Педагогический проект «Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников»
проект по музыке (старшая группа)

Слободян Ольга Анатольевна

Проект на тему: "Сказки-шумелки, как средство воспитания творческой и гармоничной личности ребенка". Цель: формирование у детей представлений о многообразии мира музыкальных и шумовых инструментов, а также пробуждение интереса (мотивации) к творческому музицированию и инструментально-игровой деятельноти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект сказки-шумелки42.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»

Педагогический проект

«Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии

дошкольников»

Автор проекта: музыкальный руководитель Слободян О.А.

г. Курск 2022

Педагогический творческий проект

«Сказки-шумелки – как вид музыкально-игровой деятельности дошкольников»

Тема проекта: «Сказки-шумелки, как средство воспитания творческой и гармоничной личности ребенка»

Вид проекта: творческий, долгосрочный (на учебный год)

Участники: музыкальный руководитель, дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Цель проекта: Формирование у детей представлений о многообразии мира музыкальных и шумовых инструментов, а также пробуждение интереса (мотивации) к творческому музицированию и инструментально-игровой деятельности.

Задачи: - создавать условия для свободного экспериментирования ребенка дошкольного возраста со звуком;

- создавать условия для возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении;

- развивать музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильные ощущения у детей дошкольного возраста;

- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;

- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка;

- вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;

- поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах.

- развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла;

- вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

Методическое обеспечение: - музыкальные журналы: «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»;

- М.Ю. Картушина «Музыкальные сказки о зверятах»;

- Н. Сорокина «Кукольный театр для самых маленьких»;

- М.Б. Зацепина «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет;

- Н.Г. Кононова «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»;

- Т.Э. Тютюнникова «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа».

Методические пособия: - картотеки «сказок-шумелок», стихов, потешек;

- музыкально-дидактические игры, загадки;

- детская художественная литература;

- демонстрационный материал.

Оборудование проекта:  - музыкальный центр;

- компьютер;

- музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, бубен, металлофон, колокольчики и т.д.;

- материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, бигуди, расчески, предметы металлической кухонной посуды, набор ключей, крупы, вода, стеклянные предметы и т.д.;

- самодельные музыкальные инструменты: пакет-шуршалка, деревянная расческа, деревянные палочки, барабанчик, музыкальная коробочка, шуршунчики (маракасы) и т.д.

- плоскостной, кукольный, пальчиковый театры.

Образовательные области реализации проекта: «Музыка», «Труд», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».

Описание проекта: Проект направлен на развитие музыкальной культуры, формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий. Продукт проектной деятельности детей Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с воспитанниками, родителями, воспитателями и музыкальным руководителем. Музыкально-театрализованные представления для детей младших групп, родителей.

Краткая аннотация проекта: Данный проект «Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников» соответствует ФГОС ДО и направлен на благоприятное развитие у ребенка воспитательных, образовательных процессов. Большие возможности открываются у детей с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Исполнение детьми сказок-шумелок на групповых занятиях способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением.

Ожидаемые результаты проекта: Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность педагога, родителя и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, дети различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок, а также у детей формируются навыки сотрудничества и сотворчества. 

Этапы реализации проекта «Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников»

I этап – подготовительный. Организационно-методическая  деятельность:

• Подбор методической литературы, изучение материалов по теме проекта;

• Сбор различного бросового материала для изготовления музыкальных инструментов;

• Оформление наглядной информации в родительский уголок. Консультация для родителей на тему: «В мире загадочных звуков»;

• Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на шумовых инструментах с детьми». 

• Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов, в том числе просмотр видео на YouTube в интернете.

II этап – основной.  Этап активной        деятельности        «Музыкальная        лаборатория»,        или

«Детское творчество»:

Проведение цикла мероприятий для детей, который включает в себя занятия, беседы, музыкально-дидактические игры, где дошкольники пополнят свои представления о музыкальных звуках окружающих нашу жизнь, о том, что звуки бывают «живые и неживые», научатся различать музыкальные и шумовые. Активное использование ИКТ технологий по всем направлениям деятельности.

На данном этапе проекта совместно с детьми мы создаем простейшие инструменты по образцу и воспроизводим ритмический рисунок потешек. Дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого музыкального произведения, сказки, стихотворения. Они учатся слушать себя, различать правильное и неправильное звучание, оценивать его. Дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, озвучиванию различных потешек, рассказов, сказок. 

Познавательное развитие

Беседы: «Где живут звуки?», «Какие бывают звуки», «Какие бывают инструменты?», «Что такое оркестр?», «Звуки живые и неживые», «Как можно передать настроение?», «Музыка – волшебница».

    Цель: развитие высокой чувствительности ребенка к шумовому, звуковому и музыкальному миру.

