"Вокальная логопедия"
консультация по логопедии

Воробьева Юлия Михайловна

Материал для музыкальных руководителей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vokalnaya_logopediya.zip27.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вокальная логопедия

Вокальная логопедия помогает выявить, устранить нарушения речи и детонацию певческого диапазона дошкольников путём внедрения фонопедических распевок и вокальных композиций.

        Лого – вокал – это:

  • упражнения на укрепление певческого дыхания;
  • пропевание звуков, слогов, слов для повышения эффективности работы над звуковой и слоговой структурой слова;
  • развитие чувства ритма;
  • тренировка и укрепление мышц речевого аппарата (артикуляция);
  • работа над выразительностью речи;
  • развитие умения акцентировать внимание на смысловых ударениях и смысловых паузах.

Речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Применение вокально - логопедических упражнений необходимо для коррекции логопедических нарушений, если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата. Специальный комплекс занятий пением может иметь лечебно-терапевтическое воздействие на некоторые виды дисфонии, фонастении, дислалии, ринофонии, и др.,. Позитивный, эмоциональный настрой, правильное применение певческих навыков  благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, избавляет от замкнутости и чувства неуверенности, заикания, помогает снять стресс и расслабиться. Вокальные упражнения применяются при коррекции нарушений темпа речи (некоторые виды тахилалии – ускоренная речь). Вокально-логопедические упражнения необходимо сопровождать музыкой с использованием игровых методов и приёмов. Вокал по своей физиологической сути тесно связан с фонопедией и фониатрией.

Чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этими проблемами. Терапевтический эффект вокала может в значительной мере усилен, если применять голосовое озвучивание, то есть словесный пропетый комментарий  к определенной музыкальной композиции. В содержание этого метода входит – хоровое пение, способствующее развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата.

 

Норма усвоения звуков (по годам)

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-5,6 лет

Звуки

АОЭ

ПБМ

ИЫУ

ФВ

ТДН

КГХЙ

СЗЦ

ШЖ

ЧЩ

Л

Р

Певческий диапазон по Гуцману

Певческий диапазон – объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Возрастные особенности певческих диапазонов детей

Возраст ребёнка

Возрастная группа

Певческий диапазон

2-3 года

1 мл. группа

Ми-ля (первая октава)

3-4 года

2 мл. группа

Ре-ля (первая октава)

4-5 лет

 Средняя группа

 Ре-си  (первая октава)

5-6 лет

Старшая группа

Ре-си (или До второй октавы)

6-7 лет

Подготовительная группа

До (первая октава) – До или Ре (вторая октава)

На различных этапах жизни голос имеет для человека разное значение. В момент рождения крик ребенка становится первым свидетельством его появления на свет и доказательством включения важнейшей жизненной функции — дыхания. В период раннего детства голос еще не обладает ярко выраженными индивидуальными характеристиками и приблизительно идентичен у мальчиков и девочек. Особое внимание необходимо направить на гигиену фонаторного аппарата дошкольников. В это время детей нужно научить правильно заботиться о своём голосе: не картавить, прислушиваться к правильной речи, не кричать, не разговаривать после пения на морозе и не пить холодные напитки, не употреблять острую пищу, не кушать сладости перед выступлением.

Особой интегративной областью изучения голоса и методов его педагогической коррекции при органических и функциональных нарушениях является специальная отрасль логопедии — фонопедия.

Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий воспитание навыков правильного голосоведения с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата гортани с минимальной на него нагрузкой. Одним из приёмов фонетической выразительности является звукоподражание.

Компоненты фонации:

Голосообразование — это компонент фонации, в результате которого достигается основная цель — производится гортанный звук.

Голосооформление — компонент фонации, в ходе которого первичный гортанный звук преобразуется и оформляется в акустический продукт, имеющий индивидуальные, присущие конкретному субъекту характеристики (тембр).

В этом возрасте дети учатся отличать речевое дыхание от певческого.

Вдох — это более активная, жизненно важная фаза дыхания, в которой задействованы все вдыхательные мышцы.

Типы дыханий:

  1. ключичное (плечевое) дыхание;
  2. грудное дыхание;
  3. боковое дыхание;
  4. диафрагмальное (брюшное) дыхание.

Последнее дыхание используется в пении. К данной группе мышц относятся диафрагма — большая плоская мышца, которая расположена поперечно оси тела и разделяет грудную и брюшную полости.

У детей обычно бывает грудной тип дыхания. Ключичное и верхнереберное в более старшем возрасте являются нерациональными, так как при них расширение грудной клетки ограничено. Поэтому, начиная с подготовительной  группы, мы начинаем знакомить их с мягкой и твёрдой атаками звука смешанного дыхания - сочетанием нижнереберного и брюшного. Атака положительно влияет на тембр голоса, помогает избавиться от его зажатости и носового призвука. При выборе репертуара необходимо учитывать психофизические возможности дошкольников.

