Русские народные музыкальные инструменты.
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)

Фирюлина Алла Вячеславовна

Проект "Русские народные инструменты" для старших групп.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №5

Музыкально – образовательный проект

для детей старшей группы

«Русские народные музыкальные инструменты»

                                             

Автор: музыкальный руководитель

Фирюлина Алла Вячеславовна

 

           

г. Тула 2018г

Вид проекта: Тематический, групповой, комплексный.

Участники: Дети старшей группы

Возраст детей: 5-6 лет.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  •  «Художественно – эстетическое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное  развитие»;
  • «Познавательное  развитие»;
  • «Речевое  развитие»;  
  • «Физическое  развитие».

ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Беседа, детская опытная деятельность,  занятия,  подготовка своими руками музыкальных инструментов, консультация для родителей.

Продукт совместной деятельности: Творческие гостиные, музыкальные праздники.

Актуальность темы.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.

На одном из музыкальных занятий  мы знакомились с русской народной музыкой, о том, кто её сочиняет, особенностях мелодии, жанрах., слушали аудиозаписи. Особый интерес  у детей вызвала игра на  детских музыкальных инструментах под русскую народную музыку которую я  играла на фортепиано.  Мы узнали, что русскую народную музыку исполняет оркестр народных инструментов. А какие это инструменты? Мы решили узнать это подробнее, поэтому тема нашего исследования «Русские народные музыкальные инструменты»

Постановка проблемы.

 В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и  нравственному развитию.

А какие же инструметы мы называем русскими народными?

Краткое описание проекта:

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о  русских народных музыкальных инструментах, их звучании и происхождении.

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для педагогов детского сада.

Всего в проект будут вовлечены дети старшей группы, их родители, музыкальный руководитель и воспитатели. 

Цель проект:

  • Выяснить, какие инструменты являются русскими народными, как они выглядят и звучат.
  • Узнать историю и происхождение русских народных инструментов.
  • Через сказки, рассказы, игры и театрализованные представления научить детей творчески и нестандартно мыслить.

Задачи:

  1. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
  2. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
  3. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  4. Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.
  5. Развивать у детей желание слушать народную и классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
  6. Создавать необходимую предметно – развивающую музыкальную среду.

Предполагаемый результат:

 В результате реализации проекта:

1. Дети познакомятся с русскими народными музыкальными инструментами.

2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической и инструментальной музыки, готовность к творчеству.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет производиться по трем направлениям: дети, педагоги, родители

 Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и на конец работы над проектом: «Русские народные   музыкальные инструменты»

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с целью подведения итогов работы.

План реализации проекта:

Реализация данного проекта будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный 

На этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно – информационная компания.

 Поиск информации о русских народных музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

2 этап – основной 

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

 Исследовательская деятельность.

3 этап – заключительный

Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Взаимодействие с семьей и педагогами:

  1. Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на развитие ребенка».
  2. Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников»
  3. Изготовление родителями  дидактического материала к музыкальным занятиям.

Оборудование и оснащение педагогического процесса:

  1. Подобрать фонотеку с образцами звучания музыкальных инструментов, изучаемых на проекте.
  2. Подобрать иллюстрированный материал.
  3. Игровая деятельность: Музыкально – дидактические игры.
  4. Презентация: «Русские народные музыкальные инструменты»
  5. Цикл игровых экскурсий, занятий по теме проекта.

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами

(Паспорта музыкальных инструментов):

Музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.

O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

 Гитара - струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для нее.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

Гусли Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше – давным -давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми». 

Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Дудка  — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.

У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.

Свистулька  – детский игрушечный свисток.

Свистульки берут свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках.

В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.

Домра – это очень старинный музыкальный инструмент.

На домрах играли музыканты - скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно. Называлась она «домришка». До самой большой под названием «домра басистая».Первые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей  на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».
  • Консультация для родителей  на тему «Музыкальное воспитание в семье».
  • Изготовление родителями совместно с детьми музыкальных инструментов из подручных материалов.
  • Приглашение родителей на музыкальные праздники».
  • Показ НОД с воспитанниками по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия в музей музыкальных инструментов».

Работа с педагогами:

  • Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников».

Заключение

 В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление.

Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

Консультация для родителей  

на тему:

«Влияние музыки на развитие ребенка».

 Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым рецептором, она воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

 В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха.

Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека  и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.   

 Необычайно ярко представлен эмоциональный мир человека в музыке. В этом не  может сравниться с ней никакое другое искусство. «Музыка, - писал Д.Шостакович, - способна выразить сокрушающий и мрачный драматизм; упоение счастьем, скорбь и экстаз, обжигающий гнев и ледяную ярость, бурное веселье и меланхолию, и не только все эти чувства, но и тончайшие их оттенки, переходы между ними, которые не могут быть высказаны словами и недоступны ни живописи, ни скульптуре».

              Влияние музыки на ребенка в утробе матери.

Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека.  Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным ряда исследований, еще до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира.

Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка. Она успокаивает ребенка, помогает физическому и умственному развитию. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще всего в виде толчков.

