в море. Когда музыка заканчивается, останавливается и движение, все замирают:

Море волнуется — раз,

Море волнуется — два,

Море волнуется — три —

Морская фигура, на месте замри!

(можно обозначить детям фигуры - рыбка, морской конёк, дельфин, медуза и т. д.)

Ребенок заканчивает музыкальную импровизацию и выбирает самую красивую фигуру – отдает музыкальную палочку. Новый импровизатор садится за музыкальный инструмент.

Музыкально-двигательная импровизация "Снежинки кружатся раз"

Дети движутся свободно в пространстве помещения, как снег:

Снежинки кружатся — раз,

Снежинки кружатся — два,

Снежинки кружатся — три —

Ледяная фигура на месте замри!

Музыкально-двигательная импровизация "В лесу"

Дети стоят в кругу, один ребёнок импровизирует на металлофоне. Дети находятся в образе разных деревьев. Ноги — это корни, руки — ветви, тело — ствол дерева:

В лесу деревья стоят,

Корнями в землю упираются,

К небу веточками своими тянутся.

А между ними ветерок летает,

С веточками играет.

(Некоторые дети становятся ветерками и движутся по кругу по ходу солнца, огибая деревья. Затем другая группа становится ветерком.)

В лесу деревья стоят,

Подрастают.

А между ними ветерок летает,

С веточками играет.

"На полянке"

Аналогична предыдущей и используется в весеннее и летнее время. Стоящие дети перевоплощаются в цветы, их руки — лепестки. Двигающиеся дети становятся разными насекомыми или ласковыми лучами солнышка.

Музыкально-двигательная импровизация "Ручеек"

Аналогична предыдущей. Дети сидят на полу — они превращаются в блестящие на солнце камушки или сугробы тающего снега. Движущиеся дети — это веселый ручеек.

Музыкально-двигательная импровизация "Ветер"

Движение группы детей осуществляется сначала по кругу, а затем дети следуют за взрослым по форме восьмерки, затем бег "змейкой"

"Прощаться — здороваться"

Дети под музыку начинают и заканчивают движения. Выразительно передают танцевально-игровые движения, правильно ориентируясь в пространстве. Импровизацию можно исполнять парами, держась за обе руки, или индивидуально, отражая в движениях смысл этюда.

"Сказочный герой"

Дети стоят в кругу, в середине круга — двое детей в костюмах Незнайки и Буратино. Под музыку каждого персонажа дети исполняют танец того или другого, повторяя за Незнайкой или Буратино движения.

Для развития песенного творчества детям можно предложить следующие игровые задания:

«Кто поет?» (маленькая или большая кукушка, мяукает кошка или котенок и т.д.).

«Песенки музыкальных инструментов» (импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию барабана, трубы, гармошки, дудочки, колокольчика, скрипки на разные слоги, с разной интонацией, в высоком, низком регистрах).

«Знакомство» (петь свое имя (или другие имена), передавая разные интонации).

«Музыкальный разговор» (один ребенок поет «Ау, где ты?», другой отвечает «Я здесь!». Затем очередность меняется. Взрослый побуждает ребенка придумывать новые интонации).

«Придумай попевку», «Вопросы – ответы» (импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив - кто больше придумает попевок).

«Три медведя» (найти для каждого персонажа свою интонацию (высокую, среднюю, низкую), пропеть на слог «ля» или придумать текст).  

«Песни для игрушек» (импровизировать короткие попевки, небольшие песенки в различных эмоционально – образных ситуациях, отыскивая различные интонации, передающие настроение заданного образа).

«Закончи песенку» (найти собственный вариант окончания песни на предлагаемый педагогом текст).

«Музыкальное приветствие» (спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя: Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга и т.д., передать в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций).

«Композитор» (сочинить мелодию в заданном жанре, передать настроение и характер музыки). Жанр может определяться и стихотворным двустишием, дающим  настрой импровизации, например:

«Колыбельная» Н. Френкель.

Мама Ванечку качала, и, качая, напевала: А-а-а, а-а-а.

«Марш» А. Шибицкой.

Кто шагает ряд за рядом? Это мы идем отрядом.

«Плясовая» А. Шибицкой.

Я притопну каблучком, я махну платочком.

Полечу я ветерком, закружусь листочком.