НОД: 1. «В мире загадочных звуков»;

2. «Звуки разные нужны, звуки разные важны»;

3. «Поющая вода»;

4. «Звучащая бумага»;

5. «Чувства и настроения»;

6. «О чем рассказывает музыка?»;

7. «Наш оркестр»

8. СОД «Творческая мастерская»

9. «Сказка в музыкальном мире»

СОД «Творческая мастерская»

Эксперименты: «Превращение обычных предметов в шумовые инструменты», «Тихие и громкие «шумелки».

Презентация: «Музыкальные шумовые инструменты», «Музыкальные сказки-шумелки».

Муз.-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Чудесный мешочек», «Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать» «Четвертый лишний», «Угадай, на чем играю», «Звуковой бутерброд», «Снежная горка, «Слушаем и воображаем», лото «Музыкальные инструменты», «Цветик-семицветик».        

Социально – коммуникативное развитие

Беседа: «Играем вместе в оркестре».

Презентация «Музыкально-шумовые инструменты».

Изготовление шумовых инструментов с привлечением родителей.

Речевое развитие

Заучивание стихотворений об инструментах. Загадывание загадок.

         Составление рассказов об инструменте, сделанном своими руками совместно с родителями.

Чтение сказок: «Заяц в лесу», «Мышиная история», «Зима в лесу», «Глупая лисичка», «Страшный пых», «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке».

Художественно-эстетическое  развитие

Знакомство детей с приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Знакомство с шумовыми инструментами, освоение приёмов игры.

Прослушивание сказок в записи, беседа по содержанию.

Совместный подбор шумовых инструментов. Подбор нужного приёма игры.

Музыкальные игры: «Угадай-ка», «Ты катись, веселый бубен», «Чей кружок быстрее соберется», «Веселый барабан», «Звонкий колокольчик», «Найди свой инструмент», «Что музыкальный инструмент расскажет о себе?»

Аппликация, Рисование: украшение музыкальных инструментов.

План реализации проекта.

  • Консультации для педагогов: «Роль музыкальной сказки в эмоционально-индивидуальном развитии ребенка дошкольника»; «Сказки-шумелки».
  • Консультации для родителей: «Сундучок идей. Как организовать шумовой оркестр дома?»; «Сундучок идей. Из чего можно изготовить самодельный барабан»; Мастер-класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами в семье, как средство развития ребёнка»; организация и проведение показа сказки-шумелки «Теремок» с участием детей и их родителей.

Месяц

Тема

Форма проведения

Ответственные

Сентябрь

«Где живут звуки?»

НОД «В мире загадочных звуков»

Беседа «Где живут звуки?»

Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»

Озвучивание стихов – «Лесная песня»

Сказка-шумелка «Мышка, Мышка, как живешь»

Муз. игра «Ты катись, веселый бубен»

Рисование гуашью «Укрась музыкальный инструмент»

Анкетирование родителей: «Музыкальное развитие в ДОУ»

Консультация для педагогов: «Роль музыкальной сказки в эмоционально-индивидуальном развитии ребенка дошкольника»

Музыкальный руководитель

Воспитатели

ПДО по ИЗО

Октябрь

«Какие бывают звуки»

НОД «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

Беседа «Какие бывают звуки»

Музыкально-дидактическая игра «Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать»

Озвучивание стихов – «Большие ноги»

Сказка-шумелка «Репка»

Муз. игра «Чей кружок быстрее соберется»

Музыкальный руководитель

Ноябрь

«Звуки живые и неживые»

НОД «Поющая вода»

Беседа «Звуки живые и неживые»

Музыкально-дидактическая игра «Слушаем и воображаем»

Дидакт. Упражнение «Колокольчик какой?»

Сказка-шумелка «Мышиная история»

Муз. игра «Звонкий колокольчик»

Консультация для родителей:

«Сундучок идей. Как организовать шумовой

оркестр дома?»

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Декабрь

«У каждого звука есть свое «лицо»

НОД «Звучащая бумага»

Беседа «У каждого звука есть свое «лицо»

Музыкально-дидактическая игра «Звуковой бутерброд»

«Бумажный оркестр» - «Шуточка» В.Селиванова

Сказка-шумелка «Курочка Ряба»

Музыкальная игра «Веселый барабан»                                                                                                                                                                                                                                                                          

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Январь

«Как можно передать настроение?»

НОД «Чувства и настроения»

Беседа «Как можно передать настроение?»

Музыкально-дидактическая игра «Снежная горка»

Сказка-шумелка «Зима в лесу»

Муз. игра «Найди свой инструмен»

Просмотр мультфильма «Волшебная музыка»

Консультация для родителей:

«Сундучок идей. Из чего можно изготовить самодельный барабан»

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Февраль

«О чем рассказывает музыка?»

НОД «О чем рассказывает музыка?»