Музыка является своего рода терапией. Поэтому важно, чтобы будущие матери пели своим детям, особенно мелодичные колыбельные песни, слушали классическую музыку.

               Влияние музыки на новорожденных.

В связи с успокаивающим воздействием музыки многие ученые считают, что она ускоряет развитие недоношенных детей. Музыка положительно влияет на нормализацию дыхания и частоты сердечных сокращений, уменьшает боль и ускоряет рост, нормализует обмен веществ недоношенных детей, который помогает быстро достичь необходимого веса.

У новорожденного малыша (по данным А. А. Люблинской), на 10-12 день жизни возникают реакции на звуки.  С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки комплексом оживления, радуется или успокаивается. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию музыки. В четыре-пять месяцев ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

При восприятии музыки дети второго года жизни проявляют ярко-контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации, подпевая взрослому, ребенок повторяет отдельные слоги, окончания музыкальных фраз песни. В этот период он овладевает простейшими движениями: хлопает в ладоши, притопывает, кружится под звуки музыки.

Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное развитие с самого раннего детства.

           Влияние музыки на детей более старшего возраста.

На третий и четвертый год жизни у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Дети могут спеть маленькую песенку, самостоятельно сплясать, используя простые движения.

Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «Почему?», «Отчего?» Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать обобщение. Он наблюдателен и  способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, другая медленная); на каком инструменте играют мелодию. Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность, устойчивость. Налаживается вокально-слуховая координация. Освоение основных видов движения - ходьбы, бега, прыжков - дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Шестой и седьмой год жизни - период подготовки детей к школе. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

   Говоря о гармоничном развитии личности, Лев Семенович Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

          Музыка – средство эстетического воспитания ребенка.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий и суждений. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.

Музыка – средство формирования морального облика ребенка.

 Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. По мнению Льва Семеновича Выготского генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности как целостного образования. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Песни о Родине, о героях, о любимом крае пробуждают чувства любви и патриотизма. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Все основные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение,  игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку)  по психологическому механизму связаны с воображением, индивидуальной переработкой имеющегося у ребенка жизненного и музыкального опыта, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя песню, нужно вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.  

Музыка – средство активизации умственных способностей.

 Исследования показали, что человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая - тембр и мелодию.

Восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение.  Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.

Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.

Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти.  Слушание музыки развивает у ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает малыша более наблюдательным и чувствительным.

Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух - способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А речь, как известно, является материальной основой мышления.

                Музыка – средство физического воспитания

Психологи утверждают, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции.

Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, “проживая” в пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

В процессе музыкально-ритмических игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка, улучшает  его осанку, координацию, внимание, одновременно снимает стресс и усталость.

Пение является наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.  Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Пение считается эффективным средством лечения заикания у детей. То, что дети не могут сказать, легко могут спеть. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.  

«Живая» музыка сопровождала человека  от рождения до конца жизни, и он всегда мог быть участником музицирования. Поразителен терапевтический эффект от музицирования: музыкальный инструмент в руках человека - это личный психотерапевт. Игра на инструментах учит столь необходимому в наше время умению расслабляться и концентрироваться; лечит нарушения дыхания, координационные нарушения слуха (с которыми связано снижение грамотности в устной речи и в письме).

Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.

   

Вывод:

Обобщая все выше сказанное необходимо отметить что к 5-6 годам, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Занятия музыкой способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Консультация для родителей

на тему: «Музыкальное воспитание в семье».

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?

К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.

Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.

Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.

Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.

Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.

Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.

Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.

Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.

Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре.

Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.

Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли.

Консультация для воспитателей

на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников».

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:

1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с муз. руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно без показа взрослого. В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое - либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.

2. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз.руководителем материал.

3. Участвует в отборе муз. материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, па развитию речи и ознакомлению с окружающим.

В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню я люблю? — говорит воспитатель и проигрывает пластинку .-Хорошо бы нам сделать библиотечку пластинок. Можно вырезать кружочки-пластинки и на них нарисовать, о чем играет музыка. Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового, в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т.д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, Характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.



Предварительный просмотр:

С Днем рождения Заречье!        2020г.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами , чтобы поговорить о нашем любимом городе.

Ведущая: Дети скажите, а в каком городе мы живем?

Дети: Тула?

Ведущая : Правильно , мы с вами живем в городе Тула. 26 сентября наш город отметил праздник День города и 500 лет Тульского кремля.

Достопримечательности нашего города.

  1. ПРИЗЕНТАЦИЯ ( ЗАРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН)

  • Стихи:
  • Есть уголок в России нашей, несравненной красоты,
  • Он нам так дорог, потому что, здесь родились мы!

  • Город славный, город добрый, и конечно трудовой,
  • Самовары и гармони прославляют город мой!

  • Здесь живет народ рабочий. Велики его дела,
  • Подковать блоху сумели наши чудо – мастера!

  • Мудрецам давно известно: там, где умным мыслям тесно,
  • Нет ни зависти, ни скуки, мастера там на все руки,
  • Шить, варить и рисовать, чисто петь и танцевать!

Ведущая: Я предлагаю вам устроить небольшую экскурсию по городу. Согласны?