«Импровизация – диалог» - сочинить собственный вариант ответа в импровизации диалогической структуры на предлагаемый текст: «Где обедал воробей?» (С.Маршак), «Где ты была сегодня, киска?» (С. Маршак), «Ножки, ножки, где вы были?» (Н. Френкель).

        

Игры, направленные на приобретения опыта музыкальной творческой деятельности

 

«Тропинка»

Цель: развивать выразительность интонации в движении, пластическую импровизацию для выражения музыкального образа

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Моцарта «Алегро» или муз. Моцарта «Менуэт»

Ход:

Педагог задает детям вопросы следующую эмоционально-образную ситуацию: «Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по извилиной тропинке («змейкой»), двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто оказывается в голове «змейки», будет ведущим. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку – помощницу, а остальные будут копировать его движения. Когда ведущему надоест его роль, он может перебежать в хвост «змейки» и таким образом передать роль ведущего следующему за ним».

Таким образом, в задачи игры входят: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям – интонациям мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение «змейкой», т.е. свободное определение в пространстве себя и идущих следом.

«Водоросли»

Цель: формирования умений придумывать оригинальные движения под музыку

Оборудование: легкий шарф из полупрозрачной ткани.

Музыкальное сопровождение: муз. Моцарта «Гавот»

Ход: дети представляют себя в гостях у морского царя. Они делают под музыку движения, изображая колышущиеся водоросли. Роль «ведущей водоросли» передается вместе с зеленым газовым шарфиком каждому по очереди – по кругу. Шарфик можно передавать не только по кругу, но и перебрасывать его детям, стоящим в кругу напротив. Необходимость соблюдения тишины и внимательного вслушивания в музыку можно обыграть, введя в игру фигуру Морского царя. Морской царь (педагог или кто-нибудь из детей) забирает к себе (усаживает в центре круга) тех, кто нарушил тишину в его царстве. «Водоросли», которые остались в игре до конца звучания музыки, получают от Морского царя призы (если призов не оказалось, то в качестве подарка «дистиллированные водоросли» могут полюбоваться на веселый танец, который для них станцуют Морской царь вместе с «проигравшими водорослями»).

«Волшебный сад»

Цель: совершенствование координации движений, формирование умений импровизировать движения под музыку

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Валерия Ветрова «Для гимнастики», звуки природы «порыв ветра»

Ход: И.П. дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах.

С первых звуков музыки ведущий (педагог или кто – либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» - ведущим в соответствие со звучащей музыкой.

В завершении пьесы звучит резкий пассаж – «порыв ветра», от которого «цветы» должны спрятаться, закрыться снова в бутон.

«Старинный танец»

Цель: согласовывать движения с музыкой, развивать внимательность и формировать умения придумывать движения под музыку

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Моцарта «Танец»

Ход: педагог выбирает двух или трех ведущих (как правило, детей, которым нравится быть в центре внимания, нравится выступать, придумывать оригинальные движения). Ведущие стоят в центре круга на некотором расстоянии друг от друга, лицом к общему кругу.

С начало музыкального звучания ведущие импровизируют различные движения в стиле старинного танца. Остальные выбирают себе ведущего, повторяют за ним движения и постепенно образуют вокруг ведущих самостоятельные группы.

«Веселые четверки»

Цель: формирования умений придумывать движения под музыку

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Бела Барток, для детей фортепианный цикл т. 2 №53

Ход: И.П. дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С начало звучания ведущий начинает импровизировать движения под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют движения за своим ведущим. Когда ведущему, надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестаивается под нового ведущего, и танец продолжается.

«Танец с платками»

Цель: развивать у детей способность к анализу действий, умения копировать движения сверстников под музыку

Оборудование: платки какие? по количеству детей

Музыкальное сопровождение: муз. и сл. А.Островского «Песни для детей»

Ход: И.П. дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки.

С началом звучания дети начинают играть со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений.

Зачем дети встают в пары и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение.

На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится ведущей, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.

«Тряпичная кукла»

Цель: развивать коммуникативные умения, эмоциональную отзывчивость, умения доверять партнеру.

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Попляшем» («Барашенька», рус. нар. мелодия).