Беседа «Музыка – волшебница»

Муз.-дид. Игра «Наряди куклу»

Сказка-шумелка «Заяц в лесу»

Муз.-ритмич. Игра «Топ-шлеп»

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Март

«Что такое оркестр?»

НОД «Наш оркестр»

Беседа «Что такое оркестр?»

Музыкально-дидактическая игра «Найди свой инструмент»

Сказка-шумелка «Разговор на кухне»

Экскурсия в мини-музей «Музыкальная

Музыкальная игра «Наш оркестр»

Мастер-класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами в семье как средство развития ребёнка»

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Апрель

«Необычные музыкальные инструменты»

СОД «Творческая мастерская» - совместно с родителями изготовление шумовых инструментов из бросового материала.

Беседа «Необычные музыкальные инструменты»

Музыкально-дидактическая игра «Цветик-семицветик»

Сказка-шумелка «Пых»

Муз. игра «Что музыкальный инструмент расскажет о себе»

Консультация для педагогов: «Сказки-шумелки».

Музыкальный руководитель

Родители

Воспитатели

Май

«Сказку в гости позовем»

НОД «Сказка в музыкальном мире»

Беседа «Что такое сказка?»

Сказка-шумелка «Теремок» - показ детьми совместно с родителями.

Мини-выставка детских музыкальных и шумовых инструментов

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Родители

ПДО по ИЗО

III этап - заключительный. 

Цель: Обобщение опыта работы, анализ эффективности реализации проекта.

Содержание деятельности:

1. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями, систематизация материалов, составление паспорта проекта.

2. Проведение итогового мероприятия  «Мы расскажем музыкальную сказку…» совместно с детьми, педагогами, родителями.

3. Презентация «Сказку в гости позовем».

4. Организация предметно-развивающей среды: оформление выставки детских музыкальных и шумовых инструментов, созданных детьми и родителями; создание тематических альбомов: «Звуки живые и неживые», «Что такое оркестр?».

5. Выставка детских работ – Рисование гуашью «Укрась музыкальный инструмент».

6. Оценка всей комплексной тематической образовательной деятельности в ходе реализации проекта (итоговый мониторинг).

7. Оформление материалов проекта с целью дальнейшей трансляции на педагогическом совете.

Продукт проекта:

  • Картотека Сказок-шумелок, стихов, потешек.
  • Мини-музей шумовых инструментов: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки.
  • Показ для малышей сказок-шумелок «Теремок», «Репка», «Страшный пых».
  • Пособие «В мире загадочных звуков»
  • Показ презентаций к сказкам-шумелкам.

 Предполагаемые результаты:

Участники проекта

Результаты проекта

Дети

Реализация представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии и мелкой моторики у малышей.

Развитие слуха и слуховой памяти: дети научились внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок; различать оттенки звучания (громкость, продолжительность, высоту, тембр, акценты и ритм).

   Развитие концентрации внимания и выдержки.

Обогащение словарного запаса и активизации речи ребенка за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказок-шумелок в процессе звукоподражания.

   Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Педагоги

Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

Возможность использования разработанного проекта, как новой формы образовательной деятельности с детьми.

Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов в музыкальной  деятельности.

Сближение и партнерство с родителями.

Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение педагогов, родителей с детьми более интересными и плодотворными.

Родители

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

 Повышение педагогической компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания.

Ориентация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье.

Повышение интереса к музыке. Обогащение домашней фонотеки. Опыт организации семейных праздников, концертов и спектаклей.

ДОУ

Обеспечение благоприятного эмоционального самочувствия детей в ДОУ.

Расширение возможностей для совместного детско-родительского творчества.

Рост педагогической компетентности родителей и педагогов, участвующих в проекте.

Литература:

1. Девятова Т.Н. Звук-волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2016

2. Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.

3. «В мире музыки» - С.В. Богомолова.

4. «Элементарное музицирование» К.Орф., под редакцией А.А. Боренбойма, 1978г.

5. «Сказочки-шумелки» С.Е. Железновы., Издательство «Весть», г. Москва. 2016г.

6. Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально – педагогической концепции Карла Орфа.»

7. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»

8. М. Ю. Картушина «Музыкальные сказки о зверятах».

9. Н. Сорокина «Кукольный театр для самых маленьких».

10. Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания детей 2 – 7 лет.

11. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"

Музыкальная сказка  развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...

МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совер...

Педагогический проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

Педагогический проект«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»...

Педагогический проект «Мой родной край» (Духовно-нравственное развитие дошкольников)

Педагогический проект«Мой родной край»(Духовно-нравственное развитие дошкольников)...

«Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр»

Статья «Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» ( для родителей)...

Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г.

Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г....

Педагогический мониторинг освоения программы по выявлению музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальные звездочки» на 2022-2023г.

Педагогический мониторинг освоения программы по выявлению музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальные звездочки» на 2022-2023г....