Потешки ав жизни ребенка.
статья по музыке

Румянцева Анна Николаевна

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Потешки - малый жанр устного народного творчества

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

- обогащение словаря
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
- формирование грамматического строя речи
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

 

 КАРТОТЕКА  ПОТЕШЕК,   НАРОДНЫХ ПЕСЕНОК ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

ПЕСТУШКИ

УМЫВАНИЕ

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки,

Вот вам хлеб и ложки.

 

с гоголя - вода,

С младенцем - худоба

Укатись вся.

 

Водичка- водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки краснели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!

 

Моем, моем Милу мылом,

Мила мыло полюбила!

 

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маше улыбаемся.

 

От водички, от водицы

Все улыбками искрится.

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы

Катя умывается солнцу улыбается!

 

ОДЕВАНИЕ

 

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

 

У нас Олеженька один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

 

Валя вырастет большая,

Будет в золоте ходить.

Всех мамок и нянек

Подарками дарить.

Старых старушек

- обносочками

Молодых молодушек

- ленточками.

 

УСПОКОИТЬ МАЛЫША

Ты, Катенька, не плач,

Я куплю тебе калач.

На шею повешу,

А потом утешу.

 

У нас Света сын один,

Мы в обиду не дадим,

Пиджак сошьем,

И гулять пойдем.

 

Кто у нас хороший,

К то у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

 

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!

 

У лисы боли,

У волка боли,

У медведя боли,

А Оленькины боли, -

Уйдите в поле.

Там им умереть

И дня не болеть!

 

 

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

Не плач, не горюй,

Лучше в дудочку подуй!

 

Ах ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_poteshki_v_zhizni_detey.docx16.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         Роль потешки в жизни детей.

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Потешки - малый жанр устного народного творчества

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

- обогащение словаря
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
- формирование грамматического строя речи
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

 КАРТОТЕКА  ПОТЕШЕК,   НАРОДНЫХ ПЕСЕНОК ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

ПЕСТУШКИ

УМЫВАНИЕ

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки,

Вот вам хлеб и ложки.

с гоголя - вода,

С младенцем - худоба

Укатись вся.

Водичка- водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки краснели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!

Моем, моем Милу мылом,

Мила мыло полюбила!

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маше улыбаемся.

От водички, от водицы

Все улыбками искрится.

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы

Катя умывается солнцу улыбается!

ОДЕВАНИЕ

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

У нас Олеженька один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

Валя вырастет большая,

Будет в золоте ходить.

Всех мамок и нянек

Подарками дарить.

Старых старушек

- обносочками

Молодых молодушек

- ленточками.

УСПОКОИТЬ МАЛЫША

Ты, Катенька, не плач,

Я куплю тебе калач.

На шею повешу,

А потом утешу.

У нас Света сын один,

Мы в обиду не дадим,

Пиджак сошьем,

И гулять пойдем.

Кто у нас хороший,

К то у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!

У лисы боли,

У волка боли,

У медведя боли,

А Оленькины боли, -

Уйдите в поле.

Там им умереть

И дня не болеть!

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек!

Не плач, не горюй,

Лучше в дудочку подуй!

Ах ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Потешки в жизни малыша

О роли потешек в жизни маленьких детей...

Потешки в жизни детей

Потешки в жизни детей...

Консультация для родителей "Потешки в жизни ребенка"

Малыши любят играть. Играя они познают мир. Малыши любят петь. Они любят стихи, песенки, рифмы. Потешки помогают взрослым общаться с детьми 2-3 лет. через потешки передается тепло человека, малыши отк...

Потешки в жизни ребенка

Устное народное творчество в жизни ребенка(первая младшая группа)...

Рекомендации для родителей раннего возраста "Значение потешки в жизни ребенка"

Потешки учат ребенка видеть необычное в обычном слове, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный речевой опыт, словарный запас в нестандарт...

«Значение потешки в повседневной жизни ребенка»

Потешки- это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание, умывание и т. д. Потешки рассчитан...