Ход: дети разбиваются на пары. Один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй ребенок играет куклой. Музыкальное сопровождение должно настраивать ребенка на ласковое, бережное отношение к своей кукле. Педагогу необходимо акцентировать внимание на характере музыки и на характере взаимодействий партнеров. Эта игра воспитывает детей в духе партнерских взаимоотношений. Ведь «кукла» должна полностью положиться на свеого партнера, доверится ему. В свою очередь ребенок, который играет с «куклой», испытывает чувство ответственности, старается не причинять ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу.

В процессе игры дети обязательно меняются ролями.

«Бабочки и ветерок»

Цель: развивать умение легко передвигаться и ориентироваться в зале (или на игровой площадке), развивать слух, внимание, скорость реакции, умение придумывать оригинальные движения

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. и сл. Неизвестны «Танец – вальс бабочек»

Ход: дети разбиваются на пары и встают в правильном порядке. Один из них – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх, «бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями (бабочка открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

«Зеркало»

Цель: развивать внимательность, умения воспроизводить движения, способность к анализу действий

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Моцарта «Танец»

Ход: дети разбиваются на пары. Один из них – зеркало, а другой – дама или кавалер, собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). Зеркало должности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

На завершающей стадии игры педагог включает музыкальное сопровождение и предлагает детям «нарисовать» звучащую музыку. Ведущий в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а зеркало воспроизводит движения. В процессе игры партнеры меняются ролями (теперь – зеркало).

«Вопрос – ответ»

Цель: согласовывать движения с музыкой, развивать внимательность, развивать умения изображать свои мысли жестами

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. И.С. Баха «Итальянский концерт» часть 1

Ход: И.П. дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Одни будет жестами, движениями принимаемыми позами «задавать вопросы», а другой также способом на них отвечать. При этом педагог вводит правильно: каждый «ответ» начинается с движения, которым закончился «вопрос». Пластическое соло каждого ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.


Игры, направленные на развитие музыкального творческого воображения

«Превращение предмета»

Цель: развивать воображение, фантазию детей

Оборудование: какой – либо предмет (маленький)

Музыкальное сопровождение: «Комара женить мы будем» рус. нар. песни, обр. В. Агафонникова

Ход игры:

Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение – это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение». Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

• карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

• маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

• записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.

Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памяти ник и др.

Игра – «этюд»

Цель: развивать детское воображение и воспроизведение отдельных черт характера

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Попляшем» («Барашенька», рус. нар. мелодия).

Ход игры:

Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму...

Впереди арбузы – вот!..

Где мне взять второй живот?

На носочках я иду –

Маму я не разбужу.

Ах, какой искристый лед, а по льду пингвин идет.

У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам, гам!

Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.

Был у зайца дом как дом

Под развесистым кустом

И доволен был косой:

 Крыша есть над головой!

А настала осень,

Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил. –

Мерзнет заяц под кустом:

 Никудышный этот дом!

«День рождения»

Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Задорный танец», муз. В. Золотарева

Ход игры:

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

«Погружение в сказку»

Цель: учить создавать воображаемую ситуацию

Оборудование: предметы, находящиеся в группе, на участке

Музыкальное сопровождение: «Муха-цокотуха» (опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского).

Ход игры:

«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

«Скульптор»

Цель: развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Потопаем-покружимся»: «Ах, улица, улица широкая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой

Ход игры:

Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.


Игра «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Полоскать платочки»: «Ой, утушка луговая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой

Ход игры.

Много снега – протопчем тропинку.

Моем посуду. Вытираем.

Как ходит тишина.

Как падает снежинка

Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.

Едим щи, попалась вкусная косточка.

Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.

Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.

Лепим снежки.

Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

«Как живешь?»

Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Смелый наездник», муз. Р. Шумана

Ход игры:

Педагог

Дети

– Как живешь?

– А плывешь?

– Как бежишь?

– Вдаль глядишь?

– Ждешь обед?

– Машешь вслед?

– Утром спишь?

– А шалишь?

– Вот так! (с настроением показать большой палец)

– Вот так! (любым стилем).

– Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами).

– Вот так! (руки «козырьком» или «биноклем» к глазам).

– Вот так! (поза ожидания, подпереть щеку рукой).

– Вот так! (жест понятен).

– Вот так! (ручки под щечку).

– Вот так! (надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками).

(По Н. Пикулевой)

«Утро»

Цель: соотносить действия с ритмом музыки, развивать творческое мышление

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке», муз. М.Мусоргского.

Ход игры:

Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...