Таким образом, для нормального функционирования голосового аппарата и обеспечения высокого качества голоса необходимы:

- сильный, длительный рациональный фонационный выдох;

- достаточный тонус голосовых мышц, удерживающих гортань;

- здоровая слизистая оболочка резонаторных полостей.

Резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается, ощущение вибрации.

Вокально – логопедические упражнения для дошкольников по возрастным группам

Цель: Развитие фонематического слуха через вокально-логопедические упражнения.

Задачи:         

  • учить детей воспроизводить логопедические упражнения в согласовании с характером музыки;
  • развивать фонематический слух;
  • прививать интерес к звукоподражанию в пении;
  • формировать у детей вокальные навыки (певческая установка, звукообразование, дикция, артикуляция, певческое дыхание).

Гаврищевой Л.Б. и Нищевой Н.В. разработан сборник «Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры»

Подбор репертуара для возрастных групп по вокальной логопедии

 2 младшая группа:

  • звуки [А], [У], [И], [О], [Э]   по одному тону вверх и вниз - ротовая полость;
  • Е.Железнова «Лошадка» [НО] – носовая полость;
  • Е. Железнова «Петух» [КУ], [ГИ], [ГУ], [КИ] – глоточная полость.

Средняя группа:

  • качание звуков (люлька) [А], [У], [И], [О], [Э] по одному тону вверх и вниз - ротовая полость;
  • [ЗИ], [ЗА]  - по одному тону вверх и вниз – ротовая полость; 
  • Е. Железнова «Лиса» [СУ], [СА], [СЫ], [СИ] – ротовая  полость.
  • [БИМ] – нисходящее движение по тонам с задержкой санорного звука [М] – носовая полость
  • М. Лазарев «Гуси - потягуси» [ГУ], [СИ], [ГА] – глоточная полость.

Старшая группа:

  • Е. Железнова «Петух» [ЧА], [ЧИ], [ЧУ], [ЧЁ] – ротовая  полость;
  • Е. Железнова «Петух» [ЧЕ], [ЧУ], [ЧИ], [ЧА] – ротовая полость;
  • Е. Железнова «Петух» [ШИ], [ШО], [ШУ], [ША] – ротовая полость;
  • Е. Железнова «Петух» [ЖА], [ЖУ], [ЖЕ], [ЖИ] – ротовая полость;
  • Е. Железнова «Дождик» [КАП] – ротовая  полость;
  • Е. Железнова «Ам» [АМ] – носовая полость;
  •  «ЖУК» (Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель) – глоточная полость.

Подготовительная группа:

  • Е. Железнова «Гласные» [АОУИЭ] – ротовая  полость;
  • М. Лазарев «Дышит паровоз» - ротовая полость;
  • Т. Овчинникова «Песок» [СЦ] – ротовая  полость;
  • «Щи» - ротовая полость;
  • Л. Хисматулина «Маленький ёжик» (ФКЛРТ) – ротовая полость; 
  • Е. Железнова - [МО-БЕ], [КО-АФ], [ЖУ-ПИ], [НУ-ДА], [ЛЮ-ЛЯ] – ротовая полость;
  • Е. Поплянова «Черепашка Рура» [Р] (муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой) – ротовая  полость;
  • «Бобик» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой) -глоточная полость;
  • распевка с закрытым ртом [М] – носовая полость.

Вокально-логопедический комплекс «Звучащий язычок»

Воробьевой ЮМ

  1. «Лошадка»
  2. «Кучер»
  3. Звукосочетание «Тр»
  4. Звукосочетание «Др»
  5. «Индюк»
  6. «Балалайка»

Ссылка на аудио: https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2022/11/zvuchashchiy-yazychok

Вокально – логопедические песенки Воробьевой Ю.М.

для развития певческого дыхания у дошкольников

  • «Шарик»;

Ссылка на аудио: https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2022/11/sharik

  • «Свеча».

        

Ссылка на аудио: https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2022/11/svecha


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-певческих навыков на занятиях вокального кружка

В данном материале  представлены методы и приемы работы над вокально-певческими навыками на занятиях вокального кружка в нашем детском саду...

Конспект тематического занятия «Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»

Задачи в развитии:- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;- Развитие мышления, внимания, памяти;- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голос...

Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда по музыкально – театрализованной деятельности «Формирование вокальных и артикуляционных способностей ребенка»

Приобщение детей к музыкально- театрализованной деятельности, в работе над спектаклем, сценической монологической и диалогической речью почти всегда начинается через пение, потому что пением дети начи...