  1. (Просмотр фильма «Путешествие по городу»)

Ведущая: Вот мы и вернулись в детский сад.  Ребята, в древнем городе названия улиц были связаны с занятиями людей. Некоторые названия дошли до наших дней: Курковая, Штыковая, Пороховая, Ствольная. В старину говорили, что туляки из названий улиц могут смастерить ружьё. Утром местное радио начинает с мелодии Тульской Оборонной песни, давно ставшей своеобразным гимном нашего города.

  1.   Песня « Тульская оборонная»

Ведущая: Тула – знаменитый город, о нем знают не только в России, но и далеко в других странах. Кто скажет, чем славится наш город?

Дети отвечают: (ружьями, пряниками, гармонями, самоварами, литераторами: Л.Н.Толстой и т.д.)

Ведущая: Прославили Тулу и мастера-гармонщики.

4.ВИДЕО-ПРИЗЕНТАЦИЯ ( ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГАРМОНИ)

 Звучала гармонь и на свадьбах, и вечером на гуляньях.

Ведущая: Вот лежат гармошки

               Для Димки и Сережки

               Что ж гармошки хороши!

                Кто сыграет от души?

5.Видео- ролик « Мальчик играет на гармони»( Прощание Славянки)

Ведущая: Самовар – гордость Тулы. В старину туляки величали его самогреем. Но позже слово «Самовар» понравилось больше. Потому что сам варит. Где угодно поставь самовар, он тут же зашумит, пар пустит, и чай готов. Пейте, люди, на здоровье!  Тульские самовары на всемирных выставках в Париже и Лондоне завоевывали медали.

6.ПРИЗЕНТАЦИЯ   -  САМОВАР

7.ХОРОВОД « САМОВАР»

ВЕДУЩАЯ: А чем ещё славится наш город? Конечно пряниками.

8. Призентация - Тульский пряник

ВЕДУЩАЯ: А ещё? Конечно оружием.

9. Призентация- Музей оружия.

Ведущая: Вы знаете, что нашему городу присвоено высокое звание города – героя! Благодаря ему, враги во время Великой Отечественной войны 1941 года не прошли в столицу нашей Родины – в Москву. Туляки выстояли и победили, и помогли им смелость, отвага, любовь к Родине.

10. Призентация- Памятники ВОВ

Ведущая: Итак, Тула – Город-воин, потому что возник как крепость русского государства.

Тула – Город-труженик, потому что живут в нем мастеровые люди, которые умеют делать оружие, самовары и гармони, выпекать знаменитые тульские пряники.

Тула – Город-герой, потому что во время Великой Отечественной войны туляки с честью обороняли свой город и не отдали его врагу.

Тула – это и часть вашей жизни, ребята. Настоящий туляк гордится теми богатствами, которые создал и сохранил наш город, а поэтому бережно к ним относится. Так будем же любить и беречь нашу Тулу!

Ведущая: Вот и подошел к концу наше путешествие по родному городу!

12.   Звучит песня «Тула земля моя» + видео-ролик.

Дети подпевают и уходят в группу.



Предварительный просмотр:

Статья по музыкальному воспитанию.

Применение нетрадиционных методов в работе с детьми ОНР.

Фирюлина Алла Вячеславовна

                                                                       Музыкальный руководитель

                                                                    МБОУ ЦО №5 город Тула.

Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии. Одним из нетрадиционных методов, которые я использую в своей работе является Музыкотерапия.

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты. Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции. Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств. Традиционные, коррекционные задачи тесно переплетаются с музыкальными:

 • Развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия.

•  Развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации.

• Развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля.

 • развитие мелкой моторики, речи и мышления.

 • Координации движений,

   Коммуникативных качеств и др.

В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в  достижении  максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

В своей работе я применяю  нетрадиционные формы работы по системе Карла Орфа.Орф-педагогика имеет свои «стандарты» процесса, суть которых определяется триадой музыка-речь-движение в их нераздельном единстве на основе детского коллективного творчества. Взращивание и воспитание креативности через искусство-главная цель этой удивительной педагогики. У детей формируются  артикуляционно-телесные и слуховые ощущения простейших ритмических рисунков, формируются интуитивные представления о связи музыки и жизни через омузыкаленное слово и жест, звукоподражания на инструментах, развиваются способности к импровизации, как спонтанному отклику на музыку.

Движения под музыкальное сопровождение, положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, речи воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Так же в своей работе я использую нетрадиционные музыкотерапевтические приёмы, такие как:

 • Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

 • Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т.к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних - подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.

Музыкотерапия Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом), задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью.Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

 • Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение. Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется». Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Игры со звуком «Ж» («Жуки»), снимают кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т.д.

Таким образом, эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей с ОНР, музыкально-художественном развитии и профилактике простудных и других заболеваний.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей, улучшению качества движений (развивается выразительность, ритмичность, координация, плавность); коррекции и развитию ощущений, стимулируют речевую функцию, нормализует просодическую сторону речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Подводя итог можно сказать, что музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Занятие  для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения....

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...

Музыкальное занятие по теме "Русские народные музыкальные инструменты»

Музыкальное занятие по теме "Русские народные музыкальные инструменты»...