«Цепочка слов»

Цель игры: развитие творческого воображения, путем вызова звуков и образов, ассоциаций и воспоминаний, представлений и мечт

Оборудование: бумажные вагончики разного цвета

Музыкальное сопровождение: Бах. Концерт для скрипки с оркестром. Играет Борис Гутников

Ход игры:

Детям предлагается составить длинный поезд из слов – каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой, то есть каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Пример:

Музыкальный руководитель: Зима – какая? (ставит вагончик - зима).

Дети: Снежная, холодная (ставят два вагончика).

Музыкальный руководитель: А что бывает еще холодным?

Дети: Мороженное, лед, снег, ветер (на каждое слово ставится вагончик).

Музыкальный руководитель: (отталкиваясь от последнего слова) А ветер какой?

Дети: Северный, сильный…

Музыкальный руководитель: А кто еще может быть сильным? И т.д. пока детям не надоест или не закончатся вагончики.

Вариант игры:

Вагончики могут быть разного цвета. Каждый ряд столов или подгруппа детей имеет свой цвет. Во время ответов детей помощник воспитателя или более старший ребенок ставит вагончик определенного цвета. В конце игры подсчитывают, какая подгруппа или ряд набрали больше вагончиков (у кого поезд длиннее), те и выиграли.


«Бабушка Маланья»

Цель: соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. произ. «Бабушка»

Ход:

Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все идут по кругу и поют:

У маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей, - останавливаются.

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели

На нее глядели

Делали вот так!

Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 - 4.


«Бабочки»

Цель: соотносить слово, ритм музыки и выразительное движение рук, пальцев, мимики, развивать творческое мышление

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: произведение "Мотылек"

муз. Д. Кабалевского

Ход:

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго:

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее!»


«Котята»

Цель: соотносить слово, ритм музыки и выразительное движение рук, пальцев, мимики, развивать творческое мышление

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: народная песенка в переводе С. Маршака

Ход:

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, — она спросила, - не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди показывают движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.


«Как заяц стал храбрым»

Цель: развивать умение передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы героев, развивать творческое воображение

Оборудование: интерактивная презентация

Музыкальное сопровождение: Т.Ломовой

Сценарий и текст: С.Мерзляковой

Ход:

Педагог: жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нем: «Зайчишка-трусишка!» Грустно, обидно было ему это слышать, но ничего с собой он поделать не мог…

Звучит пьеса «Зайчик». Дети изображают зайчика, свободно выбирая способы действия (мимику, жесты, движения), передают переживания персонажа, соответствующие характеру музыки. Пьеса исполняется дважды.

Ну какой же трусишка

Этот бедный зайчишка.

У него каждый звук

Вызывает испуг…

Вот он в сторону — прыг!

Там лягушка в тот миг

Завопила: «Ква-ква!

Это мчится за мной

Зверь опаснее львов

Я несчастная! Ква!»

Тут зайчишка ее

Успокоил, сказав:

«Ты не бойся меня!

Отнесу я тебя,

Где камыш и вода!

И не надо бояться

Меня — серого зайца!»

И теперь тот зайчишка

Никого не боится.

Вовсе он не трусишка,

Оттого веселится!

Звучит пьеса «Зайчик пляшет». Дети меняют характер движений, мимику в соответствии с характером музыки

Примечание:

Разнообразие настроений в характеристике одного и того же образа (грустный и веселый заяц; неуклюжий и танцующий медведь) способствует развитию воображения и творческих проявлений у детей. Целесообразно чаще предлагать всем детям одновременно изображать зайца или медведя, самостоятельно выбирая те или иные способы действий.


«Осенние листья»

Цель: развивать творческое воображение, умение соотносить движение с музыкой

Оборудование: осенние листья

Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или вальс «Осенний сон», муз А. Джойса.

Ход игры:

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.


«В стране цветов»

Цель: развивать творческое воображение, развивать эмоциональную отзывчивость

Оборудование: бумажные цветы

Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; муз. П.Чайковского.

Ход игры.

В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.


Игры, направленные на развитие музыкального творческого мышления.

«Вини – пух», «Ну, погоди!»

Цель: развитие умений сюжет сложения в совместных играх, на основе готового сюжета, развивать творческое мышление

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Русская пляска с ложками» русская нар. мелодия

Ход игры.

Рассказ о Вини – пухе, волке и зайце, которые зажигают всех своим хорошим настроением, летает и знает много всяких интересных историй. Детям предлагается восстановление отсутствующего кадра.

«Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов

Оборудование: маски животных

Музыкальное сопровождение: «Лошадки» («Танец», муз. Дарондо); «Медведи пляшут», муз. М. Красева.

Ход: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

«Путешествие в страну сказок»

Цель: учить узнавать персонажей из знакомых сказок по куклам, по репликам из сказок, по загадкам

Оборудование: аудиозаписи сказок, иллюстрации сказок

Музыкальное сопровождение: «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Зайчик», «Медведюшка», рус. нар. песни, обр. М. Красева

Ход игры:

Воспитатель показывает иллюстрации, дети узнают сказку и называют ее. Дети выбирают иллюстрации и рассказывают эпизоды из сказок «Лисичка сестричка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», т.д.

Воспитатель включает магнитофон- звучит сказка «Красная шапочка», дети узнают и называют автора сказки.

Воспитатель показывает книгу «Гуси- лебеди», дети ее называют, и воспитатель предлагает поиграть в игру, в соответствии с названием сказки.

Воспитатель загадывает загадки по сказкам, и дети дают ответы.

«Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей. Необходимые приспособления: «волшебные палочки» – карандаши, веточки или любой другой предмет

Оборудование: волшебная палочка

Музыкальное сопровождение: музыкальная тема из спектакля «школа волшебства»

Ход игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

«Специальное» зеркало.

Цель: учить проигрывать различные эмоциональные состояния

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Обидели», муз. М. Степаненко; «Упрямец», муз. Г. Свиридова; «Русский перепляс», рус. нар. песня, обр. К. Волкова.

Ход:

Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

«Рак – отшельник»

Цель: учить выбирать сюжет; создавать сценическое пространства

Действующие лица: Рак-отшельник, морская роза, медуза, водоросли, краб, мурена, дельфины

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Море» муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Игровые действия: Рак-отшельник, главное действующее лицо, ищет друга. Морская роза-, красавица, всегда печальна, тоже ищет друга. Медуза: очень высокомерна, ни с кем не хочет дружить. Краб: немного хвастлив и всегда готов повеселиться. Мурена: злая рыба, живет в своей норе, никого не хочет видеть, не желает ни с кем дружить, в обитателях моря видит только источник пропитания. Дельфины: дружная добрая пара, помогают всем морским жителям подружиться.

Описание сюжета:

Солнце, песок, море. Рак-отшельник печален, море кажется ему серым. Проплывающие мимо дельфины советуют ему найти друга - тогда мир станет ярче. Рак-отшельник принимает их совет и пытается подружиться с медузой, но та остается равнодушной к его просьбе и уплывает. В поисках друга он встречает разных обитателей моря (краб, мурена), которые очень заняты собой и ни с кем не хотят дружить. Печальный рак подплывает к водорослям и встречает там прекрасную морскую розу. Она тоже страдает от одиночества. Рак-отшельник предлагает ей свою дружбу, и роза не отказывает ему. Они танцуют вместе и очень счастливы.

«Подарок»

Цель: развивать творческое мышление

Оборудование:

Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П. Чайковского (Детский альбом) или «Вальс-шутка», муз. Д Шостаковича.

Ход игры:

Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и т.п.), что именно получили в подарок.


«Первая потеря»

Цель: развивать творческое мышление, развивать эмоциональную отзывчивость

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р.Шумана (Альбом для юношества).

Ход игры:

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.

«Во поле береза стояла» (инсценировка русской народной песни)

Цель: развивать песенное творчество дошкольников, передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы, развивать творческое мышление

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: народная музыка минус «Во поле береза стояла

Ход:

Во поле береза стоял

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла. (2 р.)

(девочки идут по кругу хороводным шагом, кружатся на припадании сначала в лево потом в право, в конце медленно описывают правой рукой с веткой дугу из-за плеча и кланяются в центр круга, останавливаются лицом в центр)

Как пойду я в лес, погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли, заломаю. (2 р.)

(сходятся в центр хороводным шагом с постепенным поднятием веток, отходят спиной в и.п)

Срежу с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка. (2 р.)

(Бодро идут хороводным шагом по кругу, энергично покачивая обеими слева на право. Кружатся как во втором куплете)

Четвертую балалайку.

Пойду на новые сени.

Люли, люли, на сени. (2 р.)

(Двигаются топающим шагом по кругу, раздвигают ветки в стороны, образуя карусель. В конце становятся лицом в цент круга)

Стану в балалаечку играти,

Стану я старого будити,

Люли, люли, будити: (2 р.)

(Топающий шаг на месте, качая ветками из стороны в сторону. Кружатся как во втором куплете)

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла. (2 р.)

(Девочки идут по кругу хороводным шагом, кружатся на припадании сначала в лево потом в право, в конце медленно описывают правой рукой с веткой дугу из-за плеча и кланяются в центр круга, останавливаются лицом в центр)

«За  малиной»

Цель: развивать наглядно-образное мышление, учить изменять характер движений в зависимости от игровой ситуации

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Г.Анисимов

Ход игры:

Дети изображают медвежат в различных игровых ситуациях, выполняя плясовые, маховые, имитирующие движения.

Медвежата в лес спешили

И друг друга торопили,

По тропинке дружно шли

И малинник там нашли.

Стали ветки опускать,

Стали ягоды срывать.

Все кругом они собрали,

На поляне отдыхали.

Только собрались домой,

Как летит пчелиный рой.

Чтобы пчелы не кусали,

Быстро к речке побежали.

Двигаться дробным шагом в подвижном темпе друг за другом.

Поднимать и опускать руки. Сесть на пол.

Встать.

Смотрят вверх из-под ладошки.

Отмахиваются.

Убегают и прячутся — приседают

«Воробьи»

Цель: учить сопоставлять поэтический текст с характером музыки

Оборудование: не требуется

Ход:

Дети слушают и запоминают два четверостишия о воробьях.

Воробей с утра поет:

«Чик-чирик! Весна идет!»

Солнце землю пригревает,

И подснежник расцветает.

Выполняют движения воробья.

«По тропинке»

Цель: развивать умственные действия; учить согласовывать характерные движения с музыкой

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: нотное приложение: Г.Анисимовой

Ход игры:

Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш — изображают тот персонаж, о котором поется.

Движения.

1.По тропинке в лес идем, - Двигаться спокойным шагом.

В лес идем, в лес идем, - Двигаться дробным шагом, наклонившись вперед, руки за спиной

Ежика в лесу найдем,

Ежика найдем.

(Проигрыш). - Двигаться спокойным шагом.

2.По тропинке в лес идем,- Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед

В лес идем, в лес идем, Зайчика в лесу найдем,

Зайчика найдем. - Двигаться спокойным шагом.

(Проигрыш).

3.По тропинке в лес идем, - Двигаться пружинящим шагом, покачиваясь из стороны в сторону.

В лес идем, в лес идем, Мишку мы в лесу найдём, Мишку, мы найдем.

(Проигрыш).

«Шаг и бег»

Цель: развивать восприятие музыкальных предложений, фраз как составных частей целого. Различать временные соотношения - длительности восьмых и четвертей

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: музыкальное сопровождение для гимнастики

Ход игры:

Дети стоят в 4 колоннах у стены, каждая из них двигается вперед последовательно на музыкальные предложения:

1 колонна - на 1 предложение;

2 колонна - на 2 предложение;

3 колонна - на 3 предложение;

4 колонна - на 4 предложение.

Двигаться следует таким образом: на 1 и 2 такты - ходьба на месте с хлопками, на 3 и 4 такты - легко бежать к противоположной стене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уникальная коллекция ВОЛШЕБНЫХ вещей для СКАЗОЧНЫХ занятий.

В моей работе мне очень помогает моя любовь к СКАЗКАМ и МАТЕМАТИКЕ. Я вижу, как меняются глаза детей, и даже дыхание замирает, когда я начинаю говорить: " В некотором царстве, в некотором государстве....

Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».

В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....

История создания коллекции.Коллекция поздравительных открыток.

Почему мы решили создать коллекцию открыток.На день рождения Диме ,кроме подарков, подарили много открыток, которые он принёс в детский сад, чтобы показать ребятам. На следующий день ребята тоже ...

Картотека игр, экспериментов с коллекциями

Картотека игр, экспериментов с коллекциями...

Конспект занятия с использованием коллекции «Моя коллекция тракторов»

Занятие с ипользование коллекции тракторов для 2 младшей